Всё в её истории было великим. Началом ей была находка каменного массива без трещин. О находке сообщили вверх по инстанции. Сочли нужным сообщить об этом в столицу. Так началось возшествование царицы ваз на законный престол в столичном граде в императорском Эрмитаже. История весьма интересная.
"В странах Западной Европы камнерезное искусство к XVIII веку прошло длительный путь развития, и многие музеи мира обладали шедеврами Древнего Египта, классической античности и эпохи Возрождения. В XVII—XVIII веках искусством обработки камня славились мастера Флоренции и Милана, Франции и Саксонии, Англии и Швеции. И хотя в XVIII веке техника обработки цветного камня в России тоже достигла определенных успехов, так что камнерезное дело впервые стало играть существенную роль в отечественной ювелирной культуре, русским мастерам предстояло догнать своих зарубежных собратьев в кратчайшие сроки.
Один из российских камнерезных центров был создан на Алтае, но этому предшествовал длительный период изучения богатейших недр этого края. Самые ранние сведения о нахождении цветных камней в этом районе были собраны в 1744—1745 годы, и уже весной 1745 года на Алтай была отправлена крупная поисковая экспедиция, доставившая в Санкт-Петербург первые образцы поделочных камней. А весной 1786 года в малоизученные районы алтайской реки Алей отправились сразу девять поисковых партий, которые должны были изыскать цветные камни, пригодные для «обрабатывания колонн, вазов, столов». Потом в этих краях побывало еще несколько экспедиций, и в российской столице родилась мысль о возможности не только добычи, но и обработки камня на Алтае.
Выбор пал на Локтевский меде- и сереброплавильный завод, который как раз и располагался на локте (излучине) реки Алей. Неподалеку от этой излучены были обнаружены залежи великолепного поделочного камня — черного порфира. К концу 1787 года было открыто еще 210 разновидностей поделочного камня, и, таким образом, сырьевая база для камнерезного дела на Алтае была солидно подготовлена самой природой.
Летом 1786 года, одновременно с добычей первых блоков черного порфира, при Локтевском заводе началось строительство шлифовальной мельницы (по образцу Петергофской).* Как правило, изделия из камня создавались по заказу Кабинета Ее Императорского Величества, и, конечно, это накладывало особую ответственность на всю работу мастеров-камнерезчиков. Сначала вазы создавались цельные, без «вынутого нутра», но потом появилась возможность высверливать и внутреннюю полость изделия.
Исключительное место среди алтайских изделий занимает знаменитая Колыванская ваза — самая большая ваза России. Да и не только России! «Царица ваз», изготовленная из яшмы и весящая 19 тонн, является самой большой вазой в мире.
В 1819 году унтершихтмейстер И.С. Колычев, добывая на Ревневской каменоломне блоки для колонн, обнаружил яшмовую глыбу длиной около десяти метров. Когда глыбу стали отделять, она оказалась раздвоенной, причем большая ее часть достигала пяти с половиной метров. Через некоторое время управляющий фабрикой послал в Горный департамент описание и модель добытой глыбы: «План и профили с каменной штуки, добытой из зелено-волнистой ревневской яшмы, с коей зделана по одинакому маасштабу деревянная модель 1820 года».
Рисунок яшмы Ревневской сопки
То, что удалось выточить пятиметровой длины яшмовый монолит, — уже само по себе было замечательным событием. Обработка этой породы является необычайно сложным процессом, ведь яшма, обладая большой твердостью, в то же время очень хрупка, не переносит ударов, которые порой оставляют на ней многочисленные трещины. Известно, что два постамента, предназначавшиеся под вазу-чашу, в процессе обработки погибли. Но алтайские мастера умели работать с яшмой, и вот что об этом говорится в одном из архивных документов: «Здешние мастера привыкли уже к обработке этой породы и знают все приемы, как должно обращаться с нею без вреда камню, в случае если окажутся небольшие трещины».
Макет цеха камнерезного завода
В сентябре 1824 года М.С. Лаулин, управляющий фабрикой, сообщал начальнику Колывано-Воскресенских заводов, что глыба после очистки может быть употреблена на изделие «эллинского вида в 7 аршин длины». Очевидно, в это время был заказан и рисунок вазы. Проект архитектора А.И. Мельникова был высочайше утвержден уже в октябре 1824 года, а еще через месяц отправлен М.С. Лаулину с указанием, «чтобы по этому рисунку приступлено было к делу чаши, согласно с предложениями... размера, но с тою только разницею, чтобы назначенные на нижней оконечности чаши ложки сделаны были выпуклыми, а не углубленными». Однако этот проект был еще не окончательный, через три года на фабрике был создан окончательный рисунок, а перед тем на фабрику была отправлена гипсовая модель вазы-чаши.
макет "Обработка камня"
В течение лета 1828 года яшмовая глыба обрабатывалась под руководством И.С. Колычева, а в сентябре 230 человек подтащили ее к каменотесному сараю и поставили, приподняв над землей примерно на один метр, на специальные стойки. В 1829 году «грубою обтескою» из камня было вынуто около 15 сантиметров породы, а «нижняя площадка его снята фацетом до половины диаметра».
Работа на самой фабрике началась в 1831 году, куда яшмовую глыбу тащили целый месяц, при этом занято было 1000 человек, которые за сутки протаскивали монолит на полверсты (500 метров). Правда, другой документ говорит, что путь в 30 верст за восемь дней проделали всего 567 человек. Может быть, так и было действительности, ведь специальные крестьяне, «наряженные для расчистки дороги и устройства мостов», не учитывались.
На фабрике работа над вазой началась в цехе «колоссальных вещей», где она выдалбливалась и вырезалась для Эрмитажа первого российского императорского музея. В гигантской яшмовой глыбе, из которой вырезалась «Царица ваз», было множество мелких трещинок, но они были так искусно заделаны, что их трудно рассмотреть даже с близкого расстояния.
Чтобы драгоценный груз доставить в Барнаул, понадобились 160 лошадей и «четыре вновь изобретенного устройства вагона, особенно для самой чаши, имеющей с укупоркою весу слишком 1000 пуд». Из Барнаула обоз двинулся в Екатеринбург, а потом водным путем по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шексне и далее по Мариинской системе.
Благополучно добравшаяся до Санкт-Петербурга баржа в августе 1843 года доставила «Царицу ваз» в российскую столицу. Сначала ее до открытия нового Эрмитажа предполагали хранить «в ящиках на среднем дворике против решетки Аничкова дворца», затем (чтобы избежать лишних затрат) решено было доставить вазу прямо в Зимний дворец, где и хранить до окончания строительства нового музея. По приезде в Петербург для вазы дополнительно были сделаны украшения из бронзы, например, под «ножкой» был укреплен бронзовый позолоченный венок из дубовых листьев.
Впоследствии Колыванское чудо (высота вазы — больше 2,5 метра, размер овальной чаши — 5 х 3,25 метра) поместили в специально созданный для нее зал, который стал называться Залом большой вазы. "
примечание:
* - В 1802 году на месте рудоплавильного завода был построен камнерезный завод, точнее, сюда из села Локоть (сейчас центр Локтевского района Алтайского края) была переведена "шлифовальная мельница", открытая в 1786 году.
http://libanomaly.ru/100sokr/9...
Мастер на картине - Филипп Стрижков
Ближе к делу :о)
"Третий в России камнерезный центр создается исключительно русскими мастерами, создается в таком месте, где никогда на камень не смотрели как на предмет искусства. С появлением Локтевской шлифовальной мельницы завершился своеобразный начальный этап российского национального осмысления самоцветных богатств, которыми страна до поры до времени не могла распорядиться. Самоцветы, скрытые в недрах земли, и пребывающая в потаенном состоянии душа художника в народе ждали своего часа, чтобы открыть друг другу неведомые характеры.
Фабрика в Локте стала с первого часа своего существования предприятием художественной промышленности.
Помимо порфиров на Локтевской фабрике в работе устьянская яшма, голубая гольцовская, сургучная коргонская, зелено-волнистая ревневская, зеленая змеевская.
В большинстве своем это были вазы, полости внутри которых чаще всего не вырабатывались.
В 1793 году мастер Филипп Стрижков создал машину для обработки сложных овальных монолитных изделий – стали выпускаться пустотелые чаши колоссальных размеров.
Заказов из столицы поступало все больше, по архитектурным замыслам они были все изощреннее и величественнее.
Только прозвучали победные звуки Крымской компании, из Петербурга пишут: «Ее Величеству угодно, чтобы сделать большую колонну из красного порфира в напоминание нынешней войны». Колонна должна быть «высотой аршин десять или более». А локтевцам пока под силу только вазы и пьедесталы аршинного роста. Нужны были новые масштабы организации камнерезного дела. И камнерезы уходят в Колывань, где в 1802 г. по проекту Ф.В. Стрижкова устроена была шлифовальная мельница, известная ныне как Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова".
А теперь, внимание!
Штрипсовая пила. Восстановлена в 2002 году. Использовалась для распиловки твёрдых пород камня с применением железных ленточных пил. Технология использовалась с XVIII века.
Огромное спасибо автору блога http://klyaksina.livejournal.com/515934.html
Ещё о технике колыванской:
На стенах - всякие чертежи и фрагменты старинной техники. Особенно впечатляет вот эта пила без зубцов - ведь пилили ей камень, о который любые зубья просто бы обломались. Само собой, работа с ней была не под силу человеку, пилу приводили в действие сначала водяные колёса, а позднее электрические станки.
В музее собраны настоящие произведения искусства
Фото отсюда http://varandej.livejournal.co...
Другие вазы в Эрмитаже
"Немного фактов из журнала "Горный журнал" Специальный выпуск 2007г, основанный на материалах Гос. Эрмитажа, посвященный Уралу.
... Читаем. "Таганайский авантюрин в эрмитажной коллекции представлен огромной круглой чашей (высота 142 см, диаметр 246 см). Чаша создана в 1835-1842 годах на Екатеринбургской гранильной фабрике по проекту архитектора И.И.Гальберга." Семь лет. "Здесь имели место и перерывы в поступлении на фабрику рисунков, и несоответствие размеров блоков камней для самой чаши и пьедестала размерам, указанным на рисунках... При обработке чаши пришлось специально устроить "особый для обточки и шлифовки ея механизм, что по величине ея сопряжено было со значительною потерию времени и трудом"...В марте 1842года оконченная чаша, упакованная в четыре ящика весом 274 пуда, была отправлена в Петербург. Но в ноябре из-за "покрытия" Ладожского канала льдом девять барок каравана были остановлены... Из Петербурга следует распоряжение зимовать, приняв все необходимые меры для сохранения вещей "от непогоды и стужи". Только 21 мая 1843 года чаша "в целости" прибыла в Петербург. Прежде чем колоссальная авантюриновая чаша была поставлена на место, ее вынуждены были до окончания строительства музея шесть лет хранить в кладовой Кабинета Его Императорского Величества. Лишь 4 окт 1850г чаша "из Авантюрина с таковым же пьедесталом...ценою 7165 руб. была отпущена в Новый Эрмитаж".
Еще одна история, про родонит (орлец). "Самый поразительный памятник из родонита в собрании Эрмитажа - овальная чаша (высота - 88 см, размер чаши - 180 х 125 см), исполненная по рисунку академика М.А. Щурупова на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1859-1868 годах. ...Ее размер для для орлеца, из которого она вырезана, уникален... Монолит небывалых габаритов, весом до 1000 пудов, был добыт летом 1858 года на Малоседельниковском месторождении, в 27 верстах от Екатеринбурга." В рапорте сразу запросили 4 года на работу. "При ценности и редкости такого куска орлеца" на фабрике выделили отдельное помещение и лошадей для ворота, соблюдали особенную осторожность, "под надзором особо приставленного мастера. Восемь лет потребовалось для выполения этого труднейшего заказа. В апреле 1868 года орлецовая чаша, предназначенная для императрицы Марии Александровны, была отправлена в Петербург караваном под наблюдением мастера Ивана Сумина... В 1872 году решено было послать ее в Вену на Всемирную выставку вне конкурса. "Размер ея, - пишет министр Императорского двора, изящество отделки и достоинство камня, исключительно добываемого в больших кусках в России, конечно, обратят внимание посетителей выставки и украсят Русский ея отдел"."
http://www.liveinternet.ru/use...
Чаша, 1827-1831, Кошкульдинская яшма, золоченая бронза
"45-cантиметровая чаша на высокой ножке, из красновато-коричневого коргонского порфира, была выполнена на Колыванской фабрике по рисунку архитектора Ивана Гальберга в 1810 году." http://www.museum.ru/N47299
В Эрмитаже находится 89 ваз, торшеров и чаш сделанных колыванскими мастерами.
Итак
Уважаемые читатели, мы всё-таки добрались до момента технической революции в камнерезном деле! И даже, добрались до автора этого замечательного "переворота" - Филиппа Васильевича Стрижкова, который изобрел штрипсовую пилу и другие приспособления для резки и шлифовки камня. Он - автор проекта Колыванской шлифовальной фабрики.
Напоминаю, в то время в России существовало три фабрики: в Петергофе, в Екатеринбурге и в Колывани. И с этого времени Россия вырывается вперёд по каменнорезным работам. Осталось уточнить: когда именно была изготовлена баболовская ванна :о)
Оценили 26 человек
30 кармы