Василий Кандинский. Беспредметное искусство

1 206
1936 год. Художник Александр Бенуа пишет о выставке Кандинского:
«Появление в Париже художника, чуть ли не раньше всех прочих открывшего целую новую область искусства абстрактного может быть сочтено как сенсация. Такими же были все выступления Кандинского в Германии, где он закрепил себе широкую известность как живописными, так и графическими работами. Как раз последних и много на этой выставке. А все вместе взятое дает о мастере достаточно полное представление.
Лично я, однако, должен признаться, очень мало смыслю во всем этом. Мало того, такое искусство вызывает во мне ощущение почти мучительного оттенка.
В теории я вполне допускаю, что ничего не изображающее, ничего не означающее искусство имеет право на существование. Весьма даже возможно, что оно-то и есть настоящее искусство, вроде чистой музыки.
Но мне не дано такое искусство воспринимать и им наслаждаться. А без момента наслаждения, хотя бы и наслаждения трагического или наслаждения ужаса, я просто не понимаю и не принимаю искусство.
Для того, чтобы почувствовать специфический трепет, тот самый, для которого жить стоит, я нуждаюсь в чем-то понятном, если не рассудку, то сознанию или подсознанию.
Понятного же в Кандинском я не нахожу ничего.
Не удивило бы меня и то, если бы заглянув в будущее, я увидел бы там только такое отвлеченное искусство».
Одесса. Порт. 1898

Самому Кандинскому, кстати, тоже казалось, что его искусство будет оценено только где-то лет через сто. Но, к счастью, это произошло раньше.
Такая оценка творчества Кандинского, как у Бенуа, не редкость. Ведь для того, чтобы понять его картины, зритель не может быть только пассивным созерцателем.
Настоящий зритель Кандинского становиться соавтором, соучастником, а к этому, конечно, нужно быть подготовленным.

Комета. 1900

Московский интеллигент и мюнхенский мэтр, создатель беспредметного искусства и почитатель русской иконописи, автор книги «О духовном в искусстве» и статьи «О наказаниях по решениям волостных Судов Московской губернии», Кандинский всегда находился в поиске «внутреннего камертона», той душевной гармонии, которая позволяет художнику выразить гармонию мироздания.
В отличие от многих творцов двадцатого века, он был захвачен не поэзией сиюминутной реальности, омраченной ненавистью и войнами, а видением «нового, большого мира», приближение которого ощущается во всех сферах духовной работы.
Используя различные виды искусства, Кандинский старался передать в образах грядущую «Эпоху Великой Духовности».
Поэтому и живопись, и невоплощенные графические эскизы, и стихи, и мистические пьесы, и даже мемуары были для художника одинаково важными художественными средствами.
Способ видения мира, его скрытых энергетических вихрей и цветовых пространств у Кандинского уникален и предвосхищает открытия позднейших эпох.

Ахтырка. Осень. 1901

Будучи современником двух русских революций и двух мировых войн, Кандинский никогда не высказывался на политические темы. Его переживания выражались средствами «абсолютного» искусства, пророчествующего о том, что будет за переломом, за «вершиной горы».

Даже видя все ужасы того времени, он верил в возможность людей сплотиться в более единую, более человечную общность.

Мировое единство, признаки которого Василий Васильевич искал в пейзажах Ахтырки и Мурнау, в беседах с Сергеем Булгаковым и Францем Марком, должно родиться в преодолении границ, в сближении представителей всех стран и цивилизаций.

Бинц на Рюгене. 1901

Окончив юридический факультет Московского университета в 1892 году, Кандинский буквально разрывался между академической карьерой и жаждой отдаться занятиям искусством.

Отказавшись от должности в университете, он три года живет в Москве, работает заведующим художественной частью Кушнеревской типографии, но, как вспоминал впоследствии художник, — «в возрасте тридцати лет мне явилась мысль – теперь или никогда».

И Кандинский отправляется в Мюнхен, художественные школы которого пользовались в это время высокой репутацией в России. Там он обучается в частной школе словенского художника Антона Ажбе, которому обязаны своей выучкой многие русские живописцы двадцатого столетия, позже — в Академии у знаменитого Франца фон Штука.

Мюнхен — Английский сад. 1901

Уже в 1901 Кандинский начинает жизнь практикующего художника – участвует в организации объединения «Фаланга» и открывает при нем собственный класс.

В следующем году происходит встреча с Габриэле Мюнтер, приехавшей учиться искусству из Берлина – так же, как до этого Кандинский из Москвы.

Летом 1902 года весь класс выезжал на этюды в поселок Кохель, расположенный рядом с Мурнау. Однако ни Кандинский, ни Мюнтер еще не подозревали о своей будущей связи с этим местом.

Год спустя начался период их совместных поездок по Германии, Европе и Северной Африке, причиной которого было и желание обоих живописцев насытить глаз впечатлениями, и то неопределенное положение, в котором они оказались (семья Мюнтер была настроена против ее отношений с художником, чей развод с первой женой был официально оформлен только в 1911 году).

Эскиз шлюза. 1901

Многочисленные путешествия Василия Васильевича в последующие годы проходили между двумя полюсами – Баварией и Москвой.

Путевые зарисовки, сделанные в Голландии, Италии, даже в Тунисе, и выполненные по ним картины показывают поиск новых деталей, подробностей. Изогнутые носы венецианских гондол, зубчатые башни арабского города, праздничная толпа на улице голландской рыбачьей деревни – все идет в ход и становится частью мечтательного мира ранних работ Кандинского.

С декабря 1905 по май 1906 года Мюнтер и Кандинский живут в Италии, затем переезжают во Францию. Большая часть итальянского периода прошла в Рапалло, французского – в Севре. В Мюнхен художники вернулись лишь в июне 1907 года.

Кохель. Габриэль Мюнтер. 1902

Жизнь в Севре не была приятным времяпрепровождением. Василия Васильевича мучит тоска по родине, а творческие проблемы порой кажутся неразрешимыми.

К этому периоду относится множество «русских» картин, где средневековье одето в национальный костюм. Некоторые из них лиричны («Пара на коне»), однако целый ряд произведений отражает невеселые размышления о судьбе России.

Персонажи картин «Пестрая жизнь», «Набат», «Паника» словно бы предчувствуют надвигающуюся катастрофу.

Одновременно художника обуревают сомнения в возможности найти новый путь в искусстве. Перед ним стоял призрак нравственного тупика, невозможности выразить в живописи все то богатство внутренних переживаний, которым он обладал.

В поисках выхода Кандинский заинтересовался «духовной наукой» – теософией Рудольфа Штайнера.

Старый город. 1902

В середине августа 1908 года Кандинский и Мюнтер впервые остановились в Мурнау, где к тому времени уже работали русские живописцы Алексей Явленский и Марианна Веревкина.

Василий Васильевич был очарован этим местом и предложил Габриэле приобрести здесь дом.

Поселившись в Мурнау, художники узнали, что там все еще живо старинное народное искусство, некогда процветавшее во всей средней Европе. Живопись маслом на обратной стороне стекла позволяла достичь особой яркости красок и в то же время вынуждала к упрощенной манере письма.

В 1910-1913 годах Василий Васильевич написал несколько десятков «стекол». Многие из них воспринимаются как настоящие иконы «духовной религии будущего», о которой художник напряженно думал.

Швабинг. Николайплатц. 1902

Объявление войны разрубило гордиев узел личных и творческих проблем. Художник был вынужден незамедлительно сесть на поезд и перебраться в Швейцарию.

Пересекши немецкую границу, Василий Васильевич медлил с возвращением в Россию. Он провел четыре месяца в Швейцарии, и только 22 декабря, после путешествия через Балканы и на пароходе до Одессы, вновь оказался в Москве.

Здесь его подстерегал творческий кризис – неизбежный спуск с абсолютных высот искусства, достигнутых в «Композициях». За 1915 год им не написано ни одной картины.

В конце года Кандинский уезжает в Стокгольм, где встречается с Мюнтер и устраивает персональную выставку. Встреча была последней.

Невеста. Русская красавица. 1903

В феврале 1917 Кандинский вступает в брак с Ниной Андреевской.

В последующие годы Василий Васильевич не только работает как живописец, но и участвует в организации Музея живописной культуры, Института художественной культуры, преподает в Свободных художественных мастерских и Московском университете.

В 1921 году Кандинский с женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию - якобы для установления культурных связей. Но на самом деле художник понимал, что не вписывался в новую постреволюционную действительность.

Его намерение вернуться в Москву через непродолжительное время оказалось столь же утопичным, как и прежние надежды на скорое окончание мировой войны.

Когда супруги окончательно решили жить в Германии, Кандинский обратился к Мюнтер с просьбой переслать ему ряд личных вещей и картин. Однако лучшие произведения «периода Мурнау» остались там, где они были созданы.

В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды - первый раз это было в России, во второй раз в Германии.

Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. В работах этого периода не заметно угасания творческой энергии. Напротив, кажется Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы. «Безмолвное», «Пестрый ансамбль», «Небесно-голубое», «Конгломерат» - известные полотна этого времени. 

Последняя картина Кандинского «Сдержанный порыв» была нарисована в 1944 году, художник творил до июля, а в декабре умер от кровоизлияния в мозг.

Синий всадник. 1903

Мюнтер, постоянно жившая в Мурнау с 1931 года, спрятала более шестисот произведений Кандинского.
Не только в предвоенные и военные годы, но и вплоть до конца пятидесятых она хранила их втайне практически ото всех.
В 1957 года наследие Кандинского было торжественно передано директору Городской художественной галереи Мурнау.

Tракт. 1905
Габриэль Мюнтер. 1905
Рапалло. Лодки. 1905
Розы. 1905
Двое на лошади. 1906
Парк Св. Клода со всадником. 1906
Рапалло. Лодка в море. 1906
Роттердамское солнце. 1906
Пестрая жизнь. 1907
Ахтырка. Красная церковь. 1908
Белый звук. 1908
Дома в Мурнау на Обермаркт. 1908
Дома в Мюнхене. 1908
Людвигскирхе в Мюнхене. 1908
Мурнау. Пейзаж с башней. 1908
Мурнау. Унтермаркт. 1908
Мюнхен-Швабинг с церковью Урсулы. 1908
Озеро Штарнбергер-Зе. 1908
Осенний пейзаж с лодками. 1908
Синяя гора. 1908
Слон. 1908
Улица в Мурнау с женщинами. 1908
Арабы (Кладбище). 1909
Вид Мурнау с железной дорогой, церковью и замком. 1909
Гора. 1909
Группа в кринолинаx. 1909
Дамы в кринолинах. 1909
Дюнаберг. 1909
Зимний пейзаж. 1909
Импровизация 3. 1909
Импровизация 4. 1909
Интерьер (моя столовая). 1909
Картина с лучником. 1909
Кладбище в Кохеле. 1909
Мурнау, Габриэль Мюнтер рисует. 1909
Мурнау. Осенний пейзаж. 1909
Спальня в Айнмиллерштрассе. 1909
Рок. Красная стена. 1909
Импровизация 9. 1910
Импровизация 11. 1910
Маленькие радости. 1910
Эскиз к Композиции II. 1910
Ангел Страшного Суда. 1911
Все святые. 1911
Распятый Христос. 1911
Святой Владимир. 1911
Святой Гавриил. 1911
Женщина в Москве. 1912
Импровизация 28. 1912
Импровизация. Мечтательное. 1913
Картина с белыми линиями. 1913
Маленькие радости. 1913
Светлая картина. 1913
Импровизация. Ущелье. 1914
Фуга. 1914
Всадник Святой Георгий. 1915
Москва. Красная площадь. 1916
Дама с цветком. 1917
Иматра. 1917
Композиция № 217. Серый Овал. 1917
Мадонна с Христом. 1917
Синий гребень. 1917
Смутное. 1917
Амазонка в горах. 1918
Золотое облако. 1918
Белый овал. 1919
В сером. 1919
Композиция №218 (Два овала). 1919
Фиолетовый клин. 1919
Белая линия. 1920
Композиция №224 (на белом). 1920
Красный овал. 1920
Голубой сегмент. 1921
Красное пятно. 1921
Круги на черном. 1921
Белый крест. 1922
Синий круг. 1922
Черная решетка. 1922
Без названия. 1923
Композиция VIII. 1923
Круги в круге. 1923
На белом II. 1923
Оранжевое. 1923
Радостный подъем. 1923
Секущая линия. 1923
Черный и фиолетовый. 1923
Безмолвное. 1924
Два движения. 1924
Желтый аккомпанемент. 1924
Контрастные звуки. 1924
Розовый с серым. 1924
Спокойный изгиб. 1924
Тяжелое среди легкого. 1924
Центр. 1924
Черное отношение. 1924
В ярком овале. 1925
Маленькая мечта в красном. 1925
Отчетливая связь. 1925
Три элемента. 1925
Акцент розового. 1926
Противовесы. 1926
Три звука. 1926
Вершины на дуге. 1927
Тусклый красный. 1927
Четкий — Спокойный. 1927
Великие Ворота Киева. 1928
Скрытое свечение. 1928
Смешение. 1928
Внутренний альянс. 1929
Острый в тупом. 1929
Этажи. 1929
Мелко-глубоко. 1930
Причудливое. 1930
Структура из углов. 1930
Парящее давление. 1931
Хрупкое. 1931
Справа — налево. 1932
Компенсация розового. 1933
Мрачная сцена. 1933
Развитие в коричневом. 1933
Изолированные объекты. 1934
Нежное восхождение. 1934
Две зеленые точки. 1935
Движение. 1935
Жесткий-Гибкий. 1935
Сопровождающий контраст. 1935
Фиолетовый-Оранжевый. 1935
Доминирующая кривая. 1936
Композиция IX. 1936
Группировка. 1937
Черные точки. 1937
Композиция X. 1939
Красный круг. 1939
Сложное-простое. 1939
Вокруг круга. 1940
Зеленый и красный. 1940
Небесно-голубое. 1940
Разные части. 1940
Сдержанность. 1940
Различные происшествия. 1941
Вертикальные акценты. 1942
Взаимное согласие. 1942
Интимное послание. 1942
Вокруг линии. 1943
Конгломерат. 1943
Четыре фигуры на трех квадратах. 1943
Сдержанный порыв. 1944
Василий Кандинский

trailart


Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить