Иван Абрамович Морозов (27 ноября (9 декабря) 1871 года, Москва, Российская империя — 22 июля 1921 года, Карлсбад, Чехословакия) — русский московский предприниматель,
купец — директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892—1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (Ковров),
член Совета Московского купеческого банка, член Московского биржевого комитета, председатель Московского купеческого собрания (1898—1899 годы),
выборный Московского биржевого общества, член Российского общества химической промышленности («Руссокраска» с 1914 года), один из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства («Коксобензол» с 1915); меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
благотворитель — член Совета 1-го Тверского попечительства о бедных, член попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского коммерческого института, а также общества вспомоществования студентам Высшего Технического училища. Принадлежит к купеческой династии Морозовых.
В одну из поездок в Париж Морозов за один день покупает картин на 17 тысяч рублей — Сезанн, Дерен, Гоген. Годовой бюджет Русского музея на покупку современного искусства в ту пору составляет 15 тысяч рублей.
Благодаря Ивану Морозову российские музеи обладают одним из богатейших собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. Коллекционер собирал самые знаковые работы и в Советском Союзе каждый знал творчество Пикассо, Гогена или Ван Гога по картинам «Девочка на шаре», «Красные виноградники» и «Девушка с плодом».
Познакомимся поближе с господином Морозовым, которому сегодня благодарны соотечественники, а в начале ХХ века были также признательны Пикассо, Матисс и парижские галеристы, которые с нетерпением ожидали приезда русского коллекционера миллионера в столицу.
Династия Морозовых
Промышленник Иван Абрамович — представитель известной династии Морозовых, из старообрядцев. Основатель династии когда-то был крепостным, но благодаря своей предприимчивости и упорному труду смог разбогатеть. В наследство Ивану досталась мануфактура в Твери, которую он возглавил после окончания Политехнической высшей школы в Цюрихе. Через пять лет, наладив производство, в 1900 году он переехал в Москву. И как признавался сам, продолжал работать по 9−12 часов в сутки, а остальное время посвящал коллекционированию.
Вначале начал собирать картины современных русских художников. За 15 лет он купил более 300 работ русских мастеров: Левитана, Коровина, Головина, Борисова-Мусатова, А. Бенуа, Серова, Сомова, Врубеля, Грабаря, Ларионова и Шагала.
Парижские вояжи
Особой страстью Морозова стала французская живопись. Приезжая дважды в год на Парижский Салон, он отправлял багаж в гостиницу, а сам мчался к торговцам картин, затем в Салон и только потом, прикупив с десяток Моне и Ренуаров, спокойно ехал в гостиницу и… подводил итоги дня. Как бизнесмен-старообрядец, он во всем любил порядок. У Морозова даже не оставалось времени и сил посетить парижскую оперу, чему крайне удивлялись французы, ведь опера находилась напротив гостиницы «Гранд Опера», где останавливался месье Морозов!
«Русский, который не торгуется"
«Русский, который не торгуется» — именно так в начале 1900-х годов в Париже называли Ивана Абрамовича Морозова. Он с легкостью и изяществом непринужденно тратил баснословные деньги на понравившиеся ему картины. Однажды, за один свой визит в лавку парижского галериста и арт-дилера Амбруаза Воллара он приобрел 15 шедевров ван Гога, Матисса, Гогена, Сезанна, потратив 17 000 рублей — сумму, ненамного уступающую годовому бюджету Русского музея на современную живопись! Такую роскошь не мог себе позволить ни один европейский коллекционер.
За эти «безумства» Морозова любили парижские маршаны Воллар, Дюран-Рюэль, и специально для него припрятывали лучшее из современных французской живописи. Вначале коллекционер увлекся импрессионистами, и методично, как опытный искусствовед, приобретал самые значительные работы Сислея, Моне, Ренуара, причем он мог терпеливо ждать годами «нужную картину» — пейзаж или портрет. Затем увлеченно охотился за постимпрессионистами — Матиссом, Пикассо, с которыми его познакомил коллекционер С. Щукин. Благодаря морозовским и щукинским заказам Пикассо переехал из монмартрских трущоб в собственный особняк в пригороде Парижа, а цены на его работы пошли вверх тоже с легкой руки месье Морозова. Всего Морозов приобрел 256 полотен западных художников.
Свой особняк на Пречистенке Морозов перестроил с учетом размещения своей коллекции, пригласив одного из популярных архитекторов — Льва Кекушева. В крышу был врезан стеклянный фонарь и залы второго этажа, освещенные дневным светом, не уступали европейским музеям. Для оформления своего дома Морозов заказал огромные панно «Средиземное море» у Пьера Боннара.
Мориса Дени русский коллекционер пригласил в Москву для личной консультации и оформления интерьера музыкального салона, для которого была написана серия панно «История Психеи».
Складывается впечатление, что Морозов был дельцом-аскетом, — отнюдь! Он умел и любил развлечься. Иван Абрамович устраивал у себя вечеринки — с картами и песнями, частенько ездил в кафе «Яр», известное своими очаровательными хористками. Одна из них покорила сердце 30-летнего холостяка. После продолжительной тайной связи, рождения дочери, и наконец, долгих колебаний и сомнений, он женился. Его избранницей стала Евдокия Кладовщикова — Дося, так ласково ее называли в семье.
И последний штрих к портрету Морозова — воспоминания сына коллекционера А. Бахрушина: «Среди представителей московского капитализма у отца был только один близкий друг — Иван Абрамович Морозов. Относиться равнодушно к этому толстому розовому сибариту было невозможно. Постоянное доброжелательство и добродушие пронизывало насквозь этого ленивого добряка, а его исключительные знания и понимание в вопросах новой русской и в особенности западноевропейской живописи делали его незаменимым судьей и консультантом в области станкового творчества».
В 1919 г. Иван Абрамович эмигрировал во Францию и в 1921 г. скончался в Карлсбаде. Сегодня русская коллекция Морозова находится в Третьяковской галереи, а французская — поделена между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
По подсчетам Sotheby’s в 2012 г. коллекция Морозова оценивалась в 5 миллиардов долларов. С учетом роста цен и новых рекордов на аукционах, которые ставят работы художников из «его» коллекции, теперь эта внушительная цифра изрядно выросла.
Оценили 4 человека
6 кармы