Исаакий. Загадка третьего Собора.

26 6899

По итогам чтения и обсуждения статей о возрасте четвёртого Исаакия, который мы все можем видеть в северной столице, обнаружилась странность: нет согласия в том, какое же здание было снесено, для постройки вот этого:

Казалось бы, а в чём вопрос-то? Есть прекрасные рисунки уважаемых художников, их датировка известна... Давайте посмотрим, что у нас действительно есть.

Но прежде, оценим то, что не построили, быть может жаль.

Вздохнули?

Итак. Что мы имеем?

Без комментариев. Брюллов. Газета. Дата.

Вид на Исаакиевский мост, Зимний дворец и Адмиралтейство ,S.G.Hammer, 1840.

Есть ещё такой вариант: Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг. Но это точно Hammer.

Фальшивка, изготовленная в Фотошопе, с чёрно-белой фотографии Огюста Жиродона.

Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

Фантазия автора, не так ли?

Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.

Итак, всё понятно. Проект Ринальди. Стоит давно. Скоро его Монферран перестроит в то, что мы имеем сейчас. Тему можно закрывать. Но!

Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

Аксонометрический перспективный план Исаакиевской площади от 1796 года. Хм. Что это там изображено?

К. Ф. Сабат. Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.

«Двух царствований памятник приличный. Низ – мраморный, а верх кирпичный».

1803 г. Вид Петербурга в день празднования 100-летия города работы Бенжамена Патерсена. Что там?

1800 г., Исаакиевская площадь, тот же автор. Что это?

Вот рисунок Монферрана, процесс демонтажа продолжается.

Что это за домик там виднеется в проёме арки?

Ну, пока ломали, пока утверждали, он успел рядышком построить дом Лобанову-Ростовскому. Списал, наверное, материалы со стройки Исаакия, да и народ был под рукой.

Сам рисунок с Аркой, ничего, кроме недоумения, не вызывает. Это что такое было, с такими огромными арками?

Очередная фантастическая картинка? На собор, проекта Ринальди - не похоже. 

Предыдущая, деревянная церковь сгорела летом 1735 года. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы.

К. Ф. Сабат. Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.

Здание было построено только до карниза. По непонятным причинам, прервав работу, А. Ринальди в 1784 году вернулся в Рим. После смерти Екатерины II дело строительства собора продолжил Павел I. О судьбе собора в 1884-1796 годах сведений не имеется. Завершить работу было поручено также итальянцу - В. Бренна (1745-1820).

Только при Александре I в 1802 году "собор-гибрид" был открыт. Вероятно, он существовал только в "бумажной" версии, иначе невозможно объяснить, почему шведский художник Б. Патерсен (якобы живший много лет в СПб) в 1803 году изобразил обе версии Исаакиевской церкви.

Итак. Что я хочу сказать? Доверия к тогдашним художникам, нет никакого. Совершенно. Фантазией они обладали преизрядной. Рисовали что хотели, церкви, которых уже давно нет, соборы, построенные в других городах, не забывли творчески перерабатывать чужие проекты. Тут ведь как? Если ждать, пока собор, или какое другое интересное здание построят, пока леса уберут, пока будет подходящая погода, пока картина высохнет, то конкуренты уже прорву картинок продадут, а денежки себе в карман положат.

А если успеть раньше других, и нарисовать как будет, невиданный прежде вид, пока постройка лишь в проекте или в процессе строительства, то ты первый на рынке, и весь барыш твой. С копирайтом, в те времена, было не очень, вот и крутились иллюстраторы, как могли. А что? Надо же на что-то жить.

И, я Вас уверяю, в самую последнюю очередь, уважаемые художники прошлого, думали о нас, о потомках, которые будут пытаться разобраться в истории, на основе их творчества.

Примеров фантастического творчества художников - просто эпическое количество. Они очень любили рисовать всякие там "античные" развалины, "древние" арки, с пасущимися рядом овечками, и всё такое прочее, завлекательное. Есть захочешь, ещё и не то нарисуешь. Не могу их осуждать.

Всего доброго всем. :)

Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

«Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

Обсудить
  • И, да. Ответа у меня так и нет, хоть бросай монетку. Что же сломал Монферран?
  • можно смело использовать термин "вариативная копия" - будет оч кстати :)
  • На жизнь художники зарабатывали. Вот и рисовали что у публики спросом требовалось.
  • +++
  • спс