Танец всегда был неотъемлемой частью человеческой культуры, и в первой половине XX века он занял центральное место в европейском искусстве.
В частности, в скульптуре ар деко, танец стал символом духа времени, в котором соединились новые эстетические идеи и эмоциональные порывы. Этот стиль, возникший между мировыми войнами, оставил глубокий след в формировании образов и символов искусства.
Как-то раз кто-то сказал, что танец — это "поэзия в движении". Если это так, то танец ар деко примерил на себя костюм скульптуры, совершая свои изысканные па с притягательностью и грацией.
Танец становится не просто частью сюжета, а сам по себе становится скульптурой, которая, как восковая фигура, застывает в ритмичном движении. Образы танца, будучи неразрывно связаны с духом времени, обретали характер не только формального, но и глубоко символического содержания.
В первой трети XX века Париж стал центром танцевального искусства.
В очаровательных варьете и ночных клубах отбрасывались моральные условности, и танец становился способом самовыражения. Модные танцы, такие как джаз и канкан, были как яркие катализаторы культурного взрыва, внося нотки азарта и экзотики в повседневную жизнь. В этом контексте не удивительно, что танец стал основным классом в программе искусства ар деко.
Однако не всегда танец и скульптура удачно сочетались. Так, стало привычным бросать камни в огород скульпторов, которым ставили в вину отсутствие строгости и большее внимание к поверхностным эффектам. Но зачем учиться готовить, если можно просто заказывать пиццу? Этот совет, возможно, также приложим к художникам, которые вытаскивали из танцев лишь визуальное. Тем не менее, многие скульпторы обратили свои взгляды на танец не только как на визуальный элемент, но и как на выражение философии времени.
Лой Фуллер — одна из первых, кто привнес в танец элементы визуального театра, открыв новую эру танцевального искусства. Со светящимися таинственными крыльями и сложной хореографией, её танцы были как метафора свободы, так и отражением пластики и динамики нового века. Ее работа сильно повлияла на скульпторов, которые, восхищенные её талантом, переводили завихрения её танца в бронзу и мармур.
На смену Фуллер пришла Изадора Дункан, которая революционизировала восприятие танца, сделав его более близким к природе. Её работа напоминала полёт колибри — легкое и безмятежное слияние с природой и временем. Художники, включая Л.Бакста и Родена, находили вдохновение в ее образе, создавая скульптуры, отображающие свободу и раскрепощенность нового танцевального языка.
Неизменно, как и сами танцоры, скульптуры, связанные с доставкой танца, претерпели изменения. Многомерность и нестандартные позы становились привлекательными. Образы бегущих девушек в легких туниках, отражающие греческие идеалы, вскоре заменили строгие классические формы. Вместо этого кумиром нового времени стала "танцующая диана", которая выбивалась из строгих канонов. Каждый новый «человек-танцор» становился символом духа времени, несущим с собой позитивные надежды на будущее.
Проведя параллели между скульптурой и танцем, художники ар деко создали уникальный стиль, который отразил всю полноту нового века. Геометрические формы и плавные линии создают эффект величия и динамизма. Каждая фигура, будь то натруженный танцор или благородная танцовщица, пронзена ритмом и жизнью. Эмоциональная насыщенность становится неправильной и абстрактной, что также отражает дух времени.
Дягилевские сезоны принесли новое дыхание танцевальному искусству и, как ни странно, отразили некую дионисийскую атмосферу. Танцы русских балетов сочетали в себе страсть и свободу, а скульпторы, такие как Роден и Бурдель, находили в них источники вдохновения. Каждое движение, каждая поза становились основой для творческого самовыражения, позволяя скульпторам создавать целые галереи полотен и форм.
Однако, к концу 1920-х годов, в танцевальной скульптуре начали ощущаться упрощенные и механизированные формы. С увеличением механистичности, исчезала лиричность — что-то важное утрачивается. Скульпторы теряются между истерией рукотворных форм и нарочитым упрощением.
И вновь — где эмоциональная теплота?
Подходя к финалу этой эпохи, было очевидно, что танец продолжал оставаться неотъемлемой частью художественного языка — он уже сделал шаг вперед, войдя в совокупность новых форм и идей. Таким образом, скульптура ар деко, вбирая в себя танец, становится символом вечности, стремления к жизни и отражением креативной энергии целого столетия.
О танце в скульптуре ар деко: как культура и ритм создали образы вечности.
Оценили 0 человек
0 кармы