В своём творчестве Ефим Волков всегда избегал изображений бурного проявления стихии, его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.
Передвижник и академик Петербургской Академии художеств, автор более 500 пейзажей, талантливый художник-иллюстратор, именно таким был выдающийся русский живописец, Ефим Ефимович Волков.
Ефим Ефимович Волков родился 23 марта 1844 года в Петербурге, в семье фельдшера. С раннего детства Ефим увлекался живописью, но семья не одобряла этого увлечения. Будущий художник воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии.
Некоторое время Волков работал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции, а также в Департаменте государственных имуществ. В чине губернского секретаря, в возрасте 22 лет, вышел в отставку.
В 1866 году Ефим Волков поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился один год. Великовозрастный ученик за один год сумел к удивлению многих освоить четырехлетний курс обучения школы и в 1867 году стал вольнослушателем императорской Академии художеств.
За картину «Вид в окрестностях Петербурга» в 1870 году Волков получил звание «не классного художника». В этом же году Волков уходит из академии, чтобы вплотную заниматься живописью, которую можно создавать «прямо с природы».
Почти два года он работает не покладая рук и в 1872 году выставляет на выставке Общества поощрения художеств свою картину «Болото осенью». Унылый скучный пейзаж производит огромное впечатление на публику. Полотно отправляют в Лондон на Всемирную выставку, где картина получает бронзовую медаль. В этом пейзаже Волков впервые применил эффект едва уловимой дымки, который в дальнейшем часто будет повторяться в его осенних и весенних пейзажах. Через год «Болото осенью» получает вторую премию (первую премию получил Алексей Саврасов) на конкурсе Общества поощрения художеств.
Помимо болотистой местности, излюбленным образом в художественном творчестве Ефима Волкова являлся лес, его живописные опушки, полянки в окружении деревьев, маленькие озера и берега извилистых речушек.
В 1875 году художника вновь ждет успех — ему вновь присуждают вторую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «На базаре», а в 1877 году он получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «В лесу. По весне».
Март 1879 года ознаменовался торжественным событием в творческой биографии Ефима Ефимовича Волкова: 21 марта на общем собрании передвижников его избрали членом Товарищества передвижных художественных выставок, а чуть ранее, в основном благодаря настойчивым хлопотам Д.В.Григоровича, секретаря Общества поощрения художников, Ефиму Волкову была назначена стипендия.
Художник много (и успешно) работает, регулярно участвует в выставках передвижников, осваивает новые приемы пейзажной живописи.
Ефим Волков вообще прославился в первую очередь своими чарующими пейзажами. Неброские на первый взгляд виды в руках умелого мастера становились торжественными, поражали зрителей своим величием, удивляли загадкой или погружали в умиротворение.
Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками предпринял путешествие в Крым. Среди его друзей были Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Художник много работал, часто писал, но его не впечатляла южная природа, его сердце отдавало предпочтение природе средней полосы России, которую он изображал с любовью и особым душевным трепетом .
Волков особенно любил изображать смену природы во время закатов, рассветов или при перемене погоды. Под рукой Волкова невзрачные пейзажи расцветали и манили зрителя своей удивительной гармонией. Не зря его называли поэтом русской осени.
1880-е годы были наиболее плодотворными в творческой деятельности художника. В 1883 году Волковым была создана картина «Октябрь», «свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы». Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.
Его пейзажи о высокой тихой одухотворённости природы, без буйства красок и неистовства стихии: нежное ранее утро или грустный закат, звенящая тишина над лесными омутами или тусклая бронза осени над заросшим прудом. Он много лет был известным и любимым публикой художником, репродукции с его картин печатали модные столичные журналы, издательства приглашали его для иллюстрации книг
Ефим Волков с большим мастерством писал не только осень, но и лето с его разнотравьем, богатством оттенков и деталей. Работа над летними пейзажами требовала от него большого напряжения и самоотдачи, так как ему приходилось кропотливо прорисовывать листву и веточки деревьев, не обходя вниманием полевые цветы со всем их разнообразием и богатством колорита.
Именно таковы его настоящие шедевры: «Полдень в лесу», «Поле ромашек»,
«Летний пейзаж с рыбаком» «Лунная ночь в лесу». Картины на летнюю тематику также были полны очарования, поэтому Волкова еще называли песенником русского лета.
Творческий успех, признание зрителей, счастье в семейной жизни – казалось, художник имел все, о чем можно было мечтать. Беда пришла неожиданно. В 1884 году трагически погибла обожаемая малолетняя дочь художника.Несчастье настолько потрясло это несчастье, что он едва сумел выжить. В этот период его творчество характеризуется печальным настроением, рисованием монахов и старцев, схоронившихся от мирской суеты за монастырскими стенами. Ярким примером является полотно «Скит», доминирующей темой которого являются уединённость, отрешённость и одиночество.
В 1889 году журнал Художественные новости, очень авторитетное издание того времени писал, что «при взгляде на картину Ефима Волкова «Скит» вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце». Подобные ассоциации вызывает и картина Волкова «У монастыря».
В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно ему полюбились места возле города Плеса.
В 1888 году по приглашению Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в качестве художника-пейзажиста Ефим Волков совершил путешествие на Ближний Восток. Из этой поездки художник привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.
В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств, а в 1899 году «за известность на художественном поприще» ему присуждено звание академика.
Ефим Ефимович Волков, как и подавляющее большинство воспитанников Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы:
офорты –
«Дорога в деревне» (1871) и
«Вид окрестностей Петербурга»;
рисунки (карандаш) –
«Моя дача на Сиверской» (1881),
«Набережная на Васильевском острове» (1889), «Пейзаж» (1900), «Деревенский пейзаж»,
«На Валааме» и
«Охотник с собакой»;
иллюстрации к стиxотворениям М. Ю. Лермонтова (1891).
Его рисунки и гравюры часто появлялись на страницах известных столичных журналов: «Нива», «Север» и других.
15 января 1902 года в залах Императорской Академии художеств открылась выставка двух передвижников, членов Академии художеств – Е. Е. Волкова и В. Е. Маковского.
Волков представил на ней 417 полотен, написанных в период с 1875 по 1901 год.
Через некоторое время последовала разгромная статья в модном и дорогом петербургском журнале того времени «Художественные сокровища России» в которой было сказано:
«…. живопись Вл. Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что г. Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником».
Выставка была очень холодно встречена публикой. Передвижничество перестало быть модным и популярным: в живопись стремительно ворвался модерн, а из просвещенной Европы агрессивно наступал импрессионизм.
Ефим Ефимович очень тяжело воспринял случившуюся неудачу. Он ещё продолжал много работать, но писал больше «для себя», практически не экспонируя свои работы.
Разочаровавшись в публике, резко потерявшей интерес к творчеству художников-передвижников, Волков сильно похудел в последние годы своей жизни, осунулся, стал хмурым...
Но не изменил себе и до конца своих дней рисовал болотистые пейзажи окрестностей любимого Петербурга, находя в них тишину, очарование и покой...
Творил потому, что не писать не мог, однако «просвещённой» публике его творчество было уже не интересно.
Умер Ефим Ефимович Волков в Петербурге 17 февраля 1920 года..
Бросивший Академию художеств Ефим Ефимович Волков в итоге станет академиком, его картины окажутся в Третьяковской галерее.
stydiai
никогда не видела такиx крупныx полевых ромашек.
А они были!
я верю Е. Е. Волкову.
Оценили 13 человек
22 кармы