16 марта 1970 года на экраны вышла сильная историко-биографическая драма "Почтовый роман". Фильм рассказывает о Петре Шмидте – первом русском офицере, ставшем на сторону революции, о его любви – Зинаиде Ризберг, о его жизни и смерти.
Фильм достаточно глубокий и пронзительный; прекрасно поставлен и снят. Проделана отличная историческая работа по воссозданию атмосферы начала века: декорации, костюмы, речи, диалоги, манеры.
Важно, что картина повествует о дореволюционной России без малейшего презрения, тем более что речь идёт не о пролетариях и профессиональных революционерах, а о дворянине и мещанке.
При этом "Почтовый роман" совсем не является "агиткой" или карикатурной пропагандой – наоборот, и сама картина, и её герои очень живые, органичные.
В фильме почти что отсутствовал такой важный компонент, как динамичность, однако нудной или тягучей картину назвать совсем нельзя – наоборот, смотрится "Почтовый роман" на одном дыхании.
Главные роли – Шмидта и Ризберг – прекрасно исполнили Александр Парра и Светлана Коркошко. Оба они не так много снимались в кино, и Евгению Матвееву, для которого это была одна из сильнейших режиссёрских работ, удалось выжать, возможно, лучшую роль в карьере обоих артистов.
Сюжетная линия разбита на 2 части. Первая – это 1905-06 гг., последние месяцы жизни Шмидта. Вторая – уже советское время; чекист Ковшов (его сыграл сам Матвеев), для которого гибель Шмидта была личной трагедией, ведёт частное расследование обстоятельств последних месяцев его жизни, в частности, берётся доставить Ризберг одно из последних писем Шмидта, ей предназначавшееся, но до неё недошедшее.
Когда Ковшов приезжает в Москву, то за неимением других вариантов, ночует на тюремных нарах в ЧК; в это время обход тюрьмы совершает товарищ Ф. Э. Дзержинский, и на вопрос, за что сидит Ковшов, слышит всю эту историю.
Недовольный Железный Феликс тут же в беседе с товарищем В. И. Лениным обещает задать Ковшову трёпку за то, что он в столь тяжёлый для страны момент занимается любовными делами Шмидта и Ризберг 15-летней давности.
Однако Ленин по-отечески осаждает Дзержинского, напоминая, что тот сам в разгар Гражданской войны просил отпустить его на неделю в Швейцарию, чтобы повидать семью (хотя историки сходятся во мнении, что в Швейцарию Железный нарком ездил для проведения спецоперации государственного масштаба, а повидать семью было уже делом второстепенным) и что для любви даже революция не помеха.
Момент интереснейший: во-первых, если бы такой разговор имел место в реальности, то Ленина и Дзержинского, наверное, следовало поменять местами: Феликс Эдмундович был человеком романтичным, сентиментальным, Владимир Ильич – более прагматичным; и тему любви скорее отстаивал бы именно Дзержинский.
А вот то, что Железный Феликс устраивал ночные обходы тюрем ЧК и выяснял, за что задержан или арестован тот или иной человек – это исторический факт.
Если Дзержинский видел, что внятных объяснений ему дать не могут или находил нестыковки в деле – тут же распоряжался человека отпустить; мог даже дать чекистам распоряжение довезти отпущенного до дома.
Также Дзержинский следил, чтобы на заключённых не было побоев – в противном случае превысивших служебные полномочия могли даже расстрелять.
А именно по ночам Дзержинский ходил по тюрьмам, потому что в остальное время с головой был загружен государственными делами: восстановление экономики и народного хозяйства, транспорт, спецслужбы, выстраивание фундамента для будущей индустриализации, ликвидация детской беспризорности и др.
Это потрясающе: человек государственного масштаба с полностью подорванным здоровьем (врачи предупреждали, что если Дзержинский не сократит свой рабочий день до 6, а затем до 4 часов, то просто скоро умрёт – так в итоге и случилось) в своё свободное время, вместо того, чтобы отдыхать и восстанавливать силы, борется за права заключённых. Вот это и значит настоящий большевик, настоящий поборник справедливости!
Ещё больше интересных материалов⬇
Мой кинематографический (и не только) телеграм-канал
Оценили 29 человек
35 кармы