Немецкая реформаторская церковь в Санкт-Петербурге

1 12107

Отделившись в 1858 г. от французов, немцы-реформаты – тогда числом в 3000 человек – вскоре получили на берегу Мойки участок для постройки собственной церкви.

Автором проекта, выдержанного в романском стиле, был Г.Э. Боссе, а осуществлял его Д.И. Гримм.

Здание с высокой двухъярусной колокольней было заложено 8 сентября 1862 г. Отличавшаяся "простотой и гармонией линий“ постройка из красного кирпича с белыми деталями была освящена 24 октября 1865 г..

На первом этаже находились школа и квартира пастора, на втором – двусветный храм, перекрытый балками. Свет проникал в него через высокие окна с витражами рижской мастерской Э. Байермана, на хорах стоял орган, галереи покоились на чугунных колоннах.

Кафедра и алтарь были сделаны из цельного дуба. В таком виде кирха простояла недолго, 14 декабря 1872 г. случился пожар, который сильно ее повредил.

Восстанавливая здание, К. К. Рахау внес небольшие изменения: повысил колокольню, поднял потолок и изменил расположение органа. 20 октября 1874 г., в день 150-летия реформатского прихода, храм был снова освящен.

На рубеже XIX–XX веков церковный зал украсили витражи, сделанные в Риге. В 1884 г. внутри была поставлена мраморная фигура Христа работы академика Р. Р. Баха. При кирхе действовали школа и приют.

Всего в столице перед революцией проживало около 4000 немцев-реформатов. После революции многие прихожане покинули Россию.

Храм был закрыт в 1929 г. и отдан под общежитие; в 1932–1939 гг. он по проекту П.М. Гринберга и Г.С. Райца перестроен с использованием прежних стен в конструктивистское здание "Дворца культуры работников связи".

Тут довольно любопытно сравнить с тем, что стало...

(фото большие, открывайте в новом окне)

В  "Энциклопедическом словаре Петербурга" перестройка здания Немецкой реформатской церкви в ДК работников связи определена как пример архитектурной неудачи. Здание поражает своей общей некрасивостью, громоздкостью, неуместностью, именно в том месте, где почти каждый дом - шедевр архитектуры. Оно лезет в глаза, мешает обзору, заслоняя перспективу набережной Мойки и даже Исаакиевский собор.

Здание было предложено рассматривать как постройку в конструктивистском стиле, и в 2001 году дом был включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Если в ДК эту высокую часть сровнять по уровню с остальным зданием, то будет выглядеть лучше. Хотя у меня напрочь отсутствует художественный вкус :)