Михаил Дряшин. 12 февраля 2024, 16:53
О штампах исторических сюжетов – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Сообщают о начале съёмок многосерийного фильма «Александр I».
И что, опять всё будет так, как мы привыкли видеть в новых сериалах о русских царях?
В своё время критики подтрунивали, конечно, и над «Войной и миром» Бондарчука.
Но у той экранизации были неоспоримые достоинства.
Работа оператора Юсова, например, или Кторов в роли старика Болконского.
И было то творение наглядным школьным пособием.
Любой лоботряс после просмотра мог бегло пересказать целый фрагмент романа.
Лёгкая версия, сюжетно близкая к оригиналу.
Теперь же Отечество пытают год за годом костюмированным «мылом», непременно с кровью и любовной интригой.
Так киношники подошли к задаче исторического просвещения.
И всё время у них выходит какая-то дюма будуарная.
Императрица разрывается между державой и любовью.
Любовников у неё море – Зубовы, Орловы, Потёмкин, не считая мимолётных увлечений.
Зритель только и запоминает, что матушка слаба на передок.
Да ещё мужа укокошила.
Сын её Павел I, кстати, навсегда запретил дамам занимать трон.
Его можно понять – предвидел, небось, эти бульварные откровения.
Даже внешнего сходства с реальными персонажами в новых сериалах нет, достаточно посмотреть старые портреты.
Матушка дородна была, дебела и говорила с немецким акцентом. Одной только Светлане Крючковой веришь в «Царской охоте» Мельникова, но то 1990 год и совсем другой художественный уровень.
В историческом сериале «Александр I» начнут сразу со смерти Екатерины II.
И всё равно придут к жанру «скандалы, интриги, расследования»?
У молодых актёров в платьях условного конца XVIII века физиономии будут те же?
Барышни субтильные, кавалеры будто из «Слова пацана» и золото с лепниной.
Так формируются ущербные представления об истории страны.
А её там и в кадре обычно не бывает, одни только царские опочивальни.
А ведь у нас есть прекрасные литературные источники для экранизаций.
Мережковский, Лажечников.
А Юрий Тынянов, писатель высочайшей пробы?
Какое у него безвременье после кончины Петра в «Восковой персоне» или слепок угловатой эпохи Павла Петровича в «Подпоручике Киже».
Новым мастерам сериалов эти книжки нужно было бы сначала прочесть.
Но кто ж на такое теперь способен?
Легче сочинить самому что-нибудь с эротикой про царскую любовь-морковь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Оценил 1 человек
1 кармы