Рассказывать о Викторе Михайловиче Васнецове легко и трудно одновременно. Легко потому, что многие поколения русских людей выросли в окружении его картин, его персонажей, его мироощущения, наконец. Его работы тиражировались в репродукциях более других художников. Они стали хрестоматийными, вошли в фольклор, стали частью нашего мировоззрения.
Поэтому писать о Васнецове нелегко, так как каждый человек имеет о нём своё сложившееся мнение.
Художник Васнецов Виктор Михайлович по-своему близок каждому культурному человеку, ведь все мы родом из детства, а счастливое начало жизни невозможно без сказки.
Волшебные образы, созданные знаменитым русским художником, окружают нас постоянно.
Кто не знаком с картинами Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства»?!
Они приглядывают за нами со страниц учебников, томов сказок и даже иногда с конфетных оберток.
Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых художников XIX века знал и огромный успех своих картин, и резкую критику. Он не был равнодушен и к популярности, и к критике, но громадная внутренняя сила в нём поднимала его над славой и над хулой. Недаром его называли «истинным богатырём русской живописи».
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Уклад жизни этой большой семьи, скорее, напоминал быт крестьянина-середняка.
В то же время, это была широко образованная семья.
Читали, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание художественные наклонности русского живописца.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии.
Её в своё время закончили его отец, дед и прадед.
Необходимо отметить, что в семинарии того времени получали широкое классическое образование — в её стенах преподавали: математику, логику, церковную архитектуру, латынь, французский и немецкий языки, литературу, поэзию и стихосложение.
Все это — помимо обязательных для будущего священника, дисциплин. Общеизвестно, что братья художника Николай и Аркадий после окончания той же семинарии стали земскими учителями.
В семинарии Васнецов изучал летописные своды, жития святых, древнерусскую литературу, православную символику.
последствии это помогло ему в создании храмовых росписей.
Первые уроки уроки Виктор Васнецов брал у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева.
С благословения отца будущий живописец оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.
Здесь он знакомится с Ильей Репиным, Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским.
Как вспоминал Репин:
«Засиживались до утра, читали, спорили, а главное вырабатывалось сознание прав и обязанности художников».
Учился живописи Виктор Васнецов в Петербурге — на первых порах у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Здесь педагогом Васнецова был знаменитый Павел Петрович Чистяков (1832—1919) — русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, которого называли «всеобщий педагог», так как у него учились в разное время почти все выдающиеся художники XIX-XX века: Поленов, Репин, Серов, Врубель и другие. Занятия в Академии шли успешно, в 1870 году Васнецов получил Большую серебряную медаль за ученическую работу.
В том же году скончался его отец.
На иждивении Виктора Васнецова оказался шестнадцатилетний брат Аполлинарий, в последствии — крупный художник, которого он взял в Петербург.
В эти годы Васнецов выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдаткой азбуке», к «Русской азбуке для детей», им были иллюстрированы сказки «Конёк-Горбунок», «Жар-птица», и др.
В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
Во время учёбы в Императорской академии Виктор Васнецов много и напряжённо работал Рисунки Васнецова этого времени, выполненные выразительными и точными штрихами, имели большой успех.
листы «Книжный лавочник», «Мальчик с бутылью вина» на Всемирной выставке в Лондоне 1874 года получили бронзовые медали. Это был большой успех для молодого художника.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в Академических стенах, чувствуя в себе силы для самостоятельной работы.
Главное, что он уже сформировался как творческая личность.
ухода из Академии им были написаны картины «Книжная лавка», «С квартиры на квартиру», которые заявили о появлении Большого художника.»
К легкому сожалению, но, возможно, к огромному счастью, академию Виктор Васнецов так и не окончил.
Весной 1871 года он начал сильно болеть простудными заболеваниями. Сказывались непривычные Питерские туманы и огромные нагрузки. Он решил поправить здоровье в родном доме.
Планировал приступить к дальнейшей учебе по осени, но не сложилось. В Витебском музее он познакомился с Сашенькой Рязанцевой, от которой и не смог уехать.
В 1876 году, по возвращении из Парижа, он сделал любимой предложение, они повенчались, родили пятерых детей.
В марте 1876 года Васнецов, заручившись заказом на иллюстрации книги Е. Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», выехал во Францию.
Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, вместе с В. Д. Поленовым и И. Е. Репиным, Виктор Михайлович с дотошностью изучал коллекцию Лувра и внимательно следил за импрессионистическими открытиями современных французских живописцев.
В то время Париж был культурной столицей мира.
Все лучшее, талантливое и оригинальное собиралось, бурлило, горело и сгорало, иногда дотла, в этом городе.
Там было на что посмотреть: академисты, романтисты, импрессионисты и прочие «исты», о которых сейчас никто и не помнит.
Здесь Васнецов создает ряд картин, среди которых «Чаепитие в трактире» и «Акробаты».
Эта поездка расширила кругозор художника, усовершенствовала его технику, помогла найти свою нишу.
В этой картине явственно чувствуется влияние современных французских живописцев того времени .
Это полотно весной 1877 года Васнецов выставил на ежегодном парижском Салоне, но без особого успеха.
Вернувшись через год на Родину, он представил «Акробатов» на очередной передвижной выставке. Александр III, увидев эту работу, приобрел её для императорской коллекции.
Друзья Васнецова в то время были увлечены современным искусством и французским шиком в живописи.
На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления.
Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям.
С Парижем отношения у художника не сложились.
Его пафос не прельщал художника.
Он скучал по России, и им овладела мысль создания национального стиля.
В конце 1878 года Васнецов переезжает жить и работать в Москву, туда же переезжают его друзья Репин и Поленов.
Здесь была написана картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая в 1880 году стала своеобразном манифестом, утверждающим новые художественные принципы в искусстве.
Картина была с восторгом принята зрителями, историк и художник Игорь Грабарь писал:
«Картиной «После побоища» открывается эра в русском искусстве, с неё начинается длинный ряд страстных попыток разгадать идеал национальной красоты, которые не прекращаются до сих пор и, вероятно, долго ещё будут вдохновлять художников, чувствующих свою связь с народом».
Буквально сразу же были написаны «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства». В последней картине автор вновь возвратился к поискам типа национальной красоты. Эта тема занимала многих художников — современников Васнецова.
Выставлять свои работы Виктор Васнецов начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.Виктор Михайлович, впервые попав на выставку передвижников, сразу решил, что ему с ними по пути. Он создал для этого несколько полотен.
У Виктора Михайловича была большая семья. В ней росло пятеро детей: Михаил, Татьяна, Борис, Алексей, Владимир. Семья была очень дружной, но отцу было нелегко достойно ее содержать. Помогали меценаты: Третьяков и Савва Мамонтов. Они старались купить его полотна сразу с выставки, иногда опережая в этом царскую семью.
Главной работой в своей биографии Виктор Васнецов считал роспись Владимирского собора. Это предложение он получил от Адриана Прахова в 1885 году.
Контракт был заключен на три года, но в итоге работа растянулась на 11 лет. Перед тем как приступить к росписи, Васнецов изучал фрески в Италии. По окончании к живописцу пришла настоящая слава. О нем заговорили по всему миру.
Когда Виктор Михайлович получил заказ на роспись Владимирского собора, то потерял покой на несколько дней.
Он никак не мог оформить в голове образ Богоматери с младенцем. В солнечный весенний день жена вынесла во двор Михаила — совсем крошечного тогда. Он заворожено смотрел на пролетавшие по небу облака и вскинул от радости к ним руки. Так и запечатлел художник детскую непосредственность и искреннюю радость на настенной росписи.
Успех васнецовских росписей был огромен.
Им была посвящена небывалая по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки.
В них видели начало возрождения Русского религиозного искусства. Хотя сам мастер довольно скромно отзывался о своей работе:
«Я думал, что проник в дух русской иконы, что выразил внутренний мир живописца тех времён.
Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался.
Дух древнерусской иконы оказался гораздо богаче в духовном смысле, чем дух нашего времени и мой лично».
Это мужественное и гордое признание мастера не поза, а реалистичное понимание своего места в этом мире, считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как укрепление храмов».
Васнецов оформил храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Варшаве, Дармштадте
Известно, что Васнецов не зарабатывал денег писанием портретов, как, например Репин.
Но в рамках своей концепции и при подготовительной работе над картинами он написал большое количество портретов.
Работая над образом «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-царевича», он, конечно, писал с натуры, но задача его была не в том, чтобы передать характерные черты портретируемого. Это он мог делать превосходно.
Васнецову всегда оказывали дружескую поддержку его друзья — художники Остроухов, Коровин, Поленов, Нестеров, Суриков, Серов, Врубель — все они были членами «Абрамцевского кружка», названного в честь загородной усадьбы крупного российского мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Большой знаток живописи и музыки, Мамонтов сам занимался скульптурой, пел, выступал в любительских спектаклях, но главным его дарованием был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу. Устраивались музыкальные вечера, спектакли, организовали частную оперу.
Художники, артисты, литераторы собирались у Мамонтовых, в Абрамцеве, подолгу жили там.
Ходили на этюды, писали картины, устраивали чтения, живо обсуждали события в художественной и духовной жизни.
Это были настоящие единомышленники.
Васнецов создал проекты павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного искусства на Всемирной выставке в Париже (1898).
Сделал эскизы для наружной раскраски зданий московского Кремля. Проект знаменитого сейчас дома Цветкова на Пречистенской набережной (1899).
Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и многих других больших и малых зданий, которые украсили Москву.
В 1893 году Виктор Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
В 1912 году ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».
«Радость праведных о Господе». Триптих (правая часть).
Виктор Михайлович Васнецов является основоположником особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Виктор Михайлович сумел преобразовать русский исторический жанр, удивительным образом соединив мотивы средневековья с волшебной атмосферой поэтической легенды или сказки.
Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины «Витязь на распутье» (1882 год, Русский музей, Санкт-Петербург),
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам сказания «Слово о полку Игореве», 1880),
«Аленушка» , 1881 год., Холст, масло 173 х 121, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Три богатыря» 1881 — 1898 год. Холст, масло 295,3 х 446, Государственная Третьяковская галерея, Москва,
«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 год., Холст, масло 247 х 132, Государственная Третьяковская галерея. Москва .
Некоторые из этих произведений («Три царевны подземного царства», 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
В 1915 году Виктор Васнецов участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
«Каменный век», Фрагмент фриза, 1882-85 годы, Государственный Исторический музей. Москва
Принципы особого «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Виктора Михайловича Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882 годы) и Избушка на курьих ножках (1883 год), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905 год, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906 год).
После 1905 года Виктор Михайлович Васнецов примкнул к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации.
Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял, однако в 1918 году участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для РККА, являлся одним из разработчиков головного убора «богатырки», или «будёновки», эскиз которой был сделан по образцу средневековых шлемов русского воинства.
Виктор Михайлович Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.
Похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Cамая главная заслуга Виктора Васнецова состоит в том, что он первый в русском искусстве вышел из рамок станковой живописи и взялся за решение принципиально новых задач — создание Русского стиля, охватывающего разные виды искусства, основанного на национальных традициях.
Исходя из этой концепции, художник обращался и к архитектуре, живописи, дизайну, театральному искусству.
Основа его стиля берётся из русского фольклора, древнерусского искусства, архитектуры, русской образности искусства, и самое главное — его православной духовности.
«Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Вятского художественного музея им. братьев Васнецовых, 1992 год. /Объект культурного наследия, Скульптор — Ю. Г. Орехов, архитектор — С. П. Хаджибаронов/
Оценили 2 человека
2 кармы