Секреты рейтингов - Сеть и прилавок...

56 874

Пару лет назад открыл свою страничку на литературном ресурсе «Автор Тудэй». Несу теперь свое слово в цифровом мире. И мне показался достаточно странным на данном ресурсе одно обстоятельство. Вполне себе состоявшиеся авторы в бумаге, некоторые почти классики, в рейтингах и продажах «АТ» болтаются где-то совсем внизу, рядом со школьниками пятого класса, написавшими на переменке фэнтези про дракона Мишу и собачку Няшу. Практически никто из них близко не подобрался к гордому званию топа, которое ценится на «Авторе» где-то в промежутке между Академиком РАН и депутатом Государственной Думы.

Что это за недооцененные в сети писатели? Герои еще недавних времен. Навскидку припомню - Янковский, Шумей, Лукин, Столяров, Шарапов, Громов. Многие не сходили с первых строчек в рейтингах продаж долгие годы. У них были фан-группы. До сих пор среди любителей фантастики возвышаются в первых рядах. А на «АТ» спят на половичках и даже не мечтают о сытной еде.

Вместе с тем наверху гордо сияют много тех, кого в бумаге не издали бы никогда, потому как редакторы в Издательствах обладают литературным вкусом. Ничего не хочу дурного сказать, среди передовиков есть люди с довольно бойким стилем, неплохо выстраивающие сюжет. Но к литературе это не имеет никакого отношения. В массе все эти «двадцать пятый том о попаданце Васе в тело сына вождя корейского клана, наделенного магией воды» – это такая «Санта Барбара», затянувшийся мексиканский сериал. Притом все книги этого жанра можно читать вперемешку, и даже не заметишь, что читаешь разные произведения.

Все эти попаданцы, колдуньи, бояре с аниме и прочая ересь – это просто вечная жвачка, которая постепенно теряет вкус, но от привычки двигать челюстями теперь не избавиться. Нет ни единства замысла, ни приемлемой идеи, ни сколь-нибудь адекватной психологии. И, главное, нет оригинальности, одни штамповки – бедные родственники, сиротинушки, которые овладевают силой и спасают обедневший графский род, и прочее, прочее, прочее. Но написано бойко – иногда. Хотя некоторые произведения «топов» все же добираются до понятия литература. Например, в первых строчках белорус Дроздов – очень неплохой писатель, вполне состоявшийся литературно. Нравится Ким, ныне защищающий страну на СВО и отличившийся очень неплохой военной фэнтезюхой. Но их как-то мало.

И почему так получается, что значимые фигуры еще недавних времен вообще оказались в Сети не востребованы? Конечно, первое объяснение – времена их ушли безвозвратно. Теперь времена новые и суровые. Новый читатель. Новые запросы. Кому нужно это старье?

Конечно, и темы, и литературный язык устаревают, но не настолько же стремительно, не за один-два года. Сервантес и сейчас очень даже неплохо читается, как и Ильф с Петровым, хотя давно написано. Кроме того, запросы на боярку и попаданцев в мир магии вряд ли можно считать главным культурным трендом нашего времени. Это просто захватившее широкие массы выражение общественного инфантилизма, когда народу хочется графского звания, суперсилы и всех нагнуть, чтобы знали. Оно всегда такое жило в массовом сознании, просто ушлые люди не так давно выразили это в перечне штампов, которые отлично ложатся на людские комплексы неполноценности.

А, может, не так и хороши те самые классики отечественной фантастики и других видов литературы, о которых я тут страдаю? Ну, почитайте и сравните с топовыми книгами «АТ». Если сравнилка не атрофировалась.

Кто-то скажет, что это феномен только данного сайта. Мол, тут и собираются любители аниме и фэнтези, а остальные жанры им неинтересны, авторы пресны, а коллизии скучны. Но, вообще-то, «АТ» самый массовый литсайт в основном именно любителей фантастики. А фантастику любит большинство читающего населения.

На «Литрес» картина несколько иная. Кстати, куда более удручающая.

Там работает неустанно, как трактор, безжалостная интернациональная машина рекламной раскрутки. Научно выверенная и отлаженная до совершенства на пропаганде памперсов, «Макдаков» и сексуальных извращений. Тесно связанная с пропагандой определённых ценностей, чаще антинародных и толерастичных. Выскочить у читателя, намеченного в жертву, из под ее колес нет никаких шансов. Сказали народу «Лето в пионерлагере» читать, там про советских детей-гомосеков – и будут читать, будут миллионные тиражи. Дали манипуляторы и всякие масоны с рептилоидами Нобелевку Алексиевич за животную русофобию и одичалый антисоветизм, и она уже числится оплотом мировой литературы, да еще и с миллионом баксов в кармане. И тоже в бестеллерах на всех площадках Сети и на полках.

На таких платформах и вообще в книгопродаже авторы бестселлеров те, кого назначили быть ими - талант, новизна, связность книги тут вообще не имеет значения. Просто диву даешься, когда вирши иноагентки и русофобки Улицкой про несчастных людей со светлыми лицами, которых угнетает русское вечно пьяное быдло, собирают массовую истеричную бабскую аудиторию с криками «Ничего лучше я не видела». Или без святой воды помянутые иноагентные черти Зильбебрут-Быков и Борис Акунин. Первого не читал, а второй – заслуженный графоман РФ с банальными поделиями, заслуга которых легкий язык и лютая ненависть к России и русским, так милая его спонсорам и крыше. Совершенно пустоголовые произведения Донцовых-Устиновых – кстати, среди теток есть хорошие авторши, но эти «иронические детективщицы» отличаются в большинстве дикой унылостью. Совсем не понятны доводы читательниц «это мне расслабиться и время в метро провести». Там такое занудство, что это скорее снотворное. Ну да ладно, от них хоть вреда нет, как от лауреата премии Правительства РФ малограмотной Яхиной с ее малоумной Зулейхой, открывший нам глаза на беспросветность и убогость жизни советского народа и татарской глубинки.

Там назначены популярными авторы бесчисленных книг, раскрученных на Западе, в основном всякие «Как заработать миллиард и отсидеть при этом только трешку» или «Как страшиле в пятьдесят лет научиться уводить богатых мужей у молодых и красивых жен». Или «ЛГБТ в школе и в детсаду» - этих, слава Богу, выперли.

Так, может, и на «АТ» все блистательные рейтинговые победы - это результат грамотного маркетинга, рекламы и выстраивания правильной политики сбора бабок и навязывания себя, любимого? Те авторы, кто привык издаваться в Издательствах, в свободном океане сетевой торговли теряются и никак из себя ничего не могут выдать на потеху публике, дабы срубить денюжку. Потому что их всегда рекламировали издательства. А фантастов еще и всякие общества фанатов, часто совершенно психованных, но создающих оглушительный шум вокруг кумира. А новое поколение в этом как рыба в воде.

Нет, одного маркетинга недостаточно. Во всяком случае на индивидуальном уровне. Индивидуально для себя, а не для корпорации, маркетингом заниматься тяжело и часто бесперспективно. Хотя у многих выходит. Тут и заказные рецензии, и накрутки просмотров, и скандальные новости и заявления. И бурные обсуждения с читателями при изготовлении очередных глав, когда читатель возвышается в своих глазах, давая строгие указания писателю. Такая вот забавная игра. Но срабатывает. Однако не всегда. Многие книги просто не ложатся на аудиторию. Хотя порой ничем не хуже тех, которые ложатся, как родные.

Вообще, самые популярные книги – книги умеренно глупые и воздушно легкие. Как говорят, народу грузиться неохота. Народу что попроще бы, позавлекательнее, и с бесконечными продолжениями, потому как жизнь и так тяжелая, да и голову ломать неохота над всякими изысками. Именно такие, книги неминуемо находят сильно массового читателя. Не дурака, нет. Просто того, кому лень ломать голову и кого интересуют только наезженные и отполированные миллионами таких же, как он, рельсы. Кто привык убивать время на беззаботное чтение, а не на телевизионные сериальчики под хорошее пиво. Жизнь то и правда трудная.

Ну, может все проще – все дело в астрологии, расположении звезд и приношении жертвенных баранов на алтари всяких божеств и покровителей муз? Ну, вполне реальное объяснение.

Частично объясняет феномен популярности всякой фигни стадное чувство. А у стада и Моргненштерн музыкант, и Серебреников режиссер посильнее старого пня Эйзенштейна. Главное умение уже несколько тысячелетий в общественном управлении – это именно управление стадом и вызов у него общих эмоций.

Стадо – слово не ругательное. Членом стада может стать каждый, поддавшийся на общее единое чувство и ломящийся туда, куда указали пастухи. Что в политике, что в продажах – везде одно. Каждый человек значительную часть своей жизни проводит именно в стаде.

Никого не упрекаю, не осуждаю. Только вопрошаю. И ничего понять не могу до конца.

Ну и традиционно, как истинный сетевой автор, не устаю рекламировать свои книжки.

Серия о параллельных мирах

Илья Рясной «Эффект Манделы».

https://author.today/work/series/22938

И о звездных войнах в далекой далекой Галактике

«Бои космического значения»

https://author.today/work/99943

«Глобальный контроль» - сатирическая фантастика и «клевета» на девяностые годы

https://author.today/work/252795

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Ужасы Евровидения. Странная украинка бьется яйцами с трансом-ведущим/ей

Нет, все-таки хорошо, что мы во всем этом больше не участвуем. Просто оторопь берет, глядя на то, что сейчас происходит на всех этих евровидениях и олимпиадах. Не пойму, то ли это цирк уродов, то ...

Обсудить
  • А чем плох рассказ Сергея Арсентьева "Студентка, комсомолка, спортсменка"? Или его же "Ленка - Пенка"? Или цикл произведений Андрея Круза "Земля лишних". породивший кучу фанфиков на эту тему, как и "Эпоха мертвых"
  • Давно и упорно говорю, что старых-признанных-достойных-интересных нужно переложить в дайджесты. Почему озвучить "Айвенго" можно, а сделать годный дайджест почти безразмерных сериальщиков - нельзы? Понимаю, чтобы настрогать Мьевиля-Джордана-Мартина-ЭннМаккафри-ЛеГуин - нужно соблюдать авторское право, и непонятно, как тот же Сандерсон (соавторДжордана) отнесется к русскому дайджесту... И вкладываться в "продукт" придется изрядно, с самыми непонятными итогами... Это - да. Но это спасло бы многие достойные литераторские имена и достижения.
  • только собрался куда нибудь перенести свои рассказики и повести... чтоб какой нибудь "номер" получить... и тут ушатом по холодному... а вот такое вообще не знаю куда можно пристроить - http://cont.ws/post/2754179
  • "Народу что попроще бы, позавлекательнее, и с бесконечными продолжениями, потому как жизнь и так тяжелая, да и голову ломать неохота над всякими изысками" С этим трудно согласиться. Ну, невозможно подобное просто читать будет. А если позавлекательнее окажется еще и там, где в действиях хотя бы есть логика, то все уйдут туда. Незнание жизни пишущими и кочующие сюжеты не могут долго завлекать. Может, причина рейтинга даже не в читателях? Кстати, интересно, поднявшись в этих сетях, авторы как будут строить свою дальнейшую деятельность? Поверят в свою исключительность и бросят работу или учебу? А Скептику посоветуйте Толстого перечитать. Других классиков