Совесть - в еврейском религиозном учении

10 213

Ежесекундно мы соприкасаемся с бесчисленным множеством  внешних явлений и ощущаем одновременно непрекращающиеся сигналы, идущие от того самого внутреннего звоночка, заложенного в нас самих. Ведь именно таинственный механизм этого звоночка, то бишь совесть, является причиной и источником бесчисленного множества выборов и решений, которые неумолимо, с завидным постоянством, принимает человек. Подчас эти решения бывают судьбоносными для общества в целом или отдельных персоналий, временами малозаметны и несущественны.

В чём их секрет, где таится этот звоночек, под воздействием каких факторов проявляет себя? Почему одни люди излишне совестливы, вплоть до фобии, другие же патологически бессовестны? Мы обратились с просьбой к раббаю Имануэлу Шимонову прокомментировать эти вопросы.

И. Ш.: Не удивляйтесь, если столкнётесь на страницах Интернета с утверждениями неких "специалистов" по иудаизму (типа Благина и Ко), что в Торе якобы ничего не сказано о совести, а стало быть её нет в природе. Это грубейшие намеренное искажение основ еврейской морали. В "Мидраше" по этому поводу утверждается, что ещё наш праотец Авраам соблюдал все заповеди Торы до того, как она была дана на горе Синай.

"Мидраш" задаёт вопрос: "Где он изучал Тору, если ещё не видел её" и отвечает: "Почки его, то есть совесть, были источником этих знаний". "Причём здесь почки, воскликнет удивлённый читатель, какое отношение они могут иметь к совести?". Тем не менее всё более, чем логично.

Давайте, дорогой читатель, порассуждаем вместе. В современном иврите понятие "совесть" звучит как "мацпун", что тесно связано со словом "цафун", т.е. "скрытое", потому что голос совести таится глубоко в психике человека. Помимо этого слово "мацпун" связано со словом "мацпэн" ("компас"), поскольку, словно компас, ориентирует человека куда и как идти. Во всех этих как бы "совпадениях" заложена глубокая логика.

В "Танахе" сказано, что совесть даёт о себе знать лишь после того, как то или иное действие завершено и, оценивая его последствия, человек при помощи совести ощущает, правильным ли оно было или нет. В книге "Теилим" нашли отражение слова Давида "... и ночами наставляли (мучили) меня мои почки". В иудаизме не без оснований распространено мнение, согласно которому каждая часть человеческого тела помимо физиологической нагрузки исполняет духовную функцию. "Талмуд" по этому поводу констатирует, что духовная миссия почек указывать человеку кратчайший путь к цели. "Почки советует", сказано в "Гмаре", что неслучайно перекликается с мыслью Давида, почерпнутой нами выше из "Теилима".

Иными словами, если к физиологической функции почек относится процесс выброса из организма шлаков, т.е. всего того, что вредит его нормальному функционированию, то их духовное предназначение – отделить достойный путь человека от порочного.

В.К.: Ваши утверждения о том, что совесть – это важнейший самокритерий уже свершённых человеком деяний несомненны. Но согласитесь со мной, что та же совесть должна предостерегать нас в не меньшей мере и от предстоящих действий, если они неправедны, от планируемых поступков, противоречащих общепринятым нормам морали. К сожалению, далеко не всегда это имеет место. Почему?

Не кажется ли Вам, что реальные возможности совести ограничены, а её механизм действия далёк от совершенства, ибо слишком много вокруг тех, кто отравляют жизнь людей и не желают слышать сигналы того самого звоночка, им чуждо понятие "беспокойная совесть"?

И.Ш.: Хороший вопрос, тысячелетия стоящий перед человеком и не теряющий своей актуальности поныне. Прежде всего, люди лишь в том случае способны правильно реагировать на сигналы совести, если они глубоко осведомлены, что такое "хорошо" и что такое "плохо", что принято, а что не принято делать в конкретной среде. Если этих знаний нет, если они человеком не прочувствованы и не стали мотивами его поведения, не сомневайтесь: голос совести у подобных людей беззвучен. 

В.К.: Как преодолеть эту преграду, как добиться, чтобы сигнал совести был услышан каждым, кто стоит на пороге выбора, принятия того или иного решения, действия, особенно затрагивающего интересы других людей?

И.Ш.: Сложные вопросы не имеют простых решений. Тема нашегоразговора относится к подобного рода явлениям. Сегодня много говорится о падении общественных нравов, что с ростом благосостояния людей совесть как инструмент формирования и управления мотивами поведения человека всё чаще и чаще подменяется экономическими интересами. В ходу такие лозунги как "деньги не пахнут", "победителей не судят" и т.д.

В силу этих причин иной человек подчас готов пойти на сделку с собственной совестью и даже растоптать её с целью ухватить побольше, вплоть до того, что не в диковинку стали факты, когда кое-кто "забывают" возвращать долги, успокаивая себя тем, что у кредитора "денег куры не клюют", к тому же "берёшь чужие, а отдавать нужно свои". Если человек привыкает наступать и топтать собственную совесть, подавлять в себе её крик, он, в конечном итоге, уничтожает её в зародыше. Однако не следует думать, что это проходит для персоны «беномус» безнаказанно. "Если человек не прислушался к голосу совести, Б-г наказывает его муками",- свидетельствует "Талмуд".

В.К.: "Дефицит совести" это диагноз окончательный или имеются "медикаменты", способные вылечить человека от этого недуга?

И.Ш.: Конечно, имеются, к счастью. В еврейской традиции успешно функционирует закон Тшувы, действует механизм Йом-Кипура, призванные помочь человеку прислушиваться к голосу совести, пониманию того факта, что любой жест за пределами совести рано или поздно обернётся наказанием.

Очень часто угрызения совести не дают покоя человеку, совершившему поступок, который никак не согласуется с его внутренним миром и убеждениями. Как говорится, "чёрт попутал". "Не будь в своих глазах грешником", – предупреждает в данной связи "Пиркей авот". Хочу в данной связи с полной ответственностью подчеркнуть, что болезнь дефицита совести и возможных её рецидивов преодолевается лишь при глубоком изучении Святого Писания и, как результат, убеждённости в том, что исполнение её заповедей может стать единственным надёжным средством к благополучию и душевному равновесию, построенному на совести, добре и высокой порядочности.

Ни один из нас не может забывать, что все мы ходим под Б-гом, под Его неустанным оком, и каждый наш жест не остаётся безответным: добро, рано или поздно, оборачивается добром, а неправедные действия рано или поздно – бедами и наказаниями.

В.К.: Позвольте выразить Вам сердечную благодарность, уважаемый раббай, за откровенный и очень полезный разговор, который, помимо всего, является великолепной пищей для размышлений.

В.Кандинов. Из книги

«Цена еврейского счастья». Нью Йорк, 2018.

Пять минут хорошего настроения. Часть 5

- А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

Обсудить
  • Ваш аватар сопровождает запись, где вы утверждаете, что боритесь с ложью. У вас есть прекрасная возможность продемонстрировать нам своё утверждение. :yum: