Юрий Петрович Кугач – прекрасный живописец - по-настоящему народный художник. Фронтовик, человек колоссального трудолюбия и широчайшей души. Мастер, знавший истинную цену мирного неба. На своих полотнах живописец создал гармоничные композиции и глубокие образы героев лаконично и выразительно используя язык социалистического реализма.
Всю свою творческую жизнь Юрий Кугач работал над пейзажами и жанровыми полотнами. Его многочисленные картины отличаются особой душевной проникновенностью, эмоциональной глубиной и правдивостью, восхищением красотой родной природы,
Юрий Кугач писал прекрасные пейзажи родных мест, наполненные солнечным светом, радостью, и трепетной любовью к родной земле. Живописца по праву считают одним из патриархов русской школы живописи, продолжателем идей Грабаря и Герасимова.
При взгляде на картины вспоминается фраза одного философа. "Красота - ожидание счастья".... Но в этих картинах - оно уже наступило...
Его картины - настоящие шедевры, классика советского реализма. На его полотнах - неброская красота деревенского дома, задумчивая и светлая вера в счастливое будущее, порывы души, устремлённые в неведомую вдаль, обычные, но очень искренние человеческие эмоции.
Ради этого трудилось и сражалось подавляющее большинство людей того времени. Правда жизни и искренность - вот отличительная особенность картин этого прекрасного художника.
В картине «Перед танцами», которую Юрий Кугач создал в 1961 году. Он изобразил сельский клуб, в котором намечается танцевальный вечер. На лавке стоит приготовленная для игры гармонь, а в уголочке сидят девушки в красивых платьях. Младшей из них лет двенадцать, не более. Скорее всего, она отправилась на танцы самостоятельно. А может быть со старшей сестрой, которая взяла её с собой в клуб.
Изображённые на полотне девушках нарядно одеты. Платья на всех разные, возможно, на ком-то сшитое своими руками. Одна потупила взор, другие явно на кого-то смотрят. Лучше всех выглядит девушка в светлом. Она вся просто светится от счастья в ожидании весёлого вечера. А за окном маячат головы парней. Сейчас они войдут в зал, гармонист растянет меха и закружат пары в танце, зазвучит смех…
Он умел создавать очень правдивые образы родных людей, родных деревень, сельских пейзажей, обычных домашних торжеств и семейных событий. Он показывал эту жизнь обычных людей одновременно трогательно и очень просто.
Глядя на его полотна у зрителя не останется вопросов, что же главнее всего, что для человека неимоверно дорого и любимо. Сам художник говорил о своей работе так: «Язык искусства должен быть прекрасен, как прекрасна жизнь… Красота создана природой задолго до человека и задача художника благоговейно передать её зрителю…
... Искусство в том и состоит, чтобы при помощи образа знакомой, понятной действительности вызвать у зрителя вспышку чувств, которые становятся причиной возникновения глубоких мыслей. В этом вся суть искусства».
Юрий Кугач родился 8 марта 1917 года в Суздале, в простой рабочей семье. Рисовать начал в семь лет, причём, делал это всегда: дома в свободное время, в школе на переменках и после уроков…
Родители очень удивлялись, ведь у них в семье художников не было. Однако не препятствовали увлечению, в полной уверенности, что с возрастом все пройдёт. Однако сын продолжал рисовать и твёрдо решил стать художником.
В 1931 году, окончив семилетку, Юрий Кугач отправляется в столицу, где поступает в Московский техникум «ИЗО» имени 1905 года. Его учителями становится известные живописцы Константин Феофанович Морозов и Николай Петрович Крымов, хорошо знавший Илью Репина и Константина Коровина.
Именно Крымов, сам представлявший собой целую школу в живописи, умел «ставить» глаз у своих учеников, приучал их работать на пленэре, постоянно повторяя при этом, что «кроме школ и знаний важно писать, как видишь сам».
Затем была учёба в Московском государственном художественном институте им. Сурикова в мастерской у известнейшего русского и советского живописца, реставратора, искусствоведа и теоретика искусства Игоря Грабаря, а также замечательного советского живописца, педагога, будущего доктора искусствоведения, профессора и директора МГХИ им. Сурикова Сергея Герасимова.
В 1939 году Юрий Кугач вместе с Василием Нечитайло пишет картину для Всесоюзной выставки «Юбилей сельской учительницы». В 1942 году он защищает дипломную работу — картину «Казнь партизан», после чего его зачисляют в аспирантуру.
После войны Юрий Кугач создал картину «Летом 1941 года. Наши солдаты». На ней бойцы Красной армии в только что освобождённой деревне пьют воду из крынки, поданной бабушкой в белом платочке. Затем он написал жёсткую по композиции и лаконичную по цвету «Клятву бойцов» (1947).
В 1945-1950 гг. из-под его кисти выходит картина «Великому Сталину слава!» Художнику присуждают Сталинскую премию за серию картин о возрождении советской деревни и жизни людей труда: «У плотины», «Первое мая» (1952 г., Челябинская ОКГ), «На дорогах войны», «Накануне праздника», «В праздник. В выходной день» (1949).
В 1950 году Юрий Петрович вместе с семьей переезжает в деревню Малый Городок Тверской области. Это место становится его второй родиной и источником вдохновения. Теперь на его полотнах можно увидеть живописные окрестности деревни и реки Мста
Сын художника - Михаил Кугач тоже стал художником.
Удивительно выразительная картина Михаила Кугача "Возвращение". Впереди у молодого солдата свет. Небесный простор, пронизанный светом, царит над миром его мечты, его родного края, к которому солдат так долго стремился, преодолевая трудности и невзгоды. Кажется, весь мир перед ним, его будущее открыто и светло. А позади его - тень печалей и бед, но это уже прошлое, которого больше не будет в его жизни. А впереди - несказанная радость встречи с родными, семьёй, любимой и много всего хорошего.
Парной "Возвращению" кажется картина "В избе". Старушка ждёт своего сына. Ждёт давно и привычно сидит у окна, видимо занимаясь рукоделием или перечитывая дорогие сердцу письма. Время неумолимо отсчитывает свой бег стуком ходиков. прошло уже много времени, как мать проводила сына на тяжёлый подвиг. Но она не теряет надежды. Цвет её кровати - красный, это и цвет жертвенности, но и радости, пасхальной радости тоже. Свет пронизывает и освещает не только стены и стол, но и саму старушку мать. Мы не видим её лица. Художник оставляет нам простор для воображения. Но кажется лицо ожидающей женщины освещено не только солнцем, но и надеждой. Её мальчик обязательно вернётся и постучит в окно.
Так просто и светло писать сложные переживания, надежду и радость может только очень большой художник.
В марте 2007 года с девяностолетием художника поздравил президент России Владимир Путин. Он прислал поздравительную телеграмму: «Уважаемый Юрий Петрович! Поздравляю Вас с юбилеем – 90-летием со дня рождения! Ваше творчество по праву признают достоянием отечественной и мировой культуры, а Вас — хранителем традиций национальной школы живописи. Настоящий Мастер, бесконечно преданный своему делу, высоким художественным принципам и идеалам, вы одинаково свободно чувствуете себя в разных жанрах. Созданные Вами полотна поражают глубиной и выразительностью… Успехов Вам, вдохновения и всего самого доброго».
Юрия Петровича Кугача не стало в 2013. Но с нами остались его работы. Картины мэтра русской реалистической живописи находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее, в Киевском музее русского искусства, в художественных музеях Нижнего Новгорода, Ростова, Таганрога, Саратова, Харькова, Львова и других собраниях.
Оценили 23 человека
54 кармы