читать наличники..

29 754

«А сделай-ка мне наличник круче, чем у соседа» — скорее всего, примерно так раньше звучал один из самых популярных запросов для резчика. Наличник был чем-то вроде современного профиля в соцсети. Резьба не просто украшала фасад, а служила коротким визуальным рассказом о том, как идут дела у хозяина дома. Роскошные наличники подчёркивали богатство и высокий статус.

Вот, например, наличники из города Злынки в богатой лесами Брянской области. В царское время здесь жило много крестьян-отходников: летом они уходили на сезонные заработки, а зимовали дома. С работой в период «отпуска» у них было плохо, поэтому на помощь приходили местные предприниматели — держатели спичечных заводов. Брянские «спичечные короли» заказывали резьбу у свободных резчиков.

Мастеров здесь было предостаточно, и такой объём работы им ничего не стоил. В итоге на фасадах появлялась необычная многоярусная резьба в пять-семь слоёв. От декоративных элементов на таких домах почти не оставалось живого места. Зато сразу становилось понятно, что у владельца спичечного завода неплохо идёт бизнес.

Как делали наличники?

В негласной «гонке наличников» участвовали даже крестьяне, которые вдохновлялись домами своих господ и просили резчиков соорудить для них «что-нибудь эдакое». А для дворян эталонами чаще всего служили казённые здания в стиле классицизма.

При желании в резьбе можно было зашифровать свою биографию, но далеко не все подходили к вопросу настолько осмысленно. Обычно порядок действий выглядел так:

1) пригласить резчика;

2) заказать у него наличник побогаче или наоборот попроще — тут уж как получится;

3) полностью довериться вкусу мастера.

За творческими идеями хозяева домов не ходили дальше границ своего населённого пункта. Процветала оседлость, и вологодский крестьянин, скорее всего, даже не подозревал, что наличники в Томске могут выглядеть как-то иначе. Резчики обычно тоже не отличались изобретательностью. Вдохновлялись разве что местными церквями и пользовались одними и теми же лекалами. Как правило, на село хватало двух-трёх, поэтому отличия между наличниками часто были невелики.

Гораздо реже хозяин дома самоотверженно украшал свой дом наличниками без помощи мастера. Получалось не всегда. Как правило, такие здания — далеко не самые интересные с точки зрения художественной ценности. Если, конечно, хозяин сам не резчик. Бывало, что мастера по резьбе превращали свои дома в свои же визитные карточки, — получались настоящие жемчужины. Но таких примерно 15 штук на 20 тысяч.

А вот ещё из серии «не такие, как все». Иногда пока ты смотришь в наличник, наличник смотрит в тебя. И это почти не шутка — декор в виде человеческих лиц делает своё дело. В камне такое встречается довольно часто, а вот в случае с деревом есть чему удивляться. Наличники с резными портретами можно пересчитать по пальцам.

Приглядитесь к лицам, вырезанным на фасаде этого дома. Если показалось, что вы уже видели что-то похожее, то вы не ошиблись. Легенда гласит, что дом украшает образ Николая II, а женские портреты на наличниках изображают его дочерей. Зачем и почему — история умалчивает, но на то она и легенда.


Вот вам ещё один редкий пример наличника с человеческими лицами родом из Улан-Удэ. Если присмотреться, все портреты здесь разные. По легенде, это изображения артельщиков, которые украшали дом резьбой.

Оригинальных вариантов стало больше уже в наше время. На фото ниже — дом 2000-х годов с одними из самых странных наличников России. Случайных деталей тут нет. Гербы Москвы и МГУ — память о родном городе и университете, где училась хозяйка дома. Деревянные резные лыжи — намёк на одно из спортивных увлечений супругов. Фигурки в виде женских туфелек — напоминание об истории их знакомства (спасибо вовремя застрявшему в эскалаторе каблуку). А ещё наличник украшают мифические существа с барельефов окрестных храмов — всё это важные образы для Владимирской земли, где стоит дом. Найти его можно в Суздале.

Как формировался «язык» наличников?

Конечно, язык наличников существовал не всегда, ведь это украшение появилось на Руси сравнительно недавно, в конце XVII века. Если очень коротко, на то было две главные причины:

1. Началось промышленное производство оконных стёкол. Оконные проёмы расширились, и появилось место, где можно разгуляться с декором. До этого большинство окошек были очень маленькими, и вместо стёкол часто использовали слюду. Те, кто не мог себе этого позволить, вставляли в оконный проём промасленную тряпку, мешковину, рыбий или бычий пузырь. Бедняки в холодное время года прикрывали окно льдинкой, а летом и вовсе оставляли его открытым.

2. На рубеже XVII–XVIII веков в Россию активно проникали западные архитектурные веяния. Так вышло, что по периметру «окна, прорубленного в Европу» уже вовсю красовались наличники. Идею обрамлять оконные проёмы узорами нам подарили итальянцы. Правда, на западе так украшали только каменные здания, а в России наличники постепенно захватили более доступный материал — дерево.

Забавно, что при этом в зарубежной архитектуре вообще нет слова «наличник». Там у каждой составной части оконного обрамления своё название (например, верхушка наличника — фронтон). Это логично, когда мы говорим про камень: кирпичные детали делают независимо друг от друга, а потом наличник собирают как конструктор. А вот в случае с деревом нужен более целостный подход. Деревянное обрамление изготавливают в виде монолитной конструкции, поэтому его удобнее назвать одним словом — «наличник». В некоторых регионах России наличникам придумали локальные названия: ветреники, голяшки, воконники, заоконники, облипы — вариантов много, но все об одном и том же.

Мода на резные наличники шагала по стране плавно. На первых порах деревянным кружевом покрылось богатое тогда Поволжье. С одной стороны, там много леса, с другой — рядом есть большая вода, поэтому корабельные резчики всегда под рукой. За Поволжьем подтянулись другие части страны, и во второй половине XIX века наступил настоящий бум резных наличников. Вот почему так вышло:

Резчики открыли для себя всю прелесть работы с лобзиком. Так удобнее, быстрее и качественнее.

Деревянные суда стали заменять на пароходы, и бывшие корабельные резчики начали работать с домами. Свободных рук, привычных к лобзику, стало больше.

Ряды богатеющих активно пополнялись, и люди хотели держать окружающих в курсе своего благосостояния. Одним из простых способов было заказать роскошную резьбу.

Как мог бы выглядеть ваш наличник сейчас?

Дружеский совет: смиритесь с тем, что тягаться с резчиками России XIX века нам бессмысленно. Мы значительно отстаём от них по уровню насмотренности: с деревянной архитектурой имеем дело гораздо реже, чем с монолитными домами и панельками.

Допустим, вы всё-таки решили украсить свой дом резными наличниками или вам просто интересно, как это могло бы выглядеть сейчас. Задача: отразить в облике наличника своё «я». Иван Хафизов советует использовать формулу «продолжение локальной традиции + самореализация».

С чего начать? С прогулки по своему городу. Вам повезло, если в нём есть наличники. Сфотографируйте 20–30 примеров и посмотрите, чем они похожи друг на друга. Идеально будет, если получится вычленить какой-то стержень — найти основу, вокруг которой будет строиться ваш декор. Например, в подмосковном Егорьевске у многих наличников есть характерные, похожие друг на друга «подолы». В нижней части их обрамления часто помещают три массивные узорчатые доски, причём средняя — длиннее других и украшена богаче. Искать такие детали поначалу бывает сложно, но тут главное начать.

Второй шаг — понять, что в этом мире вы любите настолько, чтобы добавить эту деталь в дизайн наличника. Допустим, это коты. Попытайтесь скрестить этот элемент с традиционным для вашей местности обликом наличника. То есть упрощённый план такой: берём классический «базовый» наличник вашего города, мысленно приделываем к нему котов и наслаждаемся результатом (ну, или переделываем заново).

Где смотреть наличники в России?

В целом практически везде — вот карта с фотографиями на сайте виртуального Музея резных наличников Ивана Хафизова. Вариантов действительно много, но надо с чего-то начинать, поэтому вот несколько идей.

Центральная Россия

Кимры, Талдом или Ногинск — там можно посмотреть деревянный модерн.

Егорьевск — город, в котором (почему-то) крайне мало заборов. Наличники смотреть очень удобно.

Гжель. Лучше исследовать наличники не только в этом селе, но и в окрестных деревнях. Среди них есть очень впечатляющие, кружевные.

Борисоглебск в Воронежской области — в городе очень узнаваемые наличники с двойными полуколоннами по бокам.

Поволжье

Это просто кладезь для любителей деревянных наличников. Резьба сильно отличается от города к городу, но почти везде очень богатая. Подойдут Нижний Новгород, Казань, Кинешма, Ижевск, Городец и другие города.

Сибирь

Здесь промахнуться с наличниками очень сложно, они есть практически во всех крупных городах. Много леса = много резьбы. Томск, Иркутск, Омск и Тюмень — базовый набор, с которого стоит начать. В Томске, например, можно увидеть объёмную, воздушную резьбу натурального цвета: наличники здесь не такие яркие, как везде. Этим и примечательны.

В России есть два главных мифа про резные наличники. Первый — про то, что все они похожи друг на друга. Второй — про то, что двух похожих наличников не найти. Чем дольше вглядываешься в них, тем больше понимаешь: правда ни там и ни там.

Украшение домов деревянными резными наличниками — один из способов говорить с миром. С нами сегодня был Иван Хафизов, в памяти которого таких «высказываний» уже больше 20 тысяч. Все они совершенно о разном. Прислушиваться к ним Иван начал от скуки — поводом стала не слишком увлекательная командировка в Энгельс в 2007-м. Вечерами он наматывал километры по городу и фотографировал разноцветные обрамления окон. Энгельсом дело, разумеется, не кончилось. С тех пор Иван ездит по стране и «собирает» наличники, как этнографы собирают сказания по сёлам. В его виртуальном музее — единственном в своём роде — собрана энциклопедия резных наличников.

p.s.:

чуть-чуть фото из музея..

советую посетить этот замечательный музей, посмотреть фото и прочесть несколько увлекательных историй про эти узоры на окнах.. и о тех героях, что эти узоры творят.. 


Автор: Елизавета Короткова, Фото: Иван Хафизов

Наличники. Виртуальный музей.

Виртуальный музей резных наличников. (Русские деревянные резные оконные наличники. Всё о них.)

наличники с Pinterestа





Агитация и пропаганда. Слабоумие и позор

"Больше мёртвых топ-менеджеров, пожалуйста" - надпись на митинге в Нью-Йорке. Но официозная медийка вам такое не покажет. Прочитал я статью ув. Виктора Мараховского, что он думает про р...

Обсудить
  • У них не было гаджетов с инетом.
  • Красота российская! Всегда любуюсь на такую красоту. И поклоняюсь изготовителям ее. Даже простая резьба украшает дом, а у нас есть и шедевры неописуемые. И каждый раз разные. Сейчас стало легче это делать благодаря станкам с ЧПУ. Но похоже не прибавляется новых изделий в видимом количестве. Редко это попадается свежее.
  • Я ехал в детстве в деревню в гости папе говорю "останови давай посмотрим" смотрю а он как то не в себе -"это твой дед Иван строил -я здесь родился, а тебя из роддома привезли сюда" Развернулись и поехали на кладбище.
  • :clap: :clap: :thumbsup: :thumbsup:
  • Замечательная тема и неповторимая красота! Спасибо за статью!