Это сейчас Русская православная церковь воспевает страстотерпцев - бывшего императора Николая и его семью, но в последние дни февраля, когда Петроград захлестнули революционные события, Синод не предпринял никаких попыток поддержать монархию, отношение к ней было прямо противоположное.
2 марта Церковь с радостью восприняла весть об отречении императора.
4 мартасостоялось первое официальное заседание Синода после революции, на нём присутствовал Владимир Львов, который от лица правительства объявил о предоставлении Церкви свободы от опеки государства. Члены Синода выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Церкви. В частности, архиепископ Новгородский Арсений говорил о появлении перед Российской Церковью больших перспектив, открывшихся после того, как "революция дала нам (Церкви) свободу от цезарепапизма".
Тут же из зала заседаний Синода было вынесено императорское кресло, которое и было тем самым «символом цезарепапизма», его было решено передать в музей.
5 марта по распоряжению Синода во всех церквах Петроградской епархии было отменено возглашение многолетия царствующему дому, а во всех храмах империи начали совершаться молебны с возглашением многолетия «Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея».
6 марта Синод установил молитву о "благоверном Временном правительстве".
Поместный собор. Фото из открытого доступа
9 марта Синод обратился с воззванием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий», где говорилось:
«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. ...Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. ...Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани... ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо Родины, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы».
Таким образом Синод фактически признал революцию как свершившуюся «волю Божию» и провозгласил начало новой государственной жизни России.
В связи с изменением формы государственной власти были проведены исправления богослужебных книг и молитв, в которых дом Романовых упоминался уже в прошедшем времени.
Были упразднены царские дни, которые имели статус государственных праздников и включали в себя дни рождения и именины императора, его супруги и наследника, дни восшествия на престол и коронования императора. Причём это было сделано раньше официального постановления Временного правительства, которое вышло 16 марта.
Таким образом церковь не задумываясь внесла нововведения в содержание богослужебных книг, изменив церковно-монархическое учение о государственной власти и это несмотря на то, что оно исторически утвердилось в богослужебных книгах Русской Церкви и до марта 1917 г. было созвучно державной триединой формуле «За Веру, Царя и Отечество».
Однако в новых текстах церковью было внесено «богословское оправдание» революции, где говорилось, что «всякая власть от Бога»: как царская власть, так и народовластие, то есть произошедшая революция тоже «от Бога».
Как видим церковь очень быстро перестроилась из «монархической» в «республиканскую», даже не дожидаясь Учредительного собрания.
Естественно, возникает вопрос, почему Церковь с такой готовностью отказалась от императора и даже не молилась за него, зная, что он и его семья находятся под арестом.
Митрополит Московский Тихон (будущий патриарх) благословляет ударный женский батальон перед отправкой на фронт. Военные формирования, состоящие из женщин, были созданы Временным правительством с целью поднять патриотический настрой армии на фронтах Первой мировой войны. Лето 1917 года, Москва, Красная площадь. Фото из открытого доступа
Отношение императора Николая II к церкви
В 1700 году Пётр упразднил патриаршество, церковь стала государственным ведомством, подчиняясь Синоду и обер-прокурору, светскому чиновнику, назначаемому императором.
Царский Указ от 17 апреля 1905 года об «Укреплении основ веротерпимости» готовился без участия иерархов Церкви.
Митрополит Вениамин Федченков писал: «Господство государства над Церковью в психологии царских и высших кругов действительно было к общему горю» («На рубеже двух эпох». М.1994).
То же отмечал архиепископ Иларион Троицкий: «Перед началом войны (первой мировой) Церковь в России была унижена до крайности».
Неоднократно отцы-священники обращались к императору с просьбой об избрании патриарха, на что император неизменно отвечал: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне время столь великое дело».
Поэтому, когда император был арестован иерархи церкви не то, что не сожалели, а наоборот вздохнули с облегчением и обратились к Временному правительству о созыве Поместного собора и избрании патриарха, на что получили согласие новой власти.
Религиозность царской четы
Сейчас появилось очень много церковной литературы, описывающей религиозность царственных особ. Церковь откровенно замалчивает и свое предательство по отношению к монарху и то, что религиозность царской четы находилась под большим вопросом.
Императрица Александра Фёдоровна, которая постоянно вмешивалась в политику, холодно относилась к духовенству, отмечая в одном из своих писем, что «в Синоде одни только животные»!
Зато при дворе постоянно крутились какие-то странные люди, мистики, оккультисты. Царица водила дружбу с французским магом Папюсом, вызывавшим дух Александра III, ясновидцем Филиппом, тоже французом, которого её же духовник называл «порождением бесовских сил».
Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Вместо же влияния духовенства в придворную сферу проникало увлечение какими-нибудь светскими авантюристами, „спиритами“... до Распутина был при Дворе какой-то проходимец француз „Филипп“ («На рубеже двух эпох»).
Святоотеческую литературу они не читали, каждодневные дневниковые записи императора были однообразны: «дивный день – прогулка – обед – чтение художественной или исторической литературы – игра в кости или карты – дождь – обедня – прогулка – и так далее...».
То есть императорская семья вела обычную светскую жизнь и воспевать их фанатичную религиозность может не стоит.
Поместный собор
28 августа 1917 года открылся Поместный собор Русской церкви, с перерывами он продолжил свою деятельность до 20 сентября 1918 года. 25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция, но большевики не препятствовали проведению собора.
Важнейшим решением Собора стало восстановление патриаршества и избрание патриархом Всея Руси митрополита Московского Тихона (Белавина).
Оценили 25 человек
36 кармы