В наш век блестящих скороспелок,
Промышленных и всяких сделок,
Как добросовестен твой труд!
(П. А. Вяземский, Александру Андреевичу Иванову)
Блестящий знаток мирового искусства академик М. В. Алпатов писал:
«Правду картины нельзя сводить к тому,что в ней верно воспроизведены и типы и нравы европейского народа начала нашей эры.
В картине отражена правда человеческих мыслей,чувств и влечений,которыми жило русское общество второй четверти 19 века.
Хотя Иванов безвыездно трудился в Италии, хотя перед его мольбертом сидели римские евреи, хотя читал он в те годы преимущественно священные книги и изучал археологические издания, он всегда был полон мыслями и чувствами, которые волновали русских людей.
Он и на чужбине не переставал себя чувствовать русским человеком. Запас тех знаний, того опыта и тех нравственных представлений, который он из Петербурга вывез в Италию, в нем никогда не иссякал. Недаром он и за рубежом общался с русскими, поддерживал переписку с родными, жил интересами родного народа.»
Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье известного живописца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова(1775-1848). Интерес к живописи проявился у мальчика очень рано.
Александр Андреевич, видя у сына несомненный природный талант, всячески поддерживал его увлечение и в одиннадцатилетнем возрасте юноша был принят «посторонним» учеником в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, где воспитывался под руководством отца, Иванова старшего. Учился Александр Иванов в академии при поддержке Общества поощрения художников.
Официальным наставником Александра Иванова в академии был профессор, Алексей Егорович Егоров, один из самых одаренных мастеров академического рисунка, получивший у современников имя «русского Рафаэля». Егоров видел несомненный талант своего ученика и всячески поддерживал его, уделяя много личного времени занятиям с Александром.
Будучи награждённым за успехи в рисовании двумя малыми серебряными медалями, Александр Иванов в 1824 году был удостоен малой золотой медали за исполненную им программную работу «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”,
а в 1827 году уже большой золотой медали и звания художника XIV класса за работу “Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”.
Эти работы, а также картины “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры” (1829 год)
и “Явление Христа Марии Магдалине” (1835 год) характеризуют ранний период творчества Иванова и в полной мере наделены чертами, присущими классицизму: спокойной уравновешенной композицией, тщательным распределением изображаемых фигур и предметов по планам и большой эмоциональной выразительностью в изложении традиционных евангельских тем.
По решению Общества поощрения художников, Александру Андреевичу Иванову было предложено отправиться за счёт общества за границу для дальнейшего совершенствования своего мастерства. При этом совет общества выдвигал только одно условие: Иванову необходимо было исполнить работу “Белерофонт отправляется в поход против Химеры”. В 1830 году, написав требующуюся картину, Александр Андреевич Иванов отправился в Италию.
За время своего пребывания за границей Александр Андреевич также посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 год художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты.
Александр Иванов много времени посвящал изучению Священного писания, особенно Нового Завета. Его мечтой было написать по-настоящему большую и сложно-композиционную картину, посвященную первому явлению Христа народу. Исполнение своей мечты художник начал с написания меньшей по объему картины “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 год). Эта удивительная по красоте композиции и отличающаяся благородством стиля и рисунка картина имела огромный успех как в Италии, так и в России. Именно она принесла в 1836 году Александру Андреевичу Иванову почётное званием академика.
Воодушевлённый успехом, Александр Андреевич начал работу над
картиной «Явление Христа народу», работа над которой затянулась на долгие двадцать лет (с 1836 по 1857 годы).
В этой картине художник постарался наиболее доступным ему языком рисунка выразить своё видение влияния божественного и возвышенного на преображение человека. Содержание сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человека. Работая над картиной, Александр Андреевич очень глубоко прорабатывал сюжет, детально изучал раскрываемую тему, делая при этом множество этюдов и зарисовок, и многократно меняя первоначальную композицию и ее подробности.
В “Явлении Христа народу”(первоначальный эскиз картины) Александр Иванов практически полностью отказался от традиционных академических взглядов и приемов; он полностью сосредоточился на своей приверженности натуре, поискам настоящей живой красоты, соответствующей индивидуальному характеру и значению изображенных лиц.
Он ввёл цветовое пятно, подчёркнутое контуром, достиг большой выразительности линий, открыл новые возможности графики.
В результате, в получившейся работе возник резкий контраст традиционных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями Иванова, придавший картине достаточно противоречивый характер.
Вследствие этих противоречий и из-за болезни глаз, которая в последнее время его пребывания в Италии очень мешала художнику работать, картина так и осталась незавершённой.
Только в 1858 году Александр Иванов решился наконец отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. В мае 1858 года картина Александра Андреевича Иванова “Явление Христа народу” прибыла в Петербург и 28 мая 1858 года была показана членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал академии художеств, произвела поистине ошеломляющее впечатление на общественность и стала таким событием в русском искусстве, какого еще не было со времен великого Карла Брюллова.
В то же самое время картина получила крайне негативную оценку в официальных академических кругах, которые утверждали, что Иванов не оправдал их ожиданий. В столице стали активно распространяться слухи, о том, что государь император хочет уменьшить стоимость приобретения данной работы (вместо согласованных ранее 30 тысяч рублей называлась сумма в 8 тысяч рублей).
При всём при этом, этом для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.
Александр Андреевич очень глубоко переживал негативную реакцию на свою работу со стороны официального художественного сообщества столицы.
Будучи измученным унижением, равнодушием и бессмысленными хлопотами, художник ко всему прочему ещё и заразился холерой в столице, и слег. Болезнь протекала очень стремительно, и через три дня, 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. Не прошло и суток с момента кончины Александра Андреевича Иванова, как стало известно что полотно «Явление Христа народу» было приобретено государем императором Александром II за 15 тысяч рублей, а сам Иванов Высочайшим Указом милостиво пожалован орденом Святого Владимира.
Похоронен Александр Андреевич Иванов был в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
В 1936 году останки художника были перезахоронены с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе Мастеров искусств .
Произведения художника сделали его одним из самых значительных русских живописцев XIX в.; его высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, и можно с полной уверенностью утверждать, что эти оценки были абсолютно заслуженными...
Оценил 21 человек
27 кармы