В 1933 году к власти пришли национал-социалисты, и с этого момента в Германии началось внедрение новой идеологии. Строгая регламентация и жесткий контроль всех аспектов жизни способствовали формированию необычайной структуры общества, что прежде всего проявилось не в монументальном искусстве, а в искусстве малых форм, включая декоративные произведения и предметы быта.
В 1933 году к власти пришли национал-социалисты, и с этого момента в Германии началось внедрение новой идеологии. Строгая регламентация и жесткий контроль всех аспектов жизни способствовали формированию необычайной структуры общества, что прежде всего проявилось не в монументальном искусстве, а в искусстве малых форм, включая декоративные произведения и предметы быта.
Основная черта всех тоталитарных режимов заключается в стремлении не только создать свое официальное искусство, но и проникнуть в каждую область жизни человека, включая частную сферу. Например, молодожены были обязаны приобрести «Майн кампф» при регистрации брака и повесить портрет фюрера в своем доме.
Предметы повседневного обихода стали действенным средством манипуляции общественным сознанием. Даже вещи, используемые в быту, были призваны служить новым идеалам. Выбор тем, форм, мотивов и способов оформления предметов, используемых в повседневной жизни, свидетельствовал о величии германского народа, военной и гражданской мощи нацистского государства, а также о его связи с империей Древнего Рима.
Идеология нового режима наиболее ярко проявилась в системе символов. Наиболее распространенными из них стали свастика (древний солнечный символ, ассоциирующийся с бесконечностью и потенциальной энергией), орел (символ верховного бога Зевса/Юпитера и имперский символ античности), крест (символ четырех стихий, четырех сторон света и жизни), венок или дубовые листья (символы жизненной силы и бессмертия, значимые для немцев), мечи (символы военной мощи) и другие узнаваемые знаки различных областей человеческой деятельности — подводные лодки, торпеды, мотивы городских гербов и головы греческой богини мудрости Афины.
Отличительной чертой изделий из фарфора, производимых на заводах Третьего рейха, была не только визуальная символика. Также выбор тем и мотивов в мелкой пластике, военных тарелках и плакетках, а также форма подсвечников и посуды отображали как политические идеи тоталитарного строя Германии, так и повседневную жизнь и быт того времени.
Среди множества фарфоровых мануфактур в Германии того периода выдающимся предприятием, по крайней мере с идейной позиции, была мануфактура Аллах-Мюнхен. Она считалась «предприятием СС», к которому также относились такие компании, как производитель минеральной воды «Аполлинарис», мебельная фабрика «Эдель», издательство «Нордланд» и фирма, занимающаяся производством мечей для нужд СС.
Мануфактура, основанная по указанию Г. Гиммлера и являвшаяся его «любимым проектом», начала свою работу 3 января 1936 года.
Тем не менее, она функционировала как частное предприятие до получения статуса главного фарфорового завода Германии. Об этом свидетельствуют образцы продукции, датированные 1934 годом, включая знаменитую фигурку «Знаменосец» и записи в бухгалтерских книгах за 1935 год. Основателями мануфактуры стали близкий друг Гиммлера художник Карл Дибич, скульптор и модельер Теодор Кэрнер, а также двое коммерсантов — Бруно Гальке и Франц Надь.
До 20 декабря 1938 года фабрика находилась в управлении культурного отдела личного штаба рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, который также исполнял роль художественного руководителя. Однако официально он возглавил мануфактуру только в 1938 году, когда она была передана в ведение Службы управления и экономики СС (1939—1942, позже также называвшейся Службой экономического управления СС). Основной задачей мануфактуры было служение политической пропаганде, развитие культурных вкусов и повышение уровня культуры среди так называемых истинных арийцев — избранных членов СС. Экономическая выгода не была приоритетом; хотя известно, что перед войной предприятие приносило прибыль до 100%.
Прибыль фабрики значительно снизилась в годы войны, особенно в начале 1940-х, из-за сокращения финансирования и мобилизации работников. В это время на мануфактуре начали активно использовать труд заключенных из ближайшего концлагеря Дахау. Некоторые свидетельства указывают, что эта практика появилась еще в 1939 году, но к осени 1941 года на фабрике уже работало 40—50 заключенных, а в 1943 году их число возросло до 100. Считалось, что одного обычного рабочего можно было заменить двумя-тремя заключенными. Несмотря на недовольство Г. Гиммлера, некоторые из них занимали высокие должности. Так, заключенный Карл Адольф Гросс вспоминал о польском студенте Иозефе Собчаке, занятом росписью фарфора. Другие работали над обжигом, литьем и шлифовкой, а заключенный Ганс Ландауэр занимался производством идейно значимых фигур.
О последних годах существования мануфактуры известно очень мало. С окончанием Второй мировой войны ее деятельность как нацистского предприятия прекратилась.
История и характер фарфорового производства лучше всего демонстрируют сами изделия. Наиболее значимые из них сегодня представляют собой редкость на антикварном рынке, что объясняется ограниченным тиражом «элитных» изделий (за исключением массово выпускаемых фигурок животных), а также многочисленными бомбардировками Мюнхена и разрушениями в конце войны. Сообщается, что так называемые «политические» фарфоровые фигуры начали уничтожать еще во время войны, когда пламя уничтожало как сами изделия, так и практически весь архив мануфактуры. Некоторые документы были разрушены работниками предприятия, пытавшимися скрыть свои финансовые преступления.
Единственным сохранившимся оригинальным каталогом является документ, датированный 1936 годом, включающий 40 изделий мануфактуры.
Этот каталог недоступен для исследователей, так как он находился в личной коллекции Адольфа Гитлера, а впоследствии оказался в Библиотеке Конгресса США, сохраняя статус секретного документа.
Основные источники информации о продукции мануфактуры до сих пор — это воспоминания современников, переиздания каталога 1937 года и его варианты и дополнения 1938 и 1939 годов (Porzellan-Manufaktur Allach-Munchen. Verzeichnis der Erzeugnisse. Liste 1938/39. Verlag ), а также сами изделия, многие из которых находятся в частных коллекциях.
Полный перечень моделей мануфактуры за разные годы включает около 240 фарфоровых и керамических изделий. Основное направление Аллахской мануфактуры заключалось в производстве мелкой пластики из фарфора. Эти изделия, предназначенные чаще всего в качестве подарков высокопоставленным государственным деятелям, отражали ключевые идеи нацистского движения. В их числе были фигурки военных разных эпох и современности, немецкие крестьяне и ремесленники, купальщицы и танцоры, античные боги и символические фигуры городов, а также разнообразные животные.
В задачи «предприятия СС» входило также изготовление различных наградных изделий — декоративных тарелок и плакеток с соответствующим декором. Фарфоровая пластика мануфактуры сейчас является редкостью, а эти наградные изделия уникальны, так как их создавали в единичных экземплярах. Массовым производством можно назвать лишь выпуск светильников и ваз, отвечавших требованиям идеологии. Посуду же выпускали только по личным заказам шефа СС или самого фюрера. Все фарфоровые изделия (кроме фигурки «Фехтовальщик») были покрыты глазурью, некоторые из них расписывали, а остальные оставляли белыми.
Что касается керамических изделий этого предприятия, то они тоже являются большой редкостью сегодня. Среди них были одни из самых ответственных произведений мануфактуры: имперский орел, голова А. Гитлера и светильник «Джульлёйхтер», ставший символом нового общественного уклада и самым массовым товаром мануфактуры.
Интересно, что их не покрывали глазурью, что создавало впечатление первых изделий древних германских племен.
Оценили 0 человек
0 кармы