Создатель модели Исаакиевского собора - Максим Салин

96 7595

Старинное село Дединово на Оке хранит память о многих исторических событиях и наших земляках, оставивших свой след в истории. К сожалению, многие имена людей, живших в XVII, XVIII, XIX, и даже XX вв., в настоящее время малоизвестны, что с исторической, и особенно краеведческой, точки зрения очень печально. «Ведать край» – это значит, в том числе, находить и воскрешать забытые события и имена…

церковь в селе Дедунино (судьба совсем не пощадила)

Исаакиевский собор (судьба которого сложилась иначе)

Дединовец Максим Салин был простым крепостным крестьянином, ставшим волею судьбы студентом (учеником) Императорской Академии Художеств, а затем принявшем активное участие в строительстве знаменитого Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге. Возможно, кто-то скажет, что участников строительства этого Собора было очень много, да и учеников в Академии Художеств (за всю ее историю) – немало. Это так. Но, во-первых, как-то «не вяжутся» (применительно к первой половине XIX века) слова «ученик Академии…» и «крепостной крестьянин». И во-вторых, далеко не у каждого строителя или «академического студента» имеется на счету… сразу три «Исаакия»!

Обратимся к биографии героя нашей статьи. Увы, мы не найдем сколько-нибудь подробных сведений о Максиме Салине в «больших» энциклопедиях и исторических трудах. Даже в весьма обстоятельной Рязанской энциклопедии персоналии на него нет. Небольшая справочная статья о нем имеется в энциклопедии Луховицкого района, правда, с ошибками. Есть работа В. Яковлева «Рязанский барин и его петербургский крепостной» (в книге «Насельники рязанских усадеб»), известна повесть детского писателя Александра Вересова «Исаакиева деревня» (Старые мастера. – Л.: Дет. лит., 1971). Повесть очень интересная, но жизнь Максима Салина представлена в ней художественно, домыслов больше, чем фактов. Можно найти еще несколько материалов на эту тему в луховицких и рязанских источниках. Однако биография нашего героя значительно интереснее и насыщеннее, чем во всех известных публикациях…

И вот теперь начну основную часть повествования, почти как в детективе: «Однажды…».

Однажды директор Дединовской средней школы С.А. Кочетков передал мне фотокопии архивных документов о Максиме Салине, которые заинтересовали тем, что были подписаны известными историческим деятелями: президентом Академии Художеств А. Олениным, министром народного просвещения А. Шишковым, а также руководителями других ведомств Российской империи первой половины XIX в., а посвящены они были… судьбе простого крестьянина. Приведу полностью один из них, а именно – письмо Министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына «Господину президенту Императорской Академии Художеств» (от 6 мая 1822 г.): «Г. [господин – прим. авт.] Начальник Главного Штаба Его Императорского Величества относится ко мне, что живущий в С.-Петербурге крестьянин Максим Тиханов Салин поднес Государю Императору сделанную им по своему изобретению модель великолепного христианского храма. Его Величество, желая, дабы способности сего крестьянина в архитектуре были усовершенствованы, Высочайше повелеть соизволил причислить его к ведомству Императорской Академии Художеств, в число ея учеников, с тем, чтобы Ваше Превосходительство обратили на него особенное внимание и поручили его хорошему Архитектору или каменного дела Мастеру.

О таковой Высочайшей воле, для надлежащего исполнения оной, уведомляя вас, Милостивый Государь мой, прилагаю при сем в подлиннике доставленную ко мне от Г. Начальника Главного Штаба Его Императорского Величества отпускную, данную Салину от бывшаго его господина, Генерал-Лейтенанта Измайлова…».

Вот, оказывается, с чего вдруг все «завертелось» в судьбе Салина – по воле императора Александра I.

Интересен и второй документ, а именно – отпускная на Максима Салина, из которой мы узнаем, что «… Генерал-Лейтенант и Кавалер Лев Дмитриев сын Измайлов отпустил вечно на волю, Рязанской губернии, Зарайского уезда, села Дединова крепостных моих крестьян Максима Тиханова сына Салина, тридцати одного года, с женою его Анною Кузьминою, двадцати шести лет, […] их дети, Петр, одиннадцати, […] Иван, пяти, Алексей, двух, дочь Матрена, четырех лет […] Почему и волен он, Максим, с женою… и детьми их […] с сей отпускной жить, где они пожелают, и избрать род жизни на законном праве, какой похотят – до которых впредь как мне, так и наследникам моим дела нет…».

Таким образом, из этого документа мы узнаем, что Максим Салин получил вольную вместе со своей семьей в 1822 году (документ датирован 11 апреля 1822 г.), до поступления в Академию Художеств, а не в 1835 г., как говорится и в Луховицкой энциклопедии, и в вышеназванной работе В.Яковлева, и в других публикациях.

Кроме того, Максим Салин был дединовским, а не «петербургским» крепостным Льва Измайлова. В Петербурге же Салин находился «на оброке», работая в молочной лавке. Еще замечу: отпускную и возможность быть зачисленным в ученики Академии художеств Максим Салин получил, благодаря, в том числе, усилиям князя П. Волконского (начальника Главного Штаба), в частности, в результате переписки его и Измайлова. Им же была послана Л. Измайлову от имени императора золотая табакерка «…с портретом Его Величества и с алмазными украшениями» за «…согласие дать вечную свободу крепостному крестьянину Максиму Салину…».

Портрет императора Александра I

Эта отпускная дает возможность установить (хотя бы примерно) год рождения Максима Салина. Согласно документу, в апреле 1822 года он значится «…тридцати одного года», значит, он родился либо до апреля 1791 г., либо во второй половине 1790 г. Определить более точную дату нет возможности, так как пока не найдены метрические церковные книги с. Дединово за тот период.

23 августа 1822 г. Максим Салин был причислен к ведомству Академии Художеств с определением: «…не помещая вместе с учениками, так как он человек семейный, допустить ходить в рисовальные, а потом и в художественные классы, поручив его в главное ведение г. Старшего профессора архитектуры Михайлова, с тем, чтобы он по усмотрению своему употребил его на практике при строениях, производимых как в академии, так и в других местах…». Перед этим, летом 1822 года, Максим Салин имел возможность съездить в Дединово за своей семьей по билету, выданному Академией художеств.

Руководство Академии Художеств и лично ее президент А. Оленин с самого начала проявляли об ученике Салине особую заботу (об этом свидетельствуют многочисленные сохранившиеся в архиве документы), а причина этого – «высочайшее повеление».

Каковы же были успехи дединовца в обучении? Надо сказать, что учиться в полном объеме, как все другие студенты Академии Художеств, Салин просто не мог. Во-первых, он был семейным, вследствие чего должен был содержать семью – жену и четверых детей. Ему лично на пропитание, а также на обувь и одежду – «куртку и панталоны» (как указано в документах) деньги выдавала Академия. Позже на содержание Академии были приняты и два сына Салина.

Но это только частично решало вопрос проживания семьи, поэтому студенту-крестьянину надо было самому зарабатывать деньги. Кроме того, возраст Салина, его малограмотность не позволяли ему осваивать достаточно быстро все академические дисциплины. Об этом он и сам пишет в своем прошении «В Императорскую Академию Художеств» от 14 декабря 1822 г.

На что правление Академии принимает решение (от 16 декабря 1822 г.): «…дабы ему облегчить способ к содержанию его семейства доставлением ему случая работать из платы по ведомству Гоф-Интендантской конторы, в которой он может заниматься практикою на строительных работах…» При этом, чтобы он «… мог усовершенствовать себя в резьбе из дерева…».

Об авторе этой модели сообщается: "Салин, Максим Тихонович Салин, Максим Тихонович резчик архит. из дерева., учен. Акад. (1827), художн. архит.; род. 1791 г., † ? {Половцов} Большая биографическая энциклопедия 2009"

II

В декабре 1827 г. Максим Салин решением правления Академии Художеств был определён «…в ведение Комиссии для построения Исаакиевского собора по строительной ея части…», в связи с чем ему было выдано Свидетельство, где отмечалось, что он «…обучался формовальному искусству и черчению архитектурных ордеров, с изрядным успехом, […] равно и поведения был добропорядочного…».

Примечательно, что и в последующие, 1828 и 1829 годы, велась активная переписка между ведомствами о судьбе Салина. В этих документах мы находим запросы и о судьбах двух старших сыновей Салина. Один из них был обучен, так же, как и отец, формовальному мастерству, другой – направлен к литографщику для обучения печатному и гравировальному делу.

В 1835 г. Максим Салин пишет прошение в Императорскую академию художеств с просьбой о «…возведении […] в звание подмастерья или мастера резнаго на дереве дела…». Интересна резолюция, которую собственноручно наложил на этом прошении президент Академии художеств А. Оленин:

– «Отличная способность ученика сей Академии Максима Салина в исполнении в дереве архитектурных моделей, самою отчетистою резьбою…» (заметим, что это весьма высокая оценка мастерства нашего земляка, данная ему одним из лучших знатоков различных искусств того времени). И далее: «…Максим Салин, по мнению моему [пишет А.Н.Оленин – прим. авт.], имеет право на звание мастера резнаго дела в дереве…».

В октябре 1835 года Максиму Салину был выдан Аттестат, который был подписан лично президентом Академии Художеств А. Олениным. Согласно этому документу, Салин был возведен «…в звание свободнаго (не класснаго) художника резнаго дела на дереве…», что давало ему право «…пользоваться с его потомством вечною и совершенною свободою и вольностию и вступить в службу, в какую сам по званию художника пожелает…».

Мастер отразил в модели не только сам Исаакиевский собор, но и территорию вокруг неё, с оградой и фонарями, существовавшими только в проекте архитектора. Модель Максима Салина изготовлена из липы и мелкослойной ольхи, красного дерева с соблюдением всех пропорций и тщательной деталировкой архитектурного оформления собора.

В экспозиции музея «Исаакиевский собор» Санкт-Петербурга и по сей день хранится деревянная модель известного на весь мир памятника архитектуры, которую изготовил Максим Салин. Из материалов музея видно, что первую модель Исаакиевского собора, Салин сделал ещё до 1835 года. Позже эту модель император Николай I подарил прусскому королю. К 1846 году Салин изготовил новую модель собора (её масштаб – 1:166 к размеру самого собора), которую архитектор Монферран назвал «весьма полезною во время производства строения». Очевидно, деревянная модель Салина использовалась тогда, как рабочий макет строящегося собора, а также – для показа именитым гостям. Мастерство же мастера было высоко оценено материально – за модель впоследствии он получил 500 рублей. В экспозициях Луховицкого историко-художественного краеведческого музея и Дединовского краеведческого музея представлены фотографии, где изображены две модели Максима Салина – Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Максим Салин проработал на строительстве Исаакиевского собора с конца 1827 по 1853 годы. Был уволен, очевидно, по болезни, ведь уже в следующем, 1854 году, его разбил паралич. Точная дата его смерти неизвестна, но произошло это после 1861 года.

Вот так и получилось, что на счету героя нашей статьи, простого крестьянина из села Дединово, обучавшегося в Императорской Академии Художеств, действительно, три «Исаакия» – сам Собор, в строительстве которого он принимал участие, и две точные его модели. Хотя, кто знает, может, и больше? Мог ведь сделать, как говорится, и «для себя»!

Издавна славились дединовские мастера по дереву: столяры, плотники, корабельщики и, в том числе, резчики. Зримым воплощением мастерства местных резчиков явились и богатые резные иконостасы дединовских церквей – Рождества Богородицы (вторая половина XVII в.), Пресвятой Троицы (1696 – 1700 гг.), Воскресенской (Петропавловской) и Казанской (обе – XIX век), и искусная отделка домов и дворовых построек. Причём мастерство это сохранилось и до наших дней. Дединово до сих пор красуется домами с резными наличниками и богатым убранством фасадов. Так что своё мастерство «Максим Тиханов, сын Салина», из крепостных, вольноотпущенный, привёз в стольный град Петербург из родного села Дединово. И это мастерство позволило нашему земляку не только стать «вечно вольным» (вместе с потомством своим), но и занять своё место в российской культуре.

Хочу выразить искреннюю благодарность за предоставленные материалы краеведу С. Кочеткову, сотрудникам Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а также научно-исследовательского музея и библиотеки Российской академии художеств.

При подготовке статьи были использованы материалы, полученные из Музея-памятника «Исаакиевский Собор», музея Российской академии художеств, а также из Российского государственного исторического архива.

Владимир КОГТЕВ

http://lv-news.ru/2014/05/30/t...

http://lv-news.ru/2014/06/25/n...

Село Дединово (родина Михаила Салина) имеет богатую историю. Здесь строились корабли российского флота.

22 пушечный парусный корабль «Орел»

Заложен в ноябре 1667 году в селе Дединове на р. Ока. Спущен на воду 19 мая 1668 года. Свое название корабль получил в честь русского Государственного герба.

Размеры корабля:

- водоизмещение около 250 т.;

- длина - 24,5м.;

- ширина - 6,5м.;

- осадка - 1,5м..

И, конечно же, модель :о)

В отделке модели использованы следующие породы дерева : клён, ясень, черный ясень, дуб, морёный дуб, бук, лиственница, тис, самшит, красное дерево, черное дерево.

Но это - уже другая история... как другая история принадлежит и этой модели Капитолия (купол которого был построен в соответствии с проектом Исаакия)

Желаю всем здравствовать!

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Чудо. Простой крестьянин. А вот кое кто, не будем называть ээтууу нехорошую редиискуу, не может восковки для литья по выплавляемым моделям одинаковые сделать...
  • Именно таких людей называют - "Золотые руки"! Спасибо Вам за то, что среди громких и знаменитых имен "строителей" напоминаете нам об истинных Строителях городов - о Мастерах.
  • "жестокая" судьба крепостного
  • Огромное спасибо за статью! Очень жизнеутверждающе. Я прямо как будто фильм про Салина в воображении увидел. Кстати, хорошо бы...
    • Vad
    • 31 мая 2016 г. 18:42
    Ну это история - не чудесная сказка. В академию художеств попадали по настоящему талантливые люди. Их, государство, в лице академии художеств, брало на полный пансион и даже кормило их семьи, так как часто пенсионеры были уже взрослыми людьми из мало обеспеченных семей. Вот тут список пенсионеров Академии Художеств. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2 Прочитав сей список, вы наверняка увидите массу знакомых фамилий, которые были гордостью российского искусства и архитектуры. Эту традицию ввел еще Петр I. "Первые петровские пенсионеры – будущие художники – выехали весной 1716 г., но не все в одно время, так как их нужно было развезти по разным странам и городам. Для обучения живописи в Италию были отправлены братья Никитины, М. Захаров и Ф. Черкасов. Их отвозил в Венецию царский резидент П. И. Беклемишев. Ю. И. Кологривов, который успешно занимался в Италии собиранием скульптуры и еще в 1715 г. составлял царю записку о новой системе художественного образования (по которой двухгодичное заграничное пенсионерство было обязательным условием завершения подготовки русских архитекторов), повез в Рим будущих зодчих – П. М. Еропкина, Т. Н. Усова, Ф. М. Исакова, П. Колычева. В Голландию были отправлены учиться: А. Матвеев – живописи, С. М. Коровин – гравюре, И. К. Коробов, И. А. Мордвинов, М. Д. Башмаков, И. Ф. Мичурин – архитектуре. Из Голландии Матвеев был отправлен во Фландрию. К 1723 г. во Флоренции остались только Захаров и Черкасов, так как братья Никитины были отозваны царем на родину. Архитекторы Исаков и Колычев также возвратились в Россию, а Усов и Еропкин вернулись в 1724 г. В 1722 г. прошение о возвращении писали гравер Коровин и "архитектурии гезель" Башмаков. Андрей Матвеев возвратился по смерти Екатерины в 1727 г." А альтернативные бараны до сих пор думают, что царя подменили на голландца, стал бы "датч", так за чужой народ радеть)))))))