Славянское язычество. Что это была за религия?

657 20318

Что же представляло из себя славянское язычество? Современная картина во многом сложилась под влиянием академика Б. А. Рыбакова. В своих объемных трудах "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси" он нарисовал величественную картину славянского язычества. Здесь и огромные храмы, в которые стекались тысячи верующих на обряды и "соборы", здесь и обширная мифология, здесь и многотысячная корпорация жрецов (даже языческих теологов), здесь и идолы языческих богов, здесь и философская языческая картина мира, и всё это языческое великолепие уходит корнями в глубь тысячелетий, аж в каменный век и к скифам-сколотам. Именно его труды и послужили основой для различных неоязыческих культов. Казалось бы, есть чем гордиться, но вся беда в том, что Б. А. Рыбаков (несмотря на его заслуги перед наукой) добросовестным ученым не был. Очень часто он попросту подбивал факты под свои теории, если не игнорировал их. Чтобы не быть голословным советую прочитать разгромную критику Б. А. Рыбакова другим крупным историком А. П. Новосельцевым в 1993 г. в статье "Мир истории" или миф истории". Вся величественная картина славянского язычества является историческим конструктором Б. А. Рыбакова из разнообразных исторических фактов, источников и различных эпох. Б. А. Рыбаков хотел, чтобы славяне имели великую языческую религию - он её им дал.

Но чем же была языческая религия славян, если оторваться от теорий академика?

Как славяне представляли бога? Это очень важный вопрос, ответ на который дает представление о развитии религиозных взглядов славян. Славяне исповедовали политеизм, т. е. богов у них было много. Древние боги достались славянам по наследству от индоевропейских предков. У каждого рода был свой мелкий бог-покровитель - от них даже имен не осталось. Каждое племя поклонялось общему богу-покровителю племени, союз племен (поляне, кривичи и др.) имели уже общий культ своего бога - эти божества уже восходили к древней индоевропейской мифологии. Впрочем язычники ничего не имели против принятия в свой пантеон чужих богов, вроде иранских Хорса и Симаргла. Языческий бог имел локальный характер и культ такого бога носил ограниченный характер. Несмотря, что в мифологии языческие боги были объединены семейными узами, на культ это никак не влияло - чье племя было сильнее, тем могущественнее было божество. У некоторых божеств вообще не было культа - хорошо еще если священный камень стоял или дерево. Как показали этнографические данные поклонялись славяне в основном божествам плодородия аграрного цикла (Род, Лада, Ярила и проч.), что было весьма практично, потому что население будущей Руси было сплошь крестьянским. Городов не было вообще, потому и городские боги-покровители появились только с возникновением государства и приходом варягов. Скандинавское название Руси Гардарика не означает "Страна городов". Слово "гард" означает окруженный забором хутор или поселение.

Как же представляли себе славяне бога: в виде невидимого духа или воплощенного в материальном предмете, в том же идоле? Источники нам не оставляют места для сомнения - в виде материального предмета. Перед крещением князь Владимир приказал изломать каменные и изрубить деревянные идолы, а "Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей". Очень интересное примечание, то есть наказывали и уничтожали не сами идолы, а самих богов. Писал это хоть и христианский летописец, но во время, когда язычество еще было живо. "И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель". И опять Владимир говорит об идоле, как именно о боге. А что язычники? Плакали, бежали следом и просили своего бога, уверенные что идол их слышит: "Выплыви, Перун", то есть идол Перуна должен был явить чудо и посрамить христиан, но Перун не выплыл, чем нанес язычеству непоправимый ущерб. То же произошло и в Новгороде: "и требища разруши, и Перуна посѣче, и повелѣ влещи въ Волхово; и поверзъше ужи, влечаху его по калу, биюще жезлѣемъ; и заповѣда никому же нигдѣ же не прияти. И иде пидьблянинъ рано на рѣку, хотя горънци вести в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: «ты, рече, Перушице, досыти еси пилъ и ялъ, а нынѣ поплови прочь»" (Первая новгородская летопись, перевода нет). То есть простой поселянин подошел к идолу Перуна, посмеялся и толкнул шестом плыть бывшего бога дальше со словами: "Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь".

Падение Перуна в Новгороде.

Но может быть, это выдумки христианских авторов? Есть свидетельства язычества полабских славян, у которых язычество продержалось до 12 в. Так, был известен четырехголовый бог Святовит. Как показал Збручский идол это был идол, где были изображены четыре бога. Но сами иностранцы придумать, что Святовит - это один бог, а не четыре не могли, поэтому информация была получена непосредственно от славян. То есть, Святовит - это название идола, которому поклонялись язычники. Известен другой, уже трехголовый идол славян - Триглав. "Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них" (Эббон, "Житие Оттона, епископа Бамбергского"). Это уже прямая передача слов славянских жрецов, то есть идол с изображением трех богов назывался у язычников богом.

В представлении славян бог и идол были одним целым. Они даже не представляли бога в виде нематериальной сущности. Все их боги и духи были материальны. Бога можно было обмануть, избить и даже убить. Это говорит о неразвитости религиозных представлений у славян. Но это прошли все народы Земли. Такой цивилизованный народ, как вавилоняне, имели аналогичные представления о божестве. Они могли даже взять вражеского бога в плен, а бог Мардук лично (в виде идола) участвовал в избрании нового царя. Поэтому славяне не исключение. Разумеется, современному человеку сложно такое представить и понять, но это представления о божестве и духах пришли из глубокой древности, когда различные явления и вещи еще были неразрывно связаны друг с другом. Весь мир, вся человеческая деятельность и жизнь воспринималась как единое целое. Нереальное и реальное, естественное и сверхъестественное - не разделялись, а воспринимались как объективная данность. У славян первобытное восприятие мира сохранилось неизменным на протяжении тысячелетий. Иначе нельзя объяснить существование идолов, где несколько различных богов соединялись в идоле в единый образ бога Святовита или Триглава. С таким отсталым и примитивным багажом славянские язычники вступили в I тыс. н. э.

Но в виде идола боги существовали только на земле, в мире людей. У себя, в мире богов,  они жили своей божественной жизнью. Боги умели колдовать, превращаться в людей, животных и неживые предметы, становиться невидимыми. Идол вполне мог ожить, начать двигаться, говорить, наградить и наказать. Эббон в житии епископа Оттона описывает следующий случай, когда немецкий священник спасаясь от толпы язычников: "...приблизился к самым дверям храма и, не зная, куда повернуть, отчаянно вбежал в само святилище и, увидев золотой щит, прикрепленный к стене и посвященный Яровиту, их Богу войны, — которого касаться у них было запрещено, — схватил этот щит и вышел к ним. Они же, будучи глупой деревенщиной, решили, что встретили своего Бога Яровита, и, потрясенные, обратились назад и пали наземь." Славянские язычники приняли немецкого клирика со священным щитом и решили, что идол ожил и вышел из храма.

Идолы и храмы. У христиан или мусульман храм - это дом молитвы, где верующий обращается к Богу. Для язычника храм это дом бога, где бог живет, как человек. Языческому богу нужна еда, питье ("Ты, Перунище, досыта ел и пил",- сказал Перуну ехидный новгородский мужичок), одежда, развлечения и даже жена с наложницами. В древней Месопотамии некоторые боги имели целый штат музыкантов, танцовщиц, блудниц и законную жену из людей. На Руси до такого не дошли, потому что общественная организация восточный славян до государства не доросла, а потому славянскому божеству полагался дом, несколько жрецов-слуг, через которых божество общалось с верующими и которые следили за порядком и питанием божества, а у полабских славян богу так же полагался конь. Божество находилось в храме в виде идола. Просто так в храм жрецы не пускали, чтобы не беспокоить бога из-за пустяков. Входить можно было только ради приношения (необязательно жертвенного животного, хотя это приветствовалось), можно принести Богу было деньги, еду, ткани и другие ценности. Не обязательно это было возможно только в праздник, но допускалось и по различным другим случаям, например за избавление от болезни или за спасение в дороге. "Герман [(слуга Оттона)] в варварской шапке и одежде, после многих трудных приключений в пути придя к той вдове, заявил, будто он спасся из бездны бурного моря, воззвав к Богу своему Триглаву, и потому желает принести ему надлежащую жертву за своё спасение..." (Эббон, "Житие Отгона, епископа Бамбергского"). Так же, как у других древних народов, территория храма имела право убежища. "Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте" (Гельмольд. "Славянская хроника").

Днем идол стоял в храме неподвижно, но вот ночью оживал, так как наступала пора духов. Оживший идол кушал приношения и занимался своими делали, поэтому ночью входить на территорию храма было запрещено, так как видеть ожившего бога, по языческим поверьям, если бог сам того не желал, было опасно для здоровья. Святотатца могла ждать смерть.

Идолы богов-покровителей рода и семьи.

Идолы были разные в соответствии с рангом, занимаемым богом в языческом культе и иерархии. Великие боги имели каменные, но чаще деревянные, статуи выше роста человека. А вот идолы-покровители рода или семьи были маленькими. Они стояли в доме в красном углу, где сейчас находятся иконы.

В храме могли обитать не один бог, а сразу несколько. Мы не знаем, как выглядели языческие храмы, археология не дает нам полной картины, но описания очевидцев говорят, что это были красивые здания с богатой отделкой: "Были в городе Щецине четыре контины, но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими; <...> краски внешних изображений никакая непогода, снег или дождь не могли затемнить или смыть, таково было мастерство художников. В этом здании, по древнему отеческому обычаю, захваченные богатства и оружие врагов, и нечто из морской добычи или добытого в наземных битвах, согласно закону десятины собиралось. Также чаши золотые или серебряные, с которыми обычно пировали и пили знатные и могущественные люди, здесь хранились и в дни торжеств выносились, словно из святилища. И огромные рога лесных быков, позолоченные и украшенные камнями, для питья, и рога для игры, мечи и ножи, многая драгоценная утварь, редкая и прекрасная видом, здесь хранили для украшения своих Богов". (Герборд, "Житие епископа Оттона").

Храм полабских славян посления Гросс-Раден.

А какие же храмы были у наших предков? Должен огорчить, но такого великолепия там не было. Наши предки были бедны. Это были крестьяне, которые занимались подсечно-огневым земледелием и жили в полуземлянках. Они ни с кем не торговали, в грабительские походы не ходили, поэтому серебра и предметов роскоши у них не было.Торговать они начали только с 80-х гг. VIII с открытием волжского торгового пути и то арабское серебро уходило в Пруссию, богатые торговые острова Рюген и Готланд, а с 830-х начало уходить в Скандинавию, то есть торговлю перехватили выходцы из Прибалтики и Скандинавии, еврейские купцы Хазарского каганата тоже в накладе не оставались. Местная славянская знать получала крохи. Это и стало одной из причин призвания Рюрика и создания Древнерусского государства. Поэтому на Руси не было богатых языческих храмов - они были очень скромные. Даже про богатства храмов нам ничего не известно из источников.

Скандинавский храм под Тронхеймом. 5 в. н. э. Храмы наших предком выглядели примерно так же.

Правда, не нужно думать, что идолы мог делать все кому не лень. В храмах стояли очень древние идолы, изготовленных много столетий назад. Если посмотреть на дошедшие до нас славянские идолы, то выглядят они крайне примитивно. Даже в сравнении с дошедшими до нас образцами дохристианского искусства идолы выглядят шагом назад. Это видно по Себежскому идолу и Збручскому идолу - это довольно грубые и безыскусные изваяния. Себежский идол женского божества даже примитивнее. Это не удивительно - идолы очень древние. Именно поэтому они почитались общиной, потому что были освящены временем и традицией. Подсунуть им другой идол было невозможно, пока в их храме стоял древний истукан.

Збручский идол Святовита.
Себежский идол женского божества.

Можно было основать новый культ и поставить новые идолы, как это сделал князь Владимир, но уважения такие идолы еще должны были еще заслужить, например чудесами или прорицаниями. Князь Владимир хотел связать свой пантеон и государство кровью человеческих жертв, но это внесло только разлад в общество, потому что немногие радовались, что их режут во благо государства на жертвеннике перед Перуном.

Божество ради удобства перемещения могло воплотиться и в знамени, как замене идола. Титмар Мерзебургский пишет о таких знаменах лютичей: "А лютичи, возвращаясь домой, в гневе сетовали на причинённое их богине оскорбление. Ведь некий вассал маркграфа Германа камнем продырявил её изображённый на знамени образ; слуги их, с возмущением поведав о том императору, получили в качестве возмещения 12 талантов. А переходя возле города Вурцен широко разлившуюся Мульду, они потеряли, вместе со славной свитой из 50 воинов, второй образ богини" . Известны такие знамена у балтских племен. Что было весьма практично, потому что таскать в походе деревянный или каменный идол было не просто.

Примерно такие же знамена имели славянские язычники, только вместо христианских святых и Иисуса Христа там были вышиты языческие боги. Христианская церковь сохранила традицию.

Уничтожение идола было трагедией. Идол и человеческий коллектив считались одним целым. Гибель идола можно было считать гибелью коллектива. Конечно, выход находили в изготовлении нового идола, но его уже нельзя было сравнить со старым и только время примиряло людей с новым идолом. Эта традиция и поныне сохранилась в России в виде почитания воинского знамени. Знамя в армии окружено трепетом и почитанием, его требуется защищать до последней капли крови, потеря знамени может привести к расформированию военного подразделения (и часто приводило), а захват знамени врагом считается позором. Сейчас, разумеется, никто не считает знамя божеством, но традиция пошла именно с языческих времен.

Не имея государства, не имея дополнительных доходов от грабительских войн и торговли идолы и храмы выглядели очень бедно и неказисто. Новый идол Перуна с золотой головой и серебряными усами, установленный князем Владимиром в 980 г. в Киеве, надолго остался в памяти наших предков, до сих пор видевших древние грубые статуи богов. Не удивительно, что оказавшись в православном храме посланцы князя Владимира испытали культурологический шок: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой" (Повесть временных лет).

Священные тексты. Любая религия имеет свои священные тексты, то есть тексты, которые считаются почитателями священными и окружены особым почитанием. Древнейшими священными текстами являются гимны богам. Тексты могут быть как устными, так иметь письменную запись. Очень часто имеют конкретного автора.

Имели ли славяне свои священные тексты? Б. А. Рыбаков уверен, что имели. "Наибольший интерес для нас представляет, однако, не эта повседневная практика волхвов и даже не организация торжественных ежегодных "соборов" у святилищ или похорон в огромных курганах - для понимания уровня развития славянского язычества важнее теологическое творчество волхвов-друидов, те сказания, мифы, "кощюны", ради которых "многы събирающеся к кощюньником"....

Важным разделом деятельности волхвов-волшебников было создание и передача по наследству многообразного обрядового фольклора. Его истоки шли из далеких глубин первобытности и благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества дошли в глухих углах России до XIX в., до встречи с исследователями-этнографами. Переводы с греческого позволяют нам определить, что "myphos" и "leros" переводилось на русский язык XI-XII вв. как "кощюны", "басни".*

С этим можно было бы согласиться, если бы до нас дошла хотя бы одна кощюна. Уже в приведенной цитате видна натяжка автора: он уподобил славянских волхвов с кельтскими друидами, не понятно на каком основании. Кощюна была тесно связана с магией. "Инии гудуть (играют на смычковых инструментах), инии бають ему и кощюнять". Баять, рассказывать басни, очевидно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается значительно меньшим нападкам церковников, чем кощуны, от которых произведено и наше современное слово кощунствовать, надругаться над святыней" (Б. А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"). "Кощуны семантически связывались с волхвами и волшебством: "Ни чаров внемли, ни кощюнъных вълшеб" (там же). Кроме того, кощуны распевались на свадьбах и похоронах. Но если у них была такая популярность, то почему они до нас не дошли?

Скоморохи, распевавшие кощюны вплоть до 18 века.

Обычный ответ: "Церковники всё запретили, все тексты сожгли, волхвов убили". Но это не соответствует действительности. До нас дошел русский героический эпос - былины, созданный в 10-11 вв. Народ донес до нас богатую языческую обрядовую поэзию. Сохранился огромный корпус языческих заклинаний - заговоров. До нас дошла языческая символика русского прикладного искусства. Обрядовая поэзия поэзия настолько древняя, что имеет аналоги в античном мире и даже шире - на Древнем Востоке. Языческие заклинания дошли до нас уже в христианской обработке, но сделать это могли только волхвы, которых якобы преследовали и истребляли. Сами обвинения в истреблении волхов не имеют под собой оснований. Так в 11 в. было убито несколько волхвов, в 13 в. - четверо. На массовые репрессии не тянет. Скорее всего, кощюны были обычными обрядовыми песнями, типа колядок.

Языческие игрища. Здесь распевали кощюны.

Писать русские волхвы тоже умели. Это доказывают письменные инструменты - стили с языческими мотивами. Первоначальные летописные записи были сделаны в дохристианское время. Поэтому умели волхвы писать - они первые оценили удобство кириллицы и начали применять, в том числе для записи первых договоров Руси с Византией. Однако, ни одной записи славянских мифов до нас не дошло, даже в эпиграфике. Даже индейцы Месоамерики, действительно попавших под гнет католической церкви успели записать свои мифы и даже священную книгу "Пополь-Вух". Скандинавы записали Старшую и младшую эдды. Но славяне не оставили от своих мифов ни каких записей. Они знали имена богов, знали их функции, помнили языческую космологию. Но сами мифы как-будто испарились, не оставив следа. Почему? Скорее всего потому что их не было. Забыли.

Но что осталось? Нам остались русские волшебные сказки. Это уникальное явление. Больше я нигде не встречал сказок столько сильно наполненных мифологическими сюжетами. Причем сюжетами древнейшей мифологии. Сказки, как и былины, передавались через поколения в поколение, от отца к сыну. Можно, предположить, что это были династии волхвов. Но если это так, то почему сказка сохранилась, а мифы нет? Сказка - это не миф. Это тень мифа. Скорее всего, мифы отошли в область волшебной сказки естественным путем. Их попросту забыли уже в 8-9 вв. Обрядовая поэзия, волшебные сказки и заклинания вытеснили древние гимны, а новые создавать было не зачем и не кому. Древняя языческая религия деградировала став для почитателей чисто утилитарной вещью. Она не давала духовной пищи своим почитателям. Поэтому христианство так легко победило языческие культы, но вот обряды и заклинания, имеющие чисто практический смысл победить так и не смогло.

Культ богов. Наши предки были политеистами, то есть верили не в одного бога, а в существование множества богов. Некоторые языческие религии знают сотни, если не тысячи богов. Но вот славяне большим количеством богов похвастаться не могут. Пантеон богов схож у всех славян, только одних и тех же богов они называли разными именами. Пантеон у славян был на редкость небольшим. Историкам известно от силы два десятка славянских божеств и даже топонимика не расширяет наши знания о славянских божествах. Это говорит о том, что общеславянский пантеон сложился очень давно, еще в эпоху славянского единства во второй половине I тыс. до н. э. Именно этот пантеон стал основой славянской идентичности, которая отличала славян от германцев с их верой в Одина, Тора и Фрейю, от кельтов с их верой в Таранниса, Цернуноса и Езуса, от балтов с их верой в Диеваса и Перкунаса.

На территории Древней Руси располагались с десяток племенных союзов, поэтому богов хватало на всех. Правда, мы не знаем какие именно боги покровительствовали тому или иному племенному союзу. Но боги были разные, потому что ввод культа божества соседнего племени автоматически означал для племени подчинение. Культ одного бога сближал различные племена и роды в одном племенном союзе и противопоставлял другим племенным союзам. Поэтому язычество больше разъединяло народ, чем объединяло. Каждое племя, входящее в племенной союз имело своего бога-покровителя, а каждый род - своего. Разные племена могли поклоняться одним и тем же богам, что племя соперника, но это язычников не смущало: у дреговичей была своя Макошь, у полян - своя. В целом они понимали, что поклонялись одному божеству, но идолы были разные, поэтому Макошь дреговичей была совсем не та богиня, которой поклонялись поляне. Подобный дуализм был характерен для языческого сознания.

Боги-покровители племенных союзов имели храмы, им назначали жрецов, в их честь совершались пышные жертвоприношения и обряды. Немецкий хронист Гельмольд в "Славянской хронике" так описывает поклонение главным богам славян: "...первыми и главными были Прове, бог альденбургской земли, Жива, богиня полабон, и Редегаст, бог земли бодричей. Им предназначены были жрецы и приносились жертвы, и для них совершались многочисленные религиозные обряды. Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми..."

Храм на Благовещенской горе у Вщижа.

Племенным богам тоже могли поставит храм, но могли оставить идола просто на священном месте без храма, то есть на капище. Капище представляло собой холм со срезанной верхушкой, где стоял идол, окруженный оградой и ямами со священным огнем - крадами. Сами храмы при крупных поселениях были небольшими избами, украшенных резьбой. Боги-покровители родов имели небольших идолов.

Капище Перуна в Новгороде. Просто и без изысков.







Небольшие храмы рожаниц с русских вышивок. Такие храмы стояли в каждом крупном поселении.

Гельмольд специально подчеркивает наличие множества идолов и их отличие от главных богов: "Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд".

Отсутствие жрецов вполне можно понять: принести жертву богу племени мог и князь, а богу рода - глава семьи. Жрец требовался только для бога, имеющего храм. Идолу, стоящему на капище, жрец был не нужен (костры-крады зажигались только по праздникам). А небольшим фигуркам-идолам, покровителям рода, которые находились внутри дома, жрец совсем не требовался - накормить его мог любой член рода.

Письменные источники дают нам скудный список богов наших предков. Перун, Макошь, Даждьбог (Хорс), Род и рожаницы, Велес, Симаргл, Сварог, бог огня Сварожич, Стрибог. Этнографы добавили в этот список Ладу, Лелю, Ярилу и Ящера. Нужно думать, что это был сознательный выбор наших предков. Этим богам поклонялись, остальные существовали виртуально в мифологическом запаснике. Если приходила нужда, тогда то или иное божество доставали из мифологии и воплощали на земле в виде идола. Как это произошло с Ящером. Это древнее зооморфное божество, аналогичное греческому Океану или индийскому Варуне, долгое время был не нужен славянам, потому его образ не развивался и остался в архаическом животном виде. Но когда славяне вышли к морю, как поляки в Поморье, или, как в случае с нашими предками к Ладожскому озеру и Финскому заливу, то нужда в покровительстве бога вод заставила стряхнуть пыль с древнего Ящера и установить его культ, где он вытеснил Рода в культе рожаниц.

От индоевропейских предков славянам достались в наследство две группы богов: небесные дивы и хтонические асуры. Славяне верили в дивов. Свое происхождение наши предки вели от мифического предка, потомка бога солнца Даждьбога. Индоевропейские народы верили в различные группы богов, что народы разделяло. Так, индийские арии верили в дивов, а иранцы в асуров (ахуров), германцы верили асов-асуров, а у славян асилки были злыми великанами, противниками богов. Поэтому славяне поклонялись небесным богам, но не поклонялись богам хтоническим - Велесу и Сварогу. Это были темные суровые боги подземного мира от которых ничего хорошего не ждали и откупались жертвами. Культ Велеса принесли с собой скандинавы Рюрика, так славяне Велесом отождествили Одина, повелителя мира мертвых Вальгаллы. Поэтому современные изображения, где русские язычники справляют обряды по ночам не соответствует исторической действительности. Ночами приносили жертвы только темным хтоническим богам. Наши предки верили в небесных богов, поэтому все обряды совершались днём при свете солнца.

Все известные божества славянского пантеона были тесно связаны с земледелием и культом плодородия. Перун - оплодотворял Землю, Мать - Сыра Земля - каждый год рожала урожай, Даждьбог (Хорс - иранский вариант Даждьбога, своего рода реверанс Рюриковичей в сторону южной Руси) - отмыкал весну и прогонял зиму, Ярила - дарил богатый урожай и приплод скота, Макошь, Лада и Леля - отвечали за плодородие вообще, в том числе и человеческое, Ящер - обеспечивал рыбой, Симаргл - охранял первые всходы, Огонь Сварожич отгонял болезни от скота и вообще злых духов от дома. Даже хтонические божества были связаны с плодородием: Велес отвечал за скот за что ему оставляли на поле часть урожая, а Сварог не только сковывал реки льдом и морозил землю в виде Морозко, но и одаривал богатым урожаем за что крестьяне приносили Сварогу в жертву кур.

Языческий синкретизм. Несмотря на то, что славянское язычество к 10 в. находилось в упадке - это не значит что так было всегда. Упадок языческой религии стал следствием славянской колонизации, когда массы населения покинули свои родные места и начали обживать покинутые германскими и иранскими народами земли. На первый план выступало обычное выживание колонистов в чужой земле, а не духовные искания. От религии требовался чисто практический результат - богатый урожай и здоровые дети. В результате многое было утрачено. Но это постигло не только славян, но и германские народы, ушедшие на территорию Римской империи. Германские переселенцы так же быстро утратили древние мифы и религию в новых местах обитания. Древние мифы сохранили только народы, оставшиеся в родных местах в Скандинавии.

Но до 5 в. языческая религия активно развивалась. Языческие славянские мыслители дошли до идеи синкретизма, то есть объединение функций различных божеств в одном божестве. Идея не нова, она к этому моменту насчитывала две тысячи лет. Египтяне создали бога Амон-Ра, греки Сераписа, но для славян, оторванных от передовых цивилизаций, синкретизм был прорывом.

Сначала это была триада богов - Род и рожаницы, где три различных божества были объединены одной функцией плодородия. И почитались только триадой. Была ли это семья богов: отец, мать и сын (дочь, пол мог меняться) нам неизвестно, но факт создания устойчивой триады не оспорим.

Далее философская мысль славян шагнула дальше и начали появляться новые божества путём соединения в одном идоле нескольких божеств. Главным таким божеством стал Святовит - идол которого соединял функции и изображения четырех богов (Перуна, Макоши, Даждьбога и божество с рогом) и трехглавого Велеса, являясь таким образом богом Вселенной. Гельмольд пишет о Святовите: "Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту"

Другим подобным божеством был Триглав, племени поморян. Идол имел три головы, то есть соединял в себе трёх божеств. Эббон называет Триглава верховным божеством: "...и самая высокая (гора. -) посвящена верховному Богу язычников Триглаву; на ней есть трехглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный Бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них."

Стили с языческими мотивами, в том числе изображением синкретических богов.


Как выглядел идол на самом деле мы не знаем, но это был явный соперник Святовиту за божественный славянский Олимп. Другими богами, родившиеся в результате синкретизма были боги Ругевит и Поренут племени руян на острове Рюген. Что это были за боги нам не известно. Наши предки знали Святовита, что говорят находки стилей для письма 10-11 вв. с многоглавыми копиями языческих идолов, но источники никаких сведений поклонения синкретическим божествам не донесли. Можно считать, что эти диковинные божества были достоянием русских жреческих родов. Однако, развитие языческого синкретизма было остановлено расселением славян и разрывом славянского единства. Развитие языческой религии прекратилось и постепенно деградировало.

Необходимое отступление. Славяне. Почему языческая религия деградировала у славян? Тут виновата сама история славян. Славяне как этнос появились поздно. Они являются ветвью индоевропейских племен в 3 тыс. до н. э. пришедших в Европу. Индоевропейцы, поглощая древнее неолитическое население Европы расселились срединной части Западной Европы, образовав так называемую культуру курганных могил (1500-1200). Некоторые племена индоевропейцев в нач. 2 тыс. до н. э. продвинулись на Балканский полуостров и Анатолию, где попав под влияния древних развитых цивилизаций стали известны как ахейцы и хетты. Культура курганных могил со временем, ассимилировав местное население, разбилась на несколько культур. В том числе и лужицкую культуру. Это был какой-то отдельный народ, имени которого не сохранилось. В 6 в. до н. э. на территорию лужицкой культуры начинает активно проникать поморская культура (скорее всего прото-балтская) и в 4 в. до н. э. появляется культура подклешивых погребений, которая и стала праславянской, которая одинаково контактировала, как с германцами, так и с ираноязычными племенами.

А потом началась эпоха Великого переселения народов. Часть наших предков были подняты этой бурей и сгинули, но основную массу славянских племен буря истории не затронула. И вот в 5 в н. э. славяне вдруг обнаружили, что окрестные земли опустели. Далее, как считают историки, у славян произошел демографический взрыв. "Согласно расчетам польского ученого С. Курнатовского, около 1000 г. н.э. славянское и славянизированное население в целом насчитывало 6,5—7,3 миллиона человек, в VI—VII вв. — 2,65—4,1 миллиона, в конце V в. — 1,45—2,68 миллиона, включая проживавшие на славянской территории этого времени остатки фракийского, германского, балтского, финского и иранского населения. Собственно славян в конце V в. было 0,7—1,3 миллиона человек (по подсчетам Г. Ловмяньского, около 1,4 миллиона человек)". (В. В. Седов. Славяне в древности.).

Расселение славянских племен.

И это не удивительно. Славяне не были воинственным народом. Они не были завоевателями, покорителями, грабителями. Они были земледельцами. Это не значит, что они могли постоять за себя. Могли, но вот кого-то завоевывать им было просто лень. И тут, в результате Великого переселения народов, у них не остались конкурентов. И славяне начали расселяться по речным долинам не затрагивая местного редкого населения. Через два-три поколения славянские колонисты полностью поглощали местное население посредством браков, ассимилируя местных естественным путем.

Примерно так выглядело поселение славянских колонистов на новых землях будущей Руси.Рубленные избы появились позднее, сначала были полуземлянки.

Нашим предкам пришлось расселяться на восток и север, заселенных балтскими и угро-финнскими племенами, очень отсталыми в историческом плане. Славяне активно перемешивались с местными народами, так что в Поднепровье, населеное ираноязычными племенами, уже пришли в 6 в. славяно-балтские метисы. В результате наши предки оказались на несколько столетий оторваны от развитых цивилизаций, от торговых путей. Восточные славяне были колонистами, занятыми в первое время освоением новой территории и собственным выживанием. Они жили в полуземлянках, хуторами или небольшими поселениями. Государства у них не было. Городов у них не было. Поэтому они отстали в историческом развитии.  Не было письменности, не было библиотек. Сословия волхвов тоже не было. Сохранять древние знания было не кому. И они были утрачены. Были утеряны древние мифы, древние гимны. От религии остались только покровители боги-идолы, обрядовые песни и магические заклинания. Религия стала носить чисто утилитарный характер, ничего не давая душе.

Культ плодородия. Наши предки были крестьянами-земледельцами. Вся их жизнь, вся жизнь родового коллектива зависела от урожая. Если урожай был хороший, то зиму переживали сытно и весело до следующей весны. Но если урожай был плохой, то это грозило голодом и смертями. Наши предки жили родовым строем и натуральным хозяйством, торговые связи носили случайный характер, поэтому закупить хлеб в случае голода было негде и не на что.

Масленица.
Вождение русалки в Русалье заговенье. 30-е гг. 20 в. Воронежская область.

Поэтому культ плодородия был основой языческой религии. С культом плодородия было в язычестве было связано буквально всё. Все боги языческого славянского пантеона были так или иначе были связаны с плодородием. Перун, помимо воинских функций, еще дождем оплодотворял землю. Ярила умирал и воскресал каждую весну, хотя скорее всего был богом войны. Иранский крылатый пес Симаргл отвечал за первые всходы. И даже хозяин мира мертвых Велес отвечал за скот. Особым почитанием у славян окружалась древняя богиня земли, имя которой славяне забыли и называли только эпитетом - Мать - Сыра Земля. Вот слова языческого жреца Яровита из "Жития епископа Оттона" Гербода: "Я — твой бог. Я покрываю всходами поля и листьями леса. Плоды полей и деревьев, приплод скота и всё, что служит нуждам людей, в моей власти. Это я даю моим почитателям и тем, кто презирает отвергающих меня".

Вся жизнь наших предков была подчинена сельскохозяйственному календарю. Веками она не менялась, потому что меняться особо было не чему. Посев - уборка урожая - ожидание нового посева - в таком круге проходила жизнь наших предков. Поэтому культ плодородия сохранился вплоть до 20 века, а кое-где и в 20 веке. Христианская церковь оказалась бессильна бороться с этим культом. Мало того, культ плодородия отчасти подчинил себе церковь на селе. Так, роль в обрядах плодородия место древних жрецов заняли православные батюшки. И попробуй откажись - общинный мир не поймет такого отказа. Вот как описывает один из таких ритуалов этнограф 19 в. С. В. Максимов:

"Поставлен в поле стол, покрытый чистой скатертью. На нем серебрится на солнышке водосвятная чаша, желтеют свечки и сереет коврига печеного хлеба. Перед столом, полукругом, стоят бородачи с иконами в руках, закрытыми полотенцами. Против них поместился священник с причтом, а за ними и весь этот народ, от чрева матери обреченный в поте лица своего снести хлеб свой. Молебен отпели: толпа зашевелилась и загудела, как пчелиный рой. Подали священнику севалку — лукошко с веревочкой, чтобы ловко было перекинуть ее через плечо — берет он из нее горсть сборной ржи от каждого двора и ловко, привычной рукой, разметывает зерна по пашне. Затем идет он краем поля, поперек всех загонов и кропит все полосы святой водой. И чью полосу окропляет, тот хозяин крестится, а иной еще, сверх того, шепчет про себя, какую знает, молитву. Иконы относят в церковь; попа с дьячком зовут в избу и предлагают посильное угощение, в полную сыть"

Праздник Ивана Купала.

Таких сезонных ритуалов культа плодородия у наших предков было огромное множество. Ритуалы, вроде зимних гаданий, встречи весны, встречи первых всходов, начало уборки урожая и т. д. вносили разнообразие и значимость в крестьянскую жизнь. Ритуалы плодородия у славян делились на собственно религиозные и магические. Религиозные обряды обращались непосредственно к богам. Это был праздник для всей общины, когда все роды собирались к общему храму бога-покровителя и торжественно приносились жертвы и проводился общий пир. Б. А. Рыбаков реконструирует название таких общих собраний язычников, как "соботку" или "соботу". это были очень важные события в жизни общины, потому что славяне обращались за плодородием и урожаем к самым главным покровителям. Эббон, составитель жития епископа Оттона, так описывает подобный праздник: "Юлин, Юлием Цезарем основанный и названный — в котором даже копьё его, прикреплённое к колонне огромной величины, памяти его служило, — имел обычай праздник некоего идола в начале лета отмечать большим стечением людей и пляской. <...> Сходясь с обычным жаром на упомянутый праздник идола, все жители края многообразными способами устраивали зрелища и пиршества, и сами прежде скрытые изображения идолов народу, разнузданному пустой радостью, показывали и к древнему языческому обряду побуждали, и постоянно впадали от этого в бедствие Божественной одержимости".

Помимо общих жертвоприношений, в каждой поселении справлялись свои моления и приношения. Это уже были боги почитания, которых было распространено по всему славянскому миру: Ярила, Лада и Лель (в этом случае у язычников эти боги могли почитаться как в женской, так в мужской ипостаси), Род - наших предков. Масштаб местного праздника был меньше, но от того не менее важный. Эти обряды сохранились в русской деревне до 20 в. Общие языческие жертвоприношения и собрания были вытеснены христианскими праздниками.

Колядование.

Другой формой культа плодородия были магические ритуалы. Здесь уже славяне не призывали на помощь богов, а совершали различные обряды и заклинания, которые либо воздействовали на плодородие, обеспечивали хорошую погоду, отгоняли болезни и злых духов. Помощь богов играла в магических ритуалах только вспомогательную роль. Совершались такие ритуалы тайно, обычно ночью. Совершать такие ритуалы мог как колдун, а мог и любой человек (гадания, например, или зарывание куриного яйца в борозду). Непосредственно к языческой религии магические ритуалы не относились, но они были органичной частью жизни наших предков и сложно даже сейчас назвать где в языческой религии стиралась грань между религий и магией.

Культ плодородия носил для наших предков важный, но чисто утилитарный смысл - обеспечение богатого урожая. Именно поэтому православная церковь победить этот культ не сумела. Победили культ агрономы, удобрения и пестициды, после чего культ плодородия умер окончательно.

Жрецы. Представление о славянских жрецах у нас сложились во много под влиянием работ Б. А. Рыбакова. Он писал даже о сословии языческих жрецов, о существовании жреческой иерархии и огромной роли жрецов в славянском обществе. Жрецы у Рыбакова создали языческий календарь, систему письменных знаков, составляли первые летописи и сочиняли языческие мифы-кощюны. Эти представления перекачивали в жанр славянского фэнтези и учения неоязычников.

Волхв и вещий Олег.

Всё было бы прекрасно, но этот образ мудрого жреческого сословия существовал только в фантазиях академика. Хотя бы потому что в условиях родового строя сословий у славян не было. Только с появлением государства славянское общество начало делиться на сословия. Славяне не делись на варны и касты, как индийские арии - для этого нужно было завоевать и подчинить местное население, а славяне не завоевывали, а расселялись, постепенно ассимилируя местные племена. Трехчленное сословно-культовое деление на знать, жрецов и простолюдинов не было общим индоевропейским явлением, даже среди у иранских племен оно встречается не у всех. Оно было у кельтов, но не было у славян и германцев. Поэтому сравнивать славянских жрецов с кельтскими друидами не возможно в силу самого отсутствия сословного деления у славян. Жреческое сословие появилось только у полабских славян, но только потому что у тех сложилось государство и жрецы стали частью верхушки раннефеодальных государств. Наших предкам история не дала шанса появлению жреческого сословия - христианизация произошла в 10 в., до того как жречество успело укрепиться в обществе Руси как сословие.

Кем же были славянские жрецы? Б. А. Рыбаков для создания массовости "жреческого сословия" произвольно присоединил к ним колдунов, знахарей, ворожей, которые никак к жрецам не относились.

Жрецом был уважаемый человек, который следил за храмом божества и руководил обрядами, в том числе жертвоприношениями. Жрец наизусть молитвы и заклинания, знал порядок проведения ритуала. Колдуном он был в последнюю очередь, а иногда не был вообще. Само слово "жрец" происходить от др.-русского "жрѣти" - приносить жертвоприношение, т. е. "жрец" - это тот, кто совершает жертвоприношение. А вот волхвы жрецами, или служителями богов, не были, это были специалисты по заклинаниям, т. е. колдуны.

Очень достоверное изображение славянского жреца. Старец, убеленный сединами. Так сказать, на пенсии.

Древнерусские источники о жрецах крайне скудны. Мы фактически ничего о них не знаем. Но можно провести аналогии из античной истории, где религия застыла в развитии. В Греции и Италии было много храмов и еще больше священных мест. Некоторые культы были государственными и содержались за счет государства, некоторые культы поддерживались отдельными общинами, а некоторые просто группой людей. Жрецами в храмы назначались государством или общинами люди из собственного коллектива. Так же, скорее всего, обстояло дело у славян. Храмы сооружались сообща, но вот поддерживать порядок в храме, охранять и принимать верующих должен был жрец или жрецы. На эту должность славяне назначали кого-то из своей общины. Естественно, за века сложились целые жреческие династии, которые воспринимали избрание членов своего рода жрецами как вполне естественное дело.

Это не значит, что жрец целые дни проводил при храме. Славянская земледельческая община не могла позволить себе содержать штат бездельников. Поэтому на роль жрецов назначали седобородых старцев, которые работать уже не могли. Платы за свою работу они не получали, храмовых земель славянские храмы не имели, "церковную десятину" никто не платил для содержания храмов и штата жрецов. Жрец получал уважение общины, обильное угощение за проведение обряда, часть жертвенного животного и, вероятно, особо благочестивые язычники угощали жрецов чем могли при посещении храма или священного места. Так же жрецы забирали всё съестное, которое могли за день принести почитатели своему богу. Так еда не пропадала, а почитатели думали, что еду съел бог. Быть жрецом было выгодно.

Воины Олега приносят клятву Перуну. Радзивилловская летопись.

Археологи не нашли при славянских языческих храмах жилых помещений, то есть жрецы жили поблизости. Немецкий хронист Гельмольд так описывает священную рощу славян: "И случилось, что по дороге пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. ... Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд". В этот день храм был закрыт и жреца не было, поэтому немцы успели уничтожить храм. Так и у наших предков храмы были открыты не каждый день. Видимо, были особые священные дни, когда приходил жрец и открывал храм. Население было редкое, все вокруг друг друга знали, чужаков замечали издалека, поэтому воровать из храма охотников не находилось, да и не чего было. Источники нам не донесли ничего о богатстве древнерусских языческих храмов, в отличии от храмов полабских славян. Жрец мог даже не появляться в храме целый день. Он мог прийти вечером, подмести двор, забрать пищу, принесенную богам почитателями, и запереть ворота. Жертвы животными приносились только по праздникам или в крайних обстоятельствах (в таком случае почитатель договаривался со жрецом заранее). Для проведения обряда присутствие жреца не было обязательным. Обряд мог провести например князь или глава рода.

Поэтому с приходом христианства вера в древних богов быстро угасла. Совершать жертвоприношения уже не было нужды, боги сменились одним христианским Богом. Сословия жрецов не существовало, их назначала община, а с приходом христианства нужда в этом отпала. Священных текстов и гимнов у славян не было, а ритуальные песни и так все знали, потому что пели их каждый год.  До нас не дошло ни одной языческой славянской надписи. Поэтому жрецы ничего не записали для потомков. Впрочем, записывать особо было не чего - древняя мифология к 10 в. умерла, отойдя в область волшебной сказки, а имена богов и их функции были известны всем. Поэтому борьбы языческой религии с христианством не было. Христианство медленно поглотило и трансформировало языческие традиции.

Культ предков. Славяне до принятия христианства жили родовым строем, то есть основу общества составлял род. Род - это группа людей, объединенных общим предком, иногда мифическим. Все люди в роде были родственниками, связанными теми или иными родственными связями. От тех времен до нас дошла богатая родственная терминология: кум, деверь, золовка, шурин и много других. Человеку приходилось помнить, кто кому и кем является. В отсутствии государства и полиции род был той силой, которая поддерживала и защищала каждого отдельного своего человека. Я еще успел застать родовые порядки, которые сохранялись в деревне до конца 20 века, сейчас они умерли окончательно. И могу сказать, что род - это была сила. Мои родственники, разбросанные по стране после войны, тем не менее составляли сплоченный коллектив, переписывались, приезжали в гости и при случае поддерживали друг друга. В родной деревне моего деда место где стоял дом моего прадеда долгое время не застраивался, на тот случай, если дед вдруг вернется. Моя бабушка, переехавшая на Дальний Восток была немедленно взята под защиту родственниками и даже выдана замуж за моего деда - они были из соседних деревень, поэтому это считалось правильным, а вот жениться молодым людям из одной деревни было уже табу. Ученые называют явление экзогамией.

Крестьянская семья- основа рода.

Родовая структура была очень древней. Она восходила к палеолиту. И разумеется она не могла не быть обожествленной. Психология язычника не расчленяла мир на частные категории, язычник воспринимал мир в целом, соединяя в одно даже разнородные элементы. Поэтому территорию своего проживания, сам коллектив, место своего жительства и всех людей своего коллектива он мыслил как единое целое, которое невозможно было разорвать. Живые люди и люди умершие, составляли одно целое, одну неразрывную связь поколений. Умерший член коллектива так и оставался членом коллектива, несмотря на свою смерть. Поэтому наши предки считали, что родичи, несмотря на смерть, продолжали жить в этом и в другом мире одновременно. Вот как это отобразил Юрий Кузнецов, поэт 20 века, в своих стихах, во многом отображающих языческое представления о мире:

Оборона гуляет в полях.

Волжский выступ висит на соплях,

На молочных костях новобранцев...

Этот август донес до меня

Зло и звон двадцать третьего дня,

Это вздрогнула матушка-Волга.

Враг загнал в нее танковый клин,

Он коснулся народных глубин.

Эту боль мы запомним надолго.

Но в земле шевельнулись отцы,

Из могил поднялись мертвецы

По неполной причине ухода.

Тень за тенью, за сыном отец,

За отцом обнажился конец,

Уходящий к началу народа...

Романтическое представление о погребении русского языческого князя. На самом деле всё было страшнее, с кровью жертв.

Жить мертвец продолжал буквально. Мертвец по мнению наших предков жил своей жизнью в могиле, как при жизни в своем доме. Поэтому мертвеца необходимо было снабдить обустроенной могилой (гроб так и назывался "домовиной"), необходимыми в быту вещами, оружием, конем, а иногда и женой, убивая рабыню (в Индии до сих пор сжигают жен покойников против их воли - так языческие боги требуют). Вот описание из "Саги о Греттире", где главный герой решил ограбить курган и повстречался с хозяином: "Спустился Греттир в курган. Там было темно и запах не из приятных. Он старается разведать, что там такое. Ему попались конские кости. Потом он ударился о столбы седалища, и оказалось, что на седалище сидит человек. Там было сложена груда сокровищ - золото и серебро, а под ноги ему поставлен ларец, полный серебра. Греттир взял все эти сокровища и понес к веревкам, но в то время, как он шел к выходу из кургана, кто-то крепко его схватил. Он бросил сокровища, и они кинулись друг на друга и стали биться ожесточенно. Все разлеталось у них на пути. Могильный житель нападал свирепо. Греттир все пытался ускользнуть. Но видит, что от того не уйдешь. Теперь оба бьются нещадно. Отходят они туда, где лежат конские кости. Здесь они долго бьются, то один упадет на колени, то другой. Все же кончилось тем, что могильный житель упал навзничь со страшным грохотом".

Умерших предков необходимо было кормить, поить и в бане парить. Во-первых, из уважения к старшим. Во-вторых, если умерших предков не кормить, то оголодавшие мертвецы могли вылезать из могил в виде упырей начать пожирать живых людей. Вот этого наши предки боялись больше всего. Славяне боялись мертвецов и этот страх уже на генетическом уровне передался нам. Сам обычай кремации покойников и насыпания курганов произошел из этого страха. Этнографы не нашли у русского народа никаких признаков в культе предков того, что умершие предки помогали своим потомкам. Этого нет. Перед умершими предками было почтение и страх.

Радуница.

День поминовения своих умерших предков у славян назывался Радуница. В скандинавской мифологии радуга была мостом, которая связывала мир людей с миром богов и миром мертвых. Такое же представление о радуге было и у наших предков, отчего праздник и получил такое название. Православная церковь очень бережно отнеслась к культу предков у славян, сохранив его в виде христианских памятных дней. Но христианство удалило страх перед мертвецами, оставив только почтение.

Я понимаю, что нам, ныне живущим, сложно понять наших языческих предков. То что вы прочитали покажется разбитым на части, фрагментарным, но наши предки воспринимали выше описанное в целом, как часть своей жизни. Язычество - религия родового строя, где отдельная личность значения не имеет. Главное - выживание рода, а значит и народа. А это зависело от урожая, от соседей, от погоды, от эпидемий. повлиять на это наши предки не могли. Поэтому они молились ради урожая, ради спасения детей, ради победы над врагами. Но никак не ради духовного роста. Язычество - чисто утилитарная религия. Она дает результат в этой жизни, но никак в посмертной. Поэтому язычник совершает в этой жизни и подвиги и страшные преступления, потому что ему не важно что случится с ним в том мире. Это язычник всегда можно исправить жертвоприношениями. Поэтому язычник безразличен к чужому горю, если это не горе его рода.

Поэтому христианство принесло нашему народу не просто спасение. Оно принесло ему смысл существования.


«Хотим как раньше!» Абхазские наследники Остапа Бендера выставили требование России

Абхазия вчера осталась без света. Согласно графику подачи электроэнергии, опубликованному компанией «Черноморэнерго», жители этой маленькой, но очень гордой республики в дневное время получали электри...

Зеленский против Госдепа

Зеленский впервые за время своего правления проявил заботу о жизнях украинцев – отказался снижать возраст мобилизации по требованию Госдепа США. Отказался даже несмотря на то, что амери...

Пловец отказался от России ради медали. Наказание пришло, откуда не ждали

За последние месяцы тема "нейтральных атлетов" стала одной из центральных в отечественном спорте. В рамках русофобских санкций Запада, которые затронули все сферы жизни нашей страны, международные бюр...

Обсудить
  • Объединил и отредактировал уже написанное)
  • понимаете, всё существующее уже возникает на определенном фундаменте, в том числе и Православие, есть фундамент, есть менталитет, есть сложившиеся представления, а не просто "идолы"
  • Не устаю поражаться Вашей плодовитости по публикациям на тему "язычества", Камас. Вы на зарплате что ли? Или что Вам не дает покоя? В чем смысл обширного цитирования Рыбакова или иных авторов? Зачем Вам эта тема вообще, в которой Вы ни бум-бум ни разу? Или это жизненное кредо - "всегда", "везде" до дней последних донца. Вам христианства мало? Веруете, ну веруйте. Родноверы силком в ваш огород не лезут. Возрождают знание предков потихоньку и никого на аркане в свои общины не тянут. Вы-то чего туда лезете?
  • Высер! точнее ЧАРОМУТИЕ!
  • Возрождают знание предков потихоньку это как, ментальным путем, и зачем? общество прошло определенный этап развития, просто взять его и зачеркивать, это зачеркивать само общество