Здание Мариинского дворца, как и практически каждое историческое здание города на Неве, имеет свою историю. Она интересна, но была для своего времени чуть ли не рядовой. Начнём с Петра :о)
Одним из первых сооружений Петербурга было строительство Адмиралтейской крепости-верфи. Адмиралтейство было окружено со стороны берега земляным валом и занимало много места.
Как нам известно, Пётр набирал на работу мастеровых людей из Европы. Одним из таких людей был Харман/Герман ван Болес (Boles/BolosHarman) – «спицного дела мастер». "Один из крупнейших инженеров – строителей Петербурга первой половины XVIII в. Родился в городе Схедам в 1683 г.. Приехал в Петербург по контракту в 1713. Умер в России в 1764." В 1716 году Герман Болес был признан работником не у дел: "7 января 1716 г. Петр I приказал его «отпустить» (уволить) из русской службы как «гулящего», т. е. не обеспеченного работой, специалиста." Пришлось Герману искать подряды самому. Но ему неожиданно "повезло". Им вплотную заинтересовалась тайная канцелярия Петра. Дело шло об утечке сведений связанных со смертью царевича. Герман и его жена были названы, как персоны, разгласившие некоторые обстоятельства его смерти. "После пребывания в Тайной канцелярии голландский инженер был загружен работой. С 1728 г. его жалованье удвоилось и составило 800 рублей в год." (Историю эту можно причитать тут http://culturossica.ru/2012/09... )
На самом деле Герман ван Болес был прекрасным мастером и многое за свою жизнь сделал для города на Неве. Например, шпили Исаакиевской церкви и Адмиралтейства, конюшенного двора, Семёновской церкви и Петропавловского собора, деревянный мост акведук для питания водой фонтанов летнего сада, перестройка Аничкова моста, участвовал в перестройке Екатерингофского дворца...
Для нас интересным является строительство им Синего моста через Неву в районе Исаакиевской площади. Ибо с этим местом и связана вся дальнейшая история. Вики сообщает:
"В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена Исаакиевская площадь, был «землёй при Адмиралтействе», частью Адмиралтейского луга, выполняя функцию гласиса (примечание моё - пологая земляная насыпь). Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка освободившегося пространства. В 1736—1737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом месте был построен деревянный подъёмный разводной мост.
Возможно, что мост был немного похож на этот
Этот мост с 20 апреля 1738 года был назван Синим. В 1810 г. мост переделали в деревянный трехпролетный на прочных деревянных опорах. В 1818 г. окрашенный в синий цвет мост уже представлял собой постоянное однопролетное сооружение с коробчатым сводом и прочными каменными опорами. Тогда его проект разработали инженеры В.В. Гесте и П.П. Базен. Ширина проезжего мостового полотна в то время составляла 41 м.
В 1738 году произошли пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У Синего моста предполагалось устройство пристани."
На месте рядом с Синим мостом был построен дворец графа Чернышёва
Первоначально дворец проектировал архитектор Ринальди, строительством его занимался в 1762-1768 гг. занимался архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот
Разположение дворца на клинообразном участке определило и его план и решения каждого из фасадов здания.
Дворец Чернышева на плане Сент-Илера
Двухэтажное здание дворца было расположено на высоком цоколе — полуподвальном этаже.
Немного о хозяине дворца:
"Иван Григорьевич Чернышев родился в загородной усадьбе отца, графа Григория Чернышева, на Фонтанке. Григорий Чернышев – любимый денщик Петра Великого, возведенный царем в графское достоинство. Сохранилась характеристика Григория, данная ему испанским послом в России Дюком де Лириа: «Граф Чернышев был умен и исправен в службе, но отличался чрезвычайной скупостью, лживостью и ненавистью к иностранцам». Его сыновья Иван, Петр и Захар после завершения учебы в столичном сухопутном кадетском корпусе сделали прекрасную карьеру при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Иван и Петр Чернышевы начали свою деятельность на дипломатическом поприще, оказавшемся для братьев весьма удачным в их карьерном росте.
Граф Иван Григорьевич Чернышев в 1741 г. состоял советником российской дипломатической миссии в Копенгагене, где в то же время его старший брат Петр Григорьевич являлся уже чрезвычайным посланником императрицы Елизаветы Петровны в Датском королевстве. В 1742 г. И.Г. Чернышев с повышением в должности работает в русской дипломатической миссии Берлина. За работу на дипломатическом поприще граф Иван Григорьевич производится в придворный чин камер-юнкера. Весьма удачным для карьерного роста молодого камер-юнкера оказался и его первый брак на фрейлине и родственнице Елизаветы Петровны – Елизавете Осиповне Ефимовой.
В 1755 г. граф назначается директором «Комиссии о коммерции» и одновременно производится в придворный чин камергера, соответствующий весьма почетному гражданскому чину действительного статского советника. Благодаря дружеским отношениям с фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, генерал-адъютантом Иваном Ивановичем Шуваловым, граф Иван Григорьевич почти за бесценок приобретает уральские медные заводы, уплатив в казну всего 30 тысяч рублей, в то время как на заводских складах на этот период оказалось только наработанной промышленной отлитой меди, оцененной на 100 тысяч рублей. Граф И.Г. Чернышев лично не занимался делами своих предприятий, а потому они быстро пришли к полному развалу. Правда, он удачно продал их в казну с большой для себя выгодой – в 700 тысяч рублей. Иван Григорьевич же по-прежнему продолжал работу на дипломатическом поприще, успешно участвовал от имени российского правительства в международных переговорах и совещаниях.
На деньги, вырученные от финансовой сделки по приобретению и продаже уральских медеплавильных заводов, граф И.Г. Чернышев приобретает участок земли на левом берегу реки Мьи (Мойки) и приступает к возведению на нем семейного усадебного дворца с флигелями и регулярным садом.... Князь М.М. Щербатов тогда писал о И.Г. Чернышеве: «Граф был очень богатым человеком. Одеяния его были особливого богатства и вкуса, и их столь много, что он единожды вдруг 12 кавтанов выписал. Стол его со вкусом из дорогих вещей сделанный, обще вкус, обоняние и вид привлекал; экипажи его блистали златом, и самая ливрея его пажей была шита серебром; вина у него были науличшия и наидражайшия…»
Екатерина II, взойдя на престол, возвела графа Ивана Григорьевича в генерал-поручики, сохранив за ним придворный чин действительного камергера, и повелела ему указом «Оставить впредь дипломатическую службу и перейти на военно-морскую, в должности члена Адмиралтейств-коллегии». По прошествии двух лет, в 1765 г., Иван Григорьевич Чернышев становится главным командиром Галерного порта.
Строительство дворца графа И.Г. Чернышева на набережной Мойки торжественно завершилось роскошным новосельем в апреле 1766 г., а в декабре того же года газета «Санкт-Петербургские ведомости» восторженно писала о приеме владельцем дворца, графом Иваном Григорьевичем, императрицы Екатерины II, которая «соизволила там остаться при столе вечерняго кушанья. По окончанию онаго их Величество засвидетельствовала хозяину дворца Высочайшее удовольствие». В одном из дворцовых покоев по распоряжению графа Чернышева установили персональное кресло для императрицы, сидя в котором Екатерина II нередко играла в карты.
Мариинский дворец построенный на месте бывшего дворца
Ж.-Б. Валлен-Деламот сумел создать великолепное дворцовое здание, обращенное главным фасадом на набережную реки Мойки, а противоположным – в сад.
Как было тогда принято для усадебных зданий, перед главным фасадом дворца графа И.Г. Чернышева располагался парадный двор, отделявший строение от набережной. В своем дневнике почетный член Петербургской академии наук, швейцарец Иоганн Бернулли, писал о визите к графу И.Г. Чернышеву: «Осмотрел я чудный дворец графа Чернышева, который, конечно, одна из достопримечательностей Петербурга. Снаружи он построен на французский манер, со многими статуями, нишами и прочим. В комнатах графа и парадных роскошных залах соединяется вкус с истинно царским великолепием. С главной лестницы входите прежде всего в комнату, где находится часть библиотеки и модели кораблей, морские карты и пр.; между ними большая прекрасная модель здешнего Адмиралтейства. Здесь всегда замечательное множество прекрасных картин…»...
После смерти графа И.Г. Чернышева дворец перешел по наследству к старшему сыну от второго брака с Анной Александровной Исленьевой – Григорию Ивановичу. Тот вел довольно праздную жизнь и быстро промотал батюшкино наследство. Графский дворец с его великолепным содержимым и редкими коллекциями картин и скульптур вскоре был заложен, а затем в счет погашения долга отошел в казну. Часть дворца графа И.Г. Чернышева даже сдавалась в аренду разного рода предпринимателям. Здесь открыли магазины по продаже картин, табака, сигар и даже знаменитых немецких колбас...
9 мая 1823 г. именным указом российского императора Александра I в Санкт-Петербурге утверждается «Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров»: «Дабы дать военное образование молодым людям для получения офицерского звания в гвардейской пехоте». Некоторое время новое военное учебное заведение размещалось в казармах лейб-гвардии Измайловского полка, а 10 августа 1825 г. по Высочайшему указу ему передали участок и бывший дворец графа И.Г. Чернышева на Мойке у Синего моста, в котором в течение двух лет выполняли подготовительные перестроечные работы как внутри, так и снаружи дворцового здания.
Внутренний двор Школы
Весь комплект проектных документов по приспособлению дворца графа И.Г. Чернышева на Мойке к структуре и задачам Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Военное министерство поручило подготовить своему ведомственному зодчему Александру Егоровичу Штауберту Кстати заметим, что большинство российских архитекторов предпочитало творить под патронажем тех или иных вельмож, поскольку государственная служба являлась для них надежным гарантом постоянной и хорошо оплачиваемой работой, предоставляла интересные проектные заказы и давала иные немалые преимущества в карьерном росте. Зодчий Д. Кваренги значился по Придворному ведомству, А.Г. Захаров – по Морскому ведомству, В.П. Стасов – по Полицейскому ведомству, и целый ряд других российских архитекторов с полным правом считались ведомственными чиновниками. В учебном досье выпускника Петербургской академии художеств 1801 г., академический совет внес последнюю запись: «…ученика 5-го возраста Александра Штауберта по желанию его для определения в службу Его Императорского Величества, во 2-й Шляхетский кадетский корпус… выпустить». Молодой архитектор преподавал в названном военном учебном заведении и одновременно работал практическим архитектором при строительстве Горного кадетского корпуса, Военно-сиротского дома, занимался перестройкой военных казарменных зданий, постройкой военных госпиталей и других подведомственных Военному министерству объектов.
Перестраивая дворец графа И.Г. Чернышева, архитектор А.Е. Штауберт практически полностью изменил внутреннюю планировку здания, предусмотрел помещения для учебы и проживания будущих гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, манеж для их строевой подготовки и верховой езды. Для нужд Школы Штауберт предусмотрел отдельный офицерский корпус на Вознесенском проспекте с манежем, конюшнями и складскими сооружениями. На все перестроечные работы графского дворца, завершившиеся в 1829 г., Военное министерство выделило 200 тысяч рублей.
В процессе переделки здания его надстроили третьим дополнительным этажом, а на аттике главного корпуса Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров гвардии установили декоративные фигуры, поддерживающие Государственный российский герб. Зодчий предусмотрел строительство более упрощенных лестничных пролетов вместо широких дворцовых мраморных лестниц.
В комплекс новых сооружений Школы входил главный корпус с пристроенными к нему двумя небольшими симметричными каменными флигелями, от которых отходил высокий кирпичный забор, ограждавший обширный двор учебного заведения.
Главные ворота военного плаца выходили на Синий мост. Налево от ворот располагались помещения для прислуги и школьная гауптвахта.
В правом флигеле размещалась учебная канцелярия. Крыльцо и лестница в нем вели в служебные помещения начальника школы, в роту подпрапорщиков и в госпиталь.
Против главных ворот располагался парадный подъезд учебного заведения со швейцарской и главной лестницей, украшенной касками, кирасами и карабинами. Со швейцарской соседствовал огромных размеров учебный зал для строевых занятий и экзерциций. Одна из дверей учебного зала выходила в сад.
Во втором этаже главного корпуса школы находились учебные классы, конференц-зал и помещение столовой. Здесь же располагался эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, занимавший три комнаты.
Половину третьего (верхнего) этажа главного корпуса, обращенную во двор, занимала госпитальная служба. Другая же половина верхнего этажа закреплялась за ротой гвардейских подпрапорщиков. Учебный строевой плац был обустроен в центре сада, а за ним располагались конюшни, конный учебный манеж и общий двор, выходивший на Вознесенский проспект, неподалеку от ведомственного дома, в коем жили дежурные офицеры и преподаватели Школы.
В новом учебном заведении обучались 120 гвардейских подпрапорщиков и 108 кавалерийских юнкеров из разных гвардейских полков. Внутренним распорядком Школы учащимся дозволялось ношение форменного мундира своего гвардейского подразделения.... (это здание, вернее, место, было выбрано для строительства Мариинского дворца архитектором Штакеншнейдером )
Штакеншнейдер часто соединял традиции классицизма с более поздними архитектурными стилями. Его первой крупной постройкой в Петербурге стала резиденция для дочери Николая I – Марии Николаевны, созданная накануне ее свадьбы с герцогом Лейхтенбергским. Зодчий убедил императора Николая Павловича в преимуществе выбранного им места для возведения дворца перед другими возможными вариантами городских строительных площадок. Весомым доводом зодчего в неоднократных беседах с царем была возможность прекрасного обзора всего пространства Исаакиевской площади из окон будущего дворца его любимой дочери.
Николай I остался доволен проектом дворцового комплекса, разработанного его любимцем со всей тщательностью и подробностями....
Строительство Мариинского дворца началось в 1839 г. Боковые части старого графского дворца на набережной Мойки снесли и принципиальным образом изменили планировку оставленной части здания. Фасад сохраняемого графского строения, выходящего на Исаакиевскую площадь, удлинили, а часть реки Мойки, протекавшей перед графским дворцом, упрятали под широким измененным настилом Синего моста, после чего его поверхность расширилась до 99,95 м и слилась с широкой и просторной площадью....
При возведении дворцового комплекса Штакеншнейдеру пришлось сломать не только флигели дворца графа Чернышева, но и три дома, расположенных на соседних участках. Мариинский дворец занял всю ширину квартала по бывшей Мариинской площади, от Вознесенского проспекта до Нового переулка. Его левое крыло возвели заново, в правом же крыле использовались надежные фундаменты и стены дворца графа Чернышева. Строительные работы продолжались с 1839 по 1844 г. При его возведении А.И. Штакеншнейдер применил целый ряд оригинальных технических новшеств, способствующих его прочности, долговечности и пожароустойчивости: несгораемые перекрытия по металлическим балкам, металлические стропила, горшечные своды и целый ряд иных строительных новинок и изобретений автора проекта...
Карниз здания, столбы подъезда к нему, наличники и сандрики окон, базы колонн и пилястр изготовлены из песчаника, а его стены оштукатурены и окрашены...
http://thelib.ru/books/georgiy_zuev/techet_reka_moyka_prodolzhenie_puteshestviya_ot_nevskogo_prospekta_do_kalinkina_mosta-read-10.html
Дворец был возведен для великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I, - это был императорский подарок к ее свадьбе с герцогом Лейхтенбергским.
Так выглядит дворец со спутника
"В годы Великой Отечественной войны в здание Мариинского дворца, где тогда находился госпиталь, попали два снаряда и около сорока зажигательных бомб. Одно из наиболее серьезных повреждений было причинено крупнокалиберным артиллерийским снарядом, попавшим 6 декабря 1943 года в кровлю Большого зала. В акте, составленном архитектором Инспекции по охране памятников О. Н. Шилиной, говорится: «.. .пробита кровля на площади около двадцати квадратных метров с повреждением стропил, разбита кладка кирпичной стены над эстрадой. Разбита и повреждена отделка плафона, лепка, карнизы, кессоны площадью около тридцати квадратных метров. Разбиты и упали на пол части деревянной конструкции перекрытия над эстрадой». Другой снаряд и многочисленные бомбы также причинили зданию значительные повреждения.
Уже в 1944 году во дворце были проведены самые срочные консервационные работы, предотвратившие гибель его декоративного оформления. А в 1945 году сюда переехал Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, находящийся здесь и доныне. С этого момента в здании широко развернулись реставрационные работы. В 1946 году отремонтировали крышу и восстановили внутренние инженерные сети. Во второй половине 40-х годов был проведен ремонт всех парадных интерьеров и служебных помещений дворца. "
Мариинский дворец. Приемный зал. Инкрустированные двери. После реставрации
Източник: http://www.mosarchinform.ru/ar...
Оценили 14 человек
15 кармы