Валентина Гафта знают по ролям в картинах «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Сирота казанская» и в других советских и российских лентах.
Однако он не только яркий актер театра и кино, но и самобытный писатель, который создал сотни стихотворений, эпиграмм и посвящений коллегам.
Московское детство и начало войны
Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в еврейской семье в Москве. Его родители приехали в столицу из украинских Прилуков Черниговской области. Отец Иосиф работал военным юристом, а мать Гита вела домашнее хозяйство. У нее не было специального образования, но ей нравились книги и театр, рассказы о котором всегда любил слушать сын.
Гафты жили в коммунальной квартире на улице Матросская Тишина. Рядом с домом работали тюрьма, психиатрическая больница и общежитие студентов МГУ. Но будущего актера не смущало такое соседство: мальчишкой он с друзьями часто носился по улицам и играл в футбол на пустыре. Актер вспоминал: «У нас и двор на Матросской Тишине был бандитский. Помню их клички: Свист, Аршин, Пигарь… Кстати, с кем ни поговоришь про те годы, у всех были бандитские дворы, и все хвалились этим».
21 июня 1941 года семья собиралась поехать в гости к дедушке — отцу матери, но началась Великая Отечественная война. Гафт особенно запомнил, как провожали на фронт отца и двоюродного брата, которому было всего 19 лет. Сам он с матерью остался в Москве, от обстрелов прятались в бомбоубежищах. Позже семилетний Гафт вместе с другими детьми начал ходить в школу.
«Первые впечатления от школы, куда я поступил в середине войны, — это очень холодный класс и очень старенькая первая учительница. Вид у неё был какой-то еще дореволюционный: черная шапочка, длиннющий синий халат и пенсне с цепочкой до пояса. В 1943–1944 годах мы всем классом возили на санках ей дрова для печки», – Яков Гройсман («Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»).
Война закончилась, когда Гафту было 10 лет. Отец вернулся с медалью «За боевые заслуги», но получил тяжелые ранения и потом долго восстанавливался в московском госпитале.
«Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу»: первые театральные роли
Учеба в школе Валентину Гафту давалась нелегко. Его больше привлекало участие в художественной самодеятельности и школьных постановках. Как писал сам актер: «… я играл только женские роли, потому что школа у нас была мужская, девочек не было. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением, хотя волосы от парика все время лезли в рот, но это не мешало. Я любил самодеятельность еще и потому, что благодаря ей прогуливал школу».
Когда Валентин Гафт уже учился в старших классах, он решил стать артистом. А чтобы подготовиться к профессии, даже караулил актера Евгения Моргунова, который жил в их доме, просил дать ему советы, как читать стихи и прозу. В 1952 году тайком от родителей Гафт одновременно подал документы в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. В последнюю он сдал все экзамены на «отлично». Вместе с ним на один курс также поступили Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет, а на год старше учились Игорь Кваша и Михаил Козаков.
Первым профессиональным опытом начинающего актера стала не роль в театре, а участие в массовке в кино. Это был фильм режиссера Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где Гафт сыграл в эпизоде. Вместе с ним кинодебют в этой ленте состоялся у Михаила Козакова и Иннокентия Смоктуновского.
В 1957 году Валентин Гафт окончил мастерскую Василия Топоркова в Школе-студии МХАТ. После выпуска он дебютировал на сцене Театра имени Моссовета. Это был спектакль Юрия Завадского «Корнелия», его партнерами по спектаклю были уже известные на всю страну артисты Вера Марецкая и Ростислав Плятт.
Вскоре Гафт перешел работать в московский театр на улице Спартаковской (сегодня Театр на Малой Бронной), которым руководил режиссер Андрей Гончаров. За четыре года он сыграл во многих постановках, среди которых — «Третья голова», «Аргонавты», «Визит дамы».
Параллельно с игрой в театре Гафт ходил на киносъемки. В 1958 году при работе над фильмом «Русский сувенир» кинорежиссера Григория Александрова он познакомился с коллегами: Алексеем Поповым, Любовью Орловой, Эрастом Гариным. Последний ставил в Театре Сатиры спектакль «Тень» по пьесе драматурга Евгения Шварца и попросил Гафта заменить одного из актеров. Тот согласился.
«Чуть не на первых же секундах я почти упал в оркестр, с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис. Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было! И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нем», – Яков Гройсман («Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»).
Чемпион по смене театров: служба в «Ленкоме» и «Современнике»
В середине 1960-х годов Валентин Гафт перешел в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас «Ленком»), художественным руководителем которого был Анатолий Эфрос. Те немногие роли, которые актер сыграл в постановках Эфроса, Гафт считал самыми важными в своей карьере, — Евдокимова в «104 страницах про любовь» по Эдварду Радзинскому, Маркиза д’Орсиньи в «Мольере» по Михаилу Булгакову, Василия Соленого в «Трех сестрах» по Антону Чехову. Он вспоминал: «После театра Гончарова я был у Анатолия Васильевича Эфроса в театре имени Ленинского комсомола, и это особая страница в моей жизни. Особая и едва ли не самая важная, потому что театр Эфроса — это театр, о котором я вспоминаю и по сей день. Мне кажется, лучшие образцы этого театра навсегда останутся в памяти, и такого я больше не увижу».
В 1969 году Валентин Гафт вновь оказался на сцене Театра Сатиры. Накануне в Ялте он познакомился с актером Андреем Мироновым, который предложил ему сыграть графа Альмавиву в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Валентина Плучека. Игру Гафта в этом спектакле отметил режиссер Олег Ефремов и пригласил его в свой театр «Современник».
«Вообще-то Гафта можно было тогда назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти все театры Москвы: театр Гончарова на Спартаковской, театр Ленинского комсомола, Театр сатиры, Театр на Малой Бронной и какие-то еще, причем в некоторых по нескольку раз. Уходил, приходил, менял театры», – из интервью Игоря Кваши. Яков Гройсман («Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»).
После «Современника» Валентин Гафт больше не менял театры. Здесь он сыграл самое большое количество ролей, среди которых и много главных: Адуев-старший в «Обыкновенной истории», Лопатин в «Из записок Лопатина», Городничий в «Ревизоре», Хиггинс в «Пигмалионе» и другие.
В 1970-х годах пошла в гору и кинокарьера актера. В картине «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975 года он сыграл ироничного дворецкого Брассета, а через три года на советские экраны вышел фильм «Короли и капуста», где Гафту досталась уже главная роль. В этом же 1978 году ему присудили звание «Заслуженный артист РСФСР», а через шесть лет Валентин Гафт стал народным артистом РСФСР.
Через год Валентину Гафту впервые довелось работать с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Тот пригласил актера на роль председателя кооператива Валентина Сидоркина в свою комедию «Гараж». Лента вышла в 1979-м, а в следующем году Гафт снялся в его водевиле «О бедном гусаре замолвите слово», где сыграл отца-командира гусарского полка полковника Ивана Покровского.
«Когда еще писался сценарий «О бедном гусаре замолвите слово…», мне было ясно, что роль полковника Покровского предназначается для Валентина Гафта. Почему я видел в этой роли именно Гафта, я объяснить бы не смог. Чувствовал, что лучше него эту роль никто не сыграет», – из воспоминаний Эльдара Рязанова. Яков Гройсман («Валентин Гафт: …Я постепенно познаю…»).
В 1987 году в киноленте Рязанова «Забытая мелодия для флейты» по сценарию Эмиля Брагинского Валентин Гафт исполнил роль коллеги главного героя Одинокова. Через три года он снова снялся в рязановской трагикомедии «Небеса обетованные». Последними совместными работами Гафта-актера и Рязанова-режиссера стали фильмы «Старые клячи» в 2000-м и «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» в 2017-м.
За свою кинокарьеру Валентин Гафт успел поработать с разными известными режиссерами: Юрием Карой, Петром Тодоровским, Александром Миттой, Константином Бромбергом, Александром Зархи, Владимиром Машковым, Владимиром Бортко и многими другими кинематографистами.
«Гафт» — не фамилия, а диагноз!». Произведения, увлечения и личная жизнь актера
Как писал об актере известный сатирик и драматург Григорий Горин: «…Ну что за странная фамилия! Да и фамилия ли?..
Похоже на аббревиатуру «ГОСТ… ГАБТ… ГАФТ…».
<…> Беру медицинский справочник.
Какое-то слово по латыни, похожее на сочетание «гафт», и пояснение: «ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»… Ну конечно! И как я мог сразу не догадаться?
«Гафт» — не фамилия, а диагноз!
Особое состояние организма, когда нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…».
Еще в 1980-х годах, когда Валентин Гафт играл в «Современнике», понемногу сочинял небольшие тексты к творческим вечерам и капустникам. Со временем он нашел свой жанр — эпиграмму. Гафт сочинил сотни коротких сатирических посвящений своим коллегам и известным людям искусства. В 1989 году вышло его первое издание «Стих и эпиграмма». Через семь лет и в последующие три года опубликовано еще несколько сборников. В 2010 году Валентин Гафт выпустил аудиокнигу с собственными стихами «Уже от мыслей никуда не деться…».
«Ты так велик и так правдив —
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив,
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений:
Ты просто наш советский гений!»
(Валентин Гафт Владимиру Высоцкому)
Всю жизнь Валентина Гафта окружали яркие женщины. Его первой женой была советская манекенщица Елена Изергина, а второй — балерина Инна Елисеева. Ни один из этих браков не был продолжительным, однако во втором у актера появилась дочь Ольга, которая носила фамилию матери, — Елисеева. С последней женой, актрисой Ольгой Остроумовой, Гафт познакомился еще на съемках фильма «Гараж». Однако сошлись артисты только в 1996 году, когда Остроумовой было уже 49 лет, а Гафту за 60. Супруги вместе уже больше 20 лет.
Режиссерский дебют и авторский спектакль
В 2001 году вместе с актерами театра «Современник» Игорем Квашой и Александром Назаровым Валентин Гафт работал над постановкой «Балалайкин и Ко», по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Это был его режиссерский дебют. Спустя 16 лет здесь же, но уже самостоятельно, он поставил пьесу драматурга Тани Котляревской «Кто такая Эзра Паунд?».
Уже в почтенном возрасте Гафт почти каждый год снимался в современных картинах:
— в 2009 году в первом российском фильме студии Walt Disney Pictures «Книга мастеров»,
— в 2011-м — в телесериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика»,
— в 2013-м — в комедии «Елки-3».
Одной из последних работ Гафта в кино стала лента режиссера Анны Матисон «Млечный путь», где он сыграл шамана.
Зимой 2018 года Валентин Гафт представил на сцене «Современника» собственный спектакль «Пока существует пространство», к которому также написал и сценарий. Партнером по сцене 82-летнего актера стал Саид Багов — он исполнил роль его пасынка.
В сентябре 2020 года Валентин Гафт встретил свое 85-летие. Если позволяло здоровье, то артист всегда старался участвовать в новых съемках и постановках. 12 декабря он умер. Прощание с народным артистом прошло в театре «Современник». Валентина Гафта похоронили на Троекуровском кладбище.
Оценили 2 человека
2 кармы