Клинки с неба.

39 12347

Рассказ кузнеца.

Часть первая.

Космический рудник.

Давным-давно, ещё в свои студенческие времена, я заинтересовался булатом - древним клинковым металлом, а попутно и холодным оружием из него. В те уже почти забытые сегодня советские времена доступной литературы на эту тему практически не было – всего несколько книг за всю историю России. Классические, но тоненькие и столетней давности труды Аносова и Беляевых, да современная, но уже также классическая книга Гуревича «Загадка булатного узора». Увы, даже в них я не нашел внятного объяснения – что же такое этот самый булат и в чем, собственно, его секрет. Пришлось докапываться самому, а поскольку булат металл древний, то и поиски его истоков я начал с самого начала – с древней и уже экзотической для нас металлургии. Оказалось, что там столько всего интересного…

Например, пока железо не научились добывать из руд, оно стоило в буквальном смысле дороже золота (примерно в пять раз) и использовалось только для изготовления сверхпрестижного оружия. Так, в гробнице фараона Тутанхамона нашли кинжал с клинком из золота, а другой его кинжал был с золотой рукояткой, но с клинком из железа. Железо практически не встречается в самородном виде, поэтому материалом для первых железных изделий послужили метеориты. Небесное происхождении железа было несомненным практически во всех древнейших цивилизациях. Шумеры называли его небесной медью, египтяне - родившееся на небе, а хетты прямо писали, что ...железо произошло с неба.

Кинжалы Тутанхамона.

Метеориты вообще находят очень редко, а железные составляют только 5% от их общего количества, поэтому небесный источник металла не имел очень уж большого практического значения. Лишь какое-нибудь отдельное племя могло получить «подарок с неба» в виде глыбы весом в несколько тонн. Так, например, в Гренландии нашли железный метеорит весом в 37 тонн. Точнее, нашли остаток метеорита, потому что он служил источником металла для нескольких поколений местных эскимосов, которые умудрялись откалывать от железной глыбы мелкие куски и плющили из них свои немудрёные инструменты. С превеликим трудом этот «огрызок» был доставлен экспедицией Роберта Пири в Америку и сейчас он хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Кроме гренландского, были найдены еще несколько многотонных железных метеоритов. Самый большой такой метеорит упал в Америке на территории современной Аризоны. Его масса оценивается в десятки тысяч тонн и при падении этой железной скалы образовался кратер диаметром 1200 и глубиной 175 метров, а основная масса метеорита лежит на глубине 420 метров.

Масштабно.

Трудно точно определить, когда впервые начали применять метеориты для изготовления клинков, но самое древнее известное сегодня железное оружие представляет собой найденный на юге Месопотамии кинжал именно из метеоритного железа, который был изготовлен методом холодной ковки примерно в 3100 г. до Р.Х. Происхождение и крайняя редкость «небесного металла» придавала изделиям из метеоритного железа особую ценность и значение. Например, очень толковый древнеримский царь Нума Помпилий, прославившийся своей миролюбивой политикой, владел щитом из метеоритного железа. Шпаги российского императора Александра Первого и лидера южноамериканских повстанцев Симона Боливара были из такого же материала, но в войнах, в которых участвовали эти два деятеля, было убито более двух миллионов человек. Конечно, эти предметы вооружения не предназначались для непосредственного использования в бою, но их символическое, а то и магическое значение бесспорно.

Отступление.


Со шпагой Боливара связана большая, и весьма детективная история.

Пылилась она в музее, и никого не интересовала, но группа радикально настроенных товарищей решила сделать её символом своей борьбы и украла шпагу. Затем её путь был долог и извилист, к этой истории приложили руку Кастро и другие видные люди. В общем, из никому не интересного артефакта, в результате похищения, шпага превратилась на долгое время в символ Колумбии и в 1991 году вернулась на место. Тихо и без помпы её вернули в музей, а потом упрятали в сейф в банке.

Вот так, если очень коротко.

Продолжим.


Открытие методов добычи железа из руд не положило конец применению небесного металла в клинках. На Востоке традиции и навыки применения небесного металла при изготовлении клинков сохранялись долго и тщательно. Настолько долго и тщательно, что дошли даже до промышленной эпохи. Так, известному тележурналисту Алексею Борзенко служители багдадского исторического музея рассказывали, что ещё в не столь далёкие времена существовала своего рода профессия «охотников за метеоритами». Они ездили на верблюдах по пустыне и отыскивали места их падения. Если удавалось найти железный метеорит, его продавали за немалые деньги. Например, кузнецам из иракского города Мосул, которые добавляли небесный легированный металл в свой фирменный «розовый» дамаск.

Камень весом в 320 граммов был найден бедуинами на территории Марокко, после чего был продан американскому научному центру.

(NWA) 7034 или неофициально «Черная красавица» — это второй древнейший из 110 найденных камней с Марса, обнаруженных на Земле.

Метеорит Гоба, весом больше 60 тонн находится в Намибии в месте падения и считается самым крупным известным метеоритом, найденным на Земле.

Он упал около 80 000 лет назад и обнаружен в 1920 году. Метеорит состоит на 84 процента из железа и 16 процентов из никеля.

Думаю, для них наиболее ценным (наряду с престижностью) было наличие легирующих добавок в составе метеоритов. О химическом составе метеоритов можно получить представление на примере рассыпавшегося при падении на мелкие части крупного Сихоте-Алиньского железного метеорита, кусок которого оказался в моем распоряжении. Анализ дал следующие результаты: никель – 5,7 %, кобальт – 0,48 %, медь – 0,01 %, фосфор – 0,28 %.

«Осколок Сихоте-Алиньского метеорита»

Самым известным оружием, которое традиционно изготавливали с применением метеоритного железа, является кинжал «крис», распространённый на островах Малайского архипелага. По одному преданию, первый «крис» изготовил оружейник Рамади в 250 г до Р.Х., но это предание историческими изысканиями пока не подтверждается. Полагают, что «крисы» появились в конце 13-го или начале 14-го века. Наиболее примечательны «крисы», изготовленные по технологии «памор», что в переводе обозначает «перемешивание, смесь». Проще говоря, дорогие крисы ковали из сварочного дамаска. Характерные виды «памора» отличаются от обычного восточного или европейского дамаска тем, что при изготовлении «криса» если и не обязательно, то крайне желательно применение никельсодержащих материалов. Естественно, наиболее ценным таким металлом является метеоритное железо.

Клинок вилах и накладка ганджа, насаженная на хвостовик пекси, обычно представляют собой отдельные элементы (накладка ганджа называется в этом случае ганджа датанг), но также могут быть единым целым (ганджа ирас); кроме того, накладка может быть волнообразно изогнута (панджи секар). В верхней части клинка на одной режущей кромке имеется утолщение гандик, иногда называемое «лицо криса». На клинке могут находиться выступы и углубления, имеющие собственные названия. Самый большой выступ со стороны гандика известен под несколькими названиями, из которых наиболее часто используется «слоновий хобот». Между клинком и рукоятью расположено узкое кольцо мендак, или увар, которое скрывает часть хвостовика, не вставленную в рукоять.

Рукоять укиран в нижней части нередко имеет утолщение бунгкул, на многих крисах закрытое широким кольцом селут. Ножны называются саронг. Они состоят из двух частей, которые обычно изготовлены по отдельности и склеены: верхняя – широкая – часть называется «лодка», или врангка, а нижняя – удлиненная – гандар. Вторая часто закрыта металлическим обкладом пендок в виде рукава-футляра одного из пяти вариантов:

- бунтон, полностью закрытый обклад;

- блевах, обклад с широкой прорезью с одной стороны от врангки до низа;

- натанг, обклад с прорезями на одной или обеих сторонах, которые – характерный признак – начинаются на некотором расстоянии от врангки. Ни в одном из этих типов прорезь не достигает нижней части гандара;

- блевах или натанг с элементом слорок – в прорези имеется тонкая декоративная вставка слорок;

- топенган, обклад с маской-оберегом (топенг) в верхней части.

[Пока всё просто, да? Я с первого раза запомнил, что и как называется... :))]

Одной из наиболее впечатляющих особенностей крисов является памор – узоры на поверхности клинка. Они получаются в результате чрезвычайно трудоемкого процесса изготовления оружия, когда эмпу сковывал несколько полос железа, перекручивая, сворачивая, разрезая, складывая и вновь подвергая проковке. Обязательным компонентом сплава был никель, который собственно и придавал светлый цвет узорам памора. Источником никеля нередко служило метеоритное железо, что дало жизнь красивой легенде о магическом оружии, спускающемся с небес. Достоверным фактом использования метеоритного материала являются клинки конца 18 в., выполненные мастерами Суракарты на Центральной Яве. Сюда был перевезен метеорит, упавший в 1742 г. на Восточной Яве в окрестностях селения Прамбанан. Его остатки до сих пор хранятся во дворце Суракарты.

Когда кузнец заканчивал ковку клинка, он протравливал его, в результате чего железо темнело и на черном фоне эффектно проступали серебристые разводы и линии. Насчитывается около двухсот разнообразных узоров памора, они в большинстве своем имеют магико-символическое значение и по правилам должны соответствовать характеру человека, его виду деятельности, социальному статусу. Так, на выставке демонстрируются крисы с мотивами берас вутах (рассыпанный рис) и удан мас (золотой дождь), которые подходят для земледельцев, торговцев и деловых людей. Эти виды памора, как полагают, призваны обеспечить богатство, процветание, удачу и защиту от черной магии.

[Самые старые крисы на выставке, в которых клинок и рукоять выкованы из одного куска металла]:

1. КРИС МАДЖАПАХИТ, Восточная Ява, прибл. XIV или XV в., ножны изготовлены позднее. Железо, никель (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами 28,6 см; длина без ножен 24,8 см.

Прямой клинок с центральным острием. Памор, продолжающийся и на рукояти, типа адег («прочно поставленный, вертикальный» – узор из параллельных линий). Рукоять в профиль представляет собой изображение стилизованной фигуры человека, опирающегося на трость (жезл брахмана?). Крисы такого типа считаются первоначальной формой традиционного кинжала, появившейся до XIV в. Более современные кинжалы, созданные, когда крис со всеми его характерными особенностями уже сформировался, не так сложны, как описанный экземпляр. Название кинжала происходит от имени династии, правившей в Индонезии, с центром на Восточной Яве, с XIII по XV в., но используется также для обозначения более поздних крисов такого типа. Деревянные ножны с обеих сторон украшены рельефными растительными мотивами.

3. КРИС МАДЖАПАХИТ, Восточная Ява, прибл. XVII в., ножны изготовлены позднее. Железо (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами 20,9 см; длина без ножен 15,9 см.

Волнообразный клинок с пятью изгибами и острием, с гандиком. Памор (продолжается на рукояти) типа адег. Рукоять изображает сгорбленную фигуру сидящего человека, сложившего руки на коленях.

Ниже:

2. КРИС МАДЖАПАХИТ, Восточная Ява, прибл. XVII в., ножны изготовлены позднее. Железо, никель (в паморе), дерево. Общая длина с ножнами 30,4 см; длина без ножен 24,4 см.

Клинок прямой, с колющим концом. Памор (продолжается на рукояти) типа адег («прочно поставленный»). Рукоять изображает сгорбленную фигуру сидящего человека, сложившего руки на коленях.

5. КРИС Чжэн Хэ, адмирала китайского флота. Ява, возможно, копия клинка XV в., ножны изготовлены позднее, Мадура. Железо, никель (в паморе), сталь, слоновая кость, позолоченное серебро, вставки цветного стекла, дерево. Общая длина с ножнами 50,8 см; длина без ножен 46,3 см.

Клинок прямой, с накладкой ганджей и памором. На обеих сторонах надписи на китайском языке: «Да исчезнут демоны, злые духи, недуги и пожары, а если нет – да прогремит гром по команде Чан Тиен Ши» и «Для Его Величества Сан Пао». В верхней части клинка, под ганджей, выпуклая голова змеи из памора, переходящая в короткое змеиное тело. Рукоять типа нунггак семи Мадура. Кольцо селут из позолоченного серебра и кольцо мендак из листовой латуни декорированы цветным стеклом. Ножны деревянные, с врангкой типа гаяман.

В середине 18-го века на Центральной Яве возле языческого древнего храма Прамбанан упал железный метеорит, который при падении раскололся и одна его часть размером с большой телевизор лежит сейчас в султанском дворце Суракарты. Метеорит до сих пор считается священным и никому не разрешается до него дотрагиваться. Помимо прамбананского, на Яве известно и о нескольких других ранее упавших железных метеоритах. В прамбананском метеорите содержится 4,7 % никеля, а также примерно полпроцента фосфора. Кузнецам выдают этот металл лишь для изготовления особо ценных клинков, да и то зачастую всего по несколько граммов. У исследователей нет единого мнения о том, из какого сырья раньше, до падения прамбананского метеорита, ковались никельсодержащие «крисы». Некоторые даже предполагают, что никель стал применяться малайцами только после прихода европейцев с их товарами, а другие более резонно указывают, что еще по крайней мере в 17-м веке с острова Сулавеси привозили т.н. «белое железо», содержащее 0,4 % никеля.

«Прамбананский метеорит». Странно, но фото получше, я не нашёл.

Использование в «памор» никельсодержащих материалов позволяет получить очень контрастный рисунок, поскольку никель резко повышает стойкость металла к кислоте или другому раствору для протравливания. Естественно, чем выше содержание никеля, тем больше контраст. «Крисы», откованные из метеоритного железа, называли «пять остриёв», подразумевая кроме острия и двух лезвий еще и две плоскости с узором, которые из-за резких выступающих границ сильно протравленных слоев были колючи на ощупь. В Индонезии существует обычай ежегодно чистить и заново протравливать «крисы», поэтому со временем узор становится все более и более рельефным.

Узор металла «памор» после протравливания проявляется в виде ярких серебристых прожилок на черном фоне. Насыщенный черный цвет фона может быть получен двумя способами. Самым простым является использование высокоуглеродистого металла в паре с чистым никелем или никельсодержащей сталью, что после протравливания обычными кислотами дает требуемый контраст. Этим очевидным и естественным методом сегодня пользуются многие западные и некоторые наши мастера, но на Малайском островном архипелаге применяли особую технику.

Оружейники, сварив мягкое железо с никельсодержащим металлом, протравливали готовый клинок очень своеобразным составом из растворённой в лимонном соке мышьяковистой руды, после чего густой чёрный фон в узоре образуется чистым металлическим мышьяком. Неудивительно, что клинки «крисов» считаются ядовитыми, каковыми они часто и бывают на самом деле. Не вдаваясь в рассмотрение подробностей скажу, что простым покрытием мышьяком или пропитыванием другим ядом дело не ограничивалось. Кузнецы-эмпу Малайзии одновременно и жрецы, поэтому всякое-разное «колдунство» использовали едва ли не в обязательном порядке.

По моему убеждению, от методики изготовления «крисов» за версту пахнет серой, поскольку она предполагает следование таким древним традициям, которые сформировались под непосредственным влиянием местных демонических культов. Думаю, что кузнецам-европейцам не следует заниматься ковкой даже просто похожего на «крис» оружия, поскольку чем больше они приложат знаний и умений, тем более мерзкое изделие у них получится. К сожалению, далеко не все замечают последствия увлечения экзотикой.

Часть вторая.

Небесный булат.

Лично я к экзотике отношусь настороженно, поэтому несколько раз подумал и посоветовался с теми, с кем можно советоваться, прежде чем решился попробовать отковать что-либо из метеоритного железа. Для начала (довольно давно, лет десять назад) я просто выплавил в заводских условиях партию металла с химическим составом метеорита – никель и фосфор в чистом железе. Добавил в дамаск и посмотрел что получилось. Получилось красиво. Яркие блестящие узоры, крепкая сталь… Вот только расковывать болванки этого «синтетического метеорита» было сущим мучением. Они трещали и разваливались на куски даже при обычной ковке, да и сваривать их со сталью было не очень просто. Ну, кое-как приноровился, а полученный опыт и отработанные технологические приёмы отложил в копилку, до востребования.

Постепенно накопилось немало дополнительной информации. Например, о наследниках оружейников древней Месопотамии - кузнецах из Мосула и их «розовом дамаске», а также непроверенные, но все же новые и интересные сведения о добавлении славянами (русами?) толчёного метеоритного железа в свою древнюю оружейную сталь. Не забывал и про кинжал Тутанхамона и саблю Александра Первого… Если древние хетты (а именно они скорее всего подарили фараону престижный кинжал) и лондонские кузнецы, в 1814 году отковавшие российскому императору «наградную» саблю, смогли справиться с космическим металлом, то отчего бы и мне сегодня не изготовить что-нибудь такое-эдакое, престижно-художественное из подлинного метеоритного железа?

"Иной."

Для начала, в соавторстве с художником-оружейником Андреем Колесниковым, мы просто использовали цельный кусок метеорита в оформлении ножа с названием «Иной». Тема «Иного» задумывалась изначально именно в связи с метеоритом, его прилётом. Подбирались разные названия, служащие определениями вещи и помогающие оформить её образ – «Странник», «Пришелец», даже «Чужой». Но эти названия не подошли, потому что странники приходят и обязательно уходят, пришельцы ассоциируются с зелёными человечками в тарелках, а «чужой» теперь накрепко связан со склизкой тварью из ужастика. Нет, именно «иной» – даже не враждебный, но все же навсегда другой. Живой, органичный, с ажурно-узорчатым телом под титановым панцирем (скафандром?) – но живущий в межзвёздных мирах и пришедший к нам с метеоритным лицом, как бы оплавленным и сглаженным раскаленным потоком в стремительном прилёте извне. Кстати, «Извне» - другое рабочее название ножа, на клинке которого в форме факела ракетного пламени проявлен узор дамаска в виде искр. Или звёзд? В общем, получилось материальное проявление мозговых изысков двух художников, которые почти год обдумывали и изготавливали этот образец. Такое вот «лирическое отступление» от чисто металлургической темы…

«Узор метеорита»

Метеорит для «Иного»

При обработке метеоритов выяснилось, что кристаллическая структура металла очень крупная, хорошо видимая на отполированном и протравленном срезе. Можно сказать, железные метеориты – это своего рода слитки небесного булата. Размер и чёткость узоров у разных образцов (сортов) метеоритов разнится в зависимости от их величины и хим. состава, но общий тип одинаков. В инопланетном железе много не только никеля, но и фосфора, а часто и совсем уж вредной серы. Метеорит, с точки зрения современной практической металлургии – это весьма грязное грубоструктурное сырьё. И оказалось, что куётся этот материал ещё хуже, чем его синтетический аналог. Фосфор при повышенном содержании образует легкоплавкую эвтектику, т.н. стеатит, который плавится уже при 950 градусах, поэтому ковка при нормальном ковочном нагреве – это самый прямой и быстрый путь к порче экзотического материала. Также и крупные включения сернистого железа вовсе не улучшают ковочных свойств металла. Даже при аккуратной ковке кусок метеоритного железа тут же покрывается сплошной сеткой трещин и быстро разваливается на куски.

Так куётся метеорит...

Такой эффект я предвидел и не расстроился, потому что читал не только книги по металловедению, но и легенды о давней неудаче среднеазиатских кузнецов, которым эмир Бухары поручил отковать клинок из метеорита. Им за порчу дорогого сырья снесли головы, а я треснувшие куски успешно использовал для изготовления метеоритного мозаичного дамаска, который все равно собирался делать. Наварил растрескавшиеся кусочки метеорита на тонкую пластину и далее действовал обычным порядком, используя давний, ранее приобретенный опыт кузнечной сварки капризного металла. Сложил узорчатый блок, сварил его в горне и расковал в тонкий пруток, который туго закрутил и вварил в клинок. Попутно убедился, что если один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать, то и опыт от «один раз сделать» куда богаче, чем от «сто раз прочитать» о работе других.

После шлифовки, закалки и травления на клинке проявился яркий белый узор метеоритного железа на чёрном фоне углеродистой стали. И, что особо примечательно, полученный узорчатый металл имел чётко выраженный РОЗОВЫЙ оттенок! Этот оттенок или отлив ясно проявляется, если смотреть на клинок под некоторым углом. Вот и разгадка, почему старинный клинковый металл из Мосула называют «розовым дамаском». Действительно из-за его цвета, хотя название и одинаково с узором римских мечей, в которых, как ранее считалось, термин «розовый» относился к фрагментам узора в форме цветков розы.

Кстати, в этом же альманахе «Клинок» я когда-то опубликовал статью о «харалужной» стали русских мечей, упоминаемых в «Слове о полку Игореве», где рассматривал историю и способы получения такого «цветочно-розового» дамаска. А вот сейчас даже и не знаю, насколько истинны были приведенные там сведения о римском «розовом дамаске», о котором в современной русскоязычной литературе написано всего лишь пару строк и то в стиле простого упоминания - Гуревичем и ещё, кажется, Басовым. Кто сегодня может с уверенностью утверждать, что римляне не могли делать и не делали метеоритного дамаска с цветным отливом? Вот вам (да и мне) свежая загадка – что теперь считать истинным «розовым дамаском»? И где найти древние первоисточники, в которых он упоминается? Ох, и умён же был Сократ, который сказал, что он знает лишь то, что ничего не знает…

Метеоритный дамаск.

Однако, продолжим. Последовательно и не спеша пройдя этапы от использования синтетического метеоритного железа до ковки и кузнечной сварки метеорита природного, я счёл интересным и возможным сделать ещё шаг – отковать клинок из небесного металла целиком, из одного куска. Метеоритный дамаск на Западе изготавливают многие мастера (вероятно, скоро и у нас его будет навалом), но я не читал и не слышал, чтобы в современном мире кто-либо из мастеров отковал такой клинок, поэтому и воспринял это как своего рода творческо-технологический вызов. Кроме того, поскольку я специализируюсь на узорчатых сталях, мне было интересно посмотреть, как проявится узор на кованном небесном булате. И проявится ли вообще.

Немецкие кузнецы, работавшие с разными сортами метеоритного железа, утверждают, что узор не сохраняется. Во всяком случае, не сохраняется при применяемых ими технологиях, что и не удивительно. Для получения заготовки клинка они несколько раз расплющивают, складывают и проваривают растрескивающиеся куски метеоритного железа, поэтому и характерный узор металла, представляющий собой резкую неоднородность структуры, успешно размазывается и растворяется до неразличимости. Остается, грубо говоря, голый хим. состав.

Я пошёл совсем другим путем, немного «напряг» собственный опыт и, после пары относительных неудач, отковал клинок классического среднеазиатского пчака. Почему отковал именно пчак? По разным причинам. Во-первых, использование метеоритов в клинках издревле характерно всё же для Востока. Вероятно, подталкивал и некий честолюбивый вызов – сделать то, что вроде бы не удалось придворным оружейникам эмира Бухары.

Углерода в небесном металле нет, а изготавливать совсем уж декоративный из-за отсутствия твердости клинок противно моим принципам. Пришлось лезвие начерно отшлифованного клинка науглеродить путем цементации, после чего закалить клинок обычным порядком. Науглероженная, твердая часть клинка образовала чётко видимую тёмную область, как своего рода «хамон» японских мечей. А узор? Что же, узор проявился во всей красе. Примечательно, что вид узора примерно одинаков на всех частях клинка – и на твердой, и на мягкой, на насыщенной углеродом и на лишённой его. Предоставляю читателям самим подумать, почему так получилось и чем, собственно, образован этот узор при таком хим. составе. Не всё же разжевывать? Тем более, что я и сам толком не знаю. В общем, принцип Сократа в действии.

Ах, да… Забыл сказать, как именно я отковал этот клинок из «небесного булата». Очень просто – применив земную булатную технологию. Большого куска мне раздобыть не удалось, поэтому набрал мелкие кусочки метеоритов нескольких сортов, переплавил их в своей печи по булатной технологи, а полученный слиток расковал на булатных же режимах. Что тут сложного – из узорчатого слитка получился узорчатый клинок. Здесь сработал мой своего рода «булатный рефлекс», потому что когда я ещё только начинал исследования булата, то уже видел проявления его технологий повсюду - и в перистых облаках, и в лужице засохшей краски. Так и в метеорите разглядел булатный слиток. Разве что выплавленный в космосе и не человеком…

Пчак "Бухара".

Небесный булат.

Дальше снова проявились «мозговые изыски» художников. Ещё до начала работы над ним изделие задумывалось как отображение, синтез и слияние небесного и земного, традиции и современности, природы и человека. Клинок традиционного, древнего типа из природного, небесного металла отделяет от рукояти гарда из циркония – металла, применяемого в атомных реакторах. Таким образом удалось внести идею современности и науки. Если угодно, человека и его искусства. Рукоять изготовлена из нефрита, т.е. из природного и традиционного материала, но, в отличие от клинка, материала земного. Ведь камень и сам по себе земля… Ну, а для пущей связи с Востоком прекрасный гравер Андрей Головин украсил клинок тонкой насечкой арабесками, т.е. используемым арабами растительным орнаментом. Так сказать, подтянули Месопотамию.

Ну, что еще сказать про клинки из небесного металла? Чисто с практической точки зрения, по своим механическим характеристикам материал этот не сулит и не даёт в действительности ничего особо выдающегося. Даже наоборот, в чистом виде для клинков практических ножей он малопригоден. Если его не закаливать, а просто упрочнять холодной ковкой, как и делали тысячи лет назад, он хотя и превосходит обычное железо, всё же уступает современной стали. И науглероживание с закалкой не намного улучшает режущие свойства из-за наличия громадных по сегодняшним меркам примесей фосфора и серы. Лезвие получается хрупким. Даже опытному мастеру нужно немало потрудиться, чтобы поднять его свойства до уровня приличной клинковой стали.

Другое дело редкость и престижность клинков из небесного металла. Тут мало что может с ними соперничать, потому что по восточным понятиям сокровище должно непременно обладать тремя свойствами - редкостью, стоимостью и чистотой (в духовном смысле). Если с первыми двумя все более-менее ясно (они в безусловном наличии), то задуматься о более тонких материях, пожалуй, стоит.

Не хочу и не могу долго растекаться мыслью по древу на эту тему, поэтому скажу лишь о том, что заметил сам. Например, у Андрея Колесникова после работы над «Иным» проявилась сильнейшая аллергия на редкие породы дерева типа эбена или палисандра – малейшая пылинка приводила к ожогам и воспалению легких. Немалое неудобство для художника-оружейника, изготавливающего рукояти, поэтому теперь приходится работать с пылесосом и в изолирующем противогазе. Другой мастер, Андрей Головин, вёз пчак «Бухара» для заказа коробки и попал в серьёзную аварию – машина в хлам, но рад, что сам цел. В довесок ко всему оба мастера через пару месяцев после окончания работы над этими вещами по разным причинам лишились мастерских, так что успешно работать практически негде. Ну, ещё и камнерез сильно распорол руку, обрабатывая нефрит для того же пчака – камень вырвало из станка. Грубо говоря, основные причастные так или иначе «попали на бабки». Да и здоровья не улучшили. Забавно, но даже интернетовская ножевая конференция помимо воли участников практически прекратила существование через пару недель после того, как я выложил в неё для обозрения и обсуждения картинку своего метеоритного пчака. Занятно…

[Хм. Вот и проверим, не случится ли чего с КОНТом...]

Является ли эта видимая связь последствий всего лишь призраком настороженного воображения, или всё же есть какие-то скрытые, но реально проявляющиеся закономерности и запреты? Честно говоря, не знаю. Мнения слышал разные. Думаю, что даже при самом серьёзном отношении всё же не надо забывать старое правило – не валить в одну кучу «после того, как» и «вследствие того, что». Действительно, неприятные события, реально последовавшие после работы с метеоритом, совершенно не обязательно произошли именно вследствие работы с ним. И всё же…

Общее, усредненное мнение и настроение кузнецов по поводу железных метеоритов довольно точно выразил один пока не слишком известный, но думающий исследователь булата. Эти железяки, – сказал он мне, миллионы лет болтались где-то меж звёзд и кто знает, чего там с ними происходило и что на них влияло, оставляя след. Поэтому, если не хочешь перемен, лучше держаться от них подальше.

Да уж, перемен. Какое ёмкое слово...

Авторы: Леонид и Мария Архангельские.

"Тигр". Изготовлен Марией.

Бонусы:

Последние два, это, так называемые "парЕньские" ножи. Отдельная история...

P.S. Чуть не забыл.

В Швеции работает завод Damasteel. Выпускает заготовки сталей с самыми разнообразными рисунками. Вот некоторые:

Ну и всё в таком же духе.

Вот, что из этого получается, у ножевых дел мастеров, со всего света.

В общем, понятно, да? Я например, узнал о промышленном производстве дамаскобулата, только в процессе написания, больше оформления, разумеется, этой статьи. Это не дамаск, а скорее, булат, но об этом в другой раз.

И да, я ничего не перепутал, златоустовский нож сделан из шведского дамастила, как и большинство его собратьев по всему миру.

Мне уже начали сниться ножи, надо взять паузу... :))

Предыдущая статья про Хоролуг, ниже.

ХОРОЛУГ.


В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Продолжение следует...
  • Прекрасное погружение в тему! А за бонус - отдельное спасибо! +++
  • И снова повторюсь - Красотища! Всё-таки у человека на генетическом уровне заложено желание обладать "железным зубом".))
  • Какие красивые УХ!!!!!
  • Очень уважаю, когда у людей руки растут из нужного места!