Автопортрет у рождественской елки, 1913 год.
Праздник в детском приюте. Санкт-Петербург, 1900-е годы.
Елочный базар в саду Аничкова дворца. Санкт-Петербург, декабрь 1913 года.
В дореволюционной России традиционный для нас Новый Год не праздновался. Зато с большим размахом отмечалось Рождество, как и в других странах Европы. Само Рождество Христов — это один из важных праздников, который отмечают все христиане мира. Он отмечается 25 декабря по юлианскому (7 января по грегорианскому).
Дед Мороз.
Известный нам новогодний волшебник – Дед Мороз – собирательный славянский образ в советское время в период антирелигиозной компании, который образовался только в 30-х годах XX века. Традиционно в Российской Империи подарки приносил Святой Николай Чудотворец (он же – Санта Клаус в западноевропейской трансляции; Санта — «святой», Клаус — «Николай») - известный своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей.
Сцена из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик" в постановке Мариинского театра, 1892 год.
В мастерской по производству елочных украшений.
Санкт-Петербург, 1913 год.
Рождественская ёлка.
Традиция ставить ёлку на Руси впервые появилась при Петре Первом, но известно, что среди жителей Немецкой Слободы в Москве, где обитали приезжие мастера, ремесленники и учёные, елку ставили ещё до петровских реформ.
Сама же традиция наряжать ёлку появилась в Германии, откуда в последующем распространилась на всю Европу.
Первое время рождественская ёлка была распространена только среди аристократии, но к концу XIX века стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества, как среди дворян, так и среди крестьян. Разница между ёлками была только в одном – украшении. Аристократы на неё весили шоколад и другие сладкие вкусности. Елочные шары же тогда ещё не существовали, вместо них на елку вешались яблоки, как символ плодородия. У простых людей всё было скромнее.
У елки. Квартира Бахметенко.
Кубанская обл., г. Ейск, 1912 год.
Марфа Романовна с детьми Александрой и Анатолием. На обороте надпись: «У елки кв. Бахметенко. Мама, Шура и Толя».
Рождественский базар, 1910-е.
Рождественский стол.
В Рождество стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости. Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом.
Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати.
Ребенок с мамой и няней около елки, 1912 год.
Воз с ёлками у Никольского рынка.
Санкт-Петербург, 1913 год.
Воспитанники приюта принца П.Г. Ольденбургского на новогодней елке. Санкт-Петербург, 1913 год.
Гулянья.
В Рождество господа побогаче устраивали пышные балы, дамы наряжались в роскошные платья, а кавалеры в парадные мундиры. У простых людей были хороводы, гулянья на улицах городов. Все ходили друг к другу в гости и поздравляли с благим праздником, дарили подарки. Устраивались театральные выступления на центральных площадях городов, катки, ледяные горки и катание на лошадях.
Рождество в детском приюте в Петербурге, 1909 год
Предпраздничный ёлочный базар, 1913 год.
Группа учащихся Императорского училища глухонемых в карнавальных костюмах возле ёлки, 1906 год.
Оценили 7 человек
9 кармы