Русский пейзаж и русский народ в творчестве передвижников

11 2286

Прочитала из серии "В мире прекрасного" В.Н. Осокина "Рассказы о русском пейзаже". Москва 1963 г.

60 лет со дня выхода книги!

Прекрасный сборник рассказов о девяти русских художниках. Сочный, образный язык. Написано с любовью, очень живописно. С большим внимание к деталям, с широкой эрудицией, удивительно бережно к памяти и к жизни самих героев. 

Герои - в большинстве своем художники из народа, ставшие известными, благодаря Товариществу передвижных художественных выставок. Но главный герой книги - это русская природа и русский народ.

"Русский народ издавна, как с лучшим другом, сжился с природой: с окружавшими его дремучими лесами, просторами полей, сочными лугами и полноводными реками." 

До этих русских художников пейзаж в Академии Художеств рисовался по западным образцам и только как элемент  портрета, жанровых или батальных картин.

Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897 гг.

В 1854 г. получил звание академика художеств, а через три года стал руководить пейзажным классом.

Его картина "Грачи прилетели" появилась на первой выставке передвижников, открыла новую эпоху в жизни русского пейзажа. Картина открыла трогательную красоту в обыденном, что окружает человека. Зрителям  на следующих выставках казалось, что свежее дыхание весны из этой картины было подхвачено другими художниками. 

А.К. Саврасов. "Грачи прилетели"

Иван Иванович Шишкин 1832-1898 гг.

"Шишкин выбирает мотивы, где показывает обилие, богатство, силу русской природы, ее полезность для человека. Его увлекают мотивы крепости, богатырской силы и спокойствие русского леса - основных качеств, близких свойствам русского человека."

И.И. Шишкин. "Рожь".

После "Соснового бора" богатырские черты русской природы становятся основным художественным элементом шишкинских картин.

Фёдор  Александрович Васильев 1850 - 1873 гг.

В переписке с Иваном Николаевичем Крамским Фёдор пишет, что если написать картину, состоящую из этого голубого воздуха и гор без единого облачка, и передать это так как оно в природе, то у человека смотрящего на эту картину, полную благодати, бесконечного торжества и чистоты природы, растают самые преступные замыслы.  Вот это и старался передать в своих работах молодой художник Фёдор Васильев. И. Крамской пишет об обной из его работ: ...должно не только узнавать предмет безошибочно, но и наслаждаться красотой предмета... И потом счастливый, какой-то фантастический свет, совершенно особенный и в то же время такой натуральный, что я не могу оторвать глаз."

 

Ф. Васильев. "В крымских горах".

Иван Константинович Айвазовский 1817 - 1900 гг.

В живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. В молодости его влекло изображение  безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей. Позднее его увлекают образы могучей стихии, сражений и катастроф на море. В старости, он прославляя бушующий океан, противопоставляет ему мужество человека.

И.К. Айвазовский. "Чёрное море".

Артистизм и виртуозность кисти Айвазовского являлись результатом огромного предварительного труда и развитой зрительной памяти, обогащенной длительными и систематическими упражнениями.

"Обдумывая картину, я не отвлекаю от неё своего внимания не только праздными разговорами, но даже и видом предметов посторонних: не выхожу на улицу, не смотрю на горизонт. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу, и так сказать, всей душой отдаюсь ей... Непременное условие моей мастерской - гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами... Моё воображение сильнее восприимчивости действительности."

И.К. Айвазовский. "Аю-Даг в туманный день".

Архип Иванович Куинджи 1842 - 1910 гг.

Его шедевры бесконечно радуют глаз, приносят душе успокоение, будят воспоминания - словно ты был в этих сказочных краях. 

И жизнь обыкновенная, и в то же время прекрасная в своей умиротворенности и обыденности, снова после бури влечет человека.

А. Куинджи. "Ночь на Днепре".

Василий Дмитриевич Поленов 1844 - 1927 гг.

Художник И. Остроухов писал про Поленова: "Московский дворик", "Бабушкин сад", "Заросший пруд", "У мельницы", "Серый день" и ряд других тургеневских интимных мотивов явились  мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой. Они еще более подзадорили зревшую светлую мечту - пытаться самому овладеть волшебным искусством."

И.С. Тургенев часто повторял, что по-настоящему работать можно только в России, среди русского народа, под русским небом.

В.Д. Поленов. "Бабушкин сад".

 В начале  80-х годов  Поленов принял от Саврасова руководство пейзажным классом в Московском училище живописи и блестяще справился с делом. Он был живым примером для воспитанников, серьезно относился к работе каждого из них, вселяя горячую веру в огромное воспитательное значение русского искусства.

Исаак Ильич Левитан 1860 - 1900 гг.

Жизнь его не баловала, однако многие  его работы нам знакомы со школьной скамьи.

Полотно "У омута" впечатляет своей близостью к фольклору, к сказкам и легендам. Пейзажист А.А. Киселев говорил, что в этой картине художник "просто чудо как силен".

Бурная биография художника вас может удивить и развлечь, но последняя его работа была посвящена Руси. В ней он стремился к обобщенному выражению русской природы, которая вдохновляет человека, служит вечным источником его сил и высоких духовных порывов.

И. И.  Левитан. "Озеро".

Аполлинарий Михайлович Васнецов 1856 - 1933 гг.

Младший брат художника Виктора Васнецова ("Богатыри", "Алёнушка") - историк, художник, мыслитель. Стал известен тем, что на основе научных данных воскресил архитектурный пейзаж старой Москвы XV, XVI, XVII столетий.

Пульс жизни явственно бьется в произведениях А. Васнецова, которые будто выполнены в этнографических целях, показывают быт народа, его психологию, его уклад, жилища, занятия.

А. Васнецов. "Крестец в Китай-городе".

Сам автор передавал мотив этого произведения :  - В Китай-городе - кружала, харчевни, погреба. Здесь же на Крестцах, перекрестках улиц , вопли и причитания. Люди узнают в выставленном на показ покойнике своего родственника. Пройдет толпа скоморохов с сопелками, гудками и домрами... Раздастся оглушительный звон колоколов на низкой деревянной колокольне, сзывающий на сход... Крик юродивого, песни калик перехожих... Смерть, любовь, рождение, смех, драма и комедия - всё завязано в неразрывный узел, живет вместе в средневековом городе.

Аркадий Александрович Рылов 1870 - 1939 гг.

Ученик А. Куинджи, стал известен после картины "Зеленый Шум".

Как писал Н.А. Некрасов: "Зеленый Шум" -  так народ называет пробуждение природы весной. 

Идёт-гудет Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

А.А. Рылов. "Зелёный Шум"

Гибкость и свежесть его творений взволнованная одухотворенность, красочность связана те только с творениями Н. Некрасова, но и с творчеством Горького, Блока, Бунина.

В 1918 г. Рылов создает полотно "В голубом просторе". Это великолепное произведение открывает новую эпоху культуры.

А. А. Рылов. "В голубом просторе"

(написано на основе книги В.Н. Осокина "Рассказы о русском пейзаже")

Книга написана чудесно, вот только не хватило цветных иллюстраций. Просто хотела напомнить вам о хорошей, качественной литературе. Рекомендую гурманам хорошего поэтического слова и любителям биографии реальных людей.

С вами была, Елена Далай.



Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :sparkles:
  • :open_mouth: :open_mouth: :open_mouth: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Прекрасная подборка... Моё любимое: А. Куинджи. "Ночь на Днепре". Я не знаю, откуда эта картина была у бабушки, написана на листе фанеры... В детстве помню пытался заглянуть за лист и понять откуда светит Луна... :flushed:
  • А когда английский шпион Айвазян стал русским?
  • Хорошая попытка восстановить высокую культуру в остатки разорванной бесами Великой Руси.
  • :boom: :raised_hand: