Домонголотатарцы... или преемственность в истории

95 5843

Когда случился "День Монгола" на КОНТе, то слишком много задавалось вопросов на тему: "где деньги, Зин" (куда, мол, девалось награбленное татаро-монгольскими завоевателями, а следом и куда девалась собираемая дань). Задавались вопросы о национальности и о вооружении... Ответы не выслушивались. Троллям и не нужны были ответы. Им нужно было заболтать... Теперь, когда страсти улеглись, попробую дать подсказку.

Мы знаем, что существует преемственность. И существует повторение "удачного решения" проблем. Таковым, "удачным решением" проблемы добычи непроизводимого своими руками у кочевых племён и народов (кстати, не только у них) было завоевание осёдлых соседей с последующим собиранием дани (или поборов). И первыми в этом были совсем не тартары, и не монголы. До них (как известно по многочисленным китайским източникам, а также по археологическим находкам) такое решение проблем практиковали их предшественники.

Флаг Великой империи гуннов Основатель: Теоман Хан 220 г. до н.э. - 46 г. до н.э.

До нашей эры 220 г. до н.э. 46 лет был среди Туркестана, великий вождь старейшей турецкого государства Турции, Мете Хан видел свою империю!

О древнем кочевом народе хунну известно в основном из старинных китайских хроник, в которых этот народ описан как безпокойный сосед, совершавший веками набеги на великого соседа. Между тем этот давно исчезнувший, вошедший в легенды народ создал огромную кочевую империю на территории Центральной Азии, у которой была длинная драматичная история и великая культура.

Предлагаю для начала познакомиться с разсказами археологов. 

Обратите внимание, что находки свидетельствуют совсем даже не о чисто-кочевом образе жизни хуннов. Были найдены и земледельческие инструменты, и городища.

Иволгинское городище хуннов

Культура хунну Забайкалья и Монголиии: 1 — реконструкция внешнего вида и интерьера жилища хунну (Иволгинское городище)', 2 — каменная конструкция погребальной ямы с дромосом под курганом в Ильмовой пади; 3 — разрез двойной погребальной камеры с гробом под курганом в Ноин-Уле; 4 — реконструкция лука хуннского типа с центральной и концевыми накладками из кости; 5 — наконечники стрел (а — бронзовый с железным черешком, б-г — железные, д — железный с костяной насадкой на черешок, е — костяной); 6 — железные удила и псалии; 7, 8 — керамические сосуды; 9, 10 — бронзовые сосуды; 11 — чугунный наральник; 12 — железная пряжка

Городище Баян Ундэр находится на высоком правом берегу р. Джиды в местности Баян Ундэр. Основная часть городища имела размеры 70 x 70 м и была укреплена валами и рвом. Вокруг городища наблюдался еще один вал. На площади, занимаемой городищем, не обнаружено остатков производственной деятельности. Возможно, что здесь, в отличие от поселения на Иволге, население имело другие занятия. Похоже на то, что в Баян Ундэре располагалась ставка правителя или предводителя определенного ранга, осуществлявшего властные функции на определенной территории. Более подробно о городище Баян Ундэр (а также о других древних городах гуннской и других кочевых цивилизаций) можно узнать в книге улан-удэнского археолога С.В. Данилова «Города в кочевых обществах Центральной Азии» (Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004). http://www.visitburyatia.ru/st...

О том, какие сведения можно почерпнуть об империи хуннов из археологических источников, рассказывает  Наталья Викторовна Полосьмак, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. 

Великолепный фильм о разкопках и о находках -  "Возвращение в Суцзуктэ"

Вот так выглядел разкоп, о котором был снят фильм

Империя хуннов в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц разпалась. Хунны не пропали, часть их двинулась на запад, где империя разцвела было вновь. Эта империя просуществовала не долго - до середины первого века нашей эры. А как вы думаете, куда девались люди этой империи? Неужто они с прекращением существования своей империи вдруг напрочь забыли и обычаи свои, и традиции? Неужто забыли о кочевом образе жизни и срочно перешли на осёдлый образ жизни? Неужто съели или продали всех лошадей, оружие и прочее?

Разве не свойственно людям заимствовать удачные решения, перенимать способы, технологии, идеи? Проверяем :о)

Стратегия и тактика (хунны):

"Армия хуннской империи была во много раз малочисленной в сравнение с армией Китайской империи. Но она компенсировала свою малочисленность быстрой всеобщей мобилизацией, современным оснащением вооружения, маневренностью, высоким боевым духом воинов и их патриотичностью к своей родине. Хуннская армия совершала далекие походы. Хуннские военачальники организовывали крупные военные компании со стратегическими целями, с масштабными и территориальными размахами военных действий, а так же совершали мелкие набеги, опустошая пограничные области неприятеля. Хунны стремились внезапно начинать военные действия и сразу сокрушить врага. Главным особенностями военной стратегии у хуннов были внезапность проникновения в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса. Опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи, и ударить в тыл защитникам границы. А затем, если надо уйти по возможности без потерь." http://tatarkam.livejournal.com/40822.html

Гунны. Стратегия:

"Войны и набеги являлись для всех без исключения древних кочевых племен Евразии одним из важнейших способов добывания средств к существованию. Кочевое скотоводство — главная отрасль их экономики — не могло полностью обеспечить их повседневные потребности. По меткому, ставшему уже классическим, определению О. Латтимора, «чистый кочевник — это бедный кочевник» (Lattimore 1962: 257). Пользуясь своим превосходством в военном искусстве над оседло-земледельческими народами, номады вторгались на их территорию и силой захватывали материальные ценности и пленников. Право на присвоение результатов чужого труда сами степняки обосновывали их специфическим образом жизни и военной мощью. В сирийской хронике Захария Ритора сохранилось интересное свидетельство о нападении на Иран в 513 г. кочевников-«гуннов» (скорее всего савиров, см.: Артамонов 2001: 98). В ответ на вопрос о причине своего вторжения они потребовали от персов увеличения той дани, которую получали от них прежде, заявив при этом следующее: «Мы живем оружием, луком и мечом и подкрепляемся всякой мясной пищей» (Пигулевская 1941: 149-150), т.е. недвусмысленно дали понять, что это требование, с их точки зрения, абсолютно логичное, базирующееся на их воинственности. В китайских источниках о кочевниках-хунну прямо говорится: «Там, где видят для себя выгоду, не знают ни правил приличия, ни правил поведения» (Таскин 1968: 34; см. также: Бичурин 1950: 40). [257]...

Но вернемся к гуннской стратегии. Исключительно важная роль в ней отводилась фактору внезапности нападения. Гунны обрушивались на врагов «подобно какому-то смерчу народов» (Iord. Get. 126: [Hunni] quasi quaedam turbo gentium). Благодаря быстроте своих коней, они совершали разбойничьи налеты стремительно, обгоняя даже слух о своем приближении (Hier. Ер. 77, 8; Amm. Marc. XXXI, 2, 8; ср.: XXXI, 2, 21), а их свирепость и безжалостность неоднократно подчеркивались современниками.49) Не гнушались гунны и вероломства, нападая, например, на ничего не подозревающих римлян во время ярмарки, как это имело место в правление Аттилы где-то на Дунае (Prisc. fr. 2 D = 6, 1 В).

Гуннские набеги, как правило, не были хаотичными, а четко планировались на основе получения разведывательной информации. Как показывает один из эпизодов войны между гуннами и готами-тервингами в 370-х гг. (Amm. Marc. XXXI, 3, 6), первые были способны оперативно собрать и правильно оценить сведения о местах расположения отрядов противника с тем, чтобы обойти выставленные им впереди дозоры и неожиданно напасть на его главные силы (Bachrach 1992: 210)....

В целом гуннская военная стратегия не должна была серьезно отличаться от своего прототипа — хуннской. Важнейшими чертами последней были «внезапность нападений, опустошение вражеской территории, глубокое проникновение в тыл войск противника. Хунны стремились внезапно начать военные действия, захватить максимальную добычу и уйти по возможности без потерь» (Худяков 1986: 52). Отдельные особенности стратегической концепция европейских гуннов находят свое соответствие и в военной практике средневековых монголов — выходцев из той же самой кочевой среды степной Центральной Азии. Известно, что монгольская армия вступала в неприятельские земли сразу на нескольких направлениях, проникая в них на максимальную глубину и действуя т.н. «облавным способом», т.е. обходя опорные оборонительные пункты. Предварительно и в ходе самого вторжения через тайных агентов, находившихся на содержании [260] монгольского командования, обязательно собиралась разведывательная информация (Худяков 1991: 158)...

Тактика боя

...Аммиан Марцеллин, современник вторжения гуннов в степи Юго-Восточной Европы, приводит детальное описание их действий на поле боя (Amm. Marc. XXXI, 2, 8-9): «И [гунны] сражаются, будучи подчас раздраженными, но вступая в битвы клином [под аккомпанемент] разнообразных, страшно звучащих криков. И также, как при [их] проворстве они стремительны и неожиданны [в своем появлении], так и, внезапно [и] намеренно рассеявшись, они рассредоточиваются и не соблюдают боевой строй. С ненасытной жаждой убийства несутся они в разные стороны, и из-за [их] чрезмерной быстроты не приходится видеть их атакующими укрепления или грабящими вражеский лагерь. И ты охотно назовешь их самыми неукротимыми воинами из всех [других] потому, что издали они [бьются] метательными снарядами с заостренными костями в качестве наконечника стрел, которые с удивительным искусством соединены [с древками] и разнообразно сделаны... а [сойдясь] вплотную, сражаются мечом без оглядки и, уклоняясь от вреда [неприятельских] острий, опутывают врагов брошенными с размаха арканами, чтобы, обвязав члены сопротивляющихся, лишить их возможности усидеть верхом или уйти пешком» (et [Huni] pugnant nonnumquam lacessitis, sed ineuntes proelia cuneatim variis vocibus sonantibus torvum. utque ad pernicitatem sunt levés et repentini, ita subito de industria dispersi rarescunt et inconposita acie. cum caede vasta discurrunt, nee invadentes vallum nee castra inimica pilantes prae nimia rapiditate cernuntur. eoque omnium acerrimos facile dixeris bellatores, quod procul missilibus telis acutis ossibus pro spiculorum acumine arte mira coagmentatis et distinctis... comminus ferro sine sui respectu [262] confligunt hostesque, dum mucronum noxias observant, contortis laciniis illigant, ut laqueatis resistentium membris equitandi vel gradiendi adimant facultatem).

Из этого сообщения можно выделить две основные фазы тактики гуннов, характерные, по крайней мере, для раннего этапа их завоеваний:

1) начальная атака глубокой рассыпной лавиной (cuneatim — см. разд. V)52) под аккомпанемент страшного боевого клича и с ведением интенсивного обстрела противника из луков;

2) рукопашный бой, когда гунны, быстро перемещаясь по всему полю сражения, рубились мечами, а при удобном случае накидывали на своих противников лассо.

Другие древние авторы говорят о таком весьма важном тактическом маневре гуннов, как притворное бегство с последующим внезапным возвращением в бой (Claud. III, 331: Zosim. IV, 20, 4; ср.: Hier. Ep. II, 8; Agath. I, 22, 1). Эта военная хитрость,53) весьма характерная для евразийских кочевников, в исполнении гуннов была чрезвычайно эффективной. Во время притворного отступления они метко стреляли с поворотом назад, т.е. использовали прием, известный под названием «парфянская стрела»,54) и не ожидавшие этого враги, уверенные в [263] скорой победе и поэтому ослабившие свое внимание, несли очень значительные потери.55) В качестве еще одного излюбленного тактического действия гуннов наши источники называют окружение вражеского боевого порядка (Zosim. IV, 20, 4; Chron. Gall. p. 652, 52; ср.: Agath. V, 19, 8).56)

Таким образом, перед нами классическая тактика «рассыпного строя» кочевников Евразии, которая «заключалась в охвате построения противника по фронту и с флангов и интенсивном обстреле из луков с дистанции прицельной стрельбы. При попытке неприятеля перейти в наступление строй легковооруженных конных воинов без труда „рассыпался" в разные стороны с тем, чтобы уйти из-под удара и вновь окружить противника, отступив на некоторое расстояние. Стремительная кавалерия евразийских номадов оставалась практически неуязвимой для менее мобильной и тяжеловооруженной пехоты, из которой состояли армии древних и средневековых земледельческих государств, и могла наносить противнику ощутимые потери, не вступая с ним в ближний бой, за счет очень высокой маневренности и эффективной стрельбы по цели» (Ведерников и др. 1995: 6)." http://annales.info/step/hunny...

Монголы:

"Монгольская армия состояла только из конницы. Позже Чингисхан и его наследники сформировали пехоту, однако не из монголов, а из союзных войск, обычно китайских или тангутских. Монголы избрали военную тактику, которую в течение многих столетий использовали все степные кочевники. Этот войны развился из набегов и грабежа на пограничных территориях цивилизованных стран и из облав на диких животных. Во время охотничьего гона монголы отправляли разведчиков с целью узнать, какие животные находятся впереди, в то время как сами охотники сидели в засаде.

Чтобы создать видимость большей численности, чем на самом деле, армия наступала широким фронтом. Как враг пытался остановиться и начать битву в определенном месте, монголы уходили и скрывались. Если противник поддавался на провокацию и начинал преследование, монголы завлекали его в неудобное для противника место, окружали и побеждали.

Легкая конница была помещена во фланги и в авангард. Ее задача состояла в том, чтобы нанести удар по врагу при помощи стрельбы из лука. Лучники могли стрелять на значительные расстояния; каждый человек выпускал или четыре стрелы безостановочно. Отряд, израсходовавший все стрелы, направлялся к флангам, чтобы его заменил следующий отряд, который повторял маневр. Монголы использовали эту тактику и при отступлении. Таким образом, можно было отводить войска в течение : в случае необходимости. Момент атаки сохранялся втайне максимально долго. Во время наступления воины подчинялись определенным сигналам и по¬этому быстро продвигались в полной тишине.

Как только силы врага были подорваны, в бой вступала тяжелая конница, расположенная в центре. Начиналась битва с саблями и копьями. Физическая сила, грозный вид конницы и зловоние, распространяющееся от людей и лошадей, наводили ужас на врагов; монголы точно знали, как использовать это в своих интересах. В момент атаки тяжелая конница бросалась на врага с громкими воплями. По утверждению Карпини, монголы пытались до последнего избежать рукопашного боя. Марко Поло разделяет это мнение. Если противник решительно оборонялся, монголы размыкали ряды, чтобы дать ему шанс убежать. Если враг поддавался на провокацию, его преследовали и просто уничтожали.

Чтобы зрительно увеличить численность войска, иногда делали кукол в человеческий рост и сажали их на резервных лошадей, с большого расстояния они смотрелись очень реалистично. Эта уловка часто производила деморализующий эффект на врагов в начале осады. Однако этот маневр подходил не только для осады. Монголы часто распространяли слухи, что их армия вдвое больше, чем на самом деле. Чтобы усилить это впечатление, пленников заставляли сопровождать армию. Ночью монголы применяли другую уловку. Каждый человек зажигал три — пять факелов на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, враг получал неверные сведения относительно реальной силы монголов, поскольку в его представлении один факел означал одного война."  http://tratati.narod.ru/MongArmPriem.html

Татары:

"Вооружены они саблей, луком с колчаном, снабженным 18-20 стрелами, за поясом нож, [221] огнивом для высекания огня, шилом и 5-6 саженями ременных веревок, чтобы связывать пленников, которых они могут захватить во время похода; у каждого также в кармане нюрнбергский (Nurambert) квадрант 254. Только самые богатые носят кольчуги, остальные же, за неимением таковых, отправляются на войну [считай] голыми. Все они смелы и ловки на конях, но имеют дурную посадку, так как ноги слишком изогнуты из-за коротких стремян. Сидя на лошади, они походят на обезьяну, посаженную верхом на борзую собаку. Тем не менее они очень искусные наездники и столь ловки, что во время самой крупной рыси перепрыгивают с одной выбившийся из сил лошади на другую, которую они ведут на поводу, чтобы быстрее ускакать, когда их преследует противник. Лошадь, не чувствуя на себе всадника, переходит тотчас по правую руку от него и держится все время рядом с ним, чтобы быть наготове, пока всадник не захочет пересесть на нее с той же свойственной им [татарам] проворностью. Вот как приучены эти лошади служить своим хозяевам. Впрочем, это особая порода лошадей, плохо сложенная и некрасивая, но необыкновенно выносливая и не испытывающая усталости, ведь переходы по 20-30 лье без остановок под силу только этим бахматам (baquemates) (так татары называют эту породу лошадей) 255". Ле Вассер де Боплан

"тактика у татаро – монголов была традиционная – массированные обстрелы из лука, ложные отступления с засадами, охваты, окружения, изматывание противника длительной осадой. В подавляющем большинстве случаев численный перевес играет решающую роль в сражении. Но немаловажно распознать решающее время и участок битвы, чтобы сосредоточить в этом месте, именно на этом участке превосходящие силы и разгромить противника, даже если он имеет общее превосходство в живой силе и вооружении.

Теперь что можно сказать о вооружении татаро – монгол? Действительно у всех у нас есть стереотип, говорящий о татарине на низкорослом крепком скакуне с луком и стрелами в руках. Но в то же время, читая европейских, азиатских, кавказских авторов XIII – XV вв., мы видим восхищение искусством стрельбы из лука, подвижности, феноменальной результативности татаро – монгольских лучников...

Стрелами с небольшими легкими наконечниками велась навесная стрельба на дальние расстояния, когда противника надо было изнурять и ранить. А стрелы с большими наконечниками применялись на ближней дистанции для гарантированного поражения цели. С помощью мощного лука пробивалась самая толстая броня и наносились резаные раны как противнику, так и его коню.

Хорошо отработанной тактической уловкой татар было ложное отступление, когда вперед высылалось несколько подразделений, которые осыпали неприятеля с дальней дистанции тучами стрел, вынуждая его атаковать. После этого татаро – монголы стремительно уходили от столкновения. Противник втягивался в погоню и в определенном месте его поджидали свежие силы татар. Обычно это была тяжелая кавалерия, затянутая в панцирные доспехи, включая и лошадей. Они сминали уставшего и потерявшего строй противника. Например, такая тактика была применена в Закавказье в бою с грузинскими войсками и против русско-кыпчакских отрядов на р. Калка." http://rufor.org/showthread.ph...

Видите преемственность? 

О понимании

Мне запомнились слова руководителя археологической экспедиции Натальи Полосьмак:

"Чем больше труда ты вкладываешь в объект, (своего собственного, физического), чем больше ты делаешь, там, через силу или на грани своих каких-то возможностей... Я не хочу сказать, что это какое-то оправдание того, что ты разкапываешь древние могилы, но это — твой труд, ты повторяешь труд тех, кто разкапывал полностью, идёшь этим же путём, как эти люди, и разкопки этого памятника они превращаются не в какой-то вот набег, быстрое рытьё могилы, а в каждодневное обдумывание, это медленный процесс, который очень тяжёлый часто, и это сближает с теми, кто там погребён, я бы сказала так. Ты больше чувствуешь этих людей, которых ты в данный момент разкапываешь. Какая-то идёт связь напрямую с древней культурой."

Ещё раз:

"Чем больше труда ты вкладываешь в объект, чем больше ты делаешь через силу или на грани своих каких-то возможностей... это — твой труд, ты повторяешь труд тех, кто разкапывал полностью, идёшь этим же путём, как эти люди, и разкопки превращаются  в каждодневное обдумывание, это медленный процесс, который очень тяжёлый часто, и это сближает с теми, кто там погребён, больше чувствуешь этих людей... Какая-то идёт связь напрямую с древней культурой."

Вот то главное, что роднит всех практиков - людей труда. Именно совершение такого же действия (тождествование), какое совершает и другой человек, позволяет знать и понимать того - другого человека (причём, понимать изнутри самого себя из собственного своего опыта). И не только научаться действию, но и обретать такой же опыт и такое же знание. 

Никакой мистики, уважаемые читатели", всего лишь свойства природы всего живого нашей планеты. Так (тождествуя) учатся от других дети (и детёныши других существ). Так, обретая собственный тождественный опыт, они становятся способными понимать других. Причём, понимать правильно, а не изкажённо, потому что опыт всегда последователен и логичен, ибо любой результат действия получается только вследствии изполнения естественных законов нашего мира, а не выдуманных. 

По причине неимения своего собственного опыта изготовления чего-либо своими руками, многие из приверженцев альтернативных версий истории, отбрасывая всяческую логику, начинают отстаивать вымышленные представления, например, о способностях тех же каменотёсов или других ремесленников, о технологиях, способах строительства и прочего. Они не понимают изнутри себя, что то, что не изполняет физические законы нашей планеты, просто не может произойти или состояться. Имеющие свой собственный опыт всегда будут прислушиваться именно к практикам, ибо нелогичность они чуют нутром своим.

Точно также, практики, имеющие собственный опыт и знающие внутри себя закономерности, способны увидеть сущностное подобное во внешне различных вещах. Так, например, хорошо просматривается преемственность характерных черт империи хуннов и империи Чингисхана. 


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • С Днем Гунна =) Спасибо огромное за статью.
  • Про гуннов конечно интересно и познавательно, но это никоим образом не доказывает существования т.н. "татаро-монгольского ига". Когда мне объяснят: - как можно 300 лет тиранить какую-либо страну и не оставить после себя никаких следов; - как можно на протяжении более 5-ти веков быть самыми великими завоевателями так чтобы это не осталось в памяти потомков этих завоевателей, вот тогда можно будет и подискутировать.
  • Ну опять историческая биллетристика
  • Гунны отличаются от скифов не более, чем комсомольцы от членов профсоюза))) Это названия царских домов и племенных объединений, а народ (и обычаи его, и этот вот звериный стиль) всё тот же, R1a, потомки древних ариев.
  • Вздор