Готторпский глобус. Загадка?

95 11379

"Завершена реставрация Готторпского глобуса - самого первого экспоната петербургской Кунсткамеры, подаренного Петру Первому в 1713 году. Глобус был изготовлен голштинским мастером Андреем Бушем в 1644 году по заказу герцога Голштинского Фридриха III. В России глобус пережил драматическую историю: в 1747-м сильно пострадал от пожара в Кунсткамере, в годы Второй Мировой войны был вывезен нацистами из оккупированного Пушкина, где находился на хранении, в Германию. Весной 1948 года глобус доставили в Ленинград. Последние годы из-за обветшалости глобус был недоступен посетителям Кунсткамеры. Теперь уникальное сооружение диаметром 3 м 10 см и весом 3,5 тонны восстановлено петербургскими реставраторами." 18.07.2003 Александр Дроздов

http://www.photoxpress.ru/news...

Предъистория этой новости:


http://starieknigi.info/Knigi/...

Пишут, что

История создания чудо-глобуса с первым в истории планетарием и небесной сферой Коперника такова...

Знаменитый датский астроном Тихо Браге работал в конце XVI века. Прославился он тем, что в своей обсерватории «Урани-борг» определял расположения светил с наивысшей для своего вре­мени точностью и был одним из самых первых исследователей ко­мет.

А в середине XVII века, разбирая бумаги Тихо Браге, обнару­жили среди них проект большого глобуса, на внутренней поверхно­сти которого надлежало нанести рисунок звездного неба для «зрите­лей».Надо полагать, и герцог Голштинский Фридрих III, чьи земли долго входили в состав Дании, интересовался астрономией, потому что немедленно распорядился построить такой глобус по рисунку Браге..."

Източник http://www.liveinternet.ru/use...

Есть ещё, более интересная версия

"До сих пор неизвестно, кто был автором идеи или изобретателем Готторпского глобуса. По некоторым данным, голштинский герцог Фридрих III приказал создать его по собственному замыслу и якобы даже сам набросал эскиз, но историки скорее склоняются к такому предположению: идея создания земного глобуса большого диаметра была к середине XVII века хорошо известна, и даже делались попытки ее осуществления. Неясно только, кто предложил создать небесный глобус внутри земного. Более того, замысливалось вращение глобуса, и нужно было продумать, каким образом можно это осуществить. Самый простой способ подсказывала практика того времени - с помощью водяного привода, подобного тому, что издавна использовался на водяных мельницах.

Следовало также определить, можно ли вообще построить такой большой шар, способный выдержать вес 12 человек, которые могли бы сидеть внутри, вращать глобус вручную и наблюдать движение искусственной небесной сферы.

Небесная карта внутри глобуса была изображена такой, какой ее видит наблюдатель, находящийся на поверхности Земли. Разумеется, в таком случае в центре мира оказывается Земля, а Солнце и планеты, как и весь небесный свод, как бы движутся вокруг нее в полном соответствии с геоцентрической системой, господствовавшей в средневековой Европе со времен Клавдия Птолемея. Но к моменту создания глобуса уже утвердилась предложенная Коперником гелиоцентрическая система (с Солнцем в центре мира). Чтобы показать движение Солнца при вращении небесного свода глобуса-планетария, древним мастерам пришлось изготовить и прикрепить внутри на специальном кронштейне "Солнце", выполненное в виде небольшого отполированного хрустального шара, который при помощи специального механизма осуществлял годовое движение по эклиптике.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти того, что принято ныне называть технической документацией глобуса: эскизов или чертежей, описаний технологических операций и т. п. Может быть, их и не существовало, а работа велась так, что приходилось импровизировать и находить решения по мере того, как возникали проблемы?

Стоя возле глобуса, поражаешься его размерам и тому, как искусно он сработан. О конструкции нужно рассказывать отдельно. Директор Музея Ломоносова Энгель Карпеев знает о своем главном экспонате столько, сколько не знает больше ни один человек в стране, а может, и в мире: "Поверхность глобуса не является идеально шаровой, она имеет выступы и впадины, обусловленные как деформациями покрывающих его медных листов, так и неровностями грунта и мастик. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см. Площадь наружной поверхности равна 30 с небольшим квадратным метрам, внутренней - 28 кв. м. Средняя толщина стенок глобуса - 76-78 мм.

Основой глобуса является его металлический каркас. Он образует ячейки, в которые вставлялись деревянные рамы. После этого сверху закреплялись медные листы. Окончательной операцией в сборке шара глобуса было наклеивание двух слоев холста на наружную и одного на внутреннюю поверхности.

Ось глобуса, на которой он подвешен, выполнена в виде сплошного, без внутренних пустот, железного (судя по всему, кованого) цилиндра длиной около 4 м. Кроме самого глобуса с его внутренней оснасткой, на оси вращается наружный меридиан, сделанный из деревянных частей, образующих круг, и облицованный медными листами. В целом же глобус весит почти три с половиной тонны!"

В доказательство того, что глобус и сейчас является действующей моделью, Энгель Карпеев вошел в него через прямоугольное отверстие c дверцей и, пару раз нажав на рычаг, повернул шар на несколько градусов.

До сих пор вызывает вопросы у исследователей карта, нанесенная на глобусе. К самым заметным и по сей день не раскрытым загадкам глобуса можно отнести появление на нем выделенной темным цветом области в России, простирающейся от Ревеля и Риги на западе до острова Таймыр на востоке и до линии Полоцк - Ярославль на юге. Вне этой зоны осталась Москва. Страна словно поделена надвое, и совершенно непонятно, какие мотивы побудили на это художников.

Среди других загадок отсутствие на карте ряда известных в то время государств, таких, например, как Швейцарский союз, а также то, что Германия и Италия показаны едиными государствами, хотя тогда они представляли собой конгломерат многочисленных государств и владений.

На глобусной карте нет каких-либо гипотетических земель и островов, и к тому же на такой гигантской поверхности чрезвычайно мало надписей. Так, во всей Франции обозначены Париж, Лион и Марсель, а в Германии и того меньше - только Берлин и Мюнхен. Аналогичное положение наблюдается и на других участках карты, что можно объяснить следующим обстоятельством: создатели карты понимали, что зритель будет находиться достаточно далеко от глобуса и не сможет прочесть всех названий. Важно было лишь дать полюбоваться глобусом, а изучать географию, по-видимому, по нему никто не собирался.

Все надписи на карте выполнены четким прямым и прямоугольным шрифтом и прочерчены достаточно толстыми линиями. Вместе с тем в восточной части Сибири места проживания сибирских народов - юкагиров, якутов, остяков, удэгейцев и других - обозначены совершенно другим шрифтом, характерным также для конца этого столетия. Буквы написаны тонкими линиями и имеют наклон. Их отличие от других надписей резко бросается в глаза. И это является еще одной загадкой глобуса.

Разглядывать карту и читать на ней географические названия прежних веков - сущее удовольствие, которое не могли себе не доставить корреспонденты "Итогов". Гишпания (ну это понятно), Варвария - старинное название Северной Африки западнее Египта, Хили - так в 1790 году называли Чили, Парагуй - Парагвай и т. д.

Проект "За стеклом"

Большой Готторпский глобус уже более полувека находится в круглом зале пятого этажа башни Музея Ломоносова. Условия для его хранения оказались здесь не самыми лучшими: резко меняющийся в течение суток температурно-влажностный режим, постоянно влажные стены, отсутствие регулирования электроотопления. Изоляции от внешнего мира практически нет. Какая на улице влажность - такая она и внутри помещения. Если за окнами жара, то и здесь настоящая парилка. Но, несмотря на все это, глобус останется стоять здесь в обозримом будущем.

Корреспонденты "Итогов" стали свидетелями окончательной стадии восстановления глобуса - косметической реставрации. Анатолий Колбасов, мастер, работающий с глобусом с 1984 года, рассказал "Итогам", что только в последнее время на очистку поверхности ушло около 5 литров керосина, килограмм пчелиного воска и несколько флаконов льняного масла. Кроме того, время от времени загрязнения с глобуса снимаются бархатными подушечками. "Наш "хроник" требует к себе постоянного внимания, - говорит мастер. - Кракелюрная сетка (трещины, проступающие на холсте. - "Итоги"), хотя и придает неповторимый колорит старому глобусу, все же является нашей головной болью".

Для сохранения уникального объекта в ближайшее время планируется создать вокруг глобуса большую застекленную витрину, хорошо загерметизированную и снабженную устройствами для поддержания внутри нее постоянного температурно-влажностного режима. Только в таких условиях "хронически больной", как называют его реставраторы, будет находиться в оптимальных для него условиях. Само собой разрешится и постоянное музейное противоречие между необходимостью сохранить экспонат и желанием показать его в экспозиции.

Но это одна часть проблемы. Другая заключается в том, что делать с глобусом далее. Сохранять ли его без изменений в том виде, в котором он дошел до наших дней, или же реставрировать его на какой-либо момент его истории? Например, привести к состоянию, в каком он был перед пожаром 1747 года. Число проблем велико, и пока нет их инженерного решения.

Восстановление глобуса - лишь часть грандиозного проекта по воссозданию Петербургской астрономической обсерватории в той же башне, где находится глобус, только этажом ниже. Заведующая отделом Музея Ломоносова Татьяна Моисеева занимается этим проектом вплотную: "Во всем мире сейчас идет активный процесс восстановления древних обсерваторий. Например, совсем недавно открылась обсерватория в Стокгольме. Наш проект, ориентировочная стоимость которого оценивается в 60 тысяч долларов, предусматривает воссоздание первого петербургского меридиана, который проходил именно здесь, а также установку телескопа, в который можно будет понаблюдать за звездами". Помимо всего прочего, в помещении бывшей обсерватории наконец-то займут свое место два больших парных глобуса, подаренных императору Александру I Английским адмиралтейством (сейчас они стоят в зале упакованными в короба), и различные предметы, которые хранят память о действовавших именно здесь первых в России службе времени, метеорологической и метрологической службах.

Източник http://conf-vrn.com/belye-pjat...


Майнцкий глобус

Глобус представляет собой сферу диаметром 3.1 


"Кстати говоря, немцы не зря тщательно исследовали конструкцию глобуса, пока он находился у них: впоследствии ими был создана его копия, с электрическим, однако приводом и освещением. Сохранились также меньшие аналоги Готторпского глобуса, однако, только в виде каркасных конструкций без обшивки и урано- и географических изображений."

Източник http://www.astromyth.ru/Histor...

Я уже публиковала материал "Часовых дел мастера" http://cont.ws/post/211214

и "Дерзкий интеллект" http://cont.ws/post/209298

Механизм этого глобуса подтверждает, что механики прошлого успешно справлялись с решением подобных задач.

Я понимаю, что в содержании статьи есть предпосылка к вопросам. Интересно попробовать, а вдруг решение возникших вопросов найдётся.

P.S. за нарушение правил этики в общении и за тролление комментарии будут удаляться. Не желающие вести диалоги в нормальном достойном человека виде будут отправлены в бан. Полагаю, что пора учиться разговаривать друг с другом по-человечески.

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
  • Разумеется, загадка. Большая и Малая медведицы с длинными лисьими хвостами. Почему художник нарисовал их именно так? Неужели он не знал, что медведи без хвоста? Где живут хвостатые медведи? Или это в ходе очередного переписывания истории всем медведям поотрезали хвосты? Что еще скрывает от нас официальная зоология?
  • http://kunstkamera.ru/index/exposition/ekspozicii6/5floor/ 3D-обзор глобуса.
  • Кстати, карта звездного неба взята со звёздной карты XVII века голландского картографа Фредерика де Вита.
  • Еще нашел. Не по теме, но интересно. Щелчок по носу "волхвам": "Поскольку, согласно бестиариям, медвежата рождались бесформенными и буквально «вылизывались» в определенную форму матерью, то медведь стал символом христианизации обращенных язычников." http://symbols_logos.academic.ru/410 (прошу прощения за оффтоп)
  • спасибо. На фото - здание кунсткамеры. История Кунсткамеры http://www.hellopiter.ru/Kunskamer.html. В конце статьи - Готторпский глобус.