Ученые назвали древнейшую в мире цивилизацию - Индская (Хараппская) 8000летней давности.

12 8294

Вступление

Официальные историки постепенно, по чуть-чуть увеличивают официальный срок существования цивилизаций на Земле. Ну что же, может быть, мы доживем, до того момента, когда они признают очевидные факты - современный Homo Sapiens не первый человек на планете и цивилизациям не счесть числа.

Сообщение

Группа ученых из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные, свидетельствующие о том, что Индская (Хараппская) цивилизация по времени существования предшествовала Древнему Египту и Месопотамии, пишет Daily Mail со ссылкой на научный журнал Scientific Reports.

Проанализировав методом радиоуглеродного и оптического датирования фрагменты керамических изделий и останки животных, найденные на территории Индии и Пакистана, ученые пришли к выводу, что Хараппская цивилизация существовала еще 8000 лет назад, то есть она была основана на 2500 лет раньше, чем предполагалось, передает РИА «Новости».

В статье отмечается, что уже в те времена хараппцы строили города с хорошо организованной инфраструктурой, а также на высоком уровне владели ремеслами.

Обнаруженные керамические и металлические изделия свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников и металлургов, которые уже к тому моменту умели работать с медью, бронзой, свинцом и оловом, а также обжигать горшки и контролировать подачу и отведение воды. Последние навыки позволяли создать даже систему канализации в городах.

Кроме того, ученым удалось установить, что климатические изменения, которые раньше считались основной причиной упадка Индской цивилизации, оказали лишь косвенное воздействие на ее разрушение.

В частности, по данным исследователей, до наступления более засушливого климата, хараппы выращивали крупнозерновые злаки, однако с наступлением засухи они адаптировались и стали культивировать просо и рис. Из-за этого, на этих территориях начался процесс деурбанизации, то есть увеличения доли сельского населения и упадка городов, что, в конечном итоге, и привело к падению Индской цивилизации.

Считается, что пик развития Индской цивилизации пришелся на эпоху Бронзового века. Харрапцы населяли долину реки Инд. В период расцвета численность населения составляла пять миллионов человек. Упадок цивилизации пришелся на 18-19 века до н. э. Одной из вероятных причин этого считается вторжение ариев на хараппские территории.

4 июня 2016, 18:16  http://maxpark.com/community/8...

Вот что писали про эту цивилизацию несколько лет назад http://maxpark.com/community/8... :

В III тысячелетии до н.э. на берегах реки Инд возникла первая в Индии городская культура и цивилизация. Она известна в литературе как Цивилизация долины Инда, или цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы (по наиболее крупным и ранее других открытым городам).

Как отмечают современные авторы, «люди, создавшие ее (то есть цивилизацию Хараппы), строили свои дома – двух, и трехэтажные – из обожженного кирпича, обрабатываемые земли вокруг городов обильно орошались водой из широкой системы каналов, питаемых рекой Инд и ее притоками» (Н. Гусева Древне древности //Чудеса и приключения № 6/1997).

Единороги на печатях. Цивилизация Хараппы. //Чудеса и приключения №6/1997

Эта уникальная городская цивилизация была создана в IV—III тысячелетии до н.э. Пришедшие сюда во II тысячелетии до н.э. из Восточной Европы племена арийцев встретились здесь уже с ее упадком. Возможно, что индская цивилизация так бы и осталось цивилизацией, упоминающейся лишь в мифах и легендах, если бы в 1875, а затем в 1886 и 1912 годах случайно не были найдены в этих местах таблицы и печати, с изображениями животных, людей, растений и со странными, ни на что не похожими письменами и знаками. С начала 1920-х годов здесь начались планомерные раскопки, продолжающиеся и поныне.

Руины древнего города Мохенджо-Даро. Пакистан. Из БЭКМ2007

Эти раскопки показали, что в III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд существовала самобытная цивилизация. Расцвет культуры Хараппы приходится на конец III тысячелетия до н.э. при раскопках были обнаружены бронзовые и медные орудия, однако железных изделий здесь найдено не было, что дает повод сказать, что жители Мохенджо-Даро и Хараппы не имели представления об изготовлении железных орудий труда. Однако известно, что в Мохенджо-Даро, например обработка металлов горячим и холодным способом находилось на высоком уровне. Жители поселений культуры Хараппы умели изготовлять изделия из золота, серебра, свинца, применяли метод паяния.

Относительно развитым было земледелье, тем более, что оно являлось одним из основных занятий населения. При пахоте индийцы использовали легкий плуг с лемехом из кремня и соку (бревно с толстым и крепким суком). Мотыга также оставалась одним из наиболее распространенных земледельческих орудий. Буйволов и зебу использовали как тягловый скот. Жители цивилизации Хараппы сеяли ячмень, пшеницу и рис; выращивали кунжут (сезам), дыни и финики. Существует предположение, что именно они первыми начали культивировать хлопок, используя его волокно.

Наряду с земледельем в хозяйстве древнейших индийцев важное значение имело скотоводство. Кроме буйволов и зебу при раскопках найдены кости коз, свиней, овец, лошадей. Предполагается, что в эпоху Хараппы древние жители Индии приучили и слонов. Немалую роль в хозяйственной жизни этой цивилизации играли охота и рыболовство.

Весьма развито было ремесло. Кроме металлообработки интенсивно развивались ткачество и прядение. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок, изготовлять хлопчатобумажные ткани. Наряду с эти видами ремесла развивались также гончарное и ювелирное дело. Жители поселений культуры Хараппы поддерживали тесные торговые связи с другими областями Индии и другими странами, прежде всего с Двуречьем и Эламом. Эти контакты способствовали культурному обмену, о чем свидетельствует культурная близость древнейшей Индии с Шумером.

Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы имела высокий уровень городской культуры. Обнесенные стенами городские поселения культуры Хараппы занимали сотни гектаров. Прямые и широкие основные улицы городов пересекались под прямым углом. Дома располагались геометрически правильно. Обычно двухэтажные здания строились из обожженного кирпича, занимая площадь в несколько сот метров. Эти дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу, но были достаточно благоустроены, имели отдельные колодцы, канализационные сооружения и комнаты для омовений. Общегородская система колонизации Мохенджо-Даро является наиболее совершенной из известных ученым канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела отстойники, магистральные каналы, стоки для дождевых вод.

Один из переулков в Мохенджо-Дар Всемирная история т.3

Все названные сооружения были достаточно продуманы и прекрасно сделаны. Раскопки показали наличие искусно сооруженных, выложенных кирпичом колодцев, свидетельствующих о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро хорошо сохранился общественный бассейн для омовений, весьма искусное устройство, наличие которого позволяет говорить, что у его ваятелей было достаточно большие навыки в строительстве такого рода объектов.

Значительного развития достигла культура жителей этих городов, о чем свидетельствуют находки выполненных из глины, мягких пород камня и бронзы статуэтки, а также образцы живописного искусства и художественного ремесла. Особую привлекательность для науки представляют печати-амулеты из стеатита, слоновой кости, меди и глины. Подобных печатей было найдено около двух тысяч. Они интересны тем, что многие из них имеют надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом, имеющим более раннее происхождение, чем письмо Шумер. Эти надписи до сих пор не расшифрованы.

Загадочнее надписи на обнаруженных печатях и других предметах состоят в среднем из 5-8 знаков. Особое внимание исследователей привлекает и их повторяемость и занимаемое ими в надписях место. Предполагается, что эти надписи каким-то образом связаны с хозяйственной деятельностью человека, например с количеством скота в стаде, с его ценой при продаже или обмене, с его качеством (Н. Гусева Древнее древности //Чудеса и приключения № 6/1997).

Печати из Хараппы с надписями. Из БЭКМ2007

Немного известно и о религиозных отношениях жителей долины Инда этого времени. Однако, имеющиеся в распоряжении ученых материалы позволяют утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и буддизмом современной Индии существует определенная связь. Широко распространенный в прошлом культ богини-матери и теперь играет весьма значительную роль в верованиях и светской жизни некоторых народов страны. Распространенное в эпоху цивилизации Хараппы почитание животных и деревьев характерно и для современного индуизма. Особенно в этом выделяется преклонение перед священным быком зебу. Так же, как и теперь, в древнейшие времена обряд омовения составлял существенную часть религиозного культа. Различные виды захоронений тоже имели место. Вполне вероятно, что уже в то время существовал обряд сожжения трупов, как это принято у современных индусов. Возможно, что пепел так же бросали в реку, как это имеет место и теперь.

По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелья, скотоводства, ремесла и письменности, цивилизация Хараппы не уступала первым из развитых обществ Междуречья и Египта.

Об имущественном и социальном размежевании говорят материалы раскопок. Обнаружены различные по величине и качеству жилые постройки, среди которых встречаются настоящие дворцы, так и постройки для рабов, слуг, вольных работников. Поселения Мохенджо-Даро и Хараппы имели мощные цитадели, которые господствовали над городом. В этих крепостях были сосредоточены административные здания, крупные зернохранилища, из чего можно сделать вывод о наличии сильной государственной власти, в распоряжении которой находились большие материальные ресурсы.

Города цивилизации долины Инда: Мохенджо-Даро и Хараппа были крупными центрами. Так, например, Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 квадратных километров и насчитывал не менее 100 тысяч человек (Всемирная история в 24 т.; т. 2 стр. 414). Главные улицы этого города достигали 10 метров в ширину и шли параллельно друг другу. Дома возводились в два, три этажа. Кроме жилых зданий, в городе имелись и другие постройки: храмы, амбары для хранения зерна, а также крупные общественные здания. В Мохенджо-Даро действовала система водоснабжения и канализации.

Большой бассейн в Мохенджо-Даро. Из БЭКМ2007

В целом же, цивилизация долины Инда по своему уровню развития не уступала, а в некоторых компонентах и превосходила цивилизации Шумер и Древнего Египта. Ученым еще предстоит выяснить обстоятельства падения Хараппской цивилизации, но уже сегодня ясно, что вторжение арийцев не стало решающим фактором в ее упадке. Данные археологических раскопок подтверждают гипотезу о том, что города цивилизации долины Инда начали переживать упадок за долго до прихода племен ариев. По одной из версий упадок цивилизации Хараппы был вызван природно-климатическими изменениями, в результате которых дравидское население начало сдвигаться на юго-восток и утрачивать былой уровень развития. Кроме того, определенную роль в процессе гибели этой цивилизации сыграли миграции, проходившие в это время между Кавказом и долиной Инда.

Но, так, или иначе, цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро исчезла с исторической арены, уступив место новому витку развития Древней Индии.

Цитадель в Мохенджо-Даро

Источники:

1. Всемирная история в 24 т.; т.3,4. Минск "Литература" 1996

2. Н. Гусева Древнее древности //Чудеса и приключения № 6/1997

3. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия М.2007

Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

Обсудить
  • Проанализировав методом радиоуглеродного и оптического датирования фрагменты керамических изделий и останки животных, найденные на территории Индии и Пакистана, ученые пришли к выводу, что Хараппская цивилизация существовала еще 8000 лет назад, ------------------------------ Черепки радиоуглеродным методом не датируются - только кости. А останки животных.... могли умереть заддолго до строительства города. Так что 8000 лет - притянуто за уши Хоть бы раз кто показал "оплавленные до состояния стекла камни, свидетельствующие о ядерном взрыве." Наверно британские ученые далеко их запрятали. Да и остатки города не свидетельствуют о взрыве. городу 500-700 лет. А может и меньше. Ушла вода - ушли и люди.
  • хорошо есть ссылки..))) Спасибо, интересно.. Одно радиоуглеродный метод очень неточный, к сожалению.. .
  • Полезно было бы добыть останки тамошних обывателей и провести ДНК-анализ)
  • «Ключевым элементом в пересмотре истории древней Индии было недавнее открытие Мехргара – поселения в районе Гиндукуша, где начиная с 7000 гг. до н.э. на протяжении нескольких тысячелетий непрерывно жили люди. Это открытие продлило историю Индии на несколько тысячелетий вглубь от неплохо датированной эпохи цивилизации долины Инда. Защитники теории арийского вторжения и связанной с ней хронологии упрекают сторонников "новой хронологии" в пособничестве индусскому шовинизму. Последние же подозревают первых в том, что они подвержены "колониально-миссионерским" предрассудкам и отрицают самобытность коренных индийцев. Культурное развитие Индии продолжается непрерывно с 8000 гг. до н.э., и ничто не указывает на какие-то значительные изменения, к которым наверняка должно было привести вторжение извне...» [К.Клостермайер. Вопросы теории арийского вторжения и пересмотр истории Древней Индии. 1998]. С этими новыми открытиями согласуется исключительно цельная и содержательная картина, представленная в книгах Ю.Д.Петухова. Особенно содержательна в отношении древнейшей истории Индии книга [Ю.Д.Петухов, Н.И.Васильева. Русы Великой Скифии. “Вече”. Москва. 2008]. Основывающаяся на обширном круге письменных источников, археологических, антропологических и языковедческих материалов, собственных его жизненных наблюдений в путешествиях, данная трактовка подтверждается самыми современными результатами исследований, в том числе – генетических, и оказывается в русле попыток восстановления исторической истины, предпринимавшихся также рядом русских, начиная с М.В.Ломоносова, и добросовестных западных историков, подвергавшихся при этом не только замалчиванию, но и репрессиям отнюдь не академического характера.