Насколько я знаю, орден иезуитов старался иметь своих представителей повсюду, официальными целями и задачами считались обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Не интересовалась деятельностью этого, так часто упоминаемого в различной литературе мужского духовного ордена Римско-Католической церкви. Поэтому, просто с интересом читаю письма законсперированных миссионеров на русской земле времён Петра Первого. Естественно, это были разведчики. Писали письма очень осторожно, пользовались шифром. Прежде всего меня интересовали их сообщения о Петре Великом.
(написано Геральдом a Santa Cruce 23 марта 1698 г)
Интересно, что иезуиты прибыли в Москву вместе с посольством (и под его крылышком). Естественно, тщательно утаивалась их принадлежность к ордену. И поначалу к ним и к их деятельности долго присматривались и относились с недоверием.
Представьте себе, какой увидели эти отцы страну и народ её населяющий! Как сожалели они о том, что руки их связаны сильным отвращением русских к иезуитам! Какая нива, виделась им для их миссионерства!
Да! Близок локоть, да не укусишь. А потому миссионеры, набравшись терпения, принялись делами и словами всячески заслуживать к себе лучшего отношения. Конечно, не только Россия сама по себе их интересовала. Их также интересовала возможность безпрепятственного транзита в Китай, в коий тогда было всего два пути по суше: через Сибирь, и через Центральную Тартарию. Причём, второй путь был и опаснее, и затратнее, и долговременнее. Главным, по началу, было не "проколоться".
Надо отметить, что миссионеры были людьми наблюдательными, внимательными и умелыми. А потому их наблюдения заслуживают внимания. Они указали, что между царём и боярами было противостояние.
Я бы ещё обратила ваше внимание на то, что оппозиция царю без дела не сидела и сдаваться не собиралась.
Ещё описываются цены на товары, которые сравниваются с европейскими. Отмечается дешевизна продовольствия, но дороговизна тканей и мехов (по причине нестабильности в Сибири).
Интересно, каким образом на царском пире выражалась благосклонность к одним и её недостаточность к другим посольствам.
В письмах иезуитов часто встречается упоминание об "информационной войне" того времени. Велась она и внутри страны, местными, и снаружи.
Мне попалось место, которое поначалу вызвало вопрос, о какой договорённости с царём во время его пребывания за границей идёт речь. Изходя из этого же текста, ответ пока один - о разрешении строительства каменного католического храма.
Такие договорённости могли иметь место, поскольку в России проживало множество иностранцев (иноверцев), были свои пастыри у лютеран, а протестантов и магометян. Но со строительством именно католической церкви могли быть проблемы, в первую очередь, потому, что с Польшей отношения были весьма напряжённые. Вопрос со строительством храма пока притормозили, а вот вторую всою цель иезуиты через посла всё-таки попытались решить. Пётр повёл себя весьма дипломатично :о)
Напомню, что приезд иезуитов в Москву состоялся во время пребывания царя с первым посольством в Европу. Иезуиты поселились в немецкой слободе. И стали заниматься просвещением.
Противились иезуитам сподвижники Петра князь Борис Голицин и Лефорт
Поначалу я не поверила своим глазам! Патриарх страны занимается тем, что спит, есть и пьёт водку. Интересно также и то, что царь неуважительно относился и к архимандритам и епископам. Обычно ослами называют упрямых :о) А может быть ещё и закоснелых в своём невежестве? Проверяем, каковым был сам Пётр
Уже несколько раз мне встречалось упоминание, что царя развратили с детства. Оказывается, в те времена развращённостью называлось отсутствие должной религиозности! Это было страшным пороком.
Ещё о царе
Товарищи альтернативщики, утверждающие, что Пётр I был подменен во время Великого Посольства, а также то, что он был ставленником (родственником) клана Медичи! Обратите внимание на отношение царя к католичеству! Отношению настолько негативному, что осторожные иезуиты не решаются поговорить о строительстве храма.
Похоже, что господа иезуиты убедились в следующем:
Мало помалу привлекая заботливостью, участием и проведением красивых богослужений, а также обучением детей и молодёжи наукам, иезуиты осваивали территорию. У них была и поддержка - генерал Пётр Гордон (бывший учителем юного Петра)
Это описание много говорит о Петре. И прежде всего, - о его человечности. Были у него враги, но были и люди, которых он любил искренне и глубоко.
Иезуиты, конечно, усматривали в этой сцене перемену отношения царя к их религии.
Может быть я и ошибаюсь, но то, что приняли на свой счёт иезуиты, по-моему, было со стороны царя выражением уважения и любви к покойному и к тому, во что он верил.
Дальнейшее подтверждает, что Пётр не занялся сразу "облагодетельствованием" иезуитов.Письмо от 11 января 1701 года.
Заодно хочу обратить внимание, на изменение в церковном управлении
Теперь, уважаемые читатели, внимание!
Посмотрите, как появилась альтернативная история с бритьём бород!
В стране назревают очередные изменения, а у иезуитов -"печалька". Правда, они не отчаиваются и трудятся на своём поприще ещё усерднее.
(это был первый мой конспект сборника писем иезуитов, освещающих время начала петровских реформ. Продолжение следует)
Източник http://starieknigi.info/Knigi/...
Оценили 23 человека
24 кармы