Кто такие белорусы? Часть первая: Об идеологии и национальной идее

26 5718

Отказ после развала СССР от идеи коммунизма, как общества всеобщего благоденствия, породил в странах бывшего Союза духовную пустоту. Эту пустоту стали заполнять другие идеи, среди которых лидером стала позаимстовованная на Западе низменная философия потребления. Проблема в том, что вытекающий из этой философии рыночный либерализм, не может гарантировать всем странам, которые входят в мировую экономическую систему, достойный уровень жизни и развитие. Кроме этого, доминирующая на сегодня в мире идеология порождает ряд проблем глобального характера.

Поэтому любое нормальное государство, стремящееся сохраниться и развиваться, понимает, что от вредных идей нужно защищать свой народ. Но защититься можно только с помощью более мощных идей. На поиск и реализацию таких идей в жизнь во многом направлена деятельность,в том числе и граждан Беларуси.

Ищущая нация

Если исходить из того, что любая национальная идея — это ответ на три фундаментальных для любого народа вопроса — откуда мы? — кто мы? — куда мы идём?,— то белоруссов можно охарактеризовать, как ищущую нацию.

17 октября 2014 Президент Беларуси, выступая на пресс-конференции для представителей российских региональных средств массовой информации — участников традиционного пресс-тура в Беларусь, сделал заявление:

«В Беларуси нет центральной идеи, вокруг которой бы все формировалось. Нам надо работать, чтобы выкристаллизовать эту идею. Нужна такая идея, которая была бы воспринята всем обществом и к которой стремились бы. Но я пока не могу назвать эту концепцию. Перебираю разные варианты, и все кажутся правильными — есть и патриотизм, и уважение к прошлому. Но это у всех. А нам надо собственную, отличительную идею, которая характеризовала бы белорусский народ.»[1]

А в этом году, выступая 8 июня на пленарном заседании III Форума регионов Белоруссии и России, Александр Лукашенко сказал следующее:

«Совместными усилиями нам необходимо выработать идеологию защиты и укрепления нашего интеграционного объединения, которое по праву является самым продвинутым на постсоветском пространстве, и не только на постсоветском».[2]

То есть, глава государства обращает внимание, что нам нужны идеи как внутри государства, так и для объединения с другими.

О важности идеологии, как совокупности идей, А.Г. Лукашенко высказался ещё в 2003 году на открытии семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы:

«Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.
Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма…
… Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества.
Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство не казалось сильным и грозным.
В своем докладе я, возможно, не дам исчерпывающие ответы на все существующие в этой сфере вопросы. Многие из них относятся к ряду «вечных» и занимают умы человечества с момента его возникновения. Но основные ориентиры, необходимые для практики идеологической работы, вы получите…»[3]

Как можно понять из различных выступлений главы Беларуси, важность и необходимость национальной идеи в стране понимают.

Идеология белорусского государства

Поэтому в Республике начался процесс формирования идеологии белорусского государства. А в ВУЗах появился одноимённый предмет.

На какой стадии находится разработка государственными идеологами, философами и прочими, кто должен этим заниматься, национальной идеи — нам в сети Интернет найти не удалось. Книг и учебников, к слову, по этой теме написано множество. В большинстве своём они представляют собой исторический срез с определённой оценкой и переработкой. Назвать это простой и понятной для большинства (трудящегося) граждан Беларуси — нельзя. Наоборот, на сегодняшний день, вся деятельность на тему белорусской идеи похожа на попытки сокрыть неспособность предоставить альтернативу существующей западной концепции глобализации и рыночному либерализму. Который, как показывает практика, всё плотнее укореняется в Беларуси.

То есть, идеологическая ниша, которая не терпит пустоты, заполняется идеями, навязываемые сегодня по всему миру: идеями вседозволенности, потребительства и воинствующего национализма.

Одним из тех, кто в частном порядке занимается идеологическим наполнением белорусов — Анатолий Тарас (псевдоним — Дон Миллер).  Автор и (или) редактор таких книг как: «Анатомия ненависти: русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.», «Научный антикоммунизм и антифашизм: популярный компендиум», «Предыстория беларусов с древнейших времен до XIII века», «История имперских отношений: беларусы и русские, 1772-1991 гг» и многих других. В своих книгах под красивые общие фразы он активно пропагандирует: оголтелый национализм, русофобию и антикоммунизм.

«Дон Миллер» или «Дон Мюллер»?

Есть довольно любопытное интервью, которое он дал 30 мая 2014 года газете «Советская Белоруссия». Вот фрагмент из этого интервью:

— Анатолий Ефимович, что такое в вашем понимании национальная идея? Это набор неких заповедей, лозунгов или же это что–то вроде новой идеологической конструкции, новой концепции развития общества?


— У нас уже давно говорят и пишут о необходимости разработки национальной идеи. Этой теме посвящено немало публикаций. Но, читая их, ловишь себя на мысли, что авторы сами довольно смутно понимают суть вопроса. Четкие формулировки отсутствуют. Почти все авторы, пишущие на эту тему, строят многоуровневые схемы с целым набором соподчиненных компонентов. А для объяснения этих схем пишут толстые книги.

Так, доктор исторических наук Олег Слука в 2005 году издал книгу «Нацыянальная iдэя — шлях народа» — 428 страниц. А доктор политологии Анатоль Остапенко через 5 лет издал книгу с мудреным названием «И где зродилися и ускормлены суть по Бозе. Дослед беларускага нацыяналiзму», в которой уже 734 страницы. Я прочел обе. Но ответа на вопрос, что же такое национальная идея, в них не нашел. Сам я не занимаюсь исследованием этой темы. Лично мне пока достаточно лозунга: «Беларусь превыше всего» (выделено нами при цитировании)…


— Этот лозунг вызывает определенные ассоциации…


— Понимаю, к чему вы клоните. Говорят, что он перекликается с лозунгом нацистов «Германия превыше всего».
Ну, во–первых, с этих слов начинается «Патриотический гимн немцев», написанный в 1841 году. При чем здесь гитлеровские национал–социалисты? (выделено нами при цитировании). Во–вторых, в 1912 году известный российский публицист Александр Суворин издал сборник своих статей, который назывался «Россия превыше всего». Почему русским можно, а нам нельзя? В–третьих, лозунг «Беларусь превыше всего» выражает суть национальной идеи (выделено нами при цитировании). Если я белорус, то для меня важнее всего не какие–то зарубежные интересы, традиции, принципы, для меня самое главное — моя родная Беларусь, ее интересы…

Что по данному отрывку можно сказать? Здесь А. Тарас, как обычно в своей манере, либо не знает, либо лукаво умалчивает, что в Третьем рейхе звучал гимн НСДАП, в тексте которого, под строкой из «Патриотического гимна немцев» («Германия превыше всего!») далее шёл текст нацистской песни Хорста Весселя. И если текст 1841 года — это действительно патриотическая, немецкая песенка, которая содержит в себе такие слова : «(Германия)Превыше всего в мире, Если она для защиты и отпора». То в нацистском гимне уже другой смысл: «Высоко знамя реет над отрядом, Штурмовики чеканят твердый шаг».

Поэтому гитлеровские национал-социалисты к лозунгу «Германия превыше всего!» имеют самое непосредственное отношение. А если почитать производимую Тарасом литературу, то можно сделать вывод, что к «гитлеровскому национал-социализму» непосредственно «причастен» и он сам.

Далее в другом фрагменте этого интервью мы читаем следующее:

… — Каждый народ имеет свои ментальные особенности. Нужно ли это учитывать при поиске объединяющего начала?


— Конечно! Ведь национальная идея должна объединить абсолютное большинство людей. И она должна быть конструктивной — задавать цель, перспективу развития всему обществу и каждому его члену. Общим для белорусов является чувство исторической обиды. Для этого есть основания. В прошлом нас завоевывали, делили, объединяли. Но на чувстве обиды невозможно что–то построить.
Я не говорю, что надо забыть о прошлом. Знать свое прошлое необходимо, чтобы лучше понимать себя. Но смотреть надо в будущее.
Сегодня происходит превращение населения Беларуси из этнического сообщества в политическую нацию. Да, у нас проживают русские и украинцы, поляки и евреи, татары и представители еще 140 этносов, но наша страна — Беларусь и нация формируется белорусская. А тем, кто не считает себя белорусами, надо определиться: кто они? Белорусы того или иного этнического происхождения, или же иностранцы, по каким–то причинам проживающие здесь.

Здесь тоже, на наш взгляд, лукавство. Так как не существует чёткого определения, что есть белорус. Именно в этом причина слаборазвитой идентичности нашего народа. Просто не понятно: с кем себя идентифицировать?

Характерна в этом смысле судьба известной семьи Ивановских — трёх родных братьев. Старший брат Ежи стал польским националистом, близким к Ю.Пилсудскому, второй брат Вацлав — стал белорусским националистом, впоследствии коллаборантом, а младший брат Тадеуш — литовским националистом. Он называл себя не иначе как Тадасом Иванаукаскасом и уже взрослым человеком выучил литовский язык, стал литовским академиком.

То есть даже «отцы нации» (Ивановский был одним из основателей Белорусской революционной громады и Белорусской социалистической громады, был министром образования в правительстве БНР) имели кучу «не так определившихся» родственников. То, что тогда говорить о людях, которых идеи о выделении себя в отдельный народ мало интересовали?

Далее читаем

— Что можно положить в основу белорусской национальной идеи? Какие религиозные, культурные ценности, нравственные принципы и идеалы?


— Я не вижу сегодня у белорусов общих для всех религиозных ценностей. Две трети населения фактически неверующие: не надо путать веру и суеверия. Для многих вера ограничивается фактом крещения. А верующая часть разделена на православных, католиков, баптистов и членов многих мелких сект, вплоть до кришнаитов.

Культура? Традиционной крестьянской культуре в современном городе просто нет места. Одеждам, обычаям, играм, песням, танцам — ничему. Даже сказкам. Они все про глупых панов и умных мужиков. Хотя панов давно нет. Да и лубочных «мужиков» тоже… Посмотрите на вкусы, моду, увлечения нашей молодежи в возрасте от 14 до 28 лет. Что там белорусского?
Нравственные принципы? А разве существует моральный кодекс «настоящего белоруса»? Был когда–то «моральный кодекс строителя коммунизма». Все над ним потешались. Но у нас сейчас нет даже такого! Нет идеального образца, на который можно было бы равняться. А молодежи это нужно, хотя сама молодежь этого не понимает и склонна бунтовать.
А кто строго соблюдает десять заповедей? Никогда не лжет, не крадет, не прелюбодействует? Не поклоняется кумиру в облике «золотого тельца»? Мы ведь все время скулим, что денег мало. Ложь по мелочам давно вошла в привычку…
Именно поэтому я и мои единомышленники пытаемся искать объединяющие моменты в нашей истории. Великой и трагической одновременно. Только она у нас одна для всех, другой нет. Ее надо изучать, чтобы знать, наследниками кого и чего мы являемся, и чтобы понимать: куда мы идем, что нам надо? Вот спроси сейчас любого о предках, он в лучшем случае знает прадеда. А дальше, в глубь веков? Человек, не знающий своих корней, и человек, гордящийся предками, — это совсем разные люди. Вот я и говорю, что мы должны строить белорусскую национальную идею, отталкиваясь от своей истории и своей традиционной культуры. То есть — извлекая уроки из прошлого (выделено нами при цитировании).[4]

Как Анатолий Тарас «извлекает уроки из прошлого», мы уже не раз писали… О лживости, абсурдности его и изданных под его редакцией книг (псевдоразоблачительных) в интернете уже знают почти все, этого не отрицают даже историки националистических взглядов. Остался верен себе и на этот раз.

Тем не менее никто не отрицает, что есть в некоторых словах А.Тараса некий здравый смысл. Но это лишь оболочка для нацистских лозунгов. Как говорится: «Дьявол кроется в мелочах».

«Свядомиты»

В Италии (и Германии), после создания, национальная идея формулировалась вообще парадоксально: «Мы создали Италию, теперь нужно создать итальянцев»,(применительно к Германии — «немцев»).[5] Судя по всему, мы идём таким же путём. Вопрос только в том, что планируется на выходе?

Итак, кого же пытаются создать А.Тарас и ему подобные?

В народе уже стало нарицательным слово «Свядомит». Это нечто среднее между «свядомый» и «содомит». Свядомый — по-русски это переводится как «Сознательный». И многие недоумевают, мол, почему такое хорошее белорусское слово так исказили и наделили таким смыслом?

В этом виноваты сами те, кто называет себя «свядомыми беларусами». Своим поведением на протяжении уже многих лет они сформировали определённый стереотип распознавания самих себя. Можно выделить ряд признаков.

Облик белорусского националиста типа «Свядомит»:

— Предатели, коллаборационисты (сотрудничество с захватчиками), полицаи. Примеры: Германия — Вильгельм 2-й, Адольф Гитлер, Польша — Юзеф Пилсудский, Евросоюз, США).

— Поверхностно знают свою историю, свою этно-культурную особенность, вследствие чего доверяются сфабрикованным историческим и политическим мифам (типа мифов А.Тараса). Кроме лозунгов: «Живе, Беларусь!» за душой нет никакого практического навыка, чтобы как-то воплотить этот лозунг в жизнь — ничего не понимают в управлении, экономике, психологии — а только судят и критикуют других

— Агрессивные: скачут, обзываются, хулиганят, устраивают беспорядки. (Показателен недавний инцидент, когда 8 июня представители «свядомизма» попытались сорвать мероприятие в Минске по открытию патриотического граффити о дружбе России и Беларуси [6;7;8;9])

— Не гнушаются обижать слабых (стариков, женщин, детей). Пример: полицаи, карательные операции времён Второй мировой войны, карательные операции (так называемое АТО) на Востоке Украины).[10]

— Нетерпимость к другим культурам, другим мнениям (например, ненависть к коммунизму). На конструктивную беседу не идут. Сторонников альтернативных мнений обсмеивают, поливают грязью либо игнорируют.

— Преклонение перед беззаботным потребительством и развратом Запада. Тем самым, плюя на свою древнюю культуру, традиции и обычаи, которые с так называемыми «западными ценностями» несовместимы. До «свядомых» никак не доходит, что вместе с западным потребительством к нам хлынут и нормы их так называемой культуры[11]

На Украине такие гей-парады уже идут…[11]

То есть мало того, что такие «свядомыя» националисты способствуют разрушению мирной жизни своего государства в угоду западным спецслужбам, так они ещё и порочат саму белорусскую идею, отталкивая своим поведением большое количество людей. Ведь многие, может быть и хотели бы изучать свою культуру, но глядя на таких «свядомитов», дистанцируются от этого.

Именно на это работают А.Тарас и сотоварищи.

Заключение:

Очевидно, что большинство граждан Республики Беларусь не имеют ничего общего с вышеописанным типом людей.

Белорусы — это мирный, трудолюбивый народ. И в то же время один из самых непокорных. Ведь известно: в годы Второй мировой войны из всей завоёванной фашистами Европы только в Беларуси (и ещё в Сербии) оказали самое ожесточённое сопротивление гитлеровским оккупантам. В тылу немецких армий были освобождены от врага большие территории и созданы партизанские отряды, которые на протяжении трёх лет вели войну с германскими войсками, оттягивая на себя десятки дивизий

Но даже у такого народа должно быть понимание высших смыслов для чего жить — кто мы такие? — откуда мы? — куда мы идём? И эти смыслы надо обрести.

Послесловие

Политика, проводимая государством, если и направлена на становление в обществе альтернативы тем ценностям, которые несёт в себе западная концепция глобализации, то очевидно проигрывает агрессивному маркетингу со стороны либерал-националистов. Для того, чтобы склонить чашу весов на нашу (граждан РБ) сторону, нам сейчас нужны идеи, которые будут на голову выше всего, что предложено на текущий момент в мире. Идеи, которые не будут пытаться найти врага, а будут способны объединять, причём не только в рамках отдельной нации.

Для того, чтобы разобраться в отдельно-взятом государстве и избежать различных манипуляций и спекуляций на этой теме, необходимо сперва чётко определиться со следующими вопросами: что такое нация? …народ? … национализм? Об этом и пойдёт речь в следующей части.

Источники и литература:

1. Лукашенко: Беларуси нужна собственная национальная идея

http://www.belta.by/president/...

2. Лукашенко: Союзному государству нужна идеология

https://regnum.ru/news/polit/2...

3. Александр Лукашенко: мы не провинция, нам надо выпрямляться

http://naviny.by/rubrics/polit...

4. В чем идея? Интервью А.Тараса газете «Советская Белоруссия»

http://tv.sb.by/obshchestvo/ar...

5. Хобсбаум, Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в Европе// Нации и национализм, 2002

6. «Расія гэта вайна» — на адкрыццi графiцi «Мiнск-Масква»

https://www.youtube.com/watch?...

7. «Молодой фронт» воюет с нарисованными детьми

http://rumol.org/molodoj-front...

8. Тянет на госпитализацию в психоневрологический диспансер?

https://www.youtube.com/watch?...

9. Дашкевіч дзецям з расейскімі сьцяжкамі: Пачытайце пра Расею ў вікіпедыі, колькі яна людзей зарэзала

10. 12 июня 2016. Киев. Марш украинских гитлеровцев

https://www.youtube.com/watch?...

11. «Марш равенства» (гей-парад) в Киеве возле университета» им.Т.Г.Шевченко». 12.июня 2016г.

https://www.youtube.com/watch?...


Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится",

оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.c...

<...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Хай эти "податки"-- едут в ридну ЕС , в Беларуси-- без них проживём !!!
  • Жаль родину моих предков. Главная национальная идея - быть с Россией. Всегда и при любых обстоятельствах.
  • чарка, шкварка, иномарка..)
  • Живу в Минске. Про какого-то дегенерата по кличке Тарас только здесь и узнал. Вообще, нафиг писать по каких-то маргиналов?
  • меня всегда умиляет когда о духовной пустоте начинают говорить марксисты-материалисты! вам напомнить, что вы делали с Духовностью?