Василий Суриков слышал прошлое и ломал реальность: "Мы, ребята, на палачей как на героев смотрели. Знали их по именам. Принимали только то, что хорошо, - чёрный эшафот, красная рубаха, красота, восторг!"

0 835

100 лет назад, 19 марта 1916 г., в номере московской гостиницы «Дрезден» один человек, будучи при смерти, произнёс: «Я исчезаю».

Спустя два дня в газете «Русские Ведомости» появился некролог: «Суриков умер. От нас ушёл в мир иной торжественный, потрясающий душу талант. Прими наш поклон, великий русский художник».

Эти строки были написаны художником Михаилом Нестеровым. Вскоре в газете «Биржевые ведомости» появились другие: «Все малокультурные народы были варварами... У нас представители варварского начала - лубки, иконы и произведения ещё не окультуренных сил природного гения. К таковым по своей натуре принадлежал и Суриков». Тон, вряд ли подходящий для некролога. Но живописец Илья Репин предпочёл высказаться именно так.

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье Коллежского регистратора. Будущий художник с детства тяготел к живописи, однако у семьи не было возможности отправить мальчика учиться рисованию. Поэтому после окончания Красноярского уездного училища Суриков устроился работать писцом в губернское управление.

В Губернском управлении рисунки Сурикова, который не бросал живописать, были замечены. И местный меценат, золотопромышленник Кузнецов, согласился оплатить обучение подающего надежды молодого человека. С первого раза в Художественную академию в Петербурге Суриков не поступил, но, проучившись год в Санкт-Петербургской рисовальной школе, был зачислен в академию вольным слушателем, а через год – воспитанником. С 1869 по 1875 год он провел в Академии.

Знаменитый преподаватель живописи Павел Петрович Чистяков стал учителем Сурикова. За время обучения в Академии воспитанник получил 4 серебряные медали и несколько денежных премий. Из-за особенного внимания к композиции картины Сурикова прозвали «Композитором». Первую самостоятельную работу Сурикова – «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) – приобрел Кузнецов, покровитель художника. В звании классного художника первой степени Суриков окончил Академию.

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Шаре. У пары было двое детей: Ольга и Елена. В это же время Суриков, обратившись к временам эпохи Петра I, начинает работу над картинной «Утро стрелецкой казни» (1881), которую завершил через три года. В 1891 году художник стал членом Товарищества передвижных выставок.

Суриков в своем творчестве продолжает обращаться к историческим темам и в 1883 году создает еще одно многофигурное полотно «Меншиков в Березове». Меншиков, сосланный Петром II в ссылку в Березово, изображен художником сидящим за столом с детьми, символизирующими смену поколений. Картину приобрел Третьяков, и на вырученные деньги Суриков смог совершить поездки в Германию, Италию, Францию, Австрию и познакомиться с работами зарубежных художников.

Сцену церковного раскола в XVII веке художник изобразил на полотне «Боярыня Морозова» (1883). По словам художника, образ боярыни он срисован у одной старообрядки, а ключом к образу Морозовой послужила увиденная художником ворона с черным крылом, которая билась о снег. Монументальное полотно было приобретено для Третьяковской галереи за 25 000 рублей.

После смерти жены в 1888 году Суриков с двумя дочерьми уехал на год в Красноярск. Здесь художник работал над картиной, изображающей старинную русскую игру, которая была частью масленичных гуляний - «Взятие снежного городка»(1891). Через 9 лет после написания полотно получило именную медаль на выставке в Париже.

Изучая быт вогулов, остяков, хакасов, художник задумал картину о том, как заселялась Сибирь. Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» художник закончил в 1895 году. Двумя годами раньше Суриков стал действительным членом петербургской Академии художеств.

Четыре года длилась работа Сурикова над историческим полотном «Переход Суворова через Альпы» (1899). За время работы над картиной Суриков посетил Швейцарию, где написал часть этюдов для полотна. Картина была закончена в год столетия итальянского похода Суворова и сразу приобретена Николаем II.

Еще одно монументальное полотно на историческую тему – «Степан Разин» - художник написал в 1907 году. В этом же году Суриков становится членом Союза русских художников.

Книга историка Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» вдохновила Сурикова написать картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912). Одним из прототипов царицы послужила внучка художника – Наталья Кончаловская, ставшая позже известной советской детской писательницей и переводчицей, а также матерью кинорежиссеров Аднрона Кончаловского и Никиты Михалкова.

В 1910 году вместе с художником Леонидом Чернышевым Суриков участвует в открытии в Красноярске рисовальной школы. В 1915 году художник отправился в Крым на лечение: он страдал от хронической ишемической болезни сердца. В 1916 году в Москве Суриков умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

Казнь без крови

Если верно утверждение, что художник остаётся жить в своих произведениях, то Василий Суриков не ушёл от нас в мир иной. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря»... И это только программа-минимум. Самые известные полотна. Их так и называют - «семь больших картин Сурикова». Но ведь были ещё и замыслы. Кое-что дошло до стадии разработки - сохранились эскизы к монументальной картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», наброски «Пугачёв в клетке» и «Красноярский бунт 1695 г.», рисунки «Пётр Великий перетаскивает суда в Онежское озеро» и «Царская потеха Михаила Фёдоровича». Кое-что осталось лишь в воспоминаниях - наброски к полотну «Убийство Павла I» Суриков уничтожил, а о картине «Как убили Дмитрия Самозванца» известно лишь то, что она была. Сейчас сведений о её местонахождении нет.

Иными словами, между понятиями «Василий Суриков» и «история России» можно смело ставить знак равенства. На подобное претендовали многие, но по-настоящему не справился никто. Разумеется, это вызывало зависть и ревность, стремление уколоть и оскорбить художника, даже посмертно. Суриков отлично всё это понимал, однако в оценках коллег был корректен. Вот воспоминания его знакомой Галины Ченцовой: «В Третьяковке он подолгу стоял перед картиной Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» и говорил: «Здорово, чёрт возьми!» Меня же тянул к себе «Иван Грозный» Репина. Но Василий Иванович говорил: «Крови уж больно много...»

Кстати, на картинах самого Сурикова, несмотря на грозные названия со словами «убийство» или «казнь», крови и расчленёнки нет. Даже на многолюдном полотне «Покорение Сибири Ермаком», где идёт ураганная пальба, видны только три человека, которых можно счесть убитыми. Да и то не факт.

Хотя Суриков любил вспоминать, как во время работы над «Утром стрелецкой казни» к нему явился Репин и настойчиво советовал изобразить хоть нескольких повешенных: «Всё-таки казнь!» Художник дал слабину, и на холсте появились прорисованные мелом висельники. Но лишь на одну ночь. Утром к Сурикову зашла прислуга - старенькая женщина. И, случайно взглянув на картину, упала в обморок. На этом эксперименты с увечьями и трупами Суриков закончил навсегда.

«Охотники на привале», 1871, Василий Перов. «Жареные» шедевры. Скандальные полотна Третьяковской галереи Зато с исторической достоверностью да и с житейской логикой он обходился весьма вольно. Одним из первых это заметил художник Иван Крамской при знакомстве с «Меншиковым в Берёзове», сказавший: «Если Меншиков встанет, он головой пробьёт потолок!» Внимательный зритель разглядит, что боярыню Морозову везут в тупик, а мальчик, бегущий за её санями, через полсекунды врежется в толпу. Что кремлёвская стена в «Утре стрелецкой казни» почти смыкается с храмом Василия Блаженного, хотя в реальности она заворачивает в противоположную сторону. Историк же отметит, что кандалы боярыни опереточные - на самом деле её руки были закованы в тяжёлую деревянную колоду, прикреплённую к железному ошейнику.

Его секреты

Поэт Максимилиан Волошин, работавший над биографией художника, настаивал: «Один из секретов Сурикова в том, что он никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий». А вот слова самого живописца: «Я на памятники как на живых людей смотрел: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели». Я не книги, я стены допрашивал». Насчёт смыкающихся стен и низких потолков Суриков тоже дал объяснения: «Комнаты у нас в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры казались громадными. Я потому старался или горизонт низко поместить, или фону сделать поменьше, чтобы фигура больше казалась».

Суриков Василий Иванович (1848-1916) Разгадку секретов Сурикова нужно искать именно там, в его детстве: почему именно историческая живопись, да ещё такая вольная? «Мне 6 лет было, я Петра Великого с гравюры рисовал. А краски - от себя: мундир синькой, отвороты - брусникой». Почему он избегал крови даже в сюжетах с казнью? «Мы, ребята, на палачей как на героев смотрели. Знали их по именам. Принимали только то, что хорошо, - чёрный эшафот, красная рубаха, красота, восторг!» Откуда такая работоспособность? «Курса гимназии я не кончил, подрабатывать приходилось. Яйца пасхальные я рисовал, по 3 рубля за сотню». Откуда такая точность в деталях? «Дуги тележные для «Стрельцов» я по рынкам писал. Я, бывало, мальчиком ещё переверну санки и рассматриваю, как полозья блестят. Ведь русские дровни воспеть нужно!»

Говорят, Толстой детские впечатления считал самыми важными. С Василием Суриковым та же история. Недаром искусствовед Абрам Эфрос назвал его «Покорение Сибири» «Войной и миром», а самого Сурикова - «Львом Толстым в живописи». 

http://www.aif.ru/culture/pers...

Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Блеск и нищета «Демократии»

Исходя из античной теории и последующего исторического опыта, власть всего народа, называемая демократией, в принципе, невозможна; ее никогда не было, нет и не будет.И, вместе с тем, есть что-то очень...

Уси-пуси, на микропюрера покушались

Зеленский принимает новый закон о мобилизации. Фотофакт У Зеленского всё плохо. Фронт сыпется, армия деморализована, экономика уничтожена, денег нет, народ прячется от лютующих ТЦКшников. Плюс ...