Реставраторы занимались и в курсе!

271 6997

Вчера развернулась дискуссия по поводу того, проводились ли лабораторные изследования гранитов колонн или нет. Потому я решила выложить свои аргументы в пользу того, что лабораторными методами изследования гранита-рапакиви, из которого были изготовлены Александровская колонна и колонны Исаакия всё-таки были обследованы. О том же говорила и геолог Татьяна Серова, утверждавшая, что кругом всё поизхожено, всюду порылись :о)

" За десятилетия изучения местные геологи облазили всю округу. Есть люди, которые эти граниты влет определят. В каждом регионе , в каждом районе есть такие спецы. Я даже не хочу употреблять слово "наверняка", хотя конечно я их не знаю. Но я знаю как работали и работают геологи. Да все изучено и облизано. Буквально. Как нас преподаватели минералогии все заставляли при изучении диагностических признаков лизать, тереть, царапать."

Лабораторные изследования материалов архитектурных памятников - просто обязанность реставраторов. И проводятся они перед самой реставрацией, то есть на предварительной стадии. Это оговаривается в официальном документе:

 "Свод реставрационных правил СРП-2007":

"Натурные исследования включают:

- обмерные чертежи (архитектурно-археологический обмер, если другое не определено заданием);

- описание методов исследования объекта и их результаты по зондажам, шурфам, вскрытиям конструкций с установлением первоначальных материалов и конструкций объекта или их остатков и следов, характера отделки, применявшихся строительных и технологических приемов, технического состояния и причин дефектов;

- аналитические выводы об изменении объекта во времени, сравнительный анализ с данными историко-архивных и библиографических исследований и рекомендации по применению методов реставрации;

- результаты исследований монументальной живописи, предметов внутреннего убранства;

- результаты лабораторных анализов проб строительных и отделочных материалов;

- данные инженерных, дендрологических и археологических исследований территории объекта;

- результаты расчетов несущей способности конструкций и фундаментов, теплотехнических, светотехнических и акустических параметров объекта;- рекомендации по использованию объекта культурного наследия;

- графические и другие фиксационные материалы по натурным исследованиям."

http://files.stroyinf.ru/data1...

В результате обследования составляется соответствующий акт. Например такой:

 В нём указывается информация (цитирую):

"... две колонны в южной части зала с фустами, облицованными искусственным мрамором, и капителями в виде двуглавых орлов, на которые опираются хоры с металлическим ограждением в виде стоек, декорированных 3 щитами, увенчанными шлемами;..." или "... фланкирующие картину две яшмовые колонны коринфского ордера, которые несут баро разорванный фронтон с золоченым декором, увенчанный большой императоре! позолоченной короной; ...", "...Георгиевский зал (ч.п. 9-Н(39)): сдвоенные колонны и пилястры коринфского ордера с монолитными мраморными каннелированными фустами и бронзовыми позолоченными базами и капителями;...", "...оформление межэтажных площадок (ч.п. 1-Н(324)) - 4 колонны на парапете нижнего марша с фустами серого гранита, ионическими капителями и профилированными базами белого мрамора, на прямоугольных пьедесталах белого мрамора; ..."
"в Исследования по зондажами и шурфам, вскрытие конструкций (перекрытий, стен и т.д.) с выдачей заключения (текстовая часть, фотофиксация, чертежи)"
© Натурные и лабораторные исследования состояния материалов памятника с оформлением отчетной документации: "

Източник: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015/19_11_2015_1.pdf

Из цитат мы видим, что всё-таки реставраторы точно знают, где искусственный камень, а где - натуральный. И указывают это в акте.

Работы по реставрации Исаакиевского собора проводились неоднократно. Об одной из них сказано:

"Очистка и ликвидация дефектов поверхности гранитной облицовки и колонн
В облицовке собора были использованы две разновидности гранита «рапакиви», что и определило выбор методов очистки и консервации поверхности этого камня.
Очистка цоколя собора, его стилобатов и тротуарных плит проводится путем промывки специально разработанным составом для удаления плотных сажистых загрязнений с их поверхностей, частично разрушенных атмосферными воздействиями.
Полированные гранитные колонны собора промываются более «мягким» моющим средством.
Материалы для удаления загрязнений с поверхности гранита были отобраны в результате лабораторных исследований. Основной критерий отбора – эффективность удаления сажи и пыли с поверхности и сохранение полировки гранита." 

http://isaak.spb.ru/isaac/rest...

Обратите внимание, заплатка несколько отличается от тела колонны

Предлагаю Вам удостовериться, что учёные проводят изследования не только гранита архитектурных памятников, но и гранита каменоломен, причём, на сей раз для выявления основных биологических причин его выветривания (в городе и в карьере).

"Карьеры, где добывался гранит-рапакиви для создания знаменитых памятников нашего города, располагаются в районе Выборга и на территории Финляндии. Изучение процессов выветривания породы в таких карьерах, а также в памятниках архитектуры Санкт-Петербурга, представляет интерес в сравнительном аспекте.

В качестве объекта исследования был выбран карьер Монферрана, расположенный на берегу Финского залива в районе Питерлахти (южная часть Финляндии). Гранит-рапакиви из этого карьера использовался при строительстве Александровской колонны. В настоящее время карьер подвергается естественному зарастанию, а гранит постепенному разрушению. Обследования карьера проводились в 2011 и 2012 годах на предмет описания основных форм разрушения гранита, а также выявления и идентификации основных биообрастателей камня.

Для сравнения был выбран памятник В.П. Стасову из гранита-рапакиви, сходного с гранитом из карьера Монферрана...

При описании повреждений гранита учитывались характеристика самой породы [4], внешние признаки повреждений, условия экспонирования объекта (освещенность, влажность, температура и др.) К внешним признакам повреждений относятся изменения цвета и структуры поверхностного слоя, различные формы обрастаний и новообразований, наличие трещин и полостей. Отбор образцов производился с наиболее типичных участков поврежденного субстрата.

При исследовании разрушения гранита использовали петрографический анализ, световую и сканирующую электронную микроскопию, методы выявления и идентификации микроорганизмов, рентгеноспектральный микрозондовый анализ, атомно-абсорбционную спектроскопию, а также хромато-масс-спектрометрию.

По результатам макроскопического и микроскопического описания граниты-рапакиви из карьера Монферрана и памятника В. П. Стасову оказались сходны и представляют собой неравномерно-средне-крупнозернистую породу серо-розового цвета. Основная масса сложена розоватыми таблитчатыми кристаллами полевых шпатов величиной 2−5см (65−70%) и мелкими кристаллами тёмно-серого кварца, образующими бесформенные скопления (20−25%). В значительно меньшем количестве (3−4%) присутствует слюда-биотит, мелкие пластинчатые кристаллы которой равномерно распределены в породе. В этой массе располагаются овоиды калиевого полевого шпата, размер которых достигает 5см.

Эта порода отличается от ее финляндского прототипа меньшей правильностью овоидов

В результате исследований выявлены основные формы разрушения гранита в карьере Монферрана: трещиноватость, овоидальное выветривание, гранулярная дезинтеграция, поверхностные пленки и наслоения черного и бурого цвета в местах скопления влаги, поверхностные корки неоднородной цветности, биопиттинг (образование углублений в местах разрушения овоидов и развитие в них лишайников)... Среди основных форм повреждения гранита-рапакиви на памятнике В. П. Стасову было выявлено овоидальное выветривание" http://lib.herzen.spb.ru/text/vlasov_153_2_39_46.pdf

Для реставраторов важно всё:

""В отношении каменных материалов должно выполняться следующее правило: для верного заказа камня из старинных карьеров или при его поиске в новых местах необходимо произвести серьёзное геологическое, петрографическое, минералогическое изучение оригинальных видов и сортов камня, применённых в объекте. Дело в том, что искусствоведческие сведения о камне, его старые, всем привычные исторические названия, торговые термины и даже архивные документы часто ложны с точки зрения минералогии и петрографии. Этот научный анализ и поиск должен включаться в программу исследований и иметь специальное финансирование. Например, поиск и подбор камня для полов собора — дело очень серьёзное, затратное и долгое, с обязательным выполнением полевых изысканий.

Природный камень — материал больших возможностей. Понимание его декоративных свойств не может ставиться в один ряд со знанием цвета и механических свойств бетона, цемента, кирпича и других декоративностроительных материалов. Чувствовать эстетику камня, увидеть разницу в том, что обозначается одним и тем же термином «известковый туф» - это особый дар. Он более редок, чем понимание дерева, ткани, кожи, колеров в живописи. Поэтому-то камень предстаёт во многих реставрационных проектах материалом с техническими характеристиками, но без оценки его художественных качеств.

Каждый камень имеет свои художественные свойства — цвет, рисунок, структуру, нередко невыдержанные в разных плитах и блоках или даже в их частях. Это связано с изменчивостью камня в его природном нахождении. Поэтому важно составлять подробные, детальные картограммы объектов реставрации. В них надо указывать все сорта и виды камня. Например, отнесение на наших предварительных схемах камня к двум тивдийским и двум рускеальским мраморам не отражает всех их фактически имеющихся колористических сортов. Причём мрамор каждого сорта по-своему изношен. Поэтому при будущем проектировании только детальные, специально составленные картограммы могут быть полноценной документальной основой при заготовке материалов, планировании и выполнении работ." http://www.minsoc.ru/FilesBase/bulakh_kazan.pdf

Немного из книги А. Булаха для понимания проблемы :о)

"Казанский собор в Петербурге. Каменный декор и его реставрация 1801 - 2012"

РОЗОВЫЙ ГРАНИТ

Розовый гранит Казанского собора назывался в старых описаниях по-разному: морской, финский розовый морской, дикий. Позднее в обиход вошло название «рапакиви».

Граниты типа рапакиви встречаются в разных странах. Они известны в Финляндии, России, Швеции, Гренландии, Украине. Есть в Канаде, США, Бразилии, ЮАР, Австралии. Их образование связано с определёнными процессами в геологической истории Земли, граниты имеют сходные специфические особенности химического и минерального состава, но по чертам своего строения и внешнего облика они, взятые из разных мест, не идентичны друг другу. Всегда указывается, что монолиты гранита для Казанского собора были добыты в 1804 году в карьере «Саанлахти» в западной части морского острова Монрепо в черте нынешнего Выборга (рис. 34). Гранит слагает береговые скалы, холмы, бараньи лбы (рис. 35). Так же он распространён на берегах Финского залива, в районе города Фридрихсгама (Хамина), Котка и на близлежащих островах.

Рис. 34. Положение старых каменоломен «Саанлахти» в окрестностях парка Монрепо. По К. Н. Свитальскому, 1956 г.

Рис. 35. Парк Монрепо. Скалы гранита нарезаны природой на громадные монолиты. Фото А.Г. Булаха. 3 сентября 2012 г.

Непрерывные залежи гранита рапакиви слагают необъятное единое тело на громадной территории площадью около 650 квадратных километров (рис. 36), его называют Выборгским массивом. Но добывают гранит только в тех считанных местах этой территории, где скалы разбиты редкой сетью вертикальных и горизонтальных трещин — тут удаётся относительно просто и относительно недорого извлекать цельные блоки камня. Так что гранита в природе очень много, а мест его добычи очень мало. Конечно, свою роль в судьбе гранита играет экономическая ситуация — близко или далеко, просто или сложно доставлять добытый камень. И нужен ли он в данный момент?

Рис. 36. Распространение гранитов рапакиви (обозначены крестиками на сером фоне) на территории Финляндии, Ленинградской области и Республики Карелии среди других горных пород. В центре геологической карты — Выборгский массив гранитов рапакиви (по: T. Koljonen, 1992)

Итак, трещины и помогают, и мешают извлечению монолитов. Обычно, по современным нормам, 80% добываемого в карьере гранита уходит в отвалы. Оценивая с этих позиций размер карьера Саанлахти и характер трещин в нём, становится очевидным, что здесь были добыты монолиты не для всех 57 (включая одну запасную) колонн Казанского собора. Многочисленные старинные карьеры разбросаны в разных местах по берегам Выборгского и Финского заливов. По указаниям В.М. Севергина (см.: Зискинд, 1989, с. 132), часть колонн была выломана у деревни Вилькиля примерно в 5–6 км от Питерлакса, где позднее добывался гранит для Исаакиевского собора.

гранит Питерлакса (фото А. Смолич http://amsmolich.livejournal.c... )

На полированных поверхностях колонн Казанского собора видно, что в целом розовый гранит сложен минералами разного цвета. Бросаются в глаза крупные, до 8 см в длину, кристаллы и округлые выделения розового полевого шпата микроклина (цв. илл. 11). Его химический состава выражается формулой K(AlSi3O8). Иногда заметна его зональность, маркируемая цепочками чёрных миллиметровых включений, а иногда есть серая или зеленовато-серая внешняя оболочка, она имеет примерно такой химический состав — Na(AlSi3O8), это альбит или олигоклаз. На долю такого полевого шпата приходится около 70% объёма камня. Остальные 30% сложены крупнозернистым агрегатом опять-таки розового микроклина, серого или чёрносерого кварца и чёрных непрозрачных минералов (слюды и других). Этот овоидальный гранит называют иногда выборгитом по месту разработок в Монрепо под Выборгом.

Почти неотличимый состав, строение и декоративные качества имеет розовый гранит в фусте Александровской колонны. Но в нём нет кристаллов микроклина с внешними серыми, зеленовато-серыми внешними оболочками. Этот гранит без овоидов иногда называют питерлитом по месту разработок у Питерлакса, вблизи города Хамина.

Реставратору надо знать, что есть не только розовый, но и другой по цвету гранит рапакиви в столь же старых сооружениях — например, в постаментах Ростральных колонн и подиуме Биржи, в западном фланге ансамбля Генерального штаба, в колоннах портика дворца А.А. Безбородко 

на Почтамтской улице, 7 (Булах, 2009, с. 25–25, 74). Он светлый серый, серовато-белый. Его тоже привозили из Выборгской губернии. В литературе нет указаний на места его разработки. Автор впервые для себя наблюдал этот гранит в Финляндии, к югу от Лаппенранты, в стенах громадного карьера фирмы “Palin Granit Oy” во время поездки по программе русско-финского пректа SE-424.

Сейчас из Финляндии поступает серо-розовый, чуть зеленоватый гранит рапакиви, называемый «Балтик браун». Его можно увидеть в плитах тротуара вокруг наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания». Розовый, но совершенно иной структуры гранит рапакиви привозят с Украины. Его называют также капустинским гранитом. Он различен в разных срезах, что` можно наблюдать в шарах у стереобата здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, 165, или в постаменте «памятника Бомбардиру Василию Корчмину» на 7-й линии Васильевского острова. Наконец, в город поступает в громадном количестве и широко используется в произведениях монументального искусства, в мощении тротуаров, улиц, площадей, в оформлении фонтанов, крылец, лестниц гранит рапакиви из карьера «Возрождение» на Карельском перешейке. Он серый среднезернистый, с крупными округлыми вкраплениями зонального полевого шпата. На Карельском перешейке, в карьере Ала-Носкуа добывается ещё один гранит рапакиви — светло-розовый среднезернистый со струйчатым расположением в нём табличек полевого шпата. Его можно увидеть в постаменте памятника Александру Невскому на площади Александра Невского (Тутакова и др., 2011).

Сердобольский гранит http://amsmolich.livejournal.c...

Термин «рапакиви» теперь потерял для искусствоведов строгую определённость. Его надо использовать с осторожностью при поиске камня для реставрационных замен. Очень путают современных заказчиков бытующие в советской и более поздней литературе указания на добычу розового гранита рапакиви под Выборгом на территории Выборгского массива. Верно так: Выборгский массив гранитов рапакиви лежит сейчас на ¼ в России, на ¾ — в Финляндии. В царское время разработка розового гранита рапакиви велась как на территориях, которые сейчас находятся в нынешних пределах Российской Федерации, так и на тех, что лежат за её рубежом. На территории теперешней Ленинградской области этот старый гранит сейчас не разрабатывается.

В Республике Карелия есть розовый гранит рапакиви, очень сходный с камнем из старинных разработок. Его можно добывать на месторождении Муставара вблизи города Питкяранта. Но оно эксплуатируется спорадически. Гранит из него был использован взамен оригинального исторического камня при реставрационном ремонте Тройного моста через Мойку и канал Грибоедова (см. южный парапет над Мойкой, отходящий от Мало-Конюшенного моста в сторону востока)."

http://projects.gtk.fi/export/sites/projects/ENPI/results/documents/kazan_cathedral_2012.pdf

Карьер в Питерлаксе https://www.flickr.com/photos/...

Из Методики изследований для реставрации

"3.6.2. Идентификация каменных материалов"

"Микроскопические исследования дают важные результаты при изучении не только растворов, но и естественного камня. Так, известняки разных месторождений, сходные по внешнему виду, могут сильно различаться между собой по микроструктуре, в частности, по составу образующих их известковых скелетов ископаемых организмов, хорошо выявляемых при петрографическом анализе. Иногда возможно разграничение разных слоев одного месторождения."

http://www.studfiles.ru/preview/3547135/page:6/

Структура гранита хорошо видна на шлифах

Шлиф гранита рапакиви Пютерлакс

шлиф бетона того времени

римский бетон

Полированный гранит рапакиви. А. розоватый разноразновидность выборгита (торговое название Baltic Brown) Юго-Восточной Финляндии, показывая семь щелочного полевого шпата окатыши (1-7) в средне-зернистый матрицы состоящий из кварца, слюды, роговой обманки, плагиоклаза и щелочного полевого шпата. Четыре из овоидов (1, 3, 5 и 6) полностью окаймленных плагиоклазовые. Фото автора.  B. Бежевый разновидность выборгита из Финляндии с большим рапакиви полевой шпат окатыши. Фото: с разрешения Музея естественной истории, Лондон. С. Аланды рапакиви гранит из Финляндии SW, содержащий лишь несколько рапакиви полевой шпат (белые стрелки). Фото: Лейф Бергман. D. Питерлит (торговое название Carmen Red) Финляндия. Розовые щелочи полевого шпата вкрапленников в основном окружены каплеобразных кристаллов кварца. Плагиоклаз-окаймленных щелочи шпаты очень редки в этом многообразии. Фото: с разрешения www.finstone.com http://onlinelibrary.wiley.com...

Рапакиви, из которого сделан фруст Александровской колонны, ныне называется Carmen Red

О шлифах

"Шлиф - приполированная пластина горной породы (гранит) спиленная до толщины 0,03 мм и закреплённая на стекле. Целью таких микроскопических исследований есть определение минерального состава, структурно-текстурных особенностей горных пород."

Шлиф гранита: http://pubs.usgs.gov/of/2003/o...

kfs: КПШ - калиево-полевой шпат; ms: мусковит; pl:плагиоклаз

"... разновидности амфибол-биотитовых гранитов, как выборгит (среди овоидов преобладают овоиды с олигоклазовыми оболочками), питерлит (главенствуют овоиды без оболочек), порфировидный рапакиви с крупнозернистой основной массой (основная масса преобладает над овоидами)" http://abel-2.ru/downloads/2_V...

Овоиды хорошо видны здесь :о)

и здесь

В микроскоп наблюдается совсем маленький участок шлифа

№273 History Цельные гранитные колонны в Историческом музее Brooklyn,

Обратили ли Вы внимание на гранит этих колонн?

Выражаю благодарность Черубине за поправку!

Оказывается в статье о другом памятнике Стасову речь.



Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Все равно не поверят, даже если мордой тыкать начать. Точнее, не захотят поверить. Сказки значительно интересней реальности для них.
  • Если у нас не хватает времени, нет возможности выбраться или не дошли руки написать и осведомиться у знающих людей, а потому нет у нас протоколов лабораторных изпытаний, это не значит, что самих изпытаний не проводилось!
  • - не я сказал: "Блажен, кто верует. Легко ему на свете"(с)не мой
  • "...В литературе нет указаний на места его разработки..." Не может быть. Мне где-то попадалось упоминание. И причем именно в связи с питерским строительством 19 века. Буду вспоминать. Буду искать.
  • Увы...