Идеологическая неразбериха в современной России. Истоки и причины. Часть 1.

11 3888

Преамбула для ботов: На этот раз тема достаточно важна и интересна для вдумчивого обсуждения, потому все неадекваты будут немедленно идти в бан. Благодарю за понимание. 



Пожалуй ни один вопрос в современной России не вызывает столько споров и недоумения, как вопрос, каким образом в одном государстве, в одно время, при одной власти осмысленная и целенаправленная внешняя политика умудряется соседствовать с полным хаосом в отношении политики внутренней. В том числе в области экономики. При этом я не говорю о правильности, эффективности или патриотичности той и другой. Лишь о внутренней целостности и противоречивости. Не стану утверждать, что мне целиком и полностью понятны истоки этой проблемы, однако рискну предположить и попробовать обосновать, что корни этакой показательной «шизофрении» лежат в области идеологии.

Начну с чисто теоретических вопросов, без которых все дальнейшее может быть непонятным. Что такое собственно идеология, которая официально запрещена ныне конституцией в нашей стране на государственном уровне?  

Есть устоявшаяся иерархия логических понятий, на основе которых планируется и осуществляется человеческая деятельность. Всю ее я приводить не буду, но верхние уровни этой иерархии в рамках обсуждаемой темы представляют определенный интерес. 

Самое важное понятие в этой иерархии это понятие «Смысл». Смысл отвечает на казалось бы простой, но основополагающий вопрос - «Зачем». Зачем человеком или обществом осуществляется та или иная деятельность. Смысл представляет собой некое пространство возможностей, в рамках которых деятельность человека и общества может быть признана для него самого полезной, то есть разумной или другими словами осмысленной – содержащей мысль. 

Но это пространство настолько обширно и разнообразно, что осуществлять даже внутри него деятельность сразу по всем направлениям нереально. А потому человек разумный выбирает в нем некие точки (области), которые сам для себя именует «Цели». То есть указывает ориентиры, двигаясь к которым этот самый человек (общество) собирается достичь некоторых желаемых результатов. В сфере общественного взаимодействия эти цели часто именуются «Политиками». 

Движение от стартовой точки к цели далеко не всегда бывает прямым. Более того, если не ставить перед собой цель пробить лбом крепкие ворота, как тот баран, а двигаться к цели как желаемому любой ценой результату с учетом реальных возможностей и окружающего пространства, которое отнюдь не обязано способствовать этим устремлениям, то путь практически никогда не бывает прямым.  А оптимальную, сколь угодно извилистую, но обладающую максимальными шансами привести к цели траекторию движения принято называть «Стратегией».

В принципе этих уровней для рассмотрения вопроса о сущности идеологии нам было бы достаточно, если бы не одно но. Когда речь идет об отдельно взятом человеке или любой внутренне консолидированной группе, лишенной внутренних противоречий, то цепочка «Смысл-Цель-Стратегия» проста и понятна. Однако, крупные человеческие сообщества, которыми являются государства, невозможно охарактеризовать таковыми даже с максимальной натяжкой. Они буквально сотканы из внутренних противоречий между своими членами вплоть до противоположных представлений если не о смысле, то о целях уж точно. Это неизбежно порождает даже не двойственность, а множественность понятий. 

«Смысл», сформулированный в максимально общих терминах, являющихся приемлемыми для любого человека, может себе позволить некую нечеткую однозначность по типу (например) «Благополучие и высокий уровень жизни всем членам общества».  Ну кто в здравом уме откажется от таких пожеланий и устремлений?  

На уровне целей некоторая неоднозначность тоже присутствует, но конкретики уже больше. Например, «даешь молодость, богатство и здоровье, ибо быть молодым, богатым и здоровым лучше, чем старым, бедным и больным». То есть «Благополучие» как некое общее пространство получает конкретные образы, в которых это понятие воплощается. Но уже на этом уровне в формулировках появляется некоторое лукавство. Формально эти тезисы касаются всех. А в реальности всему обществу предлагается работать на то, чтобы эти самые молодость, богатство и здоровье полагались в первую очередь наиболее достойным его членам. А это у нас кто? Власть в первую очередь. Те, кто составляет ее основание в средних слоях государственного аппарата, во вторую. Те, на «штыках» и деньгах которых, она чувствует себя защищенной, в третью. Ну а все остальные потом. «В очередь, сукины дети». Ну а поскольку ресурсов, времени и всего прочего постоянно не хватает, то до всех прочих очередь не дойдет никогда, ибо нет предела совершенства для первых, вторых и третьих. Если резюмировать, то цели разделяются на истинные, преследуемые управляющим классом, и декларируемые в привлекательных для всего общества терминах.

На уровне стратегий достижения реальных и декларируемых целей все еще более запутано. Во-первых, их одновременно некое множество для разных категорий граждан. Власть ищет пути защиты от внешних недругов и укрепления внутреннего порядка. Ученые изобретают методы борьбы с болезнями и продления молодости, а заодно разрабатывают средства укрепления обороноспособности. Бизнес в борьбе с внешними конкурентами должен позаботиться о неуклонном росте уровня жизни общества, а заодно обеспечить ресурсами все устремления власти и ученых. А простые граждане упорным трудом подкрепить и обеспечить успех всех вышеназванных. Ну а всевозможные деятели культуры придать всему этому процессу привлекательность, да наполнить жизнь общества не только праведными трудами, но и развлечениями и удовольствиями. Но это в теории. А на практике все на несколько порядков сложнее. Донорами для всех категорий властителей, ученых, бизнесменов и деятелей культуры выступают простые люди. Но они же всегда и везде находятся в наименее привилегированном положении.

Если перевести все описанное в термины социологии и с привязкой к идеологии, то идеология представляет собой совокупность идей, которые удовлетворяют следующим требованиям: 
1.    Обеспечивает обществом достижение целей, которые ставит перед собой управляющий класс.
2.    Исключает жесткие противоречия между соционическими квадрами (аристократией (воинами), жрецами, купцами и крестьянами).
3.    Убеждает подчиненные квадры в том, что методы управления ими со стороны правящих являются правильными с точки зрения мироустройства и относительно справедливыми.

Про соционические квадры я вспомнил не случайно. Хоть их название до определенной степени условно, в основе лежат две важнейших дуальности, характеризующих тот или иной психо- и социотип. Это дуальность Дух-материя и дуальность Пространство-время. В зависимости от внутренних приоритетов человек автоматически относится к тому или иному социотипу или квадре. Эти особенности психики и мировосприятия каждого человека в очень относительной степени зависящие от его происхождения и формальной принадлежности к той или иной страте общества. Жрец всегда живет приматом  Духа и Времени. Для него важнее всего в жизни, чтобы его Идеи жили и процветали во времени, даже когда его самого уже не будет. Воин (аристократ) живет Духом и Материей. Его абсолютный приоритет это завоевание и удержание подконтрольного жизненного пространства. Купец это примат Материи и Времени. Самое важного для него – развитие капитала и накопление богатства во времени. Крестьянин имеет приоритеты в виде Материи и Пространства. То есть роста уровня жизни и благосостояния на подконтрольном участке территории. Посему нет ничего удивительного, что в любой общественной группе или классе могут и постоянно рождаются представители всех четырех социотипов. Лишь в очень небольшой степени на процесс формирования личности в этом плане способно повлиять образование и воспитание.

Применительно к сказанному идеология есть формализованное в терминах и понятиях мироустройство и устои того или иного общества. И в зависимости от того, из каких основных социотипов это общество состоит, идеология неизбежно принимает ту или иную направленность. Применительно к российскому обществу, состоящему почти на 90% из крестьян и почти на 10% из аристократии, идеология практически всегда объясняет, почему крестьяне должны терпеть и содержать аристократию. Усугубляется этот вопрос тем, что жреческая квадра, наиболее приспособленная по своему социотипу к формулированию идеологии, в нашей стране фактически является запрещенной, то есть практически отсутствующей. 

Если брать идеальное сбалансированное общество, то каждая квадра имеет свое предназначение, находящееся в гармонии с остальными. Жрецы познают мир, формируют перспективные цели для общества и обеспечивают необходимый уровень культуры и образования общества для того, чтобы оно оказывалось способным эти цели достичь. Это созидание в нематериальной, духовной сфере. Купцы заняты созиданием в материальной сфере, обеспечивают богатство и процветание общества. Воины обеспечивают обороноспособность и защиту общества от внешних и внутренних врагов, порядок в разрешении любых внутренних конфликтов. Они организуют жизнь соответственно идеям и целям, сформулированным жрецами. Крестьяне подкрепляют это своим трудом. Но никакое реальное общество таковым не является. В каждом реальном государстве массово представлены только две квадры из четырех, третья в загоне, а четвертая практически отсутствует. Но поскольку социальные функции остаются, то их реализацией вынуждены заниматься совершенно не те, кто для этого предназначен. И получающийся суррогат как правило выглядит достаточно уродливым. Например, аристократия, исполняющая функции жрецов постоянно нацеливает общество на борьбу с врагами, даже в тех случаях, когда эти враги отсутствуют. В том числе и путем постоянного разоблачения «врагов» в собственных рядах для поддержания нужного тонуса. Она же в роли купцов, не способная к творческому созиданию материальных благ, занимается откровенным рэкетом, порождает коррупцию.  Что могут творить купцы в роли жрецов, можно наглядно увидеть на примере современного Запада, готового продать все и вся, даже собственные страны ради прибыли и сохранения капиталов. Ну а жрецы в роли аристократии, это Европа времен инквизиции или в современном мире Северная Корея.

Итак, для более четкого понимания. Жрецы – Создатели духовного наследия общества. Купцы – Созидатели его материального богатства. Аристократия – Организаторы порядка в жизни общества. Крестьяне – воплотители миропорядка и хранители традиций на массовом низовом уровне.

(Продолжение следует....)

chipstone

Сон на рассвете: Дед, я тебя помню!..

За окном апрель и, казалось бы, ничего не изменилось: наша страна готовится к своему главному празднику – Светлому Дню Победы. Так было 69 лет.Но в годовщину 70-летия было бы неправильн...

Обзор движения фронта с 29 апреля по 5 мая. Карты

Предупреждение, карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка в СВО на апрель 2024-го года.Армия России смогла устро...

Обсудить
  • Очень интересно. Правильное целеполагание в направлении русла божьего промысла – вот и вся идеология.
  • «Благополучие и высокий уровень жизни всем членам общества»-- вот Вы сами и ответили на вопрос о смысле и цели существования общества, объединённого государством. "Самое важное понятие в этой иерархии это понятие «Смысл». Смысл отвечает на казалось бы простой, но основополагающий вопрос - «Зачем». Зачем человеком или обществом осуществляется та или иная деятельность" -- для благополучия и высокого уровня жизни всем членам общества -- опять возвращаемся к простому определению смысла. А вот стратегия не так уж важна в цепочке, т.к. она естественно вырабатывается при наличии первых двух--цели и смысла. Стратегия-- это инструмент для продвижения к цели.
    • AlexTk
    • 4 октября 2016 г. 21:54
    Что-то я не понял. Северную Корею автор похвалил или поругал? Или просто сравнил с инквизицией?
  • ... все неадекваты будут немедленно идти в бан ... устоявшаяся иерархия логических понятий ... жесткие противоречия между соционическими квадрами ... в основе лежат две важнейших дуальности ... человек автоматически относится к тому или иному социотипу или квадре Простите, но, сука, сложно... Вы очень умный, я не осилил... Читал и чуть не йопнулся....
  • "Купцы созидатели материального богатства".Но они не создают его,материальное богатство, они его покупают и перепродают,то есть используют для обогащения себя.Значит они из квадры аристократов(воинов)?В коммерции будет постоянный передел собственности и ,простите,плевать им на материальное благосостояние общества.Наша коммерция вышла из партэлиты(аристократы), и вот и получается такая жуткая свистопляска - грабят собственную страну,как захваченную.