Геополимеры. «Трады» vs «Альты».

80 5875

Собственно, что такое камень? Давайте обратимся к Википедии - камень, природный камень - минерал или твёрдая горная порода природного происхождения, кроме песка и металлов. То есть практически все, что нам известно - гранит, мрамор, песчаник, известняк, кварцит и прочее, прочее, все это камень. Природный камень, наряду с деревом, шкурами и костями животных, является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства.

Однако сегодня я хочу поговорить об искусственном камне и его использовании в строительстве. Одно только упоминание об этом доводит людей вроде Взор и Камаза до истерики. Почему - не понимаю...

Почему надо отказывать нашим предкам в уме и смекалке...? Остается только развести руками. Обрабатывать колонны могли, изготавливать из искусственного камня – нет. Странный подход, если не сказать большего. Чувствуете – запахло сектантством? Вот и я о том…

Основы теории геополимерных материалов были заложены Джозефом Давидовицем (Joseph Davidovits) в конце 70-х годов двадцатого столетия. Он применил термин «геополимер» для обозначения искусственно синтезированных полимерных материалов, имеющих структуру с повторяющимися в цепях атомами кремния и алюминия. Справедливости ради, надо сказать, что термин геополимеры применим далеко не ко всем изделиям. Поэтому лучше использовать термин «искусственный камень», что я и буду делать в дальнейшем. Собственно, и сам термин «искусственный камень» трактуется весьма широко. Унитаз в вашей квартире и есть пример того самого литого искусственного камня. Можно к искусственному камню отнести всем известный нам бетон? Разумеется, можно. Кстати, слово бетон появилось во Франции в XVIII веке.

В Древнем Риме, где сам бетон использовался весьма широко, он имел несколько разных названий. Так, литую кладку с каменным заполнителем они именовали греческим словом «эмплектон». У Витрувия в кн. VII, гл. 4,5 при описании полов встречается слово nidus, которое в переводе Ф. А. Петровского означает бетон. Однако чаще всего при обозначении таких слов, как своды, фундаменты, молы и других подобных конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание opus caementitium, которым и стали называть римский бетон. Также можете встретить и такие названия - оpus incertum, оpus reticulatum, оpus quadratum, оpus testaceum.

Самое раннее, известное нам, упоминание об использовании искусственного камня в Средневековой Европе относится к 1138 году. 

Перемычка из искусственного камня, Франция, Каркассон. (источник: Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc « La cité de Carcassonne»).

И до сегодняшнего дня сохранилось множество рецептов приготовления искусственного камня, а сколько их кануло в лету по одной простой причине – мастер, обладавший секретом, умирал, не оставив учеников…

Приведу всего лишь один пример.

Имитация гранита.

Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом.

Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°Ц.

Истории донесла до нас названия самых разнообразных составов – альболит, беерит, марморит и еще множество других, я привел только самые известные.

Однако самым успешным в коммерческом плане оказалось предприятие Coade's Artificial Stone Manufactory возглавляемое Элеонорой Коаде (Eleanor Coade), и выпускавшее искусственный камень под названием «Lithodipyra».

На акварели здание фабрики по производству искусственного камня.

Какое количество изделий им удалось произвести в течение более 50 лет с 1769 года и до самой смерти Элеоноры, неизвестно, оно просто огромно. Назову только самые известные здания Лондона при строительстве которых использовался искусственный камень - St George's Chapel, Windsor; The Royal Pavilion, Brighton; Carlton House, London and the Royal Naval College, Greenwich; Buckingham Palace.

До наших дней сохранилось достаточно большое количество изделий Coade's Artificial Stone Manufactory. Оценки разнятся, кто-то называет цифру 600, другие исследователи говорят о 1000. На фото ниже самые известные на сегодняшний день.

Вот еще

Надо сказать изделия этой фирмы, и по сей день продолжают пользоваться огромной популярностью. На одном из английских аукционов за каждую такую статую просили по 20000 фунтов.Смотрим.

Говоря об искусственном камне, нельзя не упомянуть и такую его разновидность как покрытия. Кто-то называет это штукатуркой, кто-то шпатлевкой. На мой взгляд, ни тот, ни другой термины не дают полного представления о используемом материале. Рассмотрим два, наиболее известных.

Стукко (стюк, итал. stucco, нем. Stuck) — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора

и

Скальола — особый вид штукатурки, которая может заменить применение натурального камня в облицовке архитектурных поверхностей, а также художественную мозаичную инкрустацию из мрамора и полудрагоценных камней.

Почему я вдруг заговорил об этом? Да просто есть сомнения по поводу некоторых колонн в том же Питере, вернее материала из которого они изготовлены. Для начала давайте посмотрим на это.

Или сюда

Как думаете, какой материал применялся при облицовке стен, или для колонн? А это и есть та самая скальола. Трудно сказать, что внутри – кирпич ли, бетон, внешне это выглядит неотличимо от натурального материала.

А вот так выглядит стукко, попробуй те сказать, что это не мрамор.

Подводя итог, хотелось бы упомянуть наших «традов». Ладно, я не прав, и это не секта, и люди они вполне адекватные. Только вот, что они защищают? Нашу с вами историю, которой до них нет никакого дела? Или свое безмозглое представление о ней, ради которого они не гнушаются и оскорблениями, и подтасовкой фактов, и прямым обманом? Вот в чем вопрос.

(Продолжение следует).

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • само по себе весьма интересно и познавательно безотносительно,так сказать )))))
    • KAMAS
    • 20 августа 2016 г. 10:30
    Я так и не понял в чем ваша истерика) Нам просто не понятна ваше отрицание использование камня в качестве строительного материала и для произведений искусства - у вас буквально всё из "искусственного камня") Вы серьезно думаете, что мне не известно про тот же гипс из которого древние египтяне делали блюда и вазы, а древние критяне изготавливали из гипса плиты и штукатурку?) Я не говорю уже о кирпичах - реально искусственный камень)) Просто маниакально считать каменные все произведения искусств вылитыми из "искусственного камня" - это уже слишком.
  • Справедливости ради, замечу, что про Коаде и ее искусственный камень, а также про использование искусственного мрамора при ремонте Зимнего Дворца первой написала именно Взор. П.с.: Это я так, не срача ради, а справедливости для.
  • Могу добавить, что штукатуры высокой квалификации 19 века вполне обходились для имитации камня составами штукатурки, дававшими гладкие поверхности, а рисунок мрамора наносился в том числе и разрезанным кочаном капусты с помощью краски. Бюджетный вариант такой был. Для небогатых дворян и купцов. И здорово получалось. А в начале 9ъ0 проскакивала статья где то в журнале, если не путаю "Наука и жизнь", но не поручусь за точность, давно было, что мастера краснодеревщики ухитрились гарнитур из красного дерева с инкрустациями из слоновой кости а ля Мария Антуанетта сделать, используя крашеное дерево вишню и картошку. которую как то обрабатывали кислотами.Рецептов мастер не оставил, наследников делу тоже. А по слухам которые тогда ходили, именно с помощью картофеля и получил имитацию кости. Правда, мне версия про обработку крахмалов кислотами кажется сомнительной, Однако подруга химик не стала начисто её отвергать. Сказала может не прям из крахмала, а в качестве добавки... Так. что многое тогда мастера умели. вот только проблема в том, что в документах того времени(договорах. письмах, сметах, чертежах и прочей проэктно-строительной документации, а так же газетных статьях и книгах.) обычно так и указывается - где естественный камень ставили( и откуда его завозили и как доставляли и сколько это будет стоить) а где искусственный. Ну, нечего им было скрывать. Поскольку стыдным вовсе не считалось. и даже восхищало народ, как искусно мастера могут сделать. Так, что Все эти попытки ниспровергнуть и глаза открыть, имеют под собой только манию преследования, согласно которой, в мире действует гигантская корпорация у которой масса сотрудников, и план работы по согласованному между разными странами изготовлению тьмы поддельных документов, на все случаи жизни от писем личного характера до документов и прессы включительно, для подмены истории. Это простите уже белая горячка и клиника.
  • трады защищают свою кормовую базу и ЧСВ. Только.