Поскольку грядет очевидная попытка приписать мне те слова, которых я никогда не говорила, попробую её слегка упредить.
12 августа этого года я получила в личке письмо от контовца Евгения Семирекова, в котором он писал:
"Прихожанка, здравствуйте! К сожалению не знаю Вашего имени-отчества. Прочитайте, пожалуйста, эту статью.
Патриотическая перестрелка, как перейти от боев к диалогу
https://cont.ws/post/343509
И у меня вопрос. Насколько возможным вам видится вариант написать совместно с Александром Михайловым статью о патриотизме? Не о РПЦ, а именно о патриотизме. Например, в формате: вопрос-ваш ответ на вопрос-его ответ на тот же вопрос".
Я ответила:
"Александр Михайлов вряд ли способе писать самостоятельные статьи, в основном у него копипаста без указания источников. Я все его источники нашла, потратив на это время. Поэтому диалог с ним - это как диалог с ретранслятором. До той поры, пока он меня не забанил, он не ответил ни на один мой вопрос. Сочувствую Вам, но патриотизмом у этого господина не пахнет".
В ответ поступило предложение:
"Тогда другой вопрос. Можем ли мы с Вами такую статью написать? Если Вам интересно конечно же. Просто, и Ваши и его статьи вызывают широкий отклик. И этот отклик не всегда сопутствует уменьшению раскола в контообществе. Скорее, раскол только ширится. Хотелось бы повернуть этот процесс в обратном направлении".
Я дала согласие, и мне поступил ряд вопросов:
"Прихожанка, здравствуйте Вот неполный список вопросов.
Что такое патриотизм на Ваш взгляд?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы по праву называть себя патриотом?
Как на Ваш взгляд отличить настоящего патриота от мнимого?
Что по Вашему мнению является наиболее важным в деле воспитания патриотизма?
Где первоисточник патриотизма? В семье, в школе, в книгах или в чем-то еще?
Какое поведение является на Ваш взгляд по-настоящему патриотичным?
Почему сейчас в обществе так много различных движений, которые встали под знамена патриотизма, но при этом не могут договориться друг с другом?
Если большинство общества патриотично относится к своему государство, то должно ли государство отвечать некой взаимностью? Если да, то какой именно, в чем то могло бы выражаться?
С какой целью государство делает какие-то усилия для повышения уровня патриотизма в обществе?"
По согласованию с Евгением Семирековым, я ответила ему по электронной почте.
Он сообщил мне, что планирует на выходных приготовить статью с моими ответами и своими комментариями.
Однако сегодня мне на электронку пришло письмо, в котором он комментирует якобы мои ответы, к которым я не имею ни малейшего отношения.
Чтобы не оказаться в положении человека, который должен опровергать сам себя, самостоятельно публикую свои ответы на вопросы Евгения Семирекова.
1. Что такое патриотизм на Ваш взгляд?
Обычно «патриотизм» – определяют как любовь к родине и к своему народу, В Большой советской энциклопедии это понятие определялось так: «Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам».
Для меня здесь главным является понятие самой любви, которое в наше время искажено порой до неузнаваемости. Вернёмся к истокам этого понятия..
В Первом Послании апостола Павла к Коринфянам (13:4-7) дано удивительное и глубокое определение любви:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Именно такая, долготерпеливая, не основанная на самопревозношении, не завистливая, а основанная на вере и надежде, на самоотречении, любовь к Родине является для меня содержанием патриотизма.
2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы по праву называть себя патриотом?
Думаю, что патриот должен обладать способностью ставить интересы Отечества выше своих личных. Тех, кто, сидя в кресле за компьютером, кричит: «Путин, введи войска!», я не могу назвать патриотами, поскольку они хотят пожертвовать в своих интересах чужими жизнями.
3. Как на Ваш взгляд отличить настоящего патриота от мнимого?
Истинный патриот от мнимого отличается ровно тем же, чем истинная любовь отличается от пародии на неё: когда человек любит не объект любви, а себя и своё представление об этом объекте. Чем больше претензий у такого «патриота» к Отечеству, тем меньше обычно у него требований к самому себе в части полезности для Отечества.
Ярким образом мнимого патриотизма явились участники февральского заговора 1917 года. Некоторые из них запоздало прозрели в эмиграции.
Вот что писал, например, П.Н. Милюков: "В ответ на поставленные вами вопросы, как я смотрю на совершенный нами переворот, я хочу сказать... того, что случилось, мы, конечно, не хотели... Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета, что громадную разруху в армии остановим быстро, если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, поплатимся за свержение царя лишь некоторой отсрочкой этой победы.
Надо сознаться, что некоторые, даже из нашей партии, указывали нам на возможность того, что произошло потом... Конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность лежит на нас.
Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войной для производства переворота было принято нами вскоре после начала войны, вы знаете также, что наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования.
Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать свое согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть мое внутреннее состояние в настоящее время.
История проклянет вождей, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю.
Что же делать теперь, спросите вы. Не знаю, то есть внутри мы все знаем, что спасение России - в возвращении к монархии, знаем, что все события последних двух месяцев явно доказывают, что народ не способен был принять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие, голосующие за республику, делают это из страха.
Все это ясно, но признать этого мы не можем. Признание есть крах всего дела, всей нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями..." (Цит. по: "Вече". 1983. №11).
4. Что, по Вашему мнению, является наиболее важным в деле воспитания патриотизма?
Для того, чтобы воспитать патриотизм, нужно сформировать духовность. А формирование духовности невозможно без знания основ истории и культуры своей страны, без знания корней нравственности, которые веками вырастали из православной веры. Нужно глубокое изучение русской классической литературы, Пушкина, Чехова, Достоевского…
Нужно, чтобы молодёжь знала о великом прошлом России, знала истинных героев Отечества, знала, на каких основах они побеждали врагов. Например, учение А.В. Суворова, «наука побеждать» зиждилась на вере:
«С нами Бог!
Молись Богу - от него победа.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Без сей молитвы оружия не обнажай,
Ружья не заряжай, ничего не начинай.
Всякое дело начать благословением Божьим.
До издыхания будь верен Государю и Отечеству.
Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.
Воздай честь небу, а потом земле.
Победи себя и будешь непобедим!»
5. Где первоисточник патриотизма? В семье, в школе, в книгах или в чем-то еще?
Для начала приведу цитату: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».
(Отто фон Бисмарк (1815 — 1898, германский государственный деятель).
Вот и весь ответ на вопрос о причинах целенаправленного разрушения школьного образования и воспитания, начатого в 90-е годы, и на причины запредельной кампании лжи и клеветы в отношении Русской Православной Церкви. Семья ведь тоже создаётся по тем лекалам и по тем канонам, которые сформируют у вступающих в брак эти два института.
6. Какое поведение является, на Ваш взгляд, по-настоящему патриотичным?
По-настоящему патриотическим, на мой взгляд, является такое поведение, когда гражданин России думает не о том, что Родина дала (или не дала) ему, а о том, чем он может быть полезен своей Родине и своему народу. «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»
7. Почему сейчас в обществе так много различных движений, которые встали под знамена патриотизма, но при этом не могут договориться друг с другом?
Ответ на этот вопрос лежит именно в плоскости понимания истинной или мнимой любви к Отечеству. Договориться между собой не могут те, кто во главу угла ставит собственное понимание Отечества, его интересов и собственные «хотелки» по поводу того, что и как надо этому Отечеству делать, чтобы «любящий» его субъект был этим Отечеством доволен. Но ведь такие «хотелки» у каждого свои. Как же они могут между собой договориться? Никак. Они не договорятся до тех пор, пока не откажутся от собственного эгоизма и самомнения. Пока не откажутся от позиции, что Отечество им должно, что у них есть претензии к «этой стране».
Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но и (а. может быть, прежде всего) - общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство...»
Поэтому когда под лозунгом «патриотизма» начинают борьбу с вековой верой отцов и дедов, никакой иной цели, кроме раскола в народе, такие люди не преследуют.
8. Если большинство общества патриотично относится к своему государству, то должно ли государство отвечать некой взаимностью? Если да, то какой именно, в чем то могло бы выражаться?
А в чем может выражаться «взаимность» государства? В том, что оно должно «патриотов» наделять какими-то особыми благами и привилегиями? Государство должно абсолютно одинаково относиться ко всем своим гражданам, защищать в большей степени не тех, кто «патриот», а тех, кто в такой защите больше нуждается,- стариков, детей, инвалидов, матерей с детьми. Никаких других критериев для отношения государства к своим гражданам в целях их защиты быть не должно.
Сама по себе постановка вопроса: «Вот я – патриот, и государство должно ответить мне взаимностью» - представляется мне аморальной.
9. С какой целью государство делает какие-то усилия для повышения уровня патриотизма в обществе?
Цель патриотического воспитания, по-моему, Бисмарк сформулировал вполне ёмко: чтобы выжить в этом безумном мире и победить врагов Отечества, нужно воспитать граждан, которые не предпочтут Родину пармезану и баварскому пиву.
Уважаемый Евгений! Прошу комментировать МОИ, а не придуманные Вами ответы на Ваши вопросы, чтобы не получилось разговора Вас с Вами же.
Всегда готова к диалогу.
Оценили 73 человека
117 кармы