Довожу до сведения всезнающих альтернативщиков, что им в очередной раз навесили лапшу на уши!
Прежде всего выясняем историю появления этого портрета.
Граф Клаудио Линати
Маркос Клаудио Марсело Антонио Помпейо Блас Хуан Линати родился в благородной семье, проживавшей в герцогстве Парма 1 февраля 1790. Получив юридической образование, он не удовлетворился этим и приступил к изучению надавно изобретённой техники печати - литографии. В один прекрасный момент, он оказался в Мексике с миссией изучения мексиканского побережья для устройства портов и мест для размещения машин горнодобывающих компаний. В Мексике он прожил с 1825 по 1826 г. весьма ярко и бурно. Организовал первую политическую газету и оказался между двумя конкурирующими политическими компаниями вольных каменщиков. Поэтому был вынужден отбыть в Европу. Пребывание в Мексике оставило в его душе и в уме незабываемый след. В Европе в 1828г он выпускает первую книгу литографий, посвящённую мексиканцам с 49 литографиями: "Гражданские, военные и религиозные костюмы Мексики". И первой (единственной чёрно-белой) литографией в его книге был портрет Монтесумы: “Moctezuouma Xocotin, dernier Empereir du Méxique, peint par orde de Fernand Cortez”.
Moctesuma, Литография С. Линати
по материалам http://eliasjorge4.blogspot.ru... и http://ru.knowledgr.com/179550...
Итак, с авторством портрета мы разобрались. И со временем его появления - тоже. Но не выяснили, почему на его головном уборе изображён герб совсем не ацтекский.
"Есть и такие описания, составленные под впечатлением первой встречи европейцев с тлатоани:
«Это был мужчина около 40 лет. высокого роста, с лицом хищной птицы. На его голове развевался огромный головной убор из пурпурно-зеленых перьев, усыпанных жемчугом и бирюзой. Плащ Монтесумы представлял собой настоящее чудо ремесленного искусства: тысячи перьев всех цветов радуги сливались в ослепительно богатый орнамент. Весь царский наряд блистал золотом и драгоценными камнями. Даже подошвы его башмаков были сделаны из чистого золота»;
"На Монтесуме были богатые одежды, плащ, украшенный драгоценностями, на голове - легкая корона из золота, на ногах - сандалии тоже золотые, с кожаными тесемками, украшенные дорогими каменьями. Четверо приближенных несли его паланкин, инкрустированный золотыми пластинами, под балдахином из зеленых перьев, также украшенным золотом. Правителя сопровождали двести знатных вельмож, выделявшихся своей богатой одеждой, но босых. Перед паланкином шествовали три сановника с золотыми жезлами в руках, которые они то и дело поднимали, оповещая народ о появлении державного правителя".
там же:
"Девятый тлатоани Теночтитлана родился в 1467. Его отцом был Ашайакатль, один из внуков Монтесумы I, правивший ацтеками с 1469 до 1481 года. Главой государства его выбирают в 1502 году (по другим данным в 1503 или в 1511 году)....К моменту выбора, Мотекусома II уже имел чин тлакатекатля и занимал пост главного жреца племенного бога Уитцилопочтли."
http://www.indiansworld.org/mo...
Кроме этого, Моктесума был и хорошо зарекомендовавшим себя военноначальником ацтеков. Понятно, что до прихода испанцев, Моктесума имел свои знаки власти.
По общему мнению, доиспанской эмблемой Моктесумы II был ягуар, изображения которого были вырезаны на стенах его дворцов. Ягуар был и в его гербе, оставленном для потомков.
Ягуар Моктесумы
Изображение герба ацтеков в Кодексе Мендоза
Кодекс Мендоса или Кодекс Мендосиано (исп. Códice Mendoza), приблизительно в 1547 году был создан анонимным автором в Мехико.
Это ацтекский рукописный кодекс, сохранившийся лучше других кодексов ацтеков.
Государственный флаг и герб Мексиканских Соединённых Штатов
"К приходу экспедиции Хернандо Кортеса в 16 веке мощнейшей цивилизацией здесь были ацтеки. Ко времени появления в Мексике испанцев владения императора ацтеков Монтесумы (Моктесумы) II простирались на юг до Оахаки, на запад до Мичоакана и на восток до Мексиканского залива. ... Слухи о богатствах Мексики привлекли внимание испанских конкистадоров. Первый зафиксированный контакт европейцев с народами Месоамерики произошел в 1511, когда у полуострова Юкатан потерпело кораблекрушение испанское судно, следовавшее из Панамы на остров Эспаньолу (совр. Гаити). Один из оставшихся в живых членов команды, Херонимо де Агилар, долгое время жил с майя, выучил их язык и восемь лет спустя стал переводчиком в экспедиции Эрнана Кортеса. Целенаправленное исследование и завоевание Мексики началось в 1517 под руководством губернатора Кубы Диего Веласкеса. Он послал к берегам Мексиканского залива три экспедиции: первую в 1517 возглавил Франсиско Эрнандес де Кордова, вторую (1518) – Хуан де Грихальва и третью (1519) – Эрнан Кортес.
В последний момент губернатор приказал заменить Кортеса на посту командующего, но 10 февраля 1519 тот самовольно отплыл в Мексику на 11 кораблях, вместивших 550 людей и 16 лошадей. На Юкатане Кортес взял с собой Агилара, а в стране табасков индейскую девушку-рабыню Малинче (позже окрещенную Мариной), которая служила ему переводчиком.
(О Малинче здесь http://www.indiansworld.org/ma... )
Встреча Кортеса и Монтесумы. Рядом с Кортесом Малинче
На побережье Мексиканского залива он основал поселение Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус (букв. Богатый город Истинного Креста), ставший плацдармом для завоевания страны. Выйдя из подчинения губернатору Кубы, Кортес объявил себя генерал-капитаном. С целью пресечь дезертирство он сжег свои корабли.
Кортес умело использовал противоречия, раздиравшие ацтекское государство, привлек на свою сторону тлашкаланцев и с их помощью за два года взял Теночтитлан и покорил империю."
Практически, правитель империи атцтеков оказался в пленниках Кортеса.
"Во время пребывания испанцев в городе ацтеки возненавидели их и решили изгнать пришельцев, но Монтесума II, хоть и подвергался от испанцев моральным унижениям, находясь фактически их пленником, всё же призвал признать власть испанского короля и его представителя Кортеса, а также покориться им. Во время одного из таких призывов, выступая перед народом на крыше дворца, он был забросан камнями и в дальнейшем, от полученных ран, скончался в возрасте 53 лет. Однако, есть множество других версий от чего умер Монтесума II."
http://www.indiansworld.org/mo...
Видимо, изходя от того факта, что сам Моктесума признавал власть испанского короля над собой и последовали подтверждения владычества Карла V над Моктесумой, в том числе и символически - в изображениях
“Император” Монтесума II был убит во время восстания жителей столицы против пришельцев. Среди погибших в эту Ночь печали (30 июня/1 июля 1520 г.) были сын и дочь правителя. Ещё одна маленькая дочь, Текуичпоцин, после отступления испанцев из города формально (ей тогда было не более 10 лет) стала женой одного из вождей восставших, Кауатемока. Тем самым последний объединил две линии правящего дома, став последним независимым тлатоани (“императором”) ацтеков.
Год спустя Кортес, оправившийся от потерь и получивший подкрепления из Вест-Индии, взял Теночтитлан в осаду. Испанцев сопровождали многочисленные союзники из числа индейских племён, так что падение столицы ацтеков было неизбежным: “Испанцы вернулись… И с ними в город вошли люди из Ксалтокана, Куауитлана, Тенаниокана, Ацкапотцалько, Тлакопана и Койоакана”. Столица империи подверглась разрушениям, затоплению, пожарам и грабежам. Десятки тысяч жителей погибли от тягот осады, болезней или в боях с испанцами и их союзниками. Согласно “Реляции” Фернандо Альбы Иштлильшочитля, среди погибших была “вся ацтекская знать, поскольку если после этого и остались какие-либо сановники и сеньоры, то это были малые дети”. На месте Теночтитлана был основан город колонистов Мехико, но его население не скоро достигло уровня заселённости 200-тысячной столицы ацтеков.
“Последние дни Теночтитлана”. Уильям де Лефтвич Додж.
Что касается части детей погибшего “императора” ацтеков, то они не просто сумели сохранить свои жизни в горниле войн и политических переворотов, но заняли в новой колониальной системе определённое, довольно высокое положение. Сын (от младшей жены) и две дочери Монтесумы II вошли в состав т. н. мексиканской знати, получив от короля Испании титулы, почёт и земельные владения в форме энкомьенд. Будучи включены в состав Pax Hispanica, они быстро усвоили испанские правовые обычаи и законы, что помогало им отстаивать свой высокий статус перед оппонентами из числа испанцев и других индейцев. Среди их методов были судебные иски, прямые обращения к королю и Совету по делам Индий, брачные союзы с представителями испанской знати, занятие государственных должностей в Новой Испании. При этом они сохранили индейскую идентичность, при дворе, в судах и административных инстанциях постоянно ссылаясь на своё происхождение. По словам Джеймса Локхарта, их судьба демонстрирует “как конфликт, так и кооперацию”, “как борьбу, так и выживание”.
Высокий статус потомков Монтесумы поддерживался прежде всего значительными доходами с принадлежащих им земель. Так, дочь Монтесумы, известная как донья Мариана (иначе - Леонора), получила во владение энкомьенду Экатепек и ещё дюжину имений на правах собственности. Энкомьенда подразумевала набор определённых прав и обязанностей (фискальных, административных, духовно-пастырских) в отношении населения определённой территории. Донья Мариана сменила двух испанских мужей и оставила дочь. Её потомки владели энкомьендой на протяжении трёх поколений, пока в начале XVII в. не избавились от неё путём продажи.
Единственный сын девятого “императора” ацтеков, упомянутый в источниках XVI в., это Тлакахуепан, известный у испанцев как Педро Моктесума. Будучи ко времени завоевания Теночтитлана юношей 18-19 лет, Тлакахуепан-Педро стал сотрудничать с испанцами. В современной Мексике, почитающей ацтекское наследие, Тлакахуепан осуждается как “коллаборационист”. Он был своего рода символическим представителем ацтекской знати, который примирился с завоевателями и тем самым легитимировал Конкисту. Во время распределения Кортесом энкомьенд в апреле 1522 г. Педро получил наследственное право взимания доходов с Тулы, губернатором которой он стал. Это был важный стратегический пункт, прикрывающий на севере выход из долины Мехико, с которым дон Педро был связан по линии матери. Последняя приняла крещение вместе с сыном, став доньей Марией.
Педро Моктесума дважды побывал в Испании, будучи принят во время второго визита королём Карлом. Тот официально подтвердил его статус как сына Монтесумы и утвердил герб. На последнем красовались 32 золотые короны - как символ царского происхождения, не встречающийся в гербах испанских грандов со времён объединения Испании Католическими королями. Это было крупное достижение не только для самого дона Педро, но потенциально для всей индейской знати."
Източник http://bande-nere.livejournal....
Золотой ястреб на зелёном поле, окруженный пятью серебряными розами, в сопровождении ягуара; на кайме красного цвета тридцать золотых крон.
Есть также сведения, что Педро Моктесума был крещён и первым получил герб императорского дома ацтеков Мексики, предоставленный королевским указом от 16 февраля 1536. Символично: мексиканский орел на нём изображён в клетке за решеткой, отмеченной инициалами завоевателя императора (Карл V).
На щите герба на золотом поле изображён орёл за двумя красными полосами, на которых (разшифровано рукопожатие на высоком уровне?) надпись золотыми буквами на верхней ленте KI с золотой розой посредине; на нижней ленте ещё две золотые розы с буквой F в центре. Лазурная кайма, составленная перемежающимися серебряными вставками с морскими волнами (четыре волнистые полосы) с приветствием богородице: "Аве Мария" выполненном золотыми буквами. Поверх щита свиты золотая и красная ленты шлема между орлиными крыльями и серебряная лента со словами: "Надейся на Господа"
http://mexicoheraldico.blogspo...
Уже в этом гербе видно подчинённое положение Педро Моктесумы Испанской короне.
Несколько лет назад на аукционе Сотбис было выставлено на продажу полотно картины неизвестного художника.
По поводу изображения на сайте Сотбис была статья. Привожу машинный перевод смоими выделениями:
"Этот портрет последнего императора ацтеков Монтесума является одним из самых важных частей мексиканского колониального искусства; она изображает его в качестве ацтекского короля и субъекта Испании. Одним из наиболее широко воспроизведенных изображением его, он только недавно всплыли после столетия или больше.
Картина написана в натуральную величину показывает Монтесума в полном теле, стоя повернута влево. Его бородатое лицо понурый и меланхоличный. Его расширенная правая рука сжимает скипетр, пустую левую руку сложенную через его туловище.
Фигура носит оголовье Azteca (xiuhuitzolli); европейская корона покоится на подносе перед ее ногами. Защищенный с помощью ювелирных изделий броневой инкрустированный, спортивные красное пальто и юбка разноцветные перья. Ее сандалии украшены филигранью и ацтекского меча (macquahuitl) с головой фигурное ушко орла висит от его талии.
Сцена оформлена волнистой красной занавеской. Фонд не определен. Теплые цвета, настоянный на красной земле. Слова "Монарх Монтесума" украшают нижний правый угол.
Сцена заканчивается внезапно покинул. Европейскую корону и лоток усечены. Монтесума, кажется, видит другую фигуру или движение влево. Портрет был почти наверняка вырезаны из более крупной работы.
На первый взгляд, презентация мало решена. Детали достигаются с обильным мазки передают больше смысла и описание. Головка поворачивает налево и крупно образуют острый угол по отношению к прямостоячими тела.
Рентгеновские снимки показывают, что перерисовали голову, криво, привитых на вертикальном корпусе (рисунок 1). Оригинальная голова прямостоячая, с более уверенным лицом. Он носил обруча европейскую корону, Может быть, прообразом один на блюде.
Наиболее примечательно то, что европейскую корону к ногам Монтесумы увенчана мексиканский орел сидит на кактусе, в Tableau основу для ацтеков столицы и национальной эмблемой современной Мексики. Ацтеков xiuhuitzolli на вершине его головы несет на гребне ITS двуглавым орлом Габсбургов, королевский дом Европы и Испании.
Вторя колониальную повествование, в котором сдается свою корону Cortes, Монтесума кажется оставить мексиканский Орел и принимает орла Габсбургов. Она также будет поставлять императорский скипетр с отсутствующей фигуры слева от композиции? Его печаль, вероятно, из-за потери своих предков, чтобы изменить свою позицию по Azteca испанского суверенного субъекта.
Этот акт представления знаменует рождение метисы Мексики. Монтесума поставляет свое коренное прошлое и принимает гибридную будущее слияние двух традиций и обеспечивая визуальную Конституцию для Мексики и ее народа.
Работа несет бремя в то время представления и подрывной деятельности. Монтесума воздерживается европейскую корону и предается их испанских мастеров. В то же время, она сохраняет свою xiuhuitzolli, укрепляя их мексиканского наследия. Часть является поистине мастерским переговоров и защита легитимности коренного императорскому завоевания.
Монтесума может также рассматриваться как воин Священной Римской империи Карла V. Его броня напоминает нагрудный знак, его красный плащ на палудаментум и сандалии украшены некоторые cáligas. Его macquahuitl висит у него на поясе в качестве гладиуса. Хотя в соответствии с бородкой счетов, даже волосы на лице вызывает членов римской и испанской королевской семьи.
Как и в других случаях Новой Испании искусства, работа также имеет церковный характер. Дуэль аспект Монтесума может отражать языческий покаяние за свои грехи. Он горит, как если бы он принял свет Христа. Положение его руки над его сердце подсказывает Святого Сердца Иисуса. Слияние их идентичности европейской Azteca и помнить о судьбе синкретизм пост смешанного контакта богов ацтеков с христианскими святыми. Он представлен как четвертый Мага, король или языческий мудрец, который приветствует корону Иисуса и Христа.
С мастерским значение, портрет вызвал большой интерес. Она была выставлена в Британском музее и Национальном художественном музее в Мексике. Последняя часть работы одинаково загадочным. Авторы 19-го века предположил, что часть может быть окрашена одним из конкистадоров Кортеса. Если это правда, то это было бы единственной испанской жизни портрет Монтесума, но эти предположения не соответствуют утонченность и стиль работы. Вы не можете стоять перед конечным de1600, более 100 лет после завоевания.
Хотя еще не знаю точно, кто написал портрет или когда, она совместима с некоторыми работами художников конца 17-го века Антонио и Мануэль де Арельяно, отец и сын, соответственно, являются одними из первых кандидатов. Некоторые аспекты также соответствуют Хуан Корреа.
Два сценария были предложены относительно происхождения картины.
Портрет, возможно, были вывешены на стенах Tecpan, или королевский дворец в Сантьяго Тлателолко, одним из основных мест Мехико и столицы ацтеков Теночтитлана. Если это так, то, конечно, он служил, чтобы узаконить привилегии и полномочия местного дворянства родной.
Также возможно, что картина была по заказу Viceroy Хосе Сармьенто и Вальядаресом, который правил Испанией с 1696 до 1701. Новая не Женившись члена семьи Монтесума, возможно, хотел возвысить королевскую родословную своей жены. приходит после индийского восстания 1692, в равной степени возможно, что хотел бы успокоить мешиками вельмож.
Совершенно очевидно, что эти две теории не являются взаимоисключающими. Происхождение портрета может исходить от Tecpan и могло произойти с вице-короля. Оба были сильны, чтобы заказать его или присвоить его, хотели бы использовать свои этнополитические тонкостей причины.
В любом случае, несколько учетных записей соглашаются, что картина когда-то принадлежали к потомкам Монтесума, графов Miravalle. Он мог остаться в своих руках в течение некоторого времени.
Кусок вновь появился в начале 19-го века, на волне независимости, когда он стал иконой мексиканской автономии. Он вдохновил много подделок, в том числе один из самых знаковых представлений Монтесума.
К 1820 году, бывший маркиз дель Apartado заказал картину гравировки в Париже. Почти идентичны, отличается в трех ключевых моментах. Фигура держит скипетр для себя, европейскую корону исключается и орел Габсбургов в xiuhuitzolli заменяется мексиканского орла. Пылкая автономист, бывший Marques утверждал образ (и Montezuma), что делает его символом мексиканского суверенитета.
Это травление послужил моделью для одной из наиболее широко распространенных образов Моктесума вокруг 1800. Прескотт воспроизведена гравировка в 1843 году в качестве обложки своего лучшего продавца, История завоевания Мексики. В свою очередь, ее фигура была продублирована и подражали во многих других контекстах, в том числе мультфильма 1878 г. в одном из первых мексиканской авиакомпании. Как ни странно, виньетка показывает билет на голову Моктесума в исходное положение и возвращает благородное поведение, reivindicándolo. Объем живописи и ее значение огромно.
Портрет движения сама по себе в течение последних 200 лет менее ясны. Это могло быть приобретено во время независимости консул США Джеймс Смит Wilcox или мексиканской политической Мариано Рива Паласио. Работа вновь появился в Париже в 1980 году, когда она была приобретена коллекционером Geo Дюпен.
Пока неясно, как он приехал в Париж. Прибытие с бывшим Marques, переехать в Париж? или записывающее Мари Огюст Дельво? Он был взят там французский "Граф" Жан Фредерик Вальдек, мексиканский антикварном любовника, который также сказал, что он был владельцем?
В любом случае, сага продолжается. Без сомнения, работа имеет большое значение для национального наследия Мексики с исключительной этнической и политической значимости. Портрет добавляет новую главу в славной истории, как монарх мексиканский Moctezuma отправляется на новый этап своего долгого путешествия рассказанного.
Питер С. Dunham, доктор философии, факультет антропологии, Университет Кливленда. 2012."
http://www.sothebys.com/en/auc...
Как видно из текста, холст, скорее всего был больше. И некоторые места картины были переписаны. Например, голова Моктесумы. Политические события в Мексике протекали весьма бурно. Мексике, как колонии, пришлось пройти через борьбу за своё освобождение. Но до того, некоторые представители правящей верхушки были кровными узами связаны с потомками Монтесумы и другой знати атцтеков. Поэтому совсем не удивительно, что на некоторых изображениях Моктесумы II можно видеть двуглавого орла Габсбургов. Кстати, на карте, которая имеется в книге Кортеса, двуглавый орёл Габсбургов тоже имеется.
Думаю, что вера в то, что доколумбовая Америка была частью единой Тартарии, вас оставит :о))) И это:
не смутит вас, ибо на том же аукционе была выставлена ещё одна картина:
На ней изображены Моктесума II и его родственник, получивший при крещении имя Педро, о гербе которого говорилось выше.
Как видим, двуглавых орлов нетути :о)
Оценили 25 человек
40 кармы