"Река Неглинка, то быстрая, то медленная, протекала под Кузнецким мостом, мимо Кузнецкой слободы, глубоким оврагом шла там, где сейчас располагаются Центральный универмаг, Малый театр, гостиница «Метрополь», и, поворачивая вдоль китайгородской стороны, уходила в направлении нынешнего Александровского сада.
Низменный правый берег Неглинки в весеннее время превращался в долго не просыхавшее болото. По течению реки были сделаны запруды и плотины."
Нужно сказать, что когда-то Неглинка была не маленькой речушкой, а достаточно полноводной так, что наполняла своими водами ров вокруг кремля, на берегах её строились мельницы, а вода её была чиста и прозрачна.
Но постепенно москвичи всё больше стали обращать внимание на территорию рядом с рекой, и вокруг речки начали строиться не только жилые дома, но и бани. Территория застраивалась хаотично. Нередки были пожары. В одно прекрасное время, землю было решено выкупить под строительство частного театра
Таковым было место будущей Театральной площади
В конце XVIII века московский губернский прокурор и большой любитель театра князь Урусов получает привилегию, по которой в течении 10 лет ему предоставляется исключительное право на всякие платные представления в Москве. За это он должен был построить каменный театр, приличный для балов, маскарадов и представлений. Получив привилегию, князь взялся за дело с помощью обрусевшего англичанина, механика Михаила Маддокса.
"Окружение будущего театра было незавидное. Правда, по генеральному плану 1775 года проектировалось снести ряд построек вокруг театра, чтобы образовать здесь площадь, но сделано это не было...
Кузнецкий мост через Неглинку. На другом берегу видно здание Петровского театра
...Проект, макет и строительство театра выполнил Розберг (Христиан Иванович - Взор), малоизвестный и нечего выдающегося не построивший архитектор. Постройка велась энергично, с поражавшей современников быстротой, и через пять месяцев театр был готов. Спешка постройки повлияла на стоимость, и при смете, составленной на 80 000 рублей, театр стоил 130 000 рублей... 30 декабря 1780 года... Петровский театр был открыт...
Старый Петровский театр получил своё название от улицы, на которую он выходил.
«Московские ведомости» от 30 декабря 1780 года сообщали: «...по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры. Что же до желаемой безопасности публичного сего дому касается, то в рассуждении оной, кажется, взяты все всевозможные меры и ничего не упущено, что могло бы служить к совершенному доставлению оной..."
В 1787 году к зданию театра был пристроен маскарадный зал.
Сначала, дело у владельца привилегии пошло в гору. Но вскоре посыпались неприятности. Опасавшаяся в результате событий во Франции вольнодумства в своей стране, Екатерина II учредила надзор за иностранцами в России и обрушилась с придирками на Петровский театр. И было за что "зацепиться"
"...Петровский театр наряду с достоинствами имел и ряд крупных недостатков, послуживших в конечном счёте причиной его гибели. В связи с этим следует упомянуть о чрезвычайно интересных примечаниях на полях альбома Маддокса (экземпляр Московского архитектурного института), сделанных на итальянском языке. В них неизвестный архитектор, возможно, эксперт, исследовавший обстоятельства гибели театра(Жилярди-отец?) перечисляет недостатки театра: все колонны маскарадного зала, должно быть, деревянные, не имели соответствующих опор в нижнем этаже и как бы висели, опираясь лишь на перекрытие пола [2]; “раек-парадиз очень вредил голосу, но импрессарио добивался своей выгоды»; конструкция перекрытия маскарадной «ротунды» была слишком сложной и излишне тяжёлой, почему и осела на 12 вершков; не были сделаны своды в помещениях первого этажа, что вызвало обрушение здания в момент его гибели, и т. д.
Старый Петровский театр, продольный разрез. Видны оставшиеся фундаменты и колонны "висящие" без опоры внизу.
Неизвестный комментатор иронизирует над архитектурными способностями Розберга и над тем, что он хотел будто бы изобрести шестой ордер...
… В 1791 году по приказанию Прозоровского было произведено освидетельствование Петровского театра. Обследовавшие его губернские архитекторы Казаков, Селехов и Карен доносили, что в самом низу под ложами и партером зрительного зала, у поддерживающей их деревянной лестницы, нижние брусья совсем сгнили и более двух лет не смогут простоять. Они предложили увеличить число выходов из театра, приспособить для входа каменную лестницу, не достроенную наверху, предварительно её достроив. По мнению архитекторов, необходимо было сделать ещё две лестницы, что и дало бы всего шесть удобных выходов. Кроме того, необходимо было сделать самый важный выход — большую арку на заднем фасаде театра, с мостом через имеющийся там ров, так, чтобы можно было ввозить внутрь здания огнегасительные орудия и воду..."
князь Иван Семёнович Прозоровский
Прозоровский, бывший по назначению Екатериной главнокомандующим в Москве, установил надзор не только за театром, но и за всеми проживающими в Москве французами (в связи с начавшейся во Франции революцией) и русскими масонами Конечно, Прозоровский не ограничился этой проверкой и, следуя недовольству Екатерины, развязал едва ли не военные действия против владельца театра. Обвинял и за фактическое, и за несуществующее. Театр время от времени прикрывали, что резко снизило финансовые поступления от его деятельности, так что владельцу ремонтировать театр было практически невозможно.
"Материальные затруднения привели Старый Петровский театр к захирению и послужили причиной обветшания его как снаружи, так и внутри."
8 октября 1805 года театр сгорел. Фундаменты остались вместе с остатками стен...
Поскольку в мои планы не входит описывать всю историю Большого Театра, ограничусь лишь сведениями, касающимися его фундамента.
Тормасов Александр Петрович. Боевой генерал сумел проявить себя и на мирном поприще, восстановив сожженную древнюю русскую столицу. Многие современники высоко оценивали деятельность Тормасова по возрождению Первопрестольной.
"В мае 1816 года Александр I утвердил проект Театральной площади, в связи с чем Тормасов приказал Комиссии для строений в Москве представить план обгорелого Старого Петровского театра и предполагаемый план нового театра...: «сочинить проэкт театру сообразно со стенами Старого Петровского театра, и буде где нужно, то и с пристройками, дабы можно было из того видеть и мысль, и способности каждого»."
Заняться организацией разработки проекта и привлечением архитекторов было поручено Осипу Ивановичу Бове.
Бове (на акварели неизвестного художника)
"В июле 1820 года была произведена расчистка обгорелого здания старого театра. С осени развернулись первые строительные работы; подвозился бут, брёвна, песок. В ноябре были вырыты рвы для фундамента,забиты сваи (всего 2147 штук), так как театр строился на заболоченном грунте.
Разбивка здания и возведение фундаментов производились Бове согласно разработанному им ранее плану театра...
Но самого проекта верхней части в то время ещё не было. Архитекторов Комиссии торопили.
Поперечный разрез маскарадного зала Старого Петровского театра
Как видим из сказанного, в глинистом грунте окрестностей реки Неглинки было вполне логично применение свайного фундамента. Читаем далее
Так, под стенами театра были построены свайные фундаменты. Правда, с некоторыми особенностями
В то же самое время, обмелевшая Неглинка стала помехой растущему городу. Поэтому, практически одновременно со строительством театра велись работы по заточению её в трубу. "Дикий камень", которым была покрыта набережная реки, а также камень со ступеней Кузнецкого моста пустили на строительство театра. Так из этого камня, были устроены базы колонн у центрального входа.
В 1817-19-х годах "ушло" под Александровский сад нижнее течение реки, огибающее Боровицкий холм.
Место, где Неглинка впадает в Москву-реку снимок 1842 года
затем были "упрятаны" средние участки русла (ныне опоры Троицкого моста не омываются водами)
Васнецов А.М. На рассвете у Воскресенского моста (на дальнем плане Троицкий мост)
На участке до Театральной площади Неглинка служила рвом Китай-города. У Иверских ворот в 1601-03 годах через нее был перекинут белокаменный Воскресенский (Курятный) мост.
Уличное движение на Воскресенском мосту в ХVIII веке.
Стена Воскресенского моста в музее археологии Москвы.
Пашенское болото, являющееся истоком Неглинки, было засыпано уже в XXвеке. Вместе с рекой были заключены в подземные трубы и её притоки - различные ключи. В результате, водный режим территории начал изменяться...
Меж тем, был построен новый театр, открытие которого состоялось 6 января 1825 года.
Он просуществовал до 1853 года
"Сильный огонь продолжался около двух суток, весь же пожар - свыше недели.
И снова на тех же фундаментах производились возстановительные работы...
"Вся дальнейшая жизнь Большого театра вплоть до настоящего времени прошла без разрушений и катастроф, подобных пожару 1853 года. Правда, небольшие пожары случались еще несколько раз, например, 27 декабря 1874 года во время антракта при постановке балета «Кашей».
Большой театр в 1857 году
60-е и 70-е годы XIX столетия были годами упадка московских театров. Сказалось то, что петербургская администрация императорских театров сильно сократила отпуск средств на содержание московских театров.
Вслед за реконструкцией Большого театра, проведенной поспешно, недоброкачественно, продолжалась все та же полоса незначительных ремонтов и поправок, пагубно отражавшаяся на состоянии здания Большого театра.
Сразу же после реконструкции стали выявляться недостатки произведенных работ. Уже комиссия, принимавшая здание Большого театра, в составе архитекторов Тюрина, Чичагова и Рихтера вполне справедливо высказала сомнение в прочности связей нововозведенных стен со старыми и резонно опасалась возможности раздельного оседания этих стен. Это вскоре и произошло. Уже в 1858 году в местах соединений старых и новых стен появились трещины, все более и более увеличивавшиеся с годами.
В 1893 году были обнаружены значительные трещины в наружных и внутренних стенах Большого театра. Произведенное обследование показало, что сгнили деревянные сваи, несшие фундамент старого здания Бове. Сваи, длиной в 6,5 м, поставленные в пять рядов, в свое время находились в зыбучем, болотистом грунте. Заключение реки Неглинки в трубу и ряд проведенных работ по устройству дренажей, проложение водопроводных и канализационных линий понизили уровень грунтовых вод. Это и привело к тому, что сгнили верхние части свай, буквально обратившиеся в труху.
Следствием этого была значительная осадка здания, вызвавшая ряд опасных трещин в его стенах. Обследование показало, что осели фундаменты наружных стен за исключением задней пристройки Кавоса. Осел также фундамент внутренней, поперечной стены главного фойе. Появились трещины и в сводах фойе. Угрожающее состояние здания Большого театра требовало его неотложного капитального ремонта. В 1894—1895 годах была проведены большие работы по подведению новых фундаментов под наружные стены. Театр был закрыт для публики на целый год. Работы велись по частям: сначала был подведен фундамент под юго-западную часть стен, затем под торцовую стену за портиком, потом под восточный фасад, выходящий на Петровку. Деревянные сваи были извлечены и заменены фундаментом из белого камня. В 1898 — 1899 годах эти работы были продолжены: был подведен фундамент под внутреннюю стену, несущую коридоры и своды залов фойе. Одновременно была проведена реконструкция сводов фойе и коридоров.
За сравнительно короткий период времени, с 1895 по 1898 год, т. е. с момента обнаружения осадки здания до окончания подведения нового фундамента, здание Большого театра, за исключением более легкого портика, осело на 6 вершков. И. И. Рерберг, говоря в своей статье о работах по подведению фундамента, обратил внимание на хорошо видимою и сейчас разницу уровней базы пилястры стены портика и базы колонны (база колонны значительно выше) и на еще более наглядный перекос архитрава боковой стороны портика.
Здание Большого театра во время работ по подведению фундаментов под стены театра в 1895 году
После подведения фундамента под наружные и внутренние стены прекратилось появление трещин, зато начались деформации на новом участке, казалось вполне гарантированном от всяких случайностей. Было обнаружено оседание заново построенной Кавосом стены, окружающей зрительный зал. Стена с каждым годом оседала все больше и больше, на ней появились значительные трещины, так же как и на сводах прилегающих к ней коридоров, окружающих зрительный зал.
Несмотря на это, не было предпринято никаких серьезных мер против обнаруженного оседания. Построенные в эти годы поперечные стены под коридорами партера не принесли никакой пользы.
В 1902 году во время спектакля произошло оседание внутренней полуциркульной стены зрительного зала, в результате чего нельзя было открыть все выходные двери лож средней части зала. Публике пришлось перелезать через ряд барьеров, разделяющих ложи друг от друга, и проходить через ложи, более близкие к сцене..."
Как вы понимаете, на этом печальная история с фундаментами и стенами Большого театра не закончилась. После революции история спасения театра продолжалась, продолжилась она и после перестройки
Я же цитировала книгу Юрия Дмитриевича Хрипунова "Архитектура Большого театра"
Как видите, основание и фундаменты - дело весьма непростое и очень важное для судьбы любого строения.
Читайте и сравнивайте с тем, как решали задачу основания и фундамента при сооружении памятника Александру II https://cont.ws/post/401662
Оценили 17 человек
28 кармы