Базилика Сен-Дени в чёрно-белых фотографиях

0 4536

Saint-Denis


Отношение к смерти у французов особое. Не словно к празднику, как это было в древние времена, но и не паническое. Оттого короли и королевы на надгробьях в базилике Сен-Дени изображены с открытыми глазами, обращёнными на Восток – в ожидании воскрешения.

«Французы не боятся смерти, – уверен французский фотохудожник Жан Кристоф Балло, чья фотовыставка чёрно-белых фотографий усыпальницы французской монархов Сен-Дени доступна сегодня каждому в соборе великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости. – Надо сказать, что короли и королевы Франции были христианами, для которых смерть – это возможность перейти в иной мир. Я много путешествовал и видел, что в Мексике, например, праздник смерти – это праздник веселья, который даёт возможность встретиться со своими предками. Можно сказать, что и базилика Сен-Дени, и собор Петропавловской крепости – это не просто исторические памятники, а места, которые позволяют говорить о смерти, которая делает более осязаемой идею жизни. В моих фотографиях крупные планы женских рук – это символ грации и воплощение жизни».

Итак, 27 сентября фотовыставка французского мастера Жана Кристофа Балло «СКУЛЬПТУРА БАЗИЛИКИ СЕН-ДЕНИ» открылась для жителей и гостей нашего города в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. На торжественном открытии экспозиции присутствовал не только сам автор фоторабот, но и другие представители Франции. Выставка «СКУЛЬПТУРА БАЗИЛИКИ СЕН-ДЕНИ» продлится до 4 декабря. Поскольку экспозиция расположена в великокняжеской усыпальнице, то и попасть сюда можно по входному билету в собор Петропавловской крепости.

Saint-Denis


Директор Французского института в Санкт-Петербурге г-н Ален Элу подчеркнул, что ему особенно приятно открывать сотрудничество между Россией и Францией именно в Санкт-Петербурге – культурной столице нашего государства. Также г-н Ален Элу пояснил термин «побратимство» в отношении исторических памятников и отметил, что «между Великокняжеской усыпальницей Петропавловской крепости и базиликой Сен-Дени есть много общих черт. Оба памятника имеют богатейшую историю и обладают сокровищами, которые рассказывают нам эту историю. И сегодня мы имеем возможность погрузиться в прошлое благодаря фотографиям Жана Кристофа Балло».

Директор базилики г-н Серж Сантос так охарактеризовал работы фотохудожника: «Жан Кристоф Балло сумел вдохнуть жизнь в каждую скульптуру базилики. Кому, как ни мне знать их все наизусть? Но смотря на его снимки, я вижу их по-новому».

На экспозиции в Великокняжеской усыпальнице представлены 40 чёрно-белых фотографий довольно крупного размера, которые находятся на уровне глаз человека – рассмотреть скульптурные надгробия французских монархов можно во всех подробностях, к тому еж автор часто снимает крупные планы: отдельно – лица, отдельно – руки.
 

Saint-Denis

Saint-Denis


Цитаты:

Серж Сантос, директор базилики Сен-Дени: «Я потрясён вашим городом, я впервые в Петербурге и для меня большая честь, что сегодняшнюю выставку я открываю в Петропавловской крепости. Для меня, как директора базилики, очень важно развитие международного сотрудничества. В нашей королевской усыпальнице мы видим всё больше русских туристов, поэтому в скором времени в базилике Сен-Дени появится аудиогид с экскурсией на русском языке. В отличие от Петропавловской крепости, которая находится в сердце Санкт-Петербурга, наша базилика не может похвастаться таким выгодным расположением: Сен-Дени построена в демократичном районе с одноименным названием. Но у нас много общих черт с Петропавловской крепостью. Например, как и собор Петропавловской крепости, базилика – действующий храм, в котором отдельное пространство занимает музей, попасть в который можно купив билет».

Жан Кристоф Балло, фотохудожник: «Я счастлив, что выставка моих работ проходит в таком замечательном месте, и поэтому благодарен организаторам со стороны Петропавловской крепости и Французского института, что они пригласили меня в Россию.

Отдельное спасибо директору базилики за то, что он позволил мне почувствовать себя в усыпальнице, как дома, как в своей мастерской. При всём уважении к королям и королевам Франции, мне было позволено снять ботинки и забраться на надгробья. Таким образом я сумел сфотографировать и показать людям лица, которые они не могут увидеть с обычного места осмотра. Когда я вступил в такое интимное отношение с королями и королевами, установив нужное оборудование, у меня получилось сделать настоящие портреты. Надо сказать, что скульптуры, которые представлены в базилике Сен-Дени – это с одной стороны, история Франции, а с другой стороны – история скульптуры. Каждый мастер стремится передать в своем работе жизнь, которая наполняет их модели, а моя задача была помочь скульпторам 16-17 веков быть увиденными и понятыми сегодня».
 

La chapelle de la Vierge et ses baies jumelles à vitraux.


Из истории

Базилика Сен-Дени – уникальный историко-архитектурный памятник и национальная святыня французского народа – возведена на месте захоронения первого епископа Парижа и небесного покровителя Франции святого Дионисия, принявшего мученическую смерть около 250 года. Он был обезглавлен римлянами на холме Монмартр и, согласно легенде, взяв в руки свою отрубленную голову, прошел несколько километров и упал на месте, где сейчас находится Сен-Дени, названный в его честь. В V веке по благословлению святой Женевьевы на этом месте была возведена первая церковь. В VII веке король из династии Меровингов Дагоберт I основал здесь монастырь. Аббатство и главная монастырская церковь неоднократно перестраивались.

На протяжении нескольких столетий аббатство Сен-Дени являлось политическим, духовным и культурным центром Франции. Особого расцвета оно достигло в XII веке при аббате Сугерии, который был советником королей Людовика VI и Людовика VII, и даже регентом Франции на время пребывания короля во Втором Крестовом походе. Под его руководством были проведены серьезные работы по реконструкции древней базилики. Возведенный им новый храм стал первым образцом и своеобразным манифестом готического стиля в европейской архитектуре. В это же время базилика Сен-Дени получила официальный статус усыпальницы французских королей и стала хранилищем королевских реликвий. Хотя многих французских королей хоронили здесь задолго до XII века. Например, первой монаршей особой, похороненной здесь во второй половине VI века была королева Арнегунда, жена Хлотаря I, а первым королем, погребенным в аббатстве в 639 году, был Дагоберт I.

В XIII веке при Людовике IX Святом в базилику Сен-Дени был перенесен прах многих его предшественников и членов их семей, похороненных в других местах. Он же в 1265 году заказал 16 надгробных каменных скульптур.

В результате в королевском некрополе в базилике Сен-Дени нашли упокоение короли и королевы из династий Меровингов, Каролингов, Капетингов, Валуа, Бурбонов, принцы и принцессы, а также некоторые знатные люди государства.

В 1793 году во время Великой Французской революции усыпальница Сен-Дени подверглась разграблению. Тела усопших монархов были эксгумированы, выброшены в общую яму, облиты известью и сожжены. Большую часть королевских надгробий удалось сохранить, благодаря историку, археологу Александру Ленуару, работавшему в созданной Конвентом Комиссии искусств. Статуи Сен-Дени были сначала отправлены в хранилище комиссии, а затем переданы в Музей французских памятников для образовательных целей.

В 1806 году по приказу Наполеона I в здании базилики снова была открыта церковь. Функция усыпальницы французских монархов была возвращена аббатству Сен-Дени при Людовике XVIII: королевские останки были собраны в «братской могиле» и помещены в оссуарий в крипте базилики, в собор вернулись и были установлены в хронологическом порядке уникальные надгробные памятники. Также здесь захоронили тела Людовика XVI и Марии Антуанетты, найденные на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии Людовик XVIII и члены его семьи были погребены в базилике.

На протяжении всего XIX века в соборе велись восстановительные работы. Под руководством знаменитого архитектора Эжена Виоле-ле-Дюка были отреставрированы фасады и внутреннее убранство храма, проведена реорганизация королевских захоронений (гробницы были размещены в том порядке, в котором находятся по сей день).

Сегодня в базилике Сен-Дени можно увидеть более 70 традиционных надгробий со скульптурами, изображающими монархов в лежачем положении и с открытыми глазами в ожидании Воскресения. Среди них есть статуи, заказанные Людовиком Святым, и более поздние образцы. Созданные на протяжении нескольких столетий скульптуры отличаются стилистически и демонстрируют особенности погребальной культуры своего времени. Они дают представление о том, как выглядели, во что одевались французские монархи.

Другой тип памятников в базилике Сен-Дени представляют три мавзолея: Людовика XII и Анны Бретонской; Франциска I, Клод Французской и их троих детей; Генриха II и Екатерины Медичи. Это впечатляющие архитектурно-скульптурные сооружения из мрамора. Они состоят из двух ярусов, где внизу предельно натуралистично изображены нагие тела умерших монархов, а вверху их коленопреклоненные статуи в молитвенных позах. В композиции мавзолеев включены статуи святых, символические фигуры добродетелей, барельефы, запечатлевшие знаменательные события в жизни государства, во время правления усопшего монарха.

Такие же коленопреклоненные фигуры изображают Людовика XVI и Марию Антуанетту (статуи, заказанные Людовиком XVIII, были завершены в 1830-х годах).

Все эти памятники составляют уникальный комплекс мемориальной скульптуры XIII — начала XIX веков, который является одним из крупнейших в мире.

Все снимки чёрно-белые, но это не значит «мрачные». Несколько снимков представляю вашему вниманию:
 

Saint-Denis

Saint-Denis
Надгробье Анны Бретонской, фрагмент.

Saint-Denis

Saint-Denis
Гробница Генриха II и Екатерины Медичи.

Saint-Denis
Гробница Марии-Антуанетты. "Молящаяся".

Saint-Denis
Гробница Людовика Французского. Фрагмент.

Saint-Denis
Гробница Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Фрагмент.

Saint-Denis

Saint-Denis

Saint-Denis

Saint-Denis

Saint-Denis

Saint-Denis

Источник

Это больно, но мы выдержим и это

«Прочитал твой пост "Сила в правде (https://t.me/L0HMATIY/24547)". Правильно всё написал. И видео отличное, сильное.Не в противопоставление, а в дополнение:Мы тоже те, кто не уехал. По ...

Кузькина мать выходит на мировую арену

У журналистов есть противная привычка привязываться к разного рода датам. В конце года они обычно просят подвести итоги и дать прогноз на следующий год. Это при том, что итоги уже и так...