Древние путешественники, пересекая пустыню в районе Каира, иногда могли слышать необычный звук, доносящийся неизвестно откуда. Это была глубокая басовая нота, которая разносилась над Нильской долиной и сопровождалась другими, немного более высокими нотами, и вместе они образовывали "жуткий аккорд".
Поскольку звук постоянно усиливался, удивленный путешественник чувствовал страх. Им это казалось "голосом Бога Вселенной", и было тем более поразительно, что звуки эти исходили от огромного каменного сооружения, возвышающегося более чем на 150 метров над землей.
Там, на плато Гиза, на земле, которая сегодня известна как Египет, Великая Пирамида посылала звуковые сигналы через пески. И каким бы невероятным не казалось это, пирамида "пела".
Чудо "поющей пирамиды" стало возможным благодаря двум узким шахтам, всего чуть более 20 см шириной каждая, которые выходили из так называемой Камеры Царя на поверхность пирамиды, на ее южной и северной сторонах. В отличие от подобных шахт Камеры Царицы, эти шахты не были запечатаны с обеих сторон.
В результате ветер, попадая в эти шахты, попадал затем в Камеру Царя, оттуда в предкамеру и, многократно отразившись от стен, усиливался в главном резонаторе пирамиды - Главной Галерее.
В 1765 году Девисон, пробравшись в пирамиду, был поражён эхом в Главной галерее и, пытаясь понять в чём дело, нашёл таким образом лаз в камеру над Камерой Царя.
Французы, посетившие пирамиду с Наполеоном в 1798 году, чтобы отпугнуть летучих мышей, не нашли ничего более подходящего, как выстрелить в Главной Галерее из пистолета. Они чуть не получили контузию, поскольку звук, отразившись от стен, превратился по силе звука в пушечный выстрел.
Американские акустические хулиганы во главе с Томасом Данли решили провести "исследование" в Камере Царя и врубили там генератор низких частот на полную мощность. Вот что он пишет о последствиях:
Продюсер желал получить для фильма чистый звук, и он попросил, чтоб я на практике отстроил уровень громкости. Я включил первый тон удобного (для кино) уровня, медленно (1,1Гц/сек) скользящий вниз от 200 до 10Гц. Около 90Гц я
отметил сильную моду помещения, звучание действительно стало энергичнее.
Но что действительно заставило всех броситься к выходу, так это резонанс около 30Гц. (6) Тут я прервал эксперимент. Это был хороший резонанс, чёткий и сильный, насмерть перепугавший нескольких членов команды. Честно говоря, меня он тоже зацепил. Высокодобротные резонансы на низких частотах очень впечатляют! Конечно, шансов, что произойдёт что-то нехорошее - немного, но если произойдёт – мало не покажется! Из-за нежелания прославиться в качестве первого современного человека, похороненного в Пирамиде, я переместил TEF и переместился сам из Камеры Царя во входной холл.
Прежде чем так баловаться, американцам следовало бы изучить физику. Камера царя имеет длину 20 королевских кубитов (мера длины Древнего Египта), кубит 52.4 см, то есть 10.48 метров. При скрорости звука в воздухе 340 м.с. резонанс наступает при
340м.с./10.48м= 32.44Гц. Школьный курс физики.
Поскольку ширина комнаты 10 кубитов, то вторая резонансная частота больше в 2 раза, но по звуковым ощущениям это один и тот же тон, только на октаву выше. В результате они наложились и кое кто в команде Томаса Данли... немного испугался.
Надеюсь они потом глянули мельком учебник.
Именно эта частота, возникая в Камере Царя, проходя через предкамеру, попадала в Главную Галерею и, многократно усиливаясь, распугивала бедуинов в округе. Но не только она. Бедуины жаловались на целую "гамму звуковых ощущений". Сейчас мы её найдём :)
В интернете есть один забавный видеофрагмент. Там один пожилой англоговорящий джентельмен ведёт съемку в Пирамиде Хеопса. Он ходит по всем камерам, кроме подвала, разумеется (там закрыто), но где-то начиная с 2:10 он попадает в предбанник Камеры Царя, стукается, разумеется, о гранитный кирпич, который там висит, и ему начинает объяснять гид на арабском английском, что-то про насечки на стене, которые, мол, делают резонанс и т.д. А затем он начинает "гудеть", разумеется в тон резонанса не попадат, но когда он замолкает, становится отчётливо слышно резонансный эффект, камеры, усиленный, находящейся через стенку, Галереей.
Отчётливо слышны Фа третьей октавы и Си бемоль той же октавы. И далее, через октаву, и далее... Сначала я думал, что это типичная минорная пентатоника от Фа: Фа, Соль#, Ля#(Это наш Си бемоль), До и Ре#. Но, попробовав остальные тона гаммы, их не услышал в обертонах, а значит тонов всего два - F3 и Bb3, которые повторяются через октаву.
Возвращаемся в школу на урок физики и смотрим характеристики этих тонов и длину их волн. Получаем
F3 - 174.61Гц или 197.58 см длина волны.
Bb3 - 233.08Гц или 148.02 см длина волны.
Так очень просто "на слух" можно вычислить точные размеры предкамеры Камеры Царя. Вернее её ширину и расстояние от стены до нашего "кирпича". Поскольку Большая Галерея как резонатор "через дорогу", звуки попадают туда и многократно усиливаются. Если добавить "басы" камеры Царя, то получим
C1, С2, F3, Bb3, F2, Bb2, F1, Bb1...
Именно эту "гамму" и слышали берберы. Попробуйте возьмите на фоно - это же просто жуть какая-то :) И именно так звучит Пирамида Хеопса.
если интересует гитарный аккорд, попробуйте этот A#5/F или
http://www.chorderator.com/des...
Да, гляньте видео с пожилым джентельменом. Звуки с 2:13.
Кстати, есть ощущение, что эту гамму уже где-то слышал. Толи буддисты так гудели, толи какая игра была, толи где в церкви.
Так что опять, никакой мистики, в основном физика, которую все учили в школе :)
И, кстати, похожие "гаммы" в Розовой Пирамиде, но другие обертоны.
Всем нам благ и удачной недели :)
Оценили 17 человек
22 кармы