В первом выпуске мы узнали о том, как проходила междоусобная борьба князей Роуских в 13 веке, а конкретно - Василея Ярославича VS Дмитрея Александровича, в лъто 6781 (1273г.) Василей был дядькой Дмитрея, потому (возможно) обладал большим опытом управления, уважением и доверием князей, которые все почти были между собою родственниками - этакий клан, осуществлявший управление Роусью тех времен.
И потому выбор новгородцев, которые предпочли ему, Василею Ярославичу, князю володимерскому, этого мальчишку Дмитрея, его племянника, "слегка разстроил" князя..Возможно он ждал что новгородцы предложат ему этот пост (есть такие догадки)..К сожалению утверждать этого мы не можем, можем лишь догадываться, делать выводы изходя из анализа последующих событий.
И конечно же надо сказать, что не от дурной головы бились они промеж собой, не за дутую гордость и пафосную "уважуху" лили кровь христианскую своих верноподданных (о чем скромно умалчивает летописец) а за обладание оптовыми рынками и товаро-транспортными потоками на территории города и области, что есть контроль над финансами..(Как заметили многие пользователи - с тех пор, как в строении человека, так и в устроении общества, по сути мало что изменилось)
Должен сказать что история наша так просто не закончилась, она имела весьма любопытное продолжение спустя три года, в лъто 6784 (1276г) о чем и будет наше повествование..Плюс - кратко отметим некоторые произошедшие за это время интересные события..Итак :
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Новгородцы зовут Дмитрея к себе княжить, дядька его Василей узнав о том возревновал и премного оскорблен бысть (сопляк, не по чину такие префы!) и начал многоходовку по "отжиму" несущего "золотые яйца" Новгорода со волости под свое управление. Что и было осуществлено им (со товарищи) в течении лъта 6781..Новгородцы сами пришли и нижайше просили Василея (который снисходительно удовлетворил их просьбу) к себе на княжение..
(ЧИТАТЬ СНАЧАЛА - https://cont.ws/post/333105)
ПОЕХАЛИ..
В лето 6783 (1275г.) князь великий володимерский Василей Йарославич, вноук Всеволожь, пойде в Орду ко царю
Того же лъта бысть знамение в сълнце.Огородися сълнце йако кроуги, а посреди кроугов кресты.Доуги же быша сини, зелены, желты, багряны, черлены (алые) а доуги те хребты бяху к себе (окружностью вовнутрь) Се же бысть майя месяца в 3й день.
Того же лъта, ходиша татарове и с князи роустйи на Литву, и воевавше, възвратишася со многимъ плъном (хорошей добычей)
Того же лъта бысть на Роуси и в Новъгороде число второе (вторая перепись) из Орды, от царя, и изочтоша вся (произведя учёт всего) точию кромъ (только кроме) священников и иноков, и всего церковнаго причта (!!!)
Того же лъта бысть гром страшен во граде Володимере. И зарази (поразило) дйакона, во святей церкви соборныя Пречистыя Богородицы, на обедне, на выходе октенью глаголюща (диакон вышел оглашать ектенью, и..) И люди вси падоша ниц от многаго страха, и быша аки мертви.
Того же лъта князь великий Василей Йарославичь, вноук Всеволожь, правноук Юрья Долгорукаго, прйиде из татар (возвратился из Орды) в Володимер.
Того же лъта погоре (сгорел) градъ Тферь (Тверь) весь, точию едина (только одна) церковь остася.
Тое же зимы бысть знамение в Лоуне, месяца Нойабря, погибе вся без останка и едва паки йавися (Луна исчезла, и потом едва была видна) Тое же зимы преставися (скончался) князь велики Василей владимерский, мизиной (младший) сынъ Йарославль, вноук Всеволожь, правноук Юрья Долгорукаго, праправноукъ Владимера Мономаха, препраправноук Всеволожь, пращюръ Йарославль (Ярослава Мудрого) прапращюръ великого Владимера (Красно Солнышко) На Костроме съехашася тамо князи :
(Кому интересно, сами почитайте список приглашенных, а то слишком многабукаф..Паче же и стандартный набор хороших и добрых слов о покойном - о покойниках ничто же глаголати поганое..)
..и по сем, опустив славословия и прочую лирику продолжим:
Пожив же всех летъ от рожения своего сорок, держав по брате своем великом князе Йарославе Йарославиче великое княжение володимерское и новгородское пять летъ (управляя после брата своего Ярослава Ярославича Владимирским и Новгородским княжествами)
се его сынове (со своими сыновьями) И по нем (после него) сяде на великом княжении в Володимери братаничъ (племянник) его, князь Дмитрей Александрович, вноук Йарославль, правноук Всеволожь, праправноук Юрья Долгорукаго.
Того же лъта, новогородцы послаша з Новагорода в Володимеръ, к великому князю Дмитрею Александровичю, внукоу Йарославлю Всеволодичя, с челобитем, зовуще его к себе в Новгород.
В лъто же 6795 (1277г) князь велики Дмитрей Александровичь, вноук Йарославль, правноук Всеволожь. праправноук Юрья Долгорукаго иде в Новгород. Новогородцы же прийаша (приняли) его с честию.
БЕГЛЫЙ КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА (точка зрения автора блога)
Об инценденте:
Что тут сказать..Сразу бросается в глаза - не рановато ли Василий преставился, в сорок лет.? Для мужчины это самый разцвет сил, зрелости и мудрости Тем более ведущего здоровый образ жизни - экология, все натуральное, пить они толком не пили раньше на Роуси, мед да пиво если только по праздникам (было не принято злоупотреблять спиртным)..Всегда в хорошей форме - на коне, с мечем, и т.д. в походах и хлопотах по делам княжеским..
От чего же умер князь Владимирский и Новгородский Василий Ярославич в разцвете сил? Летопись об этом скромно умалчивает - мол, воля Божия..Может быть и так, а может быть и "помогли"..В те поры, как мы уже поняли, ничего человеческое нашим предкам было не чуждо.И зелья и отравы были всякие разные, да пользовались ими испокон веку..Что стоило внедрить человечка в обслуживающий персонал соперника (благо все роусичи) а там уже дело техники..Можно допустить что это Дмитрий организовал безвременную кончину своему дядьке. и взял сполна - и Володимер и Новгород забрал, не пролив ни капли христианской крови..
Но тут есть тоже момент, специально или нет подчеркнуты знамения - то Тверь полностью выгорела (тверичи ходили на Новгород воевать, с Василием) то диакона молнией в храме (как это?) убило в Володимере - и все в один год..потом, перед уже кончиной Василия Луна изчезла при ясном небе..Может быть Бог возстановил справедливость таким образом, "угомонив" Василия, вернув Дмитрию Новгород и Владимир в придачу?
Можно допустить в таком случае, что Дмитрий был Божий человек, хороший, честный, но как управленец был не совсем в своей тарелке, потому как быть хорошим человеком управленцу не всегда сподручно..И потому у него периодически возникали моменты борения между справедливостью и выгодой, или же справедливостью и свободой а то и жизнью подданных - его выбор это выбор князя.За его выбор отвечать приходилось подданным, потому дядька его, зная это наверное посчитал что Дмитрию хватит и Переславля (который ему достался в наследство) а Новгород, как глобальный объект международного уровня, требует более сведущего в таких делах, бывалого, ушлого руководителя, способного на разного рода компромиссы. Не заморачивающегося по поводу справедливости и правды (к тому же правда у каждого своя) готового к поискам нестандартных решений, что наверное вполне обосновано.
В защиту Дмитрия добавлю, он вел себя достойно и по мужски..Во первых, он не побежал к царю в Орду жалиться, стучать на родственников (хотя и был прав), как это обычно делали большинство князей (мы разберем в дальнейшем такие примеры) Не просил у царя воевод с татарами для отстаивания своей правды (а царь охотно давал свои войска для внутренних разборок и для походов на кого нибудь) Не подряжал на это ни немцев, ни литву, никого другого..Во вторых - собрал войска и на Тверь он пошел (читать первую часть) лишь после того как на него (город и область) наехали целых три раза (стало ясно что это так не кончится) да еще и татар привлекли.В третьих, мирно ушел в Переславль, когда его попросили, не стал настаивать на кровопролитии (ну там и "пятая колонна" подзуживала новгородцев отказаться от его услуг)
Так что наверное сделаю вывод что ПО ВОЛЕ БОЖИИЕЙ И ЕГО СПРАВЕДЛИВОСТИ Дмитрею достался престол безвременно ушедшего дядьки его Василея - град Володимер, да и Новгород ему вернулся сполна..Ну и Василий конечно тут выглядел не очень комильфо, и татар привлекал, и кровь христианскую лил не задумываясь, оправдывая целью средства..В общем Бог дал ему шанс проявить себя - он себя проявил..Ну и по милости Божией был убран "со сцены" кабы еще чего не натворил для утяжеления своей греховной чаши, или кармы - кому как будет угодно это называть..
Об отношениях с Ордой :
Как видно из текста, татары не были безбашенными или отмороженными на всю голову (как нам пытается преподнести офф.история) Тут (и далее в ЛЛС) мы видим и совместные походы на литву, и на немцев они ходили, и другие иные земли "осваивали" с участием роуских князей..И потом - регулярная перепись земель, населения - учёт однако! Князья регулярно ездили в Орду, к царю, некоторые жили там подолгу с семьями, родственниками, дружинами (далее мы разсмотрим такие эпизоды) в общем отношения были вполне себе дружеские или даже семейские..
Это было одно государство..
Позиция же офф.истории вполне себе в русле и современных западных полит.технолгий (разделяй и властвуй) если бы переложить ситуацию на современный лад, так западная пропаганда постоянно пытается вбить клин между бывшими республиками СССР, народами современной Росии, противопоставляя их центральной власти - так же история разделяет Великую Орду на Роусь и Монголо-Татарское Иго.
Было полноценное государственное управление, инфраструктура, бюрократический аппарат, и т.д...Так же умно власть поступает и с роусичами - не даёт собраться воедино, педалируя и поощряя муждоусобицы.(такие были времена) Потому как Роусь это буферная зона на границе с Европой. Роусь крайне важна для Орды, но вот сильная Роусь не нужна им это понятно.Потому умные и хитрые ордынцы манипулируют князьями, поощряя в них низменные инстинкты и чувства - гордыню, зависть, жадность, мстительность, и т.д.. в отношении своих собратьев, не давая сплотиться.Умных же (с понятиями) талантливых князей царь приближал и наделял большей властью, старался иметь таковых к себе поближе (это понятно)
Опять же - церковь христианскую царь ордынский, язычник, не трогает..Возможно тут скорее ум и рассчет царя ("дружить" с христианскими иерархами, учитывая их влияние на народ) чем терпимость и великодушие, хотя мне кажется в балансе и то и другое, ТЕРПИМОСТЬ САМА ПО СЕБЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ УМА..Можно вспомнить и Понтия Пилата - ему, представителю Рима, тоже приходилось считаться с синедрионом, управлявшим евреями и слегка шантажировавшим Пилата (цезарь требовал от него спокойствия и порядка в провинции).В общем это вечные темы - религия и власть, они есть инструменты разного калибра, но одного назначения - управление народными массами, и контроль за оными.
Марко Поло описывал каменные города с мостами у Великого Хама (хана, царя) и золотые ярлыки для послов, выдавала ханская миграционная служба (золотые это по чину, кому и медные полагались) да что там ярлыки - полы золотом мостили (если Марко нам не врет) Так что пропаганда (а мы еще столкнемся с ней в ЛЛС) была всегда и Геббельс был далеко не пионером.Было царство, был царь (центральная власть), были князья (власть региональная)
О произшествии в Володимере (дьякона поразило молнией во время грозы)
Сразу возникает вопрос - как получилось что молния проникла в помещение храма? Либо это была шаровая молния, влетевшая в храм во время грозы, или образовавшаяся уже в помещении (такие случаи описывают) Либо мы чего то не знаем об устройстве церквей того периода, особенно крестов на маковках и металлической оснастке всего храма - возможно не всегда они выполняли чисто символическое предназначение.
Дополнительные материалы:
Обратите внимание на (пальцы не слушаются набирать слово "кресты") эти инженерные конструкции.Москва, 16-17 век
Обратите внимание на рисунок - как быдто бы символично показана передача от антенны к антенне
А вот редкий рисунок - вы видели церкви таких форм? А кресты? Или что это вообще за сооружение?
Вот тут немного прорисована детализация
1 Это крест, по вашему? Магендавид? Полумесяц? Нет. Это то, что захватчиками Руси было запрещено даже помнить следующим поколениям.
2. Золотое яблоко? Символ солнца? Или луны, может быть?
3. Что за "корона"? Символ, или элемент конструкции?
4. ТАКИЕ купола вы где-нибудь видели?
5. Такие крыши вы где-нибудь видели?
Оценили 5 человек
5 кармы