Ренессанс стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации.
В конце XV — начале XVI века Италия, подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу.
Так, практически на столетие позднее, зародилось Северное Возрождение, соединившее в себе торжествующий гуманизм и гиперборейскую строгость.
Первыми странами, обратившимися к ренессансным идеалам, стали Германия и Нидерланды. Затем Северное Возрождение распространилось во Франции, Англии, Швейцарии и Испании.
Художники Северного Возрождения
Северное Возрождение проявило себя в архитектуре, живописи, литературе, философии и науке, однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.
Особенности Северного Возрождения
Возрождение стало отправной точкой гуманистического развития, духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии, в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.
— В отличие от итальянского Возрождения, черпавшего вдохновение в античности, северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности, символизму и религиозности.
— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.
— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах, как пейзаж и натюрморт.
— Для Северного Возрождения характерна детализация, порождающая невероятную реалистичность, и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.
Знаменитая „Богоматерь с младенцем“ (1451) Жана Фуке — правая панель меленского диптиха, которая хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен).
Принято считать, что прототипом изображенной дамы послужила любовница французского короля Карла VII — Аньес Сорель — кстати, первая официальная любовница короля, которая потом еще и с королевой так подружилась, что стала ее фрейлиной.
Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого.
Возможно, в память о ней была заказана эта картина.
Ян Ван Эйк
Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алтарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты, Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные, осязаемые образы.
Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью, как, например, в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный, в то же время этот портрет полон интимности и лиричности.
Алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале» демонстрируют гармоничное единство, изобретенное Ван Эйком — портрет, пейзаж, натюрморт и интерьер дополняют друг друга, воплощая бесконечную красоту мироздания.
Будучи одним из первых художников, освоивших масляную живопись, Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких, просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем, но и повлияло на итальянских мастеров, таких как Антонеллло да Мессина.
Питер Брейгель
Питер Брейгель Старший был прекрасным художником, графиком и рисовальщиком.
В 1550-х годах он посещал Италию, а с 1563 года работал в Брюсселе.
В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми, что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи.
Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами, Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля.
Отметим, что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.
Иероним Босх
Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции, основанные на поговорках, притчах и пословицах, сочетают гротеск, фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны, традиционны и оригинальны.
Завораживающее чувство тайны, известной только художнику, сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник, его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.
Альбрехт Дюрер
Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики, этот великий германский живописец, график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность, философское начало, прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм, что хорошо заметно в его «Автопортрете» 1500 года.
Дюрер работал преимущественно над религиозными сюжетами, жил он в Нюрнберге, однако слава мастера как искуснейшего гравера гремела по всей Европе, особенно в Италии и Нидерландах. Гравюры «Меланхолия», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Святой Иероним» — вершина творчества Дюрера-рисовальщика.
Лукас Кранах Старший
В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам, причудливо сочетая как античные традиции, так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы, Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.
Художник жил в Австрии и Нидерландах, был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.
Во всех сферах
Северное Возрождение затронуло многие страны и выразилось в самых разных формах. Так, во Франции творил Франсуа Рабле, великий писатель-гуманист, врач и ботаник. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенном народным фольклором и юмором, Рабле касается вопросов просвещения и гуманизма, противостоящих темной средневековой морали. Другими темами романа становятся политика, общественное устройство, война — сегодня этот роман по праву считается энциклопедией Французского Возрождения.
В Англии главной фигурой этой эпохи стал великий Уильям Шекспир, чьи трагедии, комедии и сонеты оказали ключевое влияние на развитие всей европейской драматургии. В Испании творил Сервантес, автор знаменитого рыцарского романа «Дон Кихот Ламанчский».
Как и в Италии, на севере Европы Возрождение стало эпохой научных открытий, среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной, предложенную польским астрономом Николаем Коперником.
Оценил 1 человек
2 кармы