Легенда французского, английского и мирового футбола, творец и олицетворение лучшего периода в истории Арсенала: Роберу Пиресу – 50!

0 368

Сегодня поздравления с 50-летием принимает легендарный футболист, выдающийся плэймейкер и бомбардир, чемпион мира и Европы Робер Пирес.

Француз оставил видный след в истории сразу двух моих любимых команд – Вильярреала и Арсенала; и что касается именно Канониров, то по моему давнему и твёрдому мнению, Робер – лучший футболист в истории Арсенала.

Тут дело даже не в высоком уровне игры Пиреса, а в том, что Робер – символ лучшего отрезка в истории Канониров. Это был не просто самый успешный период в истории Арсенала, это была настоящая революция.

В вечно силовом чемпионате, в "бей-беги"-лиге появилась команда, играющая в зрелищный, изобретательный, высокотехничный футбол, основанный на футбольном интеллекте и розыгрыше мяча, на культуре паса и импровизации.

Пирес, с одной стороны, был одним из создателей этого стиля, с другой – его олицетворением. Робер из тех игроков, для кого футбол – это искусство, творчество.

Наблюдать за действиями француза было большим эстетическим удовольствием: как он чувствовал и понимал игру; как находясь без мяча, он знал, куда и когда бежать; а находясь с мячом, знал, когда и куда пасовать; как с равной степенью блеска мог и начать, и продолжить, и завершить атаку.

Пирес радовал зрителей не только красивыми голами и умными передачами, но и отточенным, разнообразным дриблингом.

Робер умел обыграть соперника за счёт проброса мяча и последующего рывка; за счёт перебрасывания мяча через соперника с выполнением сложных жонглёрских трюков; за счёт классических обманных движений; умел обыгрывать и с места, и на скорости; умел обыгрывать и одного, и нескольких защитников соперника.

Равно как и арсенал голов, которые забивал Пирес, тоже был достаточно широким: удары слёта; удары сходу, без обработки мяча; дальние удары любой степени сложности и красоты: классические обводящие удары, техничные подсечки, эффектные "закидушки"; удары по каким-то совершенно непредсказуемым и неповторимым траекториям.

И даже когда Робер в стиле роналду забивал с нескольких метров, то за этой внешней лёгкостью стояла сильная футбольная интуиция француза: умение выскочить в нужный момент и в определённой сутолоке у ворот, несмотря ни на что, хладнокровно нанести точный удар.

При этом личная результативность никогда не была для Пиреса самоцелью. Неоднократно, оказываясь на ударной позиции, Робер, вместо того, чтобы бить самому, пасовал на партнёра; однажды даже устроил розыгрыш пенальти.

И делал он это не потому, что чувствовал какую-то неуверенность – этого не могло быть, т.к. Пирес обладал поставленным ударом с любых дистанций – а потому, что до мозга костей был командным игроком.

И, конечно, игра в пас! Умные, тонкие, разрезающие передачи Пиреса – это один из главных столбов, на которых держался комбинационный, кружевной футбол Арсенала.

Футбольный интеллект, понимание игры позволяли французу на ходу принимать правильные и неожиданные решения, ставившие в тупик вратарей – когда дело касалось ударов по воротам и защитников – в случае с тонкими передачами или обыгрышами.

Зрелищная манера игры – это то, что ставит Робера гораздо выше таких футболистов, как Лэмпард, Гиггз, Скоулз, Джеррард, которых также принято считать большими футболистами, которые тоже немало забивали и отдавали голевых передач.

Однако они не были импровизаторами, их игра не доставляла удовольствие широким болельщицким массам; их игровые успехи имели значение только для болельщиков команд, за которые они выступали.

Игра же Пиреса имела глобальное значение: она была и остаётся общемировым футбольным достоянием, т.к. зрелищностью его действий, его игровой манеры могли наслаждаться не только гуннеры, но и болельщики других команд – за исключением, конечно, тех, кто любит антифутбол и преклоняется, например, перед Моуриньо.

Пирес перешёл в Арсенал летом 2000-го, в 26 лет, уже имея за плечами выигранные ЧМ-1998 и ЧЕ-2000. Таким образом, Робер отличается от других ярких продуктов Венгеровского Арсенала: Юнгберга, Адебайора, Коула, Фабрегаса, Клиши, ван Перси и других футболистов, приходивших в Арсенал "полуфабрикатами" и раскрытых Венгером с нуля или почти с нуля.

Робер отличается от Бергкампа, Кану, Виейра, Арни, Санчеса, приходивших в Арсенал в статусе сбитых лётчиков, не заигравших в других командах и раскрытых, таким образом, Профессором даже не с нуля, а с минуса.

Но всё равно Пирес – это именно арсенальский, венгеровский продукт, т.к. именно в Арсенале Робер сформировался как по-настоящему большой игрок, именно у Венгера он продемонстрировал существенный качественный прогресс в сравнении с тем, что было во французской Лиге 1.

Первый сезон Пиреса в Англии вышел пристрелочным. Помимо адаптации к новому и более сильному чемпионату, сказался, например, банальный языковой барьер, не сразу преодолённый футболистом.

Это не значит, что в сезоне 2000-01 Робер играл плохо – достаточно посмотреть, какие красивые голы он забивал в важных матчах с Тоттенхэмом, Челси, лацио. Просто лучший свой футбол француз стал демонстрировать именно со следующего сезона.

Очень символично, что лучшие годы в карьере Пиреса совпадают с лучшими годами в истории Арсенала. Речь о сезонах 2001-02/2005-06. Именно в этот период Канониры по игре, по масштабности были командой, безусловно, мирового уровня.

Надо сказать, что между первым и вторым сезоном Пиреса в Арсенале был ещё победный для французов Кубок Конфедераций-2001, на котором Робер стал лучшим бомбардиром и был признан лучшим игроком турнира.

И вот, начиная с сезона 2001-02 Пирес действительно стал демонстрировать игру мирового уровня. Француз прибавил как бомбардир; наиболее красивые голы пришлись в том сезоне на долю Тоттенхэма, Астон Виллы и Миддлсбро.

Также именно в том сезоне Робер установил личный и впоследствии так и не побитый рекорд по голевым передачам (18). И это притом, что игр тогда француз провёл меньше, чем в других сезонах...

23 марта 2002 года Арсенал проводил матч 1/4 Кубка Англии против Ньюкасла; Пирес уже в первые 10 минут успел отметиться голом и результативной передачей, однако неудачное падение в одном из эпизодов первого тайма стоило Роберу разрыва крестообразных связок и 7 месяцев без футбола.

Однако Арсенал набрал тогда такую форму, что даже без Пиреса не просто выиграл чемпионат и Кубок Англии, но и победил во всех оставшихся 10 матчах сезона, в которых пришлось играть без Робера.

Канониры тогда обыграли Челси в финале Кубка (2-0), а чемпионство оформили на Олд Траффорд, победив мю (1-0). Лидерское де бремя взял на себя Фредди Юнгберг, демонстрировавший весной 2002-го просто космический футбол.

В августе Арсенал опять-таки без Пиреса выиграл ещё и Суперкубок Англии, победив Ливерпуль (1-0). Единственный гол в своём дебютном матче за Канониров забил Жилберто Силва.

А вот для сборной Франции отсутствие Робера стало фатальным: на ЧМ-2002 трёхцветные не просто положили началу тренду, согласно которому действующий чемпион мира не выходит из группы, а вообще заняли в ней последнее место, не забив к тому же ни одного мяча.

На поле Пирес вернулся осенью и как ни в чём ни бывало стал демонстрировать прежний высокий уровень. По итогам 2002 года Робер был признан Игроком года в Англии по версии журналистов.

Сезон 2002-03 в турнирном плане выдался для Арсенала плохим: команда провалилась в Лиге чемпионов, а в АПЛ отдала победу мю, хотя лидировала на протяжении большей части чемпионата и имела 9-очковый отрыв от соперника.

Единственной отдушиной – помимо фееричной, но лишённой гибкости (отсюда и все проблемы) игры – стала победа в Кубке Англии, на пути к которой Арсенал вынес на Олд Траффорд мю (2-0), вызвав знаменитое послематчевое бутсометание в раздевалке хозяев, и Челси на Стэмфорд Бридж (3-1).

В финальном матче с Саутгемптоном единственный гол забил именно Пирес, несколькими днями ранее оформивший хет-трик в матче с этим же соперником в рамках АПЛ; 3 гола в той игре забил и Джермейн Пеннант – сыграли 6-1.

Летом 2003-го Робер провёл последний успешный турнир со сборной Франции, выиграв очередной Кубок Конфедераций и став вторым в списке лучших бомбардиров соревнования.

А далее был тот самый сезон 2003-04, когда Арсенал взял АПЛ, не проиграв ни одного матча; всего же беспроигрышная серия Канониров в поединках чемпионата составила 49 матчей.

Для Пиреса это была пиковая точка карьеры: в сезоне 2003-04 француз совершил 32 результативных действия в матчах за Арсенал, в т.ч. забил золотой гол.

Вот так Робер отыгрался за то, что в 2002-м чемпионат и Кубок команда выиграла без него: в 2003-м забил мяч, который принёс Канонирам Кубок Англии, в 2004-м – чемпионский гол.

Причём забил его Пирес ни где-нибудь, а на Уарт Харт Лейн, в дерби с Тоттенхэмом – своей любимой командой: именно Шпорам Робер забивал чаще всего в своей карьере: 8 раз (в т.ч. 5 раз подряд на Уарт Харт Лейн) и является самым результативным полузащитником в истории противостояния.

Нельзя не отметить и потрясающий победный гол на Энфилде, который Робер в том же сезоне забил дальним обводящим ударом: Ливерпуль также был одним из любимых клиентов Пиреса: 4 гола, 5 голевых передач.

В сезоне 2004-05 Робер в третий раз подряд преодолел планку в 15 голов, забитых во всех турнирах; если бы не та травма весной 2002-го, таковых сезонов у Пиреса было бы четыре.

Вроде 15 голов – это не такая уж и космическая цифра, но если вдуматься, то полтора десятка мячей за сезон – планка, недостижимая даже для большинства нападающих, для которых голы – это профессиональная обязанность.

Пирес же был в первую очередь конструктором атак, действовал достаточно глубоко и играл преимущественно на команду, а не на собственную результативность.

Конкретно в АПЛ Робер занял в том сезоне 3-е место в списке лучших бомбардиров, а по голам, забитым с игры, и вовсе стал вторым в чемпионате.

Однако именно в качественном, в содержательном плане уровень игры Пиреса тогда всё же стал снижаться.

Хотя показательно: даже демонстрируя отнюдь не лучший свой футбол, Робер забивал больше, чем Дрогба, Руни, Роналду, Лэмпард, ван Нистелрой, находившиеся тогда в самом соку.

Сезон 2005-06 стал временем заката того великого, феноменального Арсенала. Канониры финишировали в АПЛ лишь на 4-м месте, что стало худшим результатом команды при Арсене Венгере.

И то на 4-ю строчку Арсенал вскочил лишь в самом последнем туре, хотя весь второй круг шёл за пределами первой 4-ки, даже опускался на 8-е место.

Сам Пирес уже даже не был безоговорочным игроком основы. Нет, Робер не играл плохо – он просто играл хуже, чем умеет, хуже, чем в предыдущих сезонах.

7 мая 2006 года состоялся исторический матч: в том самом, последнем туре Арсенал обыграл Уиган (4-2), Пирес отметился голом и результативной передачей.

Эта игра стала для Канониров последней проведённой на легендарном Хайбери: со следующего сезона команда переехала на эмирэйтс. С великого Хайбери на уродливый эмирэйтс; и название тоже какое уродское – эмирэйтс!

Расставание сразу с двумя клубными символами – Пиресом и Хайбери, случившееся летом 2006 года, ознаменовало завершение великого периода, длившегося, как уже было сказано, с сезона 2001-02 по сезон 2005-06.

Нет, Арсенал и после этого по-прежнему радовал нас яркой, красивой игрой, по-прежнему генерировал сильных игроков, но по масштабности и уровню, по харизме и футбольному обаянию это была уже не та команда!

Однако между последней игрой на Хайбери и уходом Пиреса (о котором было объявлено заранее) имел место ещё один матч – финал Лиги чемпионов.

Поразительно, но именно в том сезоне – когда игровой пик Пиреса, Юнгберга, Бергкампа, Лаурена, Кэмпбелла, да и всей тогдашней команды в целом – был уже пройден, Арсенал добился лучшего еврокубкового достижения в своей истории: вышел в лигочемпионский финал.

Финальный матч против Барселоны должен был стать эффектным завершением лондонской карьеры Пиреса. Однако между тем, как должно быть и тем, как есть на самом деле, всегда имеет место та или иная пропасть.

В нашем случае эта пропасть получилась огромной. Уже в первой половине первого тайма защита Арсенала прозевала выход один на один с вратарём, Йенс Леманн вынужден был идти на фол последней надежды: красная карточка и вынужденная замена.

Игроком, вместо которого Арсен Венгер выпустил второго вратаря – Мануэля Альмуниию, оказался именно Пирес; хотя на поле были Фабрегас и Глеб, которые явно уступали французу в опыте, в матёрости и которые, оставшись на поле, провели явно не лучший матч. Позже Робер назовёт этот момент худшим в своей карьере.

Действительно, тот финал проходил на родине Пиреса – во Франции, и на глазах нескольких десятков родственников, друзей, знакомых футболист, который должен был стать одним из героев матча, должен был помочь Арсеналу одержать историческую победу, покинул поле уже на 20-й минуте, а его команда проиграла.

Конечно, совсем не таким должно было стать завершение арсенальской карьеры Робера!

Далее был ЧМ-2006, который Пирес опять пропустил – теперь в результате конфликта с главным тренером, из-за которого перестал вызываться в сборную ещё осенью 2004 года.

Также по нефутбольным причинам Раймон Доменек не взял на тот Мундиаль другого выдающегося атакующего полузащитника – Людовика Жюли.

В результате футбол Франция продемонстрировала весьма бесцветный и унылый, хоть и добилась высокого результата, добравшись до финала.

И вот, летом того же года Пирес становится Подводником. Почему Робер выбрал Вильярреал? Так и хочется дать ответ, что из-за тождества игровых стилей Арсенала и Вильярреала.

Подводники действительно долгое время считались "второй Барселоной", играли в высокотехничный, импровизационный футбол.

Но апогея это достигло уже во времена Пиреса, когда на борту Жёлтой Субмарины собралась целая группа по-футбольному умных, тонких игроков: Санти Касорла, Кани, Маркос Сенна, Джузеппе Росси и другие.

Хотя и до Робера футбол Вильярреала был достаточно эстетичным: при наличии такого импровизатора, как Хуан Роман Рикельме, по-другому и быть не могло.

Думаю, будучи творческим игроком, творческой личностью, Пирес выбрал Вильярреал потому, что Подводники, как и Арсенал, – команда, имеющая собственный почерк, своё лицо.

Ну и желание играть вместе с Хуаном Романом тоже являлось для Робера одним из мотивов перейти в Вильярреал. Это была бы великолепная созидательная связка.

Но опять же между тем, как мы хотели и планировали и тем, как вышло в реальности, получилась большая разница: Пирес и Рикельме не сыграли вместе ни одного матча, а вильярреальская карьера Робера сразу пошла совсем не по тому пути.

Злосчастный 2006-й продолжал преследовать француза: в августовском товарищеском матче с Кадисом Пирес во второй раз в своей карьере получил разрыв крестообразных связок колена. В следующий раз Робер появился на поле лишь во второй половине марта 2007 года.

Как мы помним, в 2002-м Робер сумел вернуться после тяжёлой травмы, а вскоре даже заиграл ещё лучше, чем до повреждения. На сей раз всё было сложнее: игрок находился уже в возрасте, да и восстанавливаться пришлось дольше, чем тогда.

Однако и теперь Пирес сумел вернуться на высокий уровень. Робер забил за Подводников уже во втором матче после травмы: дело было в перестрелке с Бетисом (3-3).

Ещё через тур Пирес оформил победный гол в ворота Барселоны (2-0), поквитавшись некоторым образом за тот финал Лиги чемпионов.

Эта победа положила начало сразу двум историческим сериям: 9 подряд побед в Примере (рекорд Вильярреала) и 3 подряд победы над Барселоной (трижды подряд обыграть Барсу в Примере удавалось в XXI веке лишь Вильярреалу, Атлетико и реалу).

Затем Робер забил в Памплоне мощной Осасуне, которая добралась тогда до 1/2 Кубка УЕФА, а в Примере отметилась семью крупными победами, в т.ч. на Эль Мадригале: в том сезоне Вильярреал и Осасуна обменялись в очных встречах выездными победами со счётом 4-1.

Хотя Подводники и закончили сезон потрясающей выигрышной серией, включившей в себя победы над Барселоной, Севильей и Валенсией, и сумели в последний момент запрыгнуть на 5-е место, в целом сезон был провален.

Команда с позором вылетела из Кубка Интертото от Марибора, а из Кубка Испании – от Вальядолида; в чемпионате же Вильярреал на протяжении 30 туров шёл то в середине, то в нижней части таблицы, с отрицательной разницей мячей.

Сезон 2007-08 выдался для Жёлтой Субмарины и лично для Пиреса более радостным: команда заняла в Примере высокое 2-е место, к тому же именно тогда зрелищный, комбинационный футбол окончательно стал игровой философией команды.

Произошло это благодаря тому, что на борту Жёлтой Субмарины одновременно оказался целый ряд высокотехничных исполнителей с импровизационной манерой игры: Касорла, Кани, Пирес, Росси, Сенна, М. Фернандес, затем добавились ещё и Льоренте с Нилмаром.

Роль Пиреса во всём этом заключалась не только в его игре, но и в том, что опытный француз в некоторой степени выступил в качестве наставника для вышеперечисленных футболистов, сыграл определённую роль в их игровом становлении.

Конечно, не стоит приписывать Роберу какие-то выдуманные заслуги – у него хватает реальных; но то, что Кани, Касорла и компания кое-чему научились, играя и тренируясь бок и бок с французским мастером, – это очевидно.

В октябре 2007-го Вильярреал вновь уверенно и эффектно переиграл Барселону (3-1), и вновь при активном участии Пиреса, заработавшего 2 пенальти.

Особенно ярким получился второй: Робер получил мяч недалеко от центрального круга, смело пошёл вперёд, обыгрывая всех попавшихся на пути оппонентов, вошёл в штрафную и вынудил защитника нарушить правила.

Во втором тайме Пирес вышел один на один с вратарём, но вместо того, чтобы бить самому, пяткой оставил мяч партнёру, который, увы, не понял этого манёвра, и счёт не стал крупным.

Однако здесь надо отметить стремление Робера сыграть не на собственную результативность, а на результативность партнёра; сыграть не уныло-практично, а эффектно, для души.

В том сезоне Вильярреал выиграл у Барсы оба матча в Примере, а в итоговой таблице опередил каталонцев.

Дважды Вильярреал обыграл в том сезоне и своего главного соперника – Валенсию, причём оба раза с крупным счётом.

В январе 2008-го Подводники в одну калитку разгромили Летучих Мышей, забив 3 гола и 4 раза угодив в каркас ворот; ещё в одном эпизоде Росси не сумел забить из пределов вратарской.

Победный и очень красивый гол оформил именно Пирес: Робер получил мяч на своём фланге, на скорости обошёл двоих защитников, вошёл в штрафную, сделал техничный, скрытый пас на партнёра... Кани... Нихат... Мяч возвращается к Пиресу, француз подрабатывает его и эффектно забрасывает в дальний угол.

В сезоне 2008-09 Вильярреал вновь упёрся в очень низкий тренерский потолок Пеллегрини и скатился на 5-е место. Правда, в Лиге чемпионов удалось добраться до 1/4 финала, где непреодолимой преградой, как и 3 года назад, стал Арсенал.

Не помогло даже то, что на сей раз Пирес защищал цвета не Канониров, а Подводников. Кстати, в английском матче болельщики Арсенала аплодисментами встречали и провожали Робера.

Как и двумя годами ранее, Подводники сумели скрасить в целом неудачный сезон несколькими яркими матчами в концовке: выездные 3-3 с Барселоной, домашние 3-1 с Валенсией и 3-2 с реалом.

Пирес открыл счёт в том победном матче с мадридистами, головой замкнув навес Ариэля Ибагасы. Несмотря на свой высокий рост, головой Робер играл и забивал очень редко: ни Арсенал, ни Вильярреал почти никогда не скатывались до примитивной игры с навесами.

Но когда было нужно, Пирес мог забить и этой частью тела: помимо мяча реалу, вспоминаются гол в лигочемпионской игре с Челси и гол Эвертону в матче, завершившемся со счётом 7-0.

Причём это был тот сезон, когда Ириски заняли 4-е место и вышли в Лигу чемпионов; впрочем, в группу они всё равно не пробились, попав в квалификации на Вильярреал, дошедший в итоге до 1/2 и уступивший там Арсеналу с Пиресом, который, спустя несколько недель, перешёл на борт Жёлтой Субмарины – такие-вот исторические хитросплетения.

А тот поединок с реалом запомнился не только красивой победой Подводников, но и предвзятым судейством: в 2000-е реалу подсуживали не так сильно, как в 2010-е, но ключевое слово: подсуживали. В частности, в той игре арбитр засчитал в пользу мадридистов 2 гола, забитых из офсайда...

В том же сезоне голы Пиреса помогли Вильярреалу провести самый результативный матч в своей еврокубковой истории (6-3 с Ольборгом), разгромить в Бильбао Атлетик (4-1) и совершить яркий камбэк в игре с Хетафе (3-3 после 0-3).

Сезон 2009-10 стал для Робера последним и самым результативным в Вильяреале. Это было вызвано тем, что летом 2009-го из клуба наконец-то ушёл Пеллегрини – слабый и переоценённый тренер. Помимо прочих своих слабостей, Мануэль не умел выжимать максимум из футболистов.

Это выразилось, в частности, в том, что целая группа атакующих игроков (Росси, Кани, Касорла) на свой лучший уровень вышла именно после ухода Пеллегрини.

Сюда же можно отнести и Пиреса, оформившего в том сезоне 7 мячей – тогда как ни в одном из сезонов при Пеллегрини француз не забивал больше 4-х голов.

Осенью 2009-го, при Эрнесто Вальверде, Робер вообще впервые в своей карьере забил в четырёх матчах подряд.

В частности, в лигоевропейской игре с лацио (4-1) Пирес отметился дублем и голевой передачей, а Вильярреал впервые в истории разгромил в еврокубках команду из чемпионатов "большой пятёрки".

В матче с Севильей (2-3) Робер забил красивый гол ударом слёта после эффектнейшей "стенки" с Давидом Фустером. Забил Пирес Севилье и во втором круге (3-0), как в молодые годы запросто убежав с центра поля.

Таким образом, Робер собрал коллекцию голов всем тогдашним грандам Примеры: Барселоне, Севилье, Валенсии и реалу; не хватило разве что гола Атлетико, но Атлеты в те годы в число ведущих испанских команд и не входили.

Об уходе Пиреса из Вильярреала было объявлено заранее, хотя сам Робер очень хотел остаться Подводником. Но тогда, в начале нового десятилетия, Жёлтая Субмарина взяла курс на омоложение.

8 мая 2010 года, перед матчем с Валенсией, Вильярреал организовал торжественные проводы Пиреса и ещё одной легенды – Хави Венты.

Когда они стояли рядом, можно было заметить, насколько эти два игрока похожи внешне. Оба футболиста получили памятные клубные награды, а дерби Вильярреал уверенно выиграл (2-0).

Тогдашнее, преждевременное расставание с Пиресом, равно как и с другими опытными игроками – Хосебой Льоренте и Хави Вентой – считаю явной ошибкой.

Последующий сезон (2010-11) стал для Подводников одним из лучших в истории, это единственный сезон, в котором Вильярреал добился высокого результата во всех трёх турнирах, в которых участвовал.

В частности, Подводники близко подошли к победе в Лиге Европы и, возможно, именно отсутствие Пиреса, Льоренте и Хави Венты стало тем фактором, который не позволил Вильярреалу, равно как и Арсеналу пятью годами ранее, поднять над головой еврокубок.

В целом же Пирес, в силу возраста и травм, отыграл за Подводников процентов на пятьдесят от своих реальных возможностей, от того, как он действовал в свои лучшие годы в Арсенале.

Другое дело, что уровень Робера позволял ему, даже играя на 50%, быть выше многих-многих футболистов, действовавших на 100%.

Следующей командой Пиреса стала Астон Вилла, которую Робер выбрал, видимо, из-за созвучности названий: Aston VILLA-VILLArreal. Кстати, Астон Вилла после Вильярреала – ничего не напоминает?!

Вилланы – моя любимая английская команда после Арсенала, и в 2000-х это была ярчайшая команда Англии – тоже после Канониров. Я был рад, что Пирес перешёл именно туда.

Увы, в составе бирмингемцев Робер совсем не порадовал – ни игрой, ни результативностью (всего 1 гол). Сказался целый ряд факторов.

Это и возраст; и то, что его приход совпал с уходом Мартина О`Нилла и началом длительного смутного времени в команде; и то, что Вилланы играли в достаточно британский, принципиально другой футбол, нежели Арсенал и Вильярреал.

Если сравнить игру Пиреса за Вильярреал и за Астон Виллу, то в очередной раз можно убедиться, насколько Жёлтая Субмарина – уникальная команда в плане способности выжать максимум из любого футболиста и в любой ситуации.

В 2014 году Робер ненадолго возобновил карьеру – в индийском Гоа. Проведя 8 матчей (все – с капитанской повязкой) и забив 1 гол, Пирес завершил её окончательно.

В марте сего года Робер вновь сыграл за Подводников – в матче Легенды Вильярреала-Легенды мира, приуроченном к 100-летию Жёлтой Субмарины.

В концовке полагается сказать несколько классических торжественных слов; однако в статье о такой творческой футбольной личности, как Робер, оставим банальности в стороне!

Скажу лишь, что очень хотел бы видеть Пиреса на какой-либо клубной должности в Вильярреале или в Арсенале.

Больше – в Вильярреале: в истории Подводников игроков масштаба Пиреса было всё же меньше, чем в истории Канониров, и Вильярреалу Робер нужнее!

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Ну, а зачем вы до войны-то довели?

- Киевские студенты мёрзнут в институте! Это дети! Зима! Вы уничтожаете нашу энергетику, - звери вы, вот вы кто!- А давно они так мёрзнут?- С тех пор, как вы начали воевать.- То есть до...