Дорогие друзья! К Православию можно относиться по-разному, но Россия – страна, для которой Православие никогда не было пустым звуком, оно всегда было важным, значимым, с исторической, культурной, вероучительной точки зрения. Несмотря на все проблемы, оно остается важным для многих людей и сегодня. И сейчас мы с вами поговорим немного о том, как устроена Православная Церковь, а также о том, что задумали наши враги. Да, здесь можно называть вещи своими именами.
Русская Православная Церковь – крупнейшая из поместных церквей. В отличие от Римской католической церкви, где все подчинено одному центру, в православии такого центра нет. В Православии нет единого главы (кроме Христа). Но есть те, кто так не считает.
Первым в диптихе поместных церквей идет Вселенский патриархат, он же Константинополь, он же «стамбульский папа», он же чиновник, получающий зарплату в Турции.
Константинопольский патриархат – это одна из древних церквей. Однако, в отличие от Рима, Александрии или Антиохии, это не апостольская кафедра. Ее возвышение связано с абсолютной политикой – столица Восточной Империи не могла занимать третье с конца место в перечне церквей по чести. Безусловно, никто не претендовал на место кафедры апостола Петра – Рим. А в 1054 году случился великий раскол, Рим отпал – и в православном мире Константинополь занял уже не второе, но первое место.
Исторически границы поместных церквей неоднократно менялись. И, конечно же, это связано с изменением статуса государств. Возвышение Москвы – и вот уже первая после древних патриархатов идет крупнейшая православная церковь из всех поместных – Русская. В XIX веке вообще благосостояние восточных патриархов зависело от русского царя. И все бы ничего…
Да вот только в самом начале XX века Османская империя рухнула. За XIX-XX века ее части вышли из подчинения Константинопольского патриарха. Первый среди равных становился первым без приходов, без храмов, без монастырей… Так продолжаться больше не могло.
И Византия нанесла свой «удар». Все последние сто лет Константинополь постоянно продвигает идею собственного первенства. Начиная от патриарха Мелетия (умудрившегося возглавлять три поместных церкви последовательно), через идеи митрополита Иоанна Зизиуласа, и до кристаллизации в статье митрополита Елпидофора «Первый без равных» - Константинополь пытается доказать, что глава православия – это константинопольский патриарх. Мы не будем вдаваться в подробную экскурсию по поводу того, какие шаги были сделаны к современному пониманию. Отметим лишь самые недавние события – это томос об автокефалии, полученный украинскими раскольниками. В чем его проблема? Даже не в том, что Иисус Христос назван только Основателем Церкви (на такое даже Рим не претендовал), - но важно другое:
«Автокефальная Церковь Украины признаёт главой (κεφαλὴν) Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие патриархи и предстоятели».
Еще раз. Любая Поместная Церковь, принявшая этот документ, отказывается от православного понимания Церкви и признает Константинополь главным. Это вопрос не только Украины, не только раскольников – это вопрос того, что церковь, основная паства которой находится в США (и финансы тоже), будет диктовать свои решения, в том числе и политические.
Безусловно, это все интересно, спросит интересующийся читатель, но где же здесь практический момент? Давайте возьмем всего лишь один аспект – это церковная дипломатия. Это влияние епископов на происходящее. Это слова с амвона – и представьте, как все было бы иначе, если бы церковь на Украине была за Россию… Неужели это можно было допустить?
Будет ли запад руками ручного «межгалактического» патриарха пытаться оторвать еще куски от Русской Церкви, пытаясь поссорить народы, действуя по принципу «разделяй и властвуй»? Да. Будет. И поверьте, он не остановится ни перед чем.
Оценили 18 человек
28 кармы