Оказалось, что с монголо-татарским нашествием всё не так просто, как привыкли сообщать учебники.
В 1957 - 1964 годах недалеко от города Шепетовка Хмельницкой области был раскопан довольно большой город Древней Руси, жизнь которого прервалась, как думают археологи, в 1241 году. Этот город, предполагают археологи, можно идентифицировать как Изяславль, погибший в ходе нашествия с востока и не восстановленный.
Найдено не только огромное количество предметов, но и такое же огромное количество останков погибших (около 2500).
Всего было найдено 748 наконечников стрел, которые, скорее всего, были выпущены штурмующими, и при этом они почти точно соответствует стрелам монгольского Кара-Корума и образцам, найденным при раскопках других разоренных монголами городов (Княжая Гора, Райки, Колодяжин).
Наконечники стрел, найденные при раскопках.
А вот здесь нужно сделать большую паузу: если в Изяславле совершенно точно можно сказать о том, что стрелы защитников и нападающих отличались, то в других названных городах таких различий нет!
В 1925 - 1935 и 1947 годах археологи провели раскопки на т.н. Райковецком городище, которое находилось на возвышенном левом берегу реки Гнилопяти у села Райки нынешнего Бердичевского района Житомирской области Украины, было основано в IX веке и прекратило свое существование в первой половине XIII века в результате уничтожения войском монголо-татар (как принято считать).
Райковецкое городище
Город был взят после мощного штурма, в ходе которого победители уничтожили всех, находившихся за ее стенами, а постройки сожгли: были обнаружены многочисленные останки людей, как вооруженных, так и безоружных, в тех местах, где их застала смерть, а также сотни предметов вооружения и быта, найдены и костяки погибших жителей, на многих из которых сохранились остатки обгоревших одежд и украшений.
Никаких ссылок на то, что стрелы (главный отличительный признак) были монгольскими, в материалах по итогам раскопок не обнаружено, но вывод напрашивается: если это XIII век, то враги – монголы, больше некому!
Итоги многократных раскопок раскопок городища Княжая Гора, важного административного центра на юге Новгородской земли в эпоху средневековья, дают такую же картину: предметы быта, жилища, личные вещи, даже свинцовые печати – никаких указаний на то, что город разрушали именно монголы.
Ещё более показательны раскопки в центре Ярославля, который также был взят штурмом.
Раскопки в центре Ярославля
Помимо обнаружения довольно большого количества остатков деревянных построек, разрушенных и сгоревших, как показал анализ, именно в начале XIII века (постройка 1220-е годы, уничтожение 1240 - 1250-е плюс-минус 10 лет, считают историки), было обнаружено несколько массовых санитарных захоронений (захоронения, произведенные после сражения для очистки местности), также датированных этим периодом. В одном из них находились останки сразу 97 человек, а всего было найдено почти 300 скелетов людей, погибших зимой 1238 г. и наскоро похороненных весной .
«Основная масса костяков была уложена, вернее свалена в котлован уже через некоторое время, о чем свидетельствует наличие первоначальной засыпки. Судя по расположению погребенных (костяки лежали хаотично, в различных позах: на боку, на спине, плашмя, в сложенном или перекрученном в поясном отделе виде, а также сброшены в котлован вниз головой), захоронение было совершено в спешном порядке» (Энговатова А. и др. Массовые средневековые захоронения в Ярославле: анализ археологических и антропологических материалов // Российская археология, №2. 2009).
«Количество незаживших травм и их характерные особенности приводят к выводу о насильственной и жестокой смерти изученного населения, которое подверглось нападению профессионального военизированного отряда всадников, которые не оставляли в живых никого» (Энговатова А. и др. Массовые средневековые захоронения в Ярославле...).
Анализ находок позволяет историкам говорить о том, что эта катастрофа случилась зимой 1238 года во время нашествия татаро-монгол на Русь. На вопрос, найдены ли артефакты, подтверждающие версию монгольского нашествия, историк указал на обломок «сабли восточного типа» (!).
Анализ дискуссии, порой переходящей в открытое оскорбление всех, кто думает по-другому, позволяют сформулировать следующие варианты:
1. Это был поход по приказу Чингисхана – «к последнему морю».
2. Это была гражданская война, где все воевали против всех, то вступая в союзы, то разрывая договоры, а гражданская война ведёт к откровенному «озверению», поэтому уничтожались и мирные жители.
3. Это было окончательное торжество христианства над язычеством, а религиозная война точно так же ведёт к полному истреблению инаковерующих.
Можно долг перебирать доказательства, артефакты, скелеты с рублеными и колотыми прижизненными ранами на костях – каждый довод можно подтвердить и опровергнуть в зависимости от точки зрения участника дискуссии.
Но есть ещё одно свидетельство, вносящее весьма своеобразный оттенок в эту дискуссию.
«Житие», написанное Пахомием
Монах Пахомий был пострижен в Спасо-Каменном монастыре на острове Кубенского озера (современная Вологодская область). Очень мало сведений о нём, но известно, что Великий князь Василий Тёмный, ослеплённый своими врагами во время междоусобной войны XV в., некоторое время провёл в этом монастыре и мог познакомиться с Пахомием, человеком глубоко и всесторонне образованным, настоящим книжником, любителем неспешных рассуждений о «Фаворском свете», о возможности грешному человеку увидеть рай (об этом писал Новгородский архиепископ Василий Калика), что могло полюбиться Василию, неволею погружённому в суетный мир интриг и династических войн и явно душой отдыхающему в обществе умного монаха.
Не этим ли объясняется особая привязанность сына Василия, Ивана, будущего царя Ивана III, к Пахомию, который крестил его сына, а затем стал, по настоянию Ивана, игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Пахомий был монахом, чуждым карьерных интересов, он вскоре отказался и от игуменства, и от предложения Ивана стать митрополитом. Книги, летописи, старые свитки – вот сфера его запросов. Фамильное прозвище Пахомия – Ярославов – намекает на его близость к старинному ярославскому боярству, а то, что он выбрал монашество – это не исключение: например, митрополит Московский Алексий (XIV в.) происходил из старинного рода московских бояр Бяконтовых.
Иван III получил власть после смерти отца в 1462 г. И сразу сумел добиться огромного успеха: богатое Ярославское княжество добровольно признало власть Москвы, последний удельный князь Александр Фёдорович Брюхатый уступил вотчину (за серебро!), числился князем и до самой смерти имел право чеканить собственную монету.
Но в Ярославле произошло не совсем обычное событие: в 1501 году в сгорела соборная Успенская церковь, и когда начали разбирать обгорелые камни, нашли два гроба с нетленными мощами; на гробах прочитали имена князей Василия и Константина. Последовал ряд чудес… Местное предание запомнило, что князья-чудотворцы были родными братьями Всеволодовичами.
Иван III заинтересовался и поручил Пахомию написать ... сейчас сказали бы: подготовить справку для администрации.
Приняв это известие за основание своей повести, Пахомий начал «собирать материал» – у него получилось «Житие святых благоверных князей Василия и Константина». (https://azbyka.ru/otechnik/bib...)
Святые благоверные князья Василий и Константин
Содержание «Жития...» важно для темы дискуссии о монголах: повествуя о кончине обоих братьев, Пахомий говорит, что оба они погибли при захвате Ярославля Батыем, но эта ошибка для нас не очень-то и важна, потому что далее Пахомий сообщает:
«Батый приде к великому граду Ярославлю, и стоя под ним два лета и шесть месяц, отыскивая своего отца, бяше бо той окаянный царь Батый родом града Ярославля от веси Череможския».
Появилась версия, что «весь Череможская» – это территория, заселённая черемисами. Сейчас это марийцы. Следовательно, Батый был представителем поволжского финно-угорского народа! Никакой не монгол, считает Р. Строганов. Сработало созвучие: черемис – «весь Череможская».
Но сохранилась «Жалованная Грамота» Ивана III 1464 года на села Черемошского стана бывшего Ярославского княжества, выданная Леонтию Алексеевичу Ярославову, и это является первым официальным актом, свидетельствующим о присоединении Ярославской земли к Московскому государству.
Черемошский стан определяется совершенно иначе: в книге «Батый» А.Ю. Карпова утверждает, что «весь Череможская» – это небольшое сельское поселение («грады и веси» в летописи), которое находится на территории современного Рыбинска, где есть и речка Черемха и слобода соответствующая.
И получается, что Батый имел отношение к ярославским боярам, почему-то привёл войско, по какой-то причине безжалостно штурмовал Ярославль и другие города Северо-Восточной Руси и при этом разыскивал упорно своего отца, жителя или владельца слободы на рыбинской речке Черемохе (Черемхе).
И что теперь будем делать с монголо-татарским нашествием?
Отложим писание Пахомия как результат «религиозного дурмана»?
PS: Значит все таки правы те кто говорили, что Батыя по доброму звали в войске Батя?
Оценили 29 человек
42 кармы