Еще одна некогда жареная сенсация китайской археологии — «космические диски» из нефрита, найденные в Тибете. В 1978 году некто Дэвид Агамон опубликовал книгу «Солнечные боги в изгнании», ссылаясь на записки своего недавно усопшего оксфордского босса, профессора Кэрила Робин-Эванса, рассказавшего об экспедиции 1947 года в Тибет, где он путешествовал по горам Баян Хар и набрел на таинственный народ под названием дропа (или хам). Он якобы происходил от инопланетян, потерпевших крушение на Земле, о чем свидетельствовали фотографии этих крошечных людей, их «короля» и «королевы» и сакральных каменных дисков с изображениями планет и внеземных посланий.
Получалось, что некий космический корабль пришельцев по имени дропа (или дзопа) 12 тысяч лет назад потерпел крушение на Тибетском нагорье. Местные обитатели с неожиданно библейским названием «хам» не стали чинить пришельцам тарелку, а те от нечего делать кое-как адаптировались к жизни на Земле и взяли в жены некоторых хамских женщин. Тем временем коротышки-хам, недовольные таким поворотом событий, перебили большинство пришельцев и похоронили их в пещерах, где в ногах скелетов и были, якобы, обнаружены описанные диски. Камни и вправду выглядели интригующе: планеты, орбиты и иероглифы перемежались в них, повествуя о звездной родине племени дропа. Однако сенсация, до сих пор окончательно не сброшенная со счетов уфологами, сама собой сошла на нет через 17 лет после выхода «Солнечных богов»: британец Дэвид Гэмон признал, что написал книгу под псевдонимом Ага-мон, позавидовав всемирной известности творений Эриха фон Дэникена о древних астронавтах — «Возвращения к звездам» и «Золота богов». Источником для фантазии послужила статья 1960-го года в западном журнале «Русский дайджест» и… французский научно-популярный роман «Диски Бьем-Кара» Даниэля Пирэ; профессора Кэрила Робин-Эванса Гэмон, разумеется, тоже выдумал.
Давайте узнаем, что же это на самом деле …
Но предварительно (во избежание кривотолков) предлагаю уточнить, что говорит Википедия по поводу собственно нефрита и значения нефрита в Китае [Nikkuro].
Фото 2.
Но самое интересное, что диски как таковые — не выдумка. В неолитическом Китае нефритовые диски би были обычным делом, и археологам они прекрасно известны. Наиболее ранние принадлежат к культуре Лянчжу (3400—2250 гг. до н. э.), поздние относятся к династийному периоду— Шан, Чжоу и Хань, вытачивали их и из стекла. Би — это плоский нефритовый диск с круглой дырой посередине, в каменном веке их никак не украшали, а вот, скажем, в период Чжоу (1046—256 гг. до н. э.) — орнаментировали узором из восьмигранных насечек. Смысл декора и вправду космологический: диск констатировал наличие четырех направлений в пространстве, даровал владельцу благоволение небес и т.д. Высокое качество артефактов свидетельствует об их исключительной ценности и, соответственно, о незаурядном социальном статусе владельца (диски действительно клали в захоронения). Би символизировали небеса, тогда как существовали и ритуальные объекты для земли, цун — нефритовые же полые цилиндры, орнаментированные углублениями. Все складывается: историкам известно, что космологическая концепция би и цун сохранялась в Древнем Китае довольно долго: «покрывающее небо», гайтянъ (его модель — это как раз би) вращалось вокруг центральной оси мира (его модель — цун), отсюда необходимость отверстия в диске и его общая схожесть с иконографией летающей тарелки. «Крышки» (би) и «сосуды» (цун) использовали тогдашние шаманы — ключевые фигуры культуры Лянчжу и хранители реальных космологических представлений древних. В эпоху Чжоу глава побежденных владений передавал победителю свой диск в знак подчинения, а при захоронении правителя диски помещали в гробницу на грудь или живот усопшего, как бы соединяя его с небесами.
В Древнем Китае примерно в 5000 году до нашей эры большие каменные диски из нефрита клали в могилы местной знати. Их назначение, а также способ изготовления, до сих пор остаётся загадкой для учёных, ведь нефрит – весьма прочный камень.
Нефрит – драгоценный силикатный минерал, который часто используется для изготовления ваз, украшений и других ювелирных изделий. Обычно он бесцветный, однако содержание хрома или других примесей придаёт нефриту изумрудно-зеленоватый оттенок. Это очень твёрдый и сложный в обработке материал, поэтому выбор именно этого камня для изготовления дисков жителями Древнего Китая в период позднего неолита вызывает недоумение в учёных кругах.
Фото 3.
Нефритовые или как их ещё называют – би диски представляют собой круглые плоские кольца с отверстием в центре, которые принадлежали к культуре Лянчжу. По-видимому они имели важное культовое значение, так как были найдены в гробницах на телах усопших китайских аристократов во времена процветания культуры Хуншань (3800-2700 года до нашей эры), а затем и в культуре Лянчжу (3000-2000 года до нашей эры). Камни клали на покойников вблизи желудка или груди как символ неба, предназначенный для того, чтобы сопровождать в путешествие в загробный мир или «на небо». Сами китайцы называли нефрит «ю», что означает «драгоценный», «благородный», «чистый».
Фото 4.
Поскольку никаких металлических инструментов того периода найдено не было, археологи предполагают, что диски, скорее всего, были изготовлены при помощи полировки. Поэтому у учёных возник резонный вопрос: зачем наши предки тратили на обработку столь редкого и твёрдого камня столько времени и сил?
Одни считают, что важность дисков би имеет непосредственное отношение к религии и богам в китайской культуре; другие – что диски символизируют солнце или колесо, отражающие цикличность жизни и смерти. Во время войны проигравший должен был вручить нефритовый диск как знак подчинения завоевателю. Это доказывает, что диски были не просто украшением, а имели особою значимость.
Фото 5.
Мистики выдвинули гипотезу о том, что диски би имеют отношение к так называемым «Камням дропа». Эти камни в форме диска возрастом предположительно 12 000 лет якобы были обнаружены в пещере в горах Баян-Хара-Ула на границе между Тибетом и Китаем на месте захоронений расы гуманоидов, имевших внеземное происхождение.
Фото 6.
Смитсоновский институт (США) всегда проявлял большой интерес к происхождению нефритовых дисков и вносил весомый вклад в их изучение. В настоящее время в коллекции института насчитывается более 150 дисков би. Дженет Дуглас из Художественных галерей им. Фрира и Артура Сэклера Смитсоновского института, подробно изучив диски под микроскопом, предположила, что древние мастера обтачивали кусок нефрита «пилами» из полос кожи (абразивом служил грубый песок) и получали плоский и тонкий «ломоть». Затем ему придавали круглую форму. Центральное отверстие (тоже идеально круглое) вырезали, вращая би на заострённом инструменте, напоминавшем современное сверло.
Как бы то ни было, но многие вопросы о предназначении и способах создания столь совершенных форм нефритовых дисков до сих пор остаются без ответа.
Фото 7.
Фото 8.
Неолит — культура бесписьменная и постоять за себя не может. Единственный диск дропа с иероглифическими надписями, называемый в литературе по имени очередного профессора (на этот раз — польского: Lolladoff plate —пластинка Лоладофа), который якобы найден в Непале и куплен в Индии, кочует из одной уфологической публикации в другую. Но и это вульгарная утка все того же Гэмона, признавшегося, что дропа были лучшим розыгрышем в его жизни.
А вот для китайцев символика нефритовых дисков столь важна, что даже оборотные стороны олимпийских медалей 2008 года были скопированы с би. И никаких пришельцев!
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Оценили 19 человек
24 кармы