Что мы знаем об отношении Сталина к Православию?

131 7554

С годами споры вокруг личности Сталина не утихают. Многие стороны его личности тщательно скрывались от «постороннего глаза» не только большевиками, но и демократами, обрушившими на голову народа «гласность», которая на поверку оказалась отнюдь не всеобщей, а весьма избирательной.

К числу тем, информация о которых идеологами «гласности» тщательно замалчивалась, искажалась и фильтровалась, относится вопрос о взаимоотношениях между Сталиным и Русской Православной Церковью.

Итак, что же мы знаем на сегодняшний день о взаимоотношениях между Сталиным и Православием, между Сталиным и Русской Православной Церковью?

В официальной биографии И. В. Сталина читаем: «1888 – поступает в 4-классное духовное училище. 1894 – заканчивает училище по 1-му разряду. 1894 – поступает в духовную семинарию. 1899 – исключен из семинарии». .

Вопреки тому, что  утверждалось в энциклопедиях и официальных биографиях вождя (просмотренных самим Сталиным), родился И. Джугашвили 6 декабря 1878 г. (а не 9 декабря 1879 г.) – в день широко чтимого на Руси святителя Николая Чудотворца. Крестили же его в честь св. праведного Иосифа Обручника.

Одноклассник И. Джугашвили по Горийскому духовному училищу свидетельствовал:

«В первые годы учения Сосо был очень верующим, посещал все богослужения, пел в церковном хоре. Хорошо помню, что он не только выполнял религиозные обряды, но всегда и нам напоминал об их соблюдении».

Горийское духовное училище И. Джугашвили окончил с отличием, получив даже похвальный лист, что способствовало его зачислению в Тифлисскую духовную семинарию полупансионером (с безплатным проживанием в общежитии и питанием в столовой).

Первые два класса семинарии (1894—1896) он окончил по первому разряду с оценкой 5 по поведению, передвинувшись по успеваемости с 8-го на 5-е место. Третий класс (1896—1897) И. Джугашвили закончил по второму разряду с оценкой 4 по поведению, переместившись с 5-го на 16-е место.

В четвертом классе (1897—1898) его оставили для переэкзаменовки на осень; по поведению у него уже была тройка, а по успеваемости он был 20-м. Наконец, весной 1899 г. за пятый класс экзаменов он не сдавал.

Все эти разительные изменения были связаны с его увлечением революционными идеями и установившимися связями с подпольщиками-марксистами. Однако единого мнения о причинах его ухода из духовных школ до сих пор нет.

Как бы то ни было за стенами семинарии он оказался, когда ему было уже 20 лет.

В духовных школах в общей сложности он провел без малого одиннадцать (!) лет… Сказанное, разумеется, не могло не наложить отпечаток на всю дальнейшую его жизнь, оказав влияние на формирование характера и особенности мышления.

И действительно, как это уже отмечалось исследователями, его труды и речи, легко запоминающиеся и доступные восприятию самого простого человека, были весьма схожи с проповедями, нося неизгладимые следы церковной логики. Способ выражения мыслей, манера его писем напоминала послания известных духовников. Неторопливость движений – поведение священника.

К этому следует отнести поразительную манеру выслушивать собеседника, умение вызвать на откровенные признания; вдохнуть, когда нужно, веру и надежду. Многие современники подчеркивали скромность его одежды, бытовую неприхотливость, простоту пищи.

Большую роль в этом выборе, несомненно, сыграла мать – Екатерина Георгиевна Джугашвили (1860-4.6.1937).

«…Она едва умела нацарапать свое имя, — вспоминала о бабушке, к которой приезжала в июне 1935 г., дочь Сталина С. И. Аллилуева. – Характер у нее был, очевидно, строгий и решительный, и это восхищало отца. Она рано овдовела и стала еще суровее. У нее было много детей, но все умерли в раннем детстве, – только отец мой выжил. Она так и не захотела покинуть Грузию и приехать жить в Москву, хотя отец звал ее, и мама тоже. Ей был не нужен столичный уклад жизни, она продолжала свою тихую, скромную жизнь простой набожной старухи.

У бабушки были свои принципы, — принципы религиозного человека, прожившего строгую, тяжелую, честную и достойную жизнь. Ее твердость, упрямство, ее строгость к себе, ее пуританская мораль, ее суровый мужественный характер, — все это перешло к отцу».

«Она была очень набожна, – пишет С. И. Аллилуева далее, – и мечтала о том, чтобы ее сын стал священником.

Она осталась религиозной до последних своих дней и, когда отец навестил ее, незадолго до ее смерти, сказала ему: “А жаль, что ты так и не стал священником” Он повторял эти ее слова с восхищением; ему нравилось ее пренебрежение к тому, чего он достиг – к земной славе, к суете…»

Похоронили Екатерину Георгиевну на Давидовой горе в Тбилиси, неподалеку от храма св. Давида.

По свидетельству монахини Сергии (Клименко), за Сталина «молился схиархиепископ Антоний (Абашидзе). Он был инспектором той семинарии, где учился Сталин. И когда Сталина за “проказы” сажали в карцер на хлеб и воду, он его жалел и посылал ему покушать. А когда времена переменились, когда уже Сталин стал самодержцем, а он архиепископом, его хотели арестовать. И вот Сталину дали знать: помнишь князя Абашидзе, который тебе кушать посылал, когда ты в карцере сидел? И Сталин сказал: “Не трогать его”. И владыка Антоний за него молился и что-то ему вымолил. Уж какая судьба Сталина, мы не знаем, это Бог Один знает, но все-таки с него началось освобождение».

Следует подчеркнуть, что Сталин никогда не был инициатором гонений на Церковь, хотя он и не уклонялся никогда от общей партийной линии по борьбе с религией (иногда даже и «озвучивая» ее), однако, заметим, выработанной все-таки другими.

Как утверждал один из ближайших его друзей и соратников В. М. Молотов, «Сталин не был воинственным безбожником».

12 сентября 1933 года председателю ОГПУ В.Р. Менжинскому была адресована «строго секретная» директива за подписью «секретаря ЦК» И. Сталина. В ней указывалось:

«В период с 1920 до 1930 года в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300… переоборудованы в заводские цехи, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных построек предусматривают снос более чем 500 оставшихся храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны применять меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников древнего русского зодчества».

Уже в предвоенные годы он не выступал лично с антирелигиозными призывами.

О многом заставляют задуматься и документы, опубликованные недавно священником  Димитрием Дудко.

Перед войной, подбирая библиотеку для дачи, Сталин приписал для сведения исполнителей: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!»

Совершенно достоверно известно, например, что Сталин временами любил цитировать Библию. Бывало даже перед ближайшим окружением (разумеется, теми, кто мог это хоть в какой-то мере оценить) «гордился», что Грузия приняла Православие много раньше, чем Россия.

Молотов вспоминал: «Мы все трое были певчими в церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно. Сталин - в Тбилиси, Ворошилов - в Луганске, я - в своем Нолинске. Сталин неплохо пел. Ворошилов пел. У него хороший слух. Вот мы трое пели. “Да исправится молитва твоя…” - и так далее. Очень хорошая музыка, пение церковное». И далее: «…Церковные песни мы иногда пели. После обеда. Бывало, и белогвардейские пели. У Сталина был приятный голос…»

Продолжал Сталин помнить и своих друзей по духовному училищу и семинарии. В письме матери от 9 октября 1936 г. он пишет: «Здравствуй мама - моя! Жить тебе десять тысяч лет! Мой привет всем старым друзьям - товарищам. Целую. Твой Сосо».

В книге Д. А. Волкогонова читаем о распоряжении И. В. Сталина в 1944 г. выслать из его личных депутатских денег весьма большие денежные переводы своим друзьям по семинарии - Петру Копанадзе, Григорию Глурджидзе и Михаилу Дзерадзе, написав им при этом небольшие записки. «Гриша! Прими от меня небольшой подарок. 9.05.44. Твой Сосо», - читаем в одной из них.

По свидетельству Д. А. Волкогонова, «в личном архиве Сталина сохранилось несколько аналогичных записок».

«Недооцениваем мы, — считает А. Б. Свенцицкий, – и открытую борьбу И. В. Сталина с левыми силами, которые стараемся представить этакими невинно закланными барашками. Но если бы не были уничтожены эти диавольские силы, невозможен был бы и “церковный подъем” в послевоенные годы, неожиданно прерванный Н. С. Хрущевым.

«Всесоюзный староста» М. И. Калинин, чьим русским именем Ленин пытался прикрыть свою безумную борьбу против Церкви, перед смертью пригласил священника, исповедался и причастился.

Г. М. Маленков - закончил свои дни псаломщиком в церкви.

Сын И. В. Сталина Василий сразу же после кончины отца обратился к настоятелю храма Воскресения Словущего (св. апостола Филиппа) в Аксаковском переулке близ Арбата протоиерею Иоанну Свитинскому с просьбой отпеть родителя заочно.

Примечательно, что и дочь И. В. Сталина Светлана Иосифовна Аллилуева, в конце концов, пришла к Богу. Весной 1962 г. ее крестил в Москве протоиерей Николай Александрович Голубцов (1900-1963). «И я счастлива, что это со мною произошло», - писала С. И. Аллилуева.

Бывший руководитель Комитета государственной безопасности Владимир Крючков в конце 90-х годов предал гласности два документа, под которыми стоит подпись Сталина. Первый датирован 33-м годом. В нем содержится приказ прекратить уничтожение храмов, являющихся памятниками архитектуры. В другом документе, подписанном в 1939 году, ЦК постановляет прекратить преследования православных священников и мирян.

Эти документы дали отцу Димитрию аргументы для статьи «Он был верующим», напечатанной в 1999 году в журнале «Наш современник».

Вопрос о том, был ли Сталин верующим, ставил не только отец Димитрий.

Артем Сергеев, воспитывавшийся в доме Сталина, вспоминал:«Помню такой случай году в 1931 или 32-м. Напротив школы, где учился Василий, во втором Обыденском переулке, был храм. Как-то, когда там шла служба, мальчишки возле храма пробовали стрелять из пугача. Василий в этом участия не принимал, а рассказывал отцу об этом. Отец спрашивает: "Зачем они это делали? Они же, молящиеся, вам учиться не мешают. Почему же вы им мешаете молиться?"

Далее спросил Василия: "Ты бабушку любишь, уважаешь?" Тот отвечает, мол, да, очень, ведь это — твоя мама. Сталин говорит: "Она тоже молится". Василий: "Почему?" Отец отвечает ему: "Потому что она, может, знает то, чего ты не знаешь"».

По воспоминаниям телохранителя Сталина Юрия Соловьёва, Сталин молился в церкви в Кремле, которая находилась по пути в кинозал. Сам Юрий Соловьёв оставался вне церкви, но мог видеть Сталина через окно.

Старейшая прихожанка московского храма Апостола Филиппа на Арбате Любовь Исааковна Петерсон незадолго до своей кончины в нынешнем году специально пригласила к себе Виктора Александровича Саулкина и Валентину Владимировну Шарову (сотрудников радио «Радонеж»), чтобы сообщить о том, что митрополит Николай (Ярушевич) исповедовал Сталина.

Л.И. Петерсон и ее мать были духовными чадами владыки.Митрополит Николай рассказал им об этом незадолго до своего заточения в больницу, добавив, что из больницы его живым не выпустят. Об этом редакции «Русского вестника», опубликовавшей сообщение, рассказал Виктор Саулкин.

По свидетельству внука Сталина А. Бурдонского, Сталин исповедовался. "Священника трясли при Хрущеве со страшной силой, но он ничего не сказал", - утверждал Бурдонский.

Особо следует выделить духовные связи Сталина с Православием в годы Великой Отечественной войны.

Самое первое его обращение к советскому народу, прозвучавшее 3 июля 1941 года, звучало так:

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается».

Имеются многочисленные церковные предания, по крайней мере, предостерегающие от однозначных оценок Сталина.

В октябре 1941 г. Сталин приезжал в Царицыно к св. праведной Матроне (Никоновой), которая сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».

«В 1941 году, когда немцы были уже в Химках, - вспоминала монахиня Сергия (Клименко), - из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного Князя Даниила. (Мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко-археологическим обществом для сохранения.) В ночь на 23 ноября по старому стилю Князь Даниил Московский сам явился Сталину (при Сталине ночью Кремль был освещен и все работали) и сказал: “Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет”.

О том, что Сталин видел Князя Даниила, рассказал мне архимандрит Иеремия (Лебедев[, 1885 -1.3.1953]), казначей Патриарха Алексия, когда я после войны приехала в Москву».

Днем 22 августа/4 сентября 1943 г. на ближней даче в Кунцеве Сталин собрал совещание, в котором участвовали Г. М. Маленков и Л. П. Берия. На совещании присутствовал полковник НКГБ Г. Г. Карпов. Незадолго до этого откомандированный из штаба партизанских отрядов на Украине, он был назначен начальником отдела, осуществлявшего контроль за деятельностью религиозных организаций.

Обсудив некоторые практические вопросы, было решено провести встречу Сталина со священноначалием Церкви. Тут же из кабинета Сталина полковник Г. Г. Карпов позвонил митрополиту Сергию договорились о встрече.

Поздним вечером того же дня в Троицкие ворота Кремля въехал черный правительственный лимузин. В нем находились Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий, митрополит Алексий (Симанский) и митрополит Николай (Ярушевич).

Через несколько минут они были уже в кабинете Сталина. Навстречу святителям вышел хозяин кабинета...

(Напомним, литургически наступил уже следующий день - 23 августа/5 сентября. Воскресение. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Верующее сердце не сомневается: это Она, Матерь Божия, «земли Русския Царица Небесная», достойно завершила то, что начали люди, созвавшие в 1917 году 15 августа - в день честнаго Успения Ея - в Богоспасаемом граде Москве в Успенском Соборе - Доме Пресвятой Богородицы - Освященный Церковный Собор, восстановивший Патриаршество на Руси.)

В ходе беседы Сталин неоднократно подчеркивал, что «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». 

В беседе принимали участие В. М. Молотов и Г. Г. Карпов.Еще недавно об этой исторической встрече было известно сравнительно мало, причем сообщалось много недостоверного.

Недавно стала известна записка Карпова, составленная им на следующий день после встречи. К сожалению, по вполне понятным причинам, до нас не дошло никаких воспоминаний святителей, участвовавших в этой встрече. Возможно, какие-то обрывки из их устных воспоминаний, более или менее искаженные, попали к нам через третьи руки.

«В конце беседы, - говорится в одной из подобного рода записей, - митрополит [Сергий] был страшно утомлен  Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал на прощание следующую фразу: “Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для Вас сделать”».

5 сентября 1943 года «Правда» сообщила об этом: «Митрополит Сергий довёл до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного синода. Глава правительства тов. И.В. Сталин сочувственно отнёсся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий».

Сталин высоко оценил патриотическую роль церкви в войне и считал необходимым поощрить её деятельность. Тогда же были откpыты духовные семинаpии, академии, возобновлены Тpоице - Сеpгиевы Лавpа, Киево - Печеpская Лавpа и многие монастыpи. В советской печати пpекpатилась антиpелигиозная полемика.

Да, Сталин вынужден был считаться со своим окружением.В 1948 г. он вынужден был уступить давлению этих сил, разрешив им приступить к подготовке специального постановления ЦК ВКП(б) о задачах атеистической пропаганды в новых условиях. Через некоторое время, отвергнув многие идеи разработчиков, И. В. Сталин фактически похоронил этот документ.

Более того, из официальных партийных и государственных документов в это время исчезают самые термины «антирелигиозная» и «атеистическая» работа. Едва ли не впервые за всю историю партии эти понятия отсутствовали в отчетном докладе ЦК ВКП(б) XIX съезду партии в октябре 1952 г.

По рассказам очевидцев, еще во время войны св. праведная Матрона (Никонова) часто «показывала в лицах, что происходит, и что произойдет.

Как-то сказала: “Кто знает, может Господь и простит Сталина! Он сам пленник”.

Я спросила: “У кого?

Она - “У Кагановича и всех тех!”

Показывала, как Сталин перед смертью будет кричать: “Что вы, что вы!” А по одной стороне будет стоять Каганович, а по другой стороне сестра его. “Что хотите делать со мной?” А они наложат подушку на него. Это было сказано Матушкой в 1943 году».

В победном 1945-м владыка Вениамин поинтересовался у келейника к тому времени уже покойного Патриарха Сергия архимандрита Иоанна (Разумова), не приходилось ли ему слышать каких либо подробностей о той встрече в Кремле.

«О. Иоанн, - вспоминал Владыка, - не знал, о чем они там говорили. Только одно помнит: митрополит Сергий, воротившись от И. В. Сталина, ходит в доме по комнате и - по обычаю - что-то про себя думает.

А о. Иоанн стоит у притолоки двери, молчаВдруг митрополит Сергий, полуголосом, говорит:

- Какой он добрый!.. Какой он добрый!..

- Это он так думал и говорил о Сталине.

Я говорю о. Иоанну: “А вы не догадались спросить у Владыки: ‘Ведь он же неверующий’?

- Спросил!- И что же вам ответил митрополит Сергий?

Передаю точные слова митрополита Сергия. А он был умнейший человек. И слов напрасно не бросал. И не думаю также, что так мог бы выдумать о. Иоанн: этого не выдумаешь…

Тогда стоит и нам задуматься…После я прочитал в третьем послании апостола Иоанна, “апостола любви”, следующие слова его: ”Кто делает добро, тот - от Бога; а делающий зло, не видел Бога!”

Удивительно! Ведь это буквально совпадает со словами митрополита Сергия!..»

"При Сталине Русская Церковь получила в это время невиданный прежде статус Был создан Совет по делам Русской Православной Церкви и утвержден статус уполномоченных. Фактически атеист (только внешне, внутренне большевики уже были разными!), этот уполномоченный, служащий ГПУ или советской власти, занимался даже назначением священников на приход и без его визы это было даже архиерею невозможно.

Таким образом, Церковь стала не отделенной от государства, а государственной, правда, имеющей в обществе мало прав, но которые она ежегодно набирала, укрепляя свои организационные силы. Как никогда Русская Церковь в этот период была связана с советской властью и стремилась восстановить свои дореволюционные права.

Это доказано многими фактами из ее деятельности, поэтому мне казались закономерными и последовательными поздравительные адреса И. В. Сталину, произнесение многолетий Генералиссимусу, торжественный парастас в его память, отслуженные Патриархом Алексием I в Елоховском Соборе в день смерти Сталина, и то, что в час его похорон храмы всех городов были открыты и во всех произносилась “Вечная память!”

Все это уже воспринималось вполне естественно, хотя и возмущало многих...»

Монахиня Сергия (Клименко) вспоминала, со слов казначея Патриарха Алексия архимандрита Иеремии, что на упреки за служение панихиды по Сталину-безбожнику Святейший, будучи за границей, ответил: «Я служил не за безбожника».

Нельзя не уважать мнение таких авторитетных людей Церкви, как патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старогородский) и патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), патриарх Александрийский Христофор, католикос-патриарх Грузии Илия II (Шиолошвили), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), митрополит Николай (Ярушевич), архиепископ Сергий (Ларин)…

Все эти люди с огромным уважением относились к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Сегодня их окрестили бы за убеждение "сталинистами".

За десять лет при Сталине было открыто 22 000 приходов — это чуть меньше, чем в нынешнее время за двадцать лет… А за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии. Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено три(!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых — отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме".

Именно при Сталине проводились Московской Патриархией работы по подготовке к передаче "права чести" Первого, то есть Вселенского, Патриарха от Константинопольского к Московскому и всея Руси. Тогда это не получилось, но двое из четырех Восточных патриархов уже были готовы поддержать идею воссоздания Москвы как Третьего Рима…

Глава русской Православной Церкви митрополит Сергий в своей телеграмме на имя И.В.Сталина ко дню 25-летия советского государства (7 ноября 1942 г.) был выразителем чувств всех православных русских людей, когда сказал:

"Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей страны и к светлому будущему ее народов". Русские верующие видят в лице верховного вождя нашей страны Богом ей данного отца своего народа, и горячи их молитвы Господу Богу о его здравии на долгии годы.

Опубликовано: Журнал Московской Патриархии. 1944, №1. С.13-15

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) перед панихидой в день похорон И. В. Сталина сказал:

"Великого Вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая, общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор Великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума".

Говоря о сохранении России Сталиным, будет уместно привести слова доктора исторических наук И.Я.Фроянова:

«По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революционный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия.

Сталин поступил по-другому. Он национализировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг «Построение социализма в отдельной стране». Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план построения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения».

А вот какие слова произнес пострадавший от сталинских репрессий святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий):

«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину».

А вот какие замечательные слова сказал священник Дмитрий Дудко в 1995м году:

Но как сообразовать сталинизм с христианскими понятиями, спросят у меня? Ведь при сталинском деспотизме всё было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду.

Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм – это дверь к Богу с чёрного хода. И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими….Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождём.

К ним присоединялись и другие, такие как крупный учёный и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.

Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить. Даже поверженной, её боятся хвалёные капиталистические страны.

Есть у Сталина такое выражение: «Прошлое принадлежит Богу». Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники.

Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек.

Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, вечную память… Но самое главное всё-таки, что Сталин по-отечески заботился о России.

И поэтому Сталин, по крайней мере, для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым…».

Кто знает, что нового могут открыть нам со временем рассекреченные архивы… Видимо, не зря Шарль де Голль сказал следующее: «Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем».

Источники:

http://ruskline.ru/news_rl/201...

/http://www.polemics.ru/articl...

htmlhttp://alchevskpravoslavni...

+


Сегодня 26 апреля вдоль ЛБС прилетало на Украину

Прилетало очень хорошо, в отличии от тыловых украинских городов. Там только тревогу объявляли и писали «слава ппо». Это как у простывших или пожилых людей: есть позыв, бежит человек в о...

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Я завжди це знав)))
  • Спасибо автору за проработку темы - уверен, что молодёжь этого не знала.... плюсую.
  • Ну что за бред опять? Снова избитая тема про "веру" и "вождей СССР". Нет там никаких тайн. Всё, что надо было знать про веру Сталина, было написано в официальных учебниках Советского Союза. А вот спекулировать на выборе умерших, верить или не верить - это как бы в христианстве грех - лжесведетельство да клевета. Отстаньте от умершего наконец-то.
  • +++)
  • Огромное вам спасибо за статью!!!