Крестоносцы против гуситов

15 5709
«Именем всех чехов клянусь, что чехи страшно отомстят храмам в случае смерти Гуса. Все это беззаконие будет оплачено сторицей. Нарушен мир перед богом и людьми, и в крови папистов чешский гусь омоет свои крылья. Имеющий уши, да слышит».
(Пан из Хлюма – выступление на соборе в Констанце)

Надо сказать, что попытка римских пап решать европейские проблемы путем организации крестовых походов на Восток не только не решила часть старых проблем, но и создала новые, которые тоже нужно было как-то решать, причем проблемы эти были очень и очень серьезными. Например, сразу же после начала агитации за первый крестовый поход в ряде районов Европы значительным образом ухудшились отношения между евреями и христианами. Если в Испании христиане, воинствуя ради Христа, стали убивать евреев задолго до того, как там в 1063 году началась Реконкиста и изгнание мусульман, то в Центральной Европе, где собирались войска крестоносцев для первого крестового похода, преследование евреев начались уже весной 1096 года. Они проходили в Шпейере, Вормсе, Трире и Меце, а затем продолжились в Кельне, Нейсе и Ксантене. При этом нападали на еврейские общины не только крестоносцы, что шли в Святую землю, но и присоединившиеся к ним разбойничьи шайки рыцарей, которые так далеко не собирались, но шли вместе с «пилигримами». Так, в Вормсе были убиты около восьмисот человек, а в Майнце погибло больше тысячи. По самым осторожным подсчетам, количество убитых могло составлять четыре-пять тысяч человек. В Регенсбурге крестоносцы заставили местных евреев креститься, хотя согласно церковным установлениям делать это запрещалось категорически.

Ян Жижка со своими воинами, 1423 г. Рис. Ангуса МакБрайда.

Понятно, что между христианами и евреями была очень глубокая пропасть. Однако крестовый поход против неверных лишь усугубил это положение. Теперь стоило, например, в Страстную неделю кому-то закричать, что это евреи ратовали за распятие Христа, как христиане тут же бросались избивать местных евреев, из-за чего в городах вспыхивали кровавые столкновения. При этом некоторые христиане и в особенности крестоносцы захватывали так много всякого добра, что дальше и не шли, считая, что бог дал им все, что нужно, участвовать в походе уже не хотели, а старались поскорее возвратиться к себе домой вместе с награбленным достоянием.

Сожжение Яна Гуса. Средневековая миниатюра.

Другая проблема – проблема финансов, остро стоявшая во все времена. Ведь такая масштабная вещь, как организация военных экспедиций на Восток, требовала огромных финансовых ресурсов, которые нужно было где-то достать. Так, уже во время подготовки первого похода его участникам советовали брать с собой побольше денег, так как содержать их в походе будет некому. В дальнейшем крестоносцам предлагалось запасаться деньгами на два года. И многие рыцари, отправляясь в Святую землю, распродавали все свое имущество или брали деньги в долг у ростовщиков, рассчитывая потом их никогда не отдать!

Популярное оружие гуситов и рыцарей-крестоносцев, сражавшихся в Чехии – боевой бич. Вес 963.9 г. Германия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Короли, соответственно, повышали налоги на своих подданных (в частности, именно так поступил король Англии Генрих II), а от налогов, введенных римскими папами, не были освобождены даже духовно-рыцарские и монашеские ордена, и только цистерцианцы уклонялись от их выплаты до 1200 года.

Впрочем, папы получали еще и доход за счет широкой продажи индульгенций, позволявших с их помощью получить ну просто любое отпущение грехов. Так, когда английский король Генрих II приказал убить архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета, на него был наложен большой денежный штраф, который получила церковь, и эти деньги также пошли на очередной крестовый поход. Именно отсутствие денежных поступлений из Аквитании на юге Франции в первую очередь и стало причиной крестовых походов против катаров, которые, продолжай они в достаточных объемах платить церковные налоги, скорее всего, смогли бы избежать обрушившейся на них «Божьей кары».

Бацинет 1375 – 1425 гг. Вес 2268 г. Франция. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Причем налоговое бремя во времена крестовых походов стало настолько тяжелым, что породило разного рода анекдоты, направленные против папы. «Признайтесь открыто, – спрашивал еще в 1213 году миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде, которого, говоря языком современности, видимо, уже просто «достали» все эти папские поборы на крестовые походы, которых только на его собственную жизнь пришлось целых три, – уж не затем ли вы присланы папой, чтобы принести ему богатство, а нас, немцев, ввергнуть в нищету и отдать в залог?»

Миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде. Миниатюра из «Манесского кодекса». Библиотека Гейдельбергского университета.

Подобное отношение к верующим со стороны церкви естественным образом оттолкнуло от нее массу прихожан и привело к появлению множество самых различных еретических учений. Не добавило церкви авторитета ни «Авиньонское пленение пап», имевшее место в 1307 – 1377 гг., ни «Великая схизма» – или раскол католической церкви 1378 – 1417 гг., когда во главе церкви оказалось сразу два, а потом и три папы сразу!

Начало вырождаться и само крестоносное движение. Сначала это вырождение проявилось в крестовом походе французских и германских детей 1212 года, вполне убежденных словами о том, что взрослые крестоносцы алчные и дурные люди, из-за чего Бог и не дает им победы, и только лишь они, непорочные дети, смогут безо всякого оружия отвоевать Иерусалим. Потом за ними последовали два «крестовых похода», так называемых «пастушков» 1251-го и 1320 гг., в ходе которых бедняки Южных Нидерландов и Северной Франции отправились вроде бы как в крестовый поход, а сами принялись в очередной раз нападать на евреев и разорять все на своем пути. В итоге римский папа Иоанн XXII выступил против пастушков с проповедью, а король Франции Филипп V направил против них войска, которые расправились с ними, как с самыми обычными бунтовщиками.

Рыцарь 1420 года сражается с гуситами. Рис. Ангуса МакБрайда.

Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что, например, в той же Чехии в это время под влиянием реформаторских идей Яна Гуса тоже начался отход от традиционного католического учения, а движение «гуситов» – то есть его последователей, в итоге превратилось в самую настоящую народную войну за независимость чешских земель. Позволить себе лишиться Чехии римский папа, конечно же, не мог, потому как государство это было экономически развитое и денег в папскую казну приносило очень много, потому он 1 марта 1420 года объявил гуситов еретиками и призвал начать против них крестовый поход. Но главным организатором похода стал отнюдь не тогдашний римский папа Мартин V, он был его идейным вдохновителем, а король Чехии, Венгрии и Германии, а также будущий император Священной Римской империи Сигизмунд, которому Чехия тоже была нужна. Так что он тут же начал собирать в Силезии войска крестоносцев из немецких, венгерских и польских рыцарей, из пехоты, которую ему поставили силезские города, а еще из итальянских наемников.

«Военная шляпа» – популярный шлем гуситов. Вес 1264 г. Фрибург. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Однако уже первые столкновения между крестоносцами и армией гуситов показали, что время собственно рыцарского войска, главной ударной силой которого была тяжеловооруженная рыцарская конница, в общем-то, уже прошло. За первым походом последовали еще четыре, организованные соответственно в 1421, 1425, 1427, 1431 гг., но так и не принесшие крестоносцам особого успеха. В свою очередь гуситы предприняли несколько походов в земли сопредельных государств и даже осаждали Вену, хотя и не сумели ее взять.

Боевой воз гуситов. Реконструкция.

Боевой воз на ходу.

Бой с боевого воза. Ангус МакБрайд.

От атак рыцарской конницы гуситы умело защищались, строя подвижные полевые укрепления из специальных боевых повозок, расстреливали всадников из арбалетов и первых образцов ручного огнестрельного оружия, получивших в Чехии название «пиштала», а непосредственно в рукопашной схватке использовали молотильный цеп, который, будучи утыкан острыми гвоздями, превращался, таким образом, в боевой моргенштерн.

Арбалет Маттиаса Корвинуса, короля Венгрии (правил в 1458 – 1490 гг.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Талантливым организатором гуситской армии был небогатый рыцарь и опытный воин Ян Жижка. Будучи ранен в голову, он ослеп, но продолжал командовать своими войсками, и делал это настолько профессионально, что в боях с крестоносцами не потерпел ни одного поражения. Особенно умело Ян Жижка пользовался передвижными укреплениями, которые собирались из обыкновенных крестьянских повозок, которыми его армия огораживалась против их конницы. Правда, гуситы их немного переделали: снабдили толстыми стенками из досок с бойницами и цепями, чтобы их прочно соединять. На каждом возу был своего рода «расчет»: молотильщик с цепом, алебардист с алебардой и крюком, арбалетчики и стрелки из простейшего огнестрельного оружия. Эти подвижные крепости так ни разу и не были сокрушены. К тому же, именно гуситы первыми стали устанавливать на возах небольшие пушки и стрелять из них по рыцарям, когда те пытались атаковать их укрепления. В итоге дело дошло до того, что, рыцари, случалось, начинали отступать, едва лишь только слышали боевые песни гуситов и скрип их повозок!

Гуситы - пластмассовые фигурки.

Результаты походов крестоносцев против гуситов оказались настолько плачевными, что римский папа и король Сигизмунд вынуждены были использовать в борьбе с ними самих же чехов, только из более умеренного крыла. Как это обычно делалось и делается в подобных случаях, их привлекли обещаниями, в результате чего на территории Чехии началась ожесточенная междоусобная борьба, которая в итоге и привела к поражению гуситского движения.

Барбют 1460 г. Вес 3285 г. Германия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Тем не менее католическая церковь в Чехии так и не смогла вернуть себе все утраченные земли и восстановить разрушенные гуситами монастыри, а значит – и возвратить себе свое прежнее влияние. В итоге на исход войны повлиял компромисс умеренной части гуситов с империей и католической церковью. Это привело ее к окончанию, причем она, в сущности, не принесла каких-либо больших выгод ни одной из участвовавших в ней сторон, зато основательным образом опустошила Центральную Европу и показала возможность успешно громить рыцарей силами крестьянской пехоты, вооруженной шипастыми цепами и огнестрельным оружием.

Еще одна иллюстрация Ангуса МакБрайда с изображением гуситов.

Интересно, что некоторое отношение к крестовым походам против гуситов имела и легендарная… Жанна д’Арк, которая 23 марта 1430 года продиктовала письмо, в котором она призывала крестоносную армию выступить против гуситов и воевать с ними до тех пор, пока они не вернутся в католическую веру. Двумя месяцами спустя ее захватили бургундцы и англичане, а то, глядишь, она отправилась бы воевать еще и в Чехию и встала бы в ряды тамошних крестоносцев!

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
    • den-vl
    • 15 сентября 2016 г. 10:12
    +++
    • WTF?
    • 15 сентября 2016 г. 11:08
    Давай ишшо! +++
    • water
    • 15 сентября 2016 г. 13:45
    Гус - это прозвище или фамилия? А вОзницы то похожи на гуляй-город, да и на казачьи методы боевых действий.
  • Интересный материал. Есть чехословацкая трилогия "Война за веру". "Магистр" про идейного вдохновителя гуситов Яна Гуса, "Полководец" про Яна Жижку и "Против всех" про закат гуситского движения. Это для тех кто не любит сухой язык исторических хроник.)))