Или "Первые строения Петербурга-3".
Так уж случилось, что понадобилось проводить разыскание о постройках времён допетровских. По этой причине третья статья серии появляется после небольшого перерыва. Надеюсь, что вами не успели забыться стеклянные окна и первое применение типовых проектов при строительстве. На сей раз я обращаюсь к статье Екатерины Станюкович-Денисовой.
"Жилое строительство, в силу своей функциональности и векового использования традиционных материалов, отличалось значительной устойчивостью форм. Вплоть до петровского времени не было предпосылок к коренному изменению образа жизни, которые могли бы повлечь за собой изменение всей городской среды...
Начало жилой застройки нового типа в Петербурге было положено в 1703 году строительством «Красных хоромцев» для Петра I.
Простейшая планировка на две половины была привычна для всего деревянного зодчества на Руси. Поэтому это «малое строение», с одной стороны, подытоживало многовековый традиционный опыт, а с другой открывало новые возможности, благодаря непривычным для русского глаза существенным деталям, таким как имитация кирпичной кладки, широкие «лежачие» окна, гонтовая крыша, имитирующая поливную черепицу.
Во многом схожие с домом Петра I здания были сооружены на близлежащей Троицкой площади: дом А. Меншикова и мазанки (фахверки), в т.ч. дом петербургской типографии, очень близкие по решению к образцовому проекту Трезини, названному И. Грабарем «домом для подлых». Именно эти простые одноэтажные домики с планировкой на четыре помещения, группировавшихся вокруг печи, определили облик раннего Петербурга, в первую очередь, на Городовом острове. Прием надстройки домов крошечным мезонином, чрезвычайно распространенный в Северной Европе,
Первый зимний дом Петра I
заметно оживлял силуэт города. Он был использован в «Голландском домике» (первом Зимнем доме Петра), ставшем, по всей видимости, одним из близких прообразов проекта т.н. «дома для зажиточных». Характерные для этих проектов предельная экономичность и аскетический облик фасада прослеживаются и в более значительных постройках, таких как Летний дворец Петра.
Летний дворец Петра I (можно видеть толщину культурного слоя)
Если мысленно убрать знаменитые рельефы, то архитектурный акцент здания сосредоточен на рустовке углов, скупом обрамлении окон и простом венчающем карнизе. Аналогичное решение стало широко применяться со второй половины 1710-х гг. в парадном жилом строительства (напр. парные дома камер-юнкера Стрешнева на Васильевском острове).
Опубликованные еще в Москве указы 1700, 1704, 1707 гг. предписывали строительство домов по новому принципу не «средь дворов», а «по линии вдоль улиц». Ответственность за застройку Петербурга была возложена на образованную в 1706 году Канцелярию городовых дел. Выдвинутое требование застройки улиц «сплошной фасадою», то есть домами вплотную один к другому, так, чтобы высота карнизов и основных архитектурных членений совпадала, было применено в здании мазанковых Коллегий на Троицкой площади, а затем повторено в каменном здании Трезини на Васильевском острове.
В петровское время практиковалось и соединение разных домов одним фасадом, что придавало застройке в целом более монументальный облик. Такой архитектурный прием был предназначен для оформления, в первую очередь, набережных Невы и имел важное градостроительное значение. Въезд во двор мог осуществляться со стороны переулка, либо со стороны улицы: на уровне цокольного этажа устраивался сквозной проход. Участки, выделяемые под застройку, в основном имели форму вытянутого прямоугольника с короткой стороной в десять саженей по фасаду, на которой должен был быть построен дом, остальное пространство отводилось под двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками.
Указы 1714 г. (о запрещении каменного строительства во всех городах, кроме Петербурга;
о принудительном переселении части жителей из губерний в столицу;
о запрете деревянных строений на Городовом острове, Адмиралтейском острове, по берегам Невы и их замене мазанками)5 значительно способствовали расширению каменного строительства. Дополнительные требования строить дома на Васильевском острове исходя из количества крепостных
и утверждение «образцовых проектов» Трезини и Леблона, обязательных для исполнения в указанные сроки, должны были обеспечить скорое придание столичного облика городу-«парадизу».
Каменная типовая застройка 1720-х гг. лучше всего представлена в сохранившихся домах на наб. Лейтенанта Шмидта. Д. Трезини, отвечавший за планировку и застройку Васильевского острова, создал ступенчатую композицию домов вдоль набережной Большой Невы, в которых применил большое количество модификаций образцового проекта как на десять, так и на двенадцать, и даже на двадцать саженей. Собственный дом Трезини (Университетская наб., 21; 1723-1726) в два апартамента на высоких погребах («выше прибылой воды» на один аршин), с фронтошпицем (мезонином), был построен по проекту ван Звитена7 и имел одиннадцать осей.
По всей видимости, его композиция восходила к Свадебным палатам Д. Трезини (1712). Пилястры большого композитного ордера оформляли центральную часть из трех окон и углы здания. Между окнами первого и второго этажа — прямоугольные филенки со срезанными по полуциркулю углами. Окна имели сложные фигурные наличники двух типов. Вход был центрирован парадным двухмаршевым крыльцом и массивным балконом второго этажа. Несмотря на неоднократные перестройки (добавление шести пилястр, надстройка по сторонам мезонина, изменение портала, появление классического антаблемента и наличников), первоначальный облик дома легко узнается. Эта же схема разбивки фасада могла применяться в сокращенном виде (семь осей): подворье псковского архиерея, дом Н.Ю. Трубецкого и др.
Можно говорить о том, что застройщики часто сочетали в своих домах черты двух разных образцовых проектов: Леблона — с рустом на углах и центрированным входом и Трезини — с большими пилястрами, мезонином и трехосевой композицией центрального ризалита.
Фасад образцового дома (Леблон, Жан Батист)
Образцовый проект дома «для именитых» Леблона на семь осей (десять саженей), в частности, нашел интересное применение в композиции дворца Прасковии Феодоровны (1720-е гг.), став двумя связующими звеньями между богато украшенными ризалитами.
Дворец Меньшикова
Со временем получает распространение более сложная объемно-пространственная композиция с тремя ризалитами. Исходной в данном случае является планировка Меншиковского дворца с большим ассамблейным залом в центральном ризалите и симметричным делением дома на «половины». Эта же схема повторяется в Свадебных палатах (Д. Трезини, 1712), Кикиных палатах (А. Шлютер, 1714), доме Ф.М. Апраксина (А. Леблон, Ф. Васильев, 1716), Верхних палатах Петергофа (И. Браунштейн, 1714), доме Ягужинского на набережной Невы (И. Маттарнови, Н. Гербель, 1715-1722) и др. Таким образом, принятая планировка и общая схема оказались устойчивее, чем творческие решения отдельных зодчих с истоками в различных национальных традициях.
Принципы типовой застройки были общими для всех. Дома Петра I, по многократным утверждениям современников, воспринимались как рядовые здания («дома для шляхетства), в противовес, скажем, дворцу А.Д. Меншикова. Первым по существу царским, а затем и императорским дворцом становится Зимний дворец работы Маттарнови (1716 –1723). Но и эти здания, в первую очередь, входили в общую застройку города, а не играли градообразующую роль, которая была возложена на высотные доминанты храмов (Петропавловский, Троицкий, Воскресенский) и гражданских сооружений (Адмиралтейская и Партикулярная верфи, башня Кунсткамеры).
Развитие объемно-пространственной композиции жилого дома идет от компактного кубического объема с оконными проемами, сначала без декора, а затем с фигурными наличниками и рустованными лопатками, которые выделяют ризалиты. Простейшим являлось безордерное решение, которое развивалось путем последовательного усложнения простенков филенками, затем лопатками, полуколоннами и, наконец, колоннами.
Второй градостроительный этап в Петербурге приходится на конец 1730-х годов, когда Комиссией о Санкт-Петербургском строении, объединившей усилия петербургских архитекторов, относящихся к различным ведомствам (Полицмейстерской Канцелярии и Канцелярии от строении, Сената, Академии наук), были в предложены обновленные проекты каменных жилых домов.
Образцовые проекты домов П. Еропкина и М. Земцова в один и два апартамента на погребах имели большие размеры по сравнению с домами петровского времени и не имели двухмаршевых крылец по фасаду. Отказ от сплошной фасадной застройки улиц, обусловленный боязнью возникновения пожара, привел к появлению фигурных ворот, оформлявших парадный въезд во двор со стороны улицы.
Воронцовский дворец
Дома, как правило, имели выделенный рустом и треугольным фронтоном трехоконный ризалит, за фасадом которого по-прежнему находился большой зал и парадные комнаты. Жилые покои, меньшие по размеру, окнами выходили во двор9. Такими зданиями были застроены Морские слободы, Адмиралтейская сторона, Невский проспект и прилегающие районы. Изменение масштабности и принципа оформления хорошо прослеживается на примере набережных Большой Невы — на Петербургской стороне (с застройкой, которая сложилась к середине 1710-х гг.), Васильевского острова (с модульной системой на основе типовых проектов Леблона) и Нижней (Английской) набережной, застроенной «шляхетскими» домами в первой половине 1730-х гг.
Английская набережная
(впрочем, проекты и постройки после 1725 года к петровскому времени уже не относятся. Поэтому, при желании статью полностью можно прочитать здесь:
http://www.actual-art.org/en/9... )
Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova
(St. Petersburg State University, Russia)
О работах Доминико Трезини http://www.artprojekt.ru/libra...
Серия "Первые строения Петербурга"
Я же, добавлю, как заботился о строительстве своего города Пётр Первый. Каждый год, он непременно издавал указы о строениях на Васильевском острове
Предоставлял построившимся ряд льгот
Указы, по царскому наказу доводились до сведения населения не только Петербурга, но и других городов
Для обезпечения строителей нужными материалами, создавались мануфактуры и заводы
Создавались условия для работников
О культурном слое города очень хорошо сказали те, кто его изучает - археологи. В историческом центре города толщина слоя составляет 1.5-1.8 м. В слое содержатся подсыпки (до 0.7 м), наслоения асфальта (так же до 0.7 м). За триста лет это вполне себе нормальная толщина культурного слоя сопоставимая с культурными слоями других городов. Читайте археологов
http://libed.ru/knigi-nauka/59...
И по преемственности архитектуры зданий, и по указам Петра видно, что не в один миг возник город Питер. Не был он откопан после мирового потопа. Не было у царя и гвардейского полка инопланетного в зелёных мундирах. А потому сказки подобные, конечно, хороши лишь для детей. И уж совсем не к лицу взрослым людям верить во всякую небывальщину.
Желаю всем здравствовать!
Оценили 19 человек
23 кармы