Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 3.

4 4721

Но самым интересным в «Дзохё моноготари», пожалуй, является медицинский раздел, который наглядно доказывает, что в армии самураев раненых и больных лечили и ухаживали за ними, а отнюдь не бросали на произвол судьбы и не принуждали их делать харакири.

Асигару с конем самурая. Рисунок из «Дзохё моноготари».

«Если вы имеете проблемы с дыханием, то всегда имейте в сумке сушеные сливы. Это всегда помогает. Помните, что они осушат вам горло и сохранят жизнь. Сушеные сливы всегда помогут вам при болезнях дыхания». (Интересно, что об этом совете в «Дзохё моноготари» я прочитал еще в 1998 году и попробовал есть чернослив, когда болело горло или при простуде, и что вы думаете – помогло, причем лекарства практически не принимались! Потом там же я прочитал, что нужно жевать сушеные соцветия гвоздики и с 2000 года, сколько бы студенты на меня не чихали и не кашляли, болеть перестал. Оказывается, это мощный естественный антисептик!).

Два асигару-лучника. Кольца (катушки) служили для хранения запасной тетивы.

«Когда очень холодно, то войлочной или соломенной накидки может быть недостаточно. Тогда и утром зимой, и когда холодно летом ешьте по одной горошинке черного перца – это вас согреет, а еще для разнообразия можно пожевать сушеную сливу. Хороший способ натереться красным перцем от бедер и до кончиков пальцев ног – тогда вы не замерзнете. Можно натирать перцем и руки, но только после этого не трите ими глаза». (Я попробовал так сделать, но… забылся и сунул палец в глаз. Что было потом описывать смысла не имеет, но подействовал этот способ или нет, я не знаю – было не до того!).

Асигару в походе. Как видите, флажок клановой принадлежности украшает даже лошадь!

Очень интересен совет «Дзохё моноготари» относительно лечения змеиных укусов в походе: «Если вы в лесу или горах, и если вас укусит змея, то не впадайте в панику. Насыпьте на укушенное место порох и подожгите его, после чего симптомы укуса быстро исчезнут, но, если вы промедлите, это уже не поможет». Дальше идут советы, как лечить раны, полученные в сражении: «Нужно размешать конский навоз в воде и положить на рану, кровотечение прекратится, а рана вскоре затянется. Говорят, что если пить лошадиную кровь, то это тоже может помочь уменьшить кровотечение, а вот есть конский навоз нельзя, от этого будут только хуже.

Доспех асигару хара-ате.

Если ваша рана болит, то помочитесь в медный шлем, и пусть моча остынет. Затем холодной мочой промойте рану, и боль вскоре утихнет. Если вы обожглись, помочитесь на обожженное место немедленно, и вскоре наступит облегчение! (Проверено – так и есть!) Если кровь имеет цвет хурмы, то это значит, что в ране есть яд. Если вас ранили в область глазного яблока, обмотайте голову полоской мягкой бумаги и полейте ее горячей водой».

Офицер и рядовой стрелок из аркебузы.

Как видите, некоторые советы довольно странные, но другие работают исправно и проверены на практике.

Пожалуй, самым кровавым описанием «Дзохё моноготари» является процесс извлечения наконечника стрелы, угодившей воину в глаз: «Раненый не должен вертеть головой, поэтому вам следует ее крепко привязать к дереву, и только лишь, когда голова будет привязана, можно приниматься за дело. Стрелу необходимо вытаскивать потихоньку, не обращая внимания ни на что, но глазная впадина при этом наполнится кровью, и крови может быть много».

Удаление стрелы из глаза было делом очень кровавым!

Ну, и наконец, отметим, что «Дзохё моноготари» позволяет нам точно узнать, как мог выглядеть пехотинец-асигару эпохи Адзути-Момояма (1573 – 1603). В походе должен был обязан идти и в шлеме, и в доспехах, чтобы вступить в бой при любой неожиданности.

После оружия главной его заботой был рисовый паек из сваренного и просушенного риса, который закладывали в мешок в форме длинного рукава, и перевязывали так, чтобы каждое отделение в виде шарика содержало суточную норму риса. Мешок назывался хэй-рё-букуро и перекидывался наискось через плечо, и завязывался сзади на спине. Фляжка для воды называлась такэ-дзуцу. Ее делали из пустотелого колена бамбука.

Также асигару несли на себе и разные инструменты, и рабочий инвентарь: ножи, пилы, серпы, топоры, обязательно моток веревки – тэнава около 3 м длиной и с крюками на концах, чтобы с ее помощью лезть на стены. Обязательно следовало иметь соломенную подстилку-годзу и мешок катэ-букуру для снаряжения, включая запасные плетеные сандалии – варадзи. Мешочек ути-гаэ использовался для съестных припасов. Там хранили соевый творог, сыр и сушеные водоросли, еще стручки красного перца и зернышки черного. Коробочка с лекарствами называлась инро, а полоса хлопковой ткани – нагатэнугуи, и ее использовали в качестве полотенца. Пояс ува-оби полагалось снимать во время еды и на отдыхе и, свернув, укладывать на циновку годза. Палочки для еды – хаси хранились в специальном пенале ядатэ. А вот есть ими следовало из деревянной лакированной чашки ван.

Один асигару указывает другому как правильно надевать доспех хара-ате.

Как самураи, так и асигару следовало иметь кошелек кинтяку и огниво в мешочке хиутибукуро. Принадлежности для еды укладывали в коробку месигори. То есть все, абсолютно все было у японских солдат разложено по пеналам, коробочкам и мешочкам. Что до одежды, то асигару носили верхнее кимоно хаори или авасэ, а под ним – хитоэ. При этом на рукавах хаори было принято нашивать знаки аидзируси, служившие для опознавания.

Однако не следует забывать, что в то время, когда это произведение было написано, требования к асигару были совсем другие, чем, например, в эпоху «Воюющих провинций». Тогда и их вооружение, и доспехи могли представлять собой самую пеструю смесь, какую вы только можете себе представить! Например, в одном из исторических документов 1468 года описывается очень странная толпа из 300 человек, которая двигалась у святилища Удзи Дзинмэйгу. Каждый нес в руках копье, но у некоторых на голове блестели даже позолоченные шлемы, тогда как у других были обычные бамбуковые шляпы. На некоторых были только грязные хлопчатобумажные кимоно, под подолом которых сверкали голые волосатые икры. Незадолго до этого прошел слух, что в святилище Удзи с неба спустился бог, и этот странный оборванный отряд явно пришел сюда для того, чтобы помолиться в святилище об удаче.

Еще один рисунок с надеванием хара-ате.

То есть тогда у военачальников, использовавших асигару, даже и в мыслях не было, что их следует как-то приодеть и вооружить одинаковым оружием. Все это пришло позже! А сначала асигару были полностью лишены самурайских представлений о гордости и чести, и они легко переходили на сторону врага, не гнушались грабежом, поджигали и храмы, и дома аристократов, так что для тех, кто использовал асигару, это было довольно опасное оружие, так как их нужно было все время держать в руках. Но так как они позволяли сохранить жизни самураям, полководцы мирились с тем, что под их знаменами, кроме благородных воинов, дерется множество безземельных крестьян, подозрительные бродяги, беглые храмовые служки, а то и просто аутло(Человек вне закона), спасавшиеся от закона. Впрочем, именно поэтому их и посылали в самые опасные места.

Сначала асигару нанимались за плату, но затем между ними и главами военных родов возникли прочные узы, так что теперь они мало отличались от самураев. Асигару воевали у даймё в качестве солдат регулярной армии, и стали получать от них и одинаковое оружие, и доспехи. Так что именно «Эпоха воюющих провинций» заложила в Японии основу для появления первых солдат новой регулярной армии, которыми здесь стали совсем не самураи (хотя и бедные самураи тоже шли в асигару!), а именно пехота асигару.


Источник: https://topwar.ru/

Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 1.: https://cont.ws/post/361355

Военное искусство Японии. Пехота асигару. Часть 2.: https://cont.ws/post/362181

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • Oleksa
    • 4 сентября 2016 г. 10:17
    Как всегда, великолепная статья! Скопировал в коллекцию.
  • Замечательно! Очень интересно! С нетерпением жду следующего!!!
  • Спасибо! Познавательно. Хоть и работал в Японии 7 лет но многого не знал, потому сейчас интересно.