Вскрылась правда про «дырявую» границу в Курской области. Разбираем в Telegram

Записки Лоренца Ланга о поездке в Пекин в 1715-1717 гг.

30 7240

1715 г. декабря 2. — Подорожная на проезд от Москвы до Ярославля английскому хирургу Т. Гарвину 1 и инженеру Л. Лангу 2, посланным в Цинскую империю

/л. 1/ Лета 1715-го декабря в 2 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, от Москвы по дороге до Переславля Залесского, до Ерославля по ямом ямщиком, а где ямов нет — всякого чину людем без всякого отлагательства и остановки давать дохтуру иноземцу Тамазу Гаврису, да инженеру Лоренсу Лангу, да при них салдату 15 подвод с телеги и с проводники везде, не издержав ни часу. А за те подводы имать у них прогоны от Москвы до Ерославля на 10 верст по 4 деньги.
По его великого государя указу присланы они были из Санкт-Питербурха к Москве, а ныне они отправляютца с Москвы ис канцелярии Сибирской губернии в Китайское государство 3. /л. 1об./
У сей подорожной великого государя печать.
У подлинного указу припись дьяка Леонтья Кутазникова, справа подьячего Кузьмы Кучюмова.

На той же подорожной подписано:

От Москвы до Ерославля 240 верст. По сей подорожной [169] Архангелогороцкой губернии в городех давать подводы, а за те подводы имать у них прогоны по указу.

Подписал под сим камисар Михаил Белокриницкой.

ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, оп. 5, д. № 2302, лл. 1-1 об. Копия.


Биографические сведения о Лоренце Ланге до его первой поездки в Пекин в 1715-1716 гг. крайне скудны. Они ограничиваются отдельными отрывочными упоминаниями. Немецкий дипломатический представитель, находившийся в России, Х.-В. Вебер встречался с Лангом и называл его шведским инженером. Академик Г.-Ф. Миллер отмечал, что благодаря заботам Петра I Ланг получил возможность учиться в Берлине и там же приобрести знание языков 2. Другой [189] дипломатический представитель — де Лави 3 в 1718 г. в своем донесении французскому министерству из Петербурга сообщал, что Ланг был приемным сыном врача Петра I Арескина. Возможно, это указание служит ключом для объяснения того доверия, которым Ланг пользовался в России, а также причиной, побудившей Петра I обеспечить его поездку в Берлин для получения или скорее всего для завершения образования 4. П.-С. Паллас в предисловии к дневнику Ланга, опубликованному в «Neue Nordische Beitraege», писал, что «агент, а впоследствии иркутский вице-губернатор Лоренц Ланг родом из Стокгольма, в Россию прибыл будучи лейтенантом» 5. Этим в сущности и ограничиваются сведения о жизни Ланга до 1715 г.

В последние годы жизни Лоренц Ланг состоял вице-губернатором Иркутска. Он умер после 1738 г. (точный год его смерти не установлен). Наследники Ланга передали в Академию наук принадлежавшую ему коллекцию китайских вещей, которая и вошла в состав академического музея — Кунсткамеры. В журнале поступлений Музея антропологии и этнографии им. Петра I, организованного на базе Кунсткамеры, сохранилась запись, относящаяся к 1754 г.: «Большое поступление китайских и татарских вещей. Часть из них передана наследниками умершего вице-губернатора Иркутска Ланга...» 6.

Наиболее полные из сохранившихся сведений о жизни Ланга относятся к периоду 1715-1736 гг.

В течение ряда лет Ланг был деятельным участником сношений между Россией и Китаем. О начале его многолетней деятельности на этом поприще Н. В. Кюнер писал: «Петр Великий обнаруживал особый интерес к китайским товарам и, желая ближе познакомиться с лучшими образцами китайских изделий, поручил в 1715 г. шведу Лоренцу Лангу отправиться частным образом в Китай для приобретения некоторых китайских предметов украшения, в особенности печи из фарфора для строившегося тогда Петергофского дворца. Ланг был в 1716 г. в Пекине и купил там много ценных вещей; ими Петр I остался настолько доволен, что, убедившись в деловых талантах своего посланца, назначил его в качестве русского официального торгового агента в Пекине и поручил ему сопровождать в 1719 г. посольство Измайлова» 7.

После 1715-1716 гг. вся биография Ланга была тесно связана с установлением преимущественно торговых сношений России с Китаем. Ланг совершил шесть путешествий из России в Пекин. Он был участником двух исторических посольств в Китай Льва Измайлова и Саввы Рагузинского. При этом во втором, исключительно важном посольстве Рагузинского, установившем взаимоотношения России с Китаем на много лет, Ланг принимал самое активное участие.

Лангу не раз приходилось в течение значительного времени жить в Пекине в качестве русского резидента 8. Он был близок к китайскому двору, налаживал русские дипломатические сношения, бывал на [190] приеме у китайского императора. Наряду с этим Ланг организовывал и сопровождал русские торговые караваны, различными путями направлявшиеся в Пекин. Несомненной заслугой Лоренца Ланга является то, что во время своих путешествий и во время пребывания в Пекине он вел подробные дневники. Сохранилось четыре дневника Ланга, написанных им в разные годы.

http://www.e-rara.ch/bes_1/con...

/л. 2/ Мы, Л. Ланг и врач Карвин 2, начали свое путешествие 18 августа 1715 года 2 водным путем по Неве от Петербурга, получив письма, адресованные китайскому императору. 20-го мы прибыли в Шлиссельбург, 22-го — в Старую Ладогу, расположенную у реки Волхов. Из-за ненастной погоды мы не осмеливались пуститься по Ладожскому озеру. 23-го мы получили судно и продолжили свой путь. По реке Волхов 26-го приехали в Великий Новгород, где заночевали из-за отсутствия подвод. Миновали Торжок и Тверь, и 7 сентября доехали до Москвы.

 Дождливая осенняя погода задержала нас в этом большом, прославленном на весь мир городе до 22 декабря. 22-го мы выехали, и 24-го прибыли в Борислав, 25-го — в Ростов, где заночевали, так как был сильный ветер и не было видно ни зги, 26-го — в Ярославль — оживленный торговый город на Волге. /л. 3/ Здесь у нас были трудности с подводами, так как нам повстречался караван, которому потребовалось много лошадей. 27-го вечером мы выехали из Ярославля, миновали многие деревни и 28-го прибыли в Телятинский ям 3, жители которого предостерегали нас опасаться разбойников, ибо как на всем пути нет более опасного места, чем это. Они уверяли нас, что несколько дней тому назад разбойники напали на скупщиков царевны Натальи Алексеевны, и последние поплатились бы не только своим имуществом, но и жизнью, если бы им на помощь не подоспели крестьяне из близлежащих деревень. 29-го мы проехали оставшуюся половину опасной дороги и добрались до Обнорска 4.

Мы взяли прямой путь на Великий Устюг и 30-го отправились по реке Сухоне 5, которая берет начало из озера Кубенского. Это очень живописная река, с большими красивыми деревнями по обоим берегам, в некоторых местах шириной в версту. Близ Архангельска она впадает в Белое море. От места впадения в нее реки Урги она называется Двина. По Двине все годы совершается большая торговля между Архангельском и Устюжмой, но движение по ней не безопасно, так как она мелководна и имеет очень каменистое дно. /л. 4/

1 января 1716 г. к вечеру мы прибыли в город Тотьму. 2-го получили свежих лошадей, но не проехали и 40 верст, как снова повстречались с частью каравана, для которого были взяты все лошади. До полуночи мы оставались в деревне Кожино 6, но к утру все же проехали 40 верст, достигнув Березовой слободы. 3-го мы проехали 50 верст и прибыли в Бобровское 7, где лошади немного отдохнули, ночью мы проделали еще 40 верст и утром 4-го добрались до деревни Тозьма. 5-го прибыли в Великий Устюг, провели там почти весь день, так как подводы получили только к вечеру, оттуда поехали в деревню Алексеевка, которая в 20 верстах от города. Казалось, что длина версты в этих местах в два раза больше, чем в тех, по которым мы проезжали раньше. 7-го мы доехали до деревни Спас 8, дорога была очень болотистая, узкая и поросшая с обеих сторон кустами. Здесь выпало так много снега, что лошади едва передвигались, но мы все же ехали и ночью и через 50 верст прибыли к двум зимним жилищам. Здесь мы встретили нескольких крестьян, чью речь с трудом могли понять. Местность называется Сирания, а жители — сиренеры 9, и простирается в длину на 70 сиумок. Сиумка содержит 5 верст, или одну малую немецкую милю. /л. 5/ В языке этих людей встречаются слова, которые употребляют лифляндские крестьяне. Жители [этих мест] не знают ни своего происхождения, ни того — откуда они попали в эту страну. Эти люди не всегда живут здесь, так как летом дороги непроезжие. Только зимой они приходят сюда из других деревень, чтобы снабжать путешественников фуражом для лошадей и другим необходимым. Они христиане, но им не знакомы книги и письменные памятники, живут они в таком же неведении, как и их предки.

8-го мы снова проехали 8 сиумок, или 40 верст, и добрались до первой сибирской деревни, 9-го достигли деревни Поголдино. 80 верст мы ехали среди лесной глуши, где [488] не встретилось ни одного жилья. Чтобы выбраться из этого густого леса, мы ехали и ночью. 10-го утром подъехали к большому, густо населенному селу Узкий ям, где получили свежих лошадей. Немного отъехав от села, мы снова попали в лесную глушь. Здесь стоит монастырь Устретинская пустыня, названный по этой пустоши. В этом монастыре живут всего четыре монаха. 11-го мы достигли Кайгорода, где простояли от полуночи до полудня, ожидая новых лошадей. Этот средней величины город лежит у реки Камы, которая здесь делает сильный изгиб и впадает в Волгу. 12-го и, 13-го мы ехали через лесную глушь, 14-го заночевали в деревне Выль 10. /л. 6/

Сользавод в Соликамске

15-го достигли города Соликамска на реке Каме. Этот большой город приобрел известность благодаря купцам, которые там живут. В нем насчитывается 32 солеварни, большинство из них, по сообщениям жителей, достигают 50 саженей глубины. Я сам пробовал эту роду и нашел, что ее долго не удержишь во рту, такая она соленая. У колодцев в земле выкопаны печи, или огненные ямы, над которыми стоят большие железные сковороды. В них постоянно выпаривают соль. Сковороды почти в аршин глубиной и 2,5 сажени в длину. Под такой сковородой всегда горит огонь. Соль белоснежная и такая мелкая, что ее можно принять за муку. Отсюда солью снабжается вся Сибирь, Казань и Астрахань. Люди, работающие в солеварнях, получают деньги не от казны, а от купцов, которым эти солеварни принадлежат. Купцы обязаны поставлять ежегодно его императорскому величеству столько соли, сколько от них потребуют за установленную плату за пуд. Местность между Кайгородом и Соликамском называется Великая Пермия 11. Главный город Великой Пермии — Соликамск. Жители этих мест хотя и исповедуют христианство, но называют себя не русскими, а пермяками. У них свой язык, но он не позволяет решить, какой народ здесь жил в древние времена; у них нет ни письменных памятников, ни книг. Они не знают старинных историй, кроме одной — о русском епископе Степане Великом Пермском, который в далекие времена [отвратил] их от язычества и идолов и обратил в христианскую веру. На вид это рослые и сильные люди. /л. 7/

17-го мы проезжали через горы Верхотурье. Здесь стоял такой сильный мороз, что мы с трудом спасались от него в санях и через каждые двадцать верст останавливались, потому что наши люди отмораживали носы. Высота гор здесь достигает 9 верст. Все они покрыты кустарником и изобилуют дичью. Здесь много соболей, куниц, лисиц, волков, оленей, лосей, козуль, а внизу, у подножия гор, в маленьких речках и болотах водятся и выдры.

18-го мы достигли деревни Спасская, где задержались на некоторое время. Народ, живущий здесь, называется вогулами 12. По внешнему виду вогулы напоминают калмыков, которые тоже живут в области Верхотурья. У них довольно широкие лица, короткие носы и маленькие глаза. Они не знают, как попали в эту местность. Язык их отличен от языка калмыков. Их недавно окрестили по повелению генерал-губернатора Сибири князя Гагарина, но живут они по-прежнему в глубоком неведении. Крещение принесло им мало пользы, так как они не видят различия между христианством и язычеством, но надо надеяться на лучшее в отношении их детей и потомков. Так как мы задержались у этих людей, то я полюбопытствовал, какие были у них идолы до обращения в христианство. Они ответили, что у них в лесу на дереве висел маленький идол. Когда у них появлялось желание, они падали перед ним на колени, громко кричали и смотрели вверх. Но смысла этого крика я так и не узнал. /л. 8/

Они только сказали мне, что каждый из них кричал, следуя своей фантазии. Далее я спросил их, почему же они смотрят вверх и знают ли они, что там есть бог, которому известны все деяния и помыслы людей. Но они ответили мне, что небо, пожалуй, слишком высоко, и могут ли они знать есть ли там бог или нет, а когда они были язычниками они молились только о том, чтобы не испытывать голода. Затем я спросил их, чувствуют ли они разницу, когда молятся настоящему живому богу или поклоняются своему. Они ответили, что особой разницы не чувствуют, и это их мало трогает, был бы только хлеб.

г. Верхотурье

19-го прибыли мы в деревню Караул, 20-го утром — в Верхотурье. Этот город довольно большой. Часть его жителей — купцы. Он укреплен несколько лучше, чем другие, так как здесь тщательно проверяют всех направляющихся в Сибирь или возвращающихся обратно. В этом городе мы получили новых лошадей. 21-го мы проехали по лесной глуши 45 верст. Здесь, у встретившегося нам зимнего жилья, мы остановились, чтобы дать отдых лошадям, в этом лесу водится много диких зверей: соболей, куниц, оленей и лисиц. От зимнего жилья в 45 верстах пути расположена Благовещенская слобода. 22-го, проехав 45 верст, мы достигли небольшого города Епанчин, или Туринский острог 13, названного так по протекающей мимо реке Тура, впадающей в Тобол. О-Епанчине нельзя сообщить ничего особенного кроме того, что в него из окрестных мест ежегодно поставляется много пушнины. Проехав еще 30 верст, мы добрались до деревни Качинская 14, где остались до утра. /л. 9/

24-го мы, проехав 40 верст, добрались до деревни Елкина, миновали реку Тура и заночевали в деревне Каменское 15. 25-го мы миновали слободу Архиерейская Покровская и Березовский ям, 26-го — деревню Шишкина.

27-го [мы приехали в] главный город Сибири — Тобольск. Он расположен на высокой горе и окружен кирпичной стеной. Внутри стены находится монастырь с церковью, [489] за укреплением тоже выстроены церкви, и это придает городу чрезвычайно красивый вид. Внизу, у подножия горы, протекает Иртыш, берущий начало на юге, в, стране калмыков. Вода в нем мутная, так как течет он по болотистой почве, и если воду оставить в какой-либо посуде, то обычно на дне появляется глинистый осадок. Вдоль Иртыша, у горы, расположено красивое предместье. Оно ежегодно страдает от пожаров, и из 300 домов остаются только 2-3. Приблизительно в 3 верстах от города в Иртыш впадает Тобол. Обе реки поворачивают на запад и северо-запад и впадают в Обь. В реках водится стерлядь, щука, карась, окунь, налим; стерлядь здесь хотя и более жирная, но не такая вкусная как та, что водится в Оби, Кети и Енисее. /л. 10/

После того как мы несколько дней провели в Тобольске, 8 февраля мы снова продолжили свое путешествие и 16-го прибыли в город Тару на Иртыше. По мнению местных жителей, расстояние между Тобольском и Тарой 600 верст, но если измерить версты как следует, то можно насчитать и более 1000 16. Между этими городами вдоль Иртыша живут только татары-магометане 17. Это состоятельные люди, но богатство их не в деньгах, и они им придают мало значения, а в хороших лошадях, быках, коровах и овцах.

Редко встречается татарская юрта без трех-четырех телят, привязанных возле очага.

Телят они не продают и не убивают, так как у них существует поверье, что коровы без телят пропадут от тоски.

В отличие от жилищ русских крестьян в юрте нет печи для приготовления пищи. Вместо нее стоит камин 18. Стенки камина изготовлены из ветвей кустарника и обмазаны глиной. Пол вокруг него на пол-аршина ниже остального. Приподнятый пол чуть подальше от камина служит сиденьем, на него садятся и греются. В очаг вмазан большой котел для приготовления пищи. Основная их еда — сухая рыба, которую варят с ячменной мукой. Зерно толкут в деревянной ступке, потом набирают полные горсти муки и едят вместо хлеба. Кладут ее в рот столько, что кажется, что можно задохнуться. Чай пьют тоже с мукой и маслом. /л. 11/

На больших праздниках, например свадьбах, обычно убивают одну или несколько молодых лошадей, в зависимости от числа гостей, чтобы съесть все без остатка. Напитком служит брага из овсяной муки и водка, которую перегоняют из кобыльего молока. Невесту и женщин во время свадеб угощают отдельно, чтобы не было бесчинств.

Одежда сибирских татар мало отличается от русской. Я говорю не о современных русских, которые переняли французские манеры, а о старой русской одежде, которая до сих пор в Сибири в употреблении. Крестьянки по всей России, а особенно в Сибири, носят большие серьги. Но татарки, кажется, носили серьги еще до русских, они продевают кольца не только в уши, но и в нос. Украшения в носу носят обычно те, кто хочет казаться знатным. Небогатые ограничиваются медными ушными украшениями.

Подать, ежегодно выплачиваемая царю, состоит из пушнины: соболей, лис, белки и т. д. Но подать взимает с них и калмыцкий контайша 19. Владения его на западе граничат с Сибирской Татарией. Китайцы называют его Церан-Раптан.

Город Тара расположен на небольшой одноименной реке, впадающей в Иртыш в полутора верстах от города. Он средней величины и окружен частоколом. Здесь путешественники задержались на несколько дней в ожидании смены лошадей. Дальше путь шел через Барабу — большую степь, по ней надо было ехать до Томска. В степи, где встречались болота, росли березы и другие деревья. Зимой там живут татары 20; русские называют их барабинские татары. Летом они перекочевывают на реку Тару и другие небольшие реки. /л. 12/

Татары — язычники и живут очень бедно. Жилища выкапывают в земле, над землей они возвышаются приблизительно на аршин. [В наземной части] они сделаны из жердей и покрыты соломой. В жилище барабинцы держат маленького идола, вырезанного из дерева, по виду напоминающего человека. Он стоит в маленьком ящике в пол-локтя длиной в одежде из различных лоскутьев. Барабинцы называют идола шайтаном и обещают ему шапку или воротник, если он принесет им богатую добычу на охоте.

Едят барабинцы сухую рыбу и муку, а для питья растапливают снег, так как в этой степи другой воды нет. У них мало скота, их лошади ходят по степи и выискивают под снегом пищу. Есть у них и сено, но они его держат только для путешественников, чтобы обменять его на немного табаку; деньгами не интересуются. Если они получат табак, то, как бы его ни было мало, они делят его между собой. Если же табака так мало, что им можно наполнить только одну трубку, то ее зажигают, передают друг другу и каждый делает затяжку. Считается, что табак полезен для здоровья. Одежду барабинцы шьют из различного меха. Из меха же делают шапки и чулки. При ранениях, что случается в лесу часто, они берут прут, зажигают его, кладут на рану и ждут пока не образуется зола. При этом они совсем не чувствуют жара. После этого золой смазывают всю рану и места вокруг нее и таким образом лечат. Ежегодно барабинцы платят подать, как и тобольские татары, и русскому царю и контайше.

Среди этих людей встречаются остяки 21. Вероятно, барабинцы происходят от остяков, тем более что /л. 13/ остяки, живущие у Оби, близкие соседи с барабинцами. Вера у них одинаковая: остяки тоже почитают шайтана. Барабинцы небольшого роста, очень некрасивы. У них маленькие глаза, широкие плоские носы и черные спутанные волосы.

После недолгого путешествия по степи 7 марта мы приблизились к реке Томь, на [490] которой выстроен город Томск, а 9 марта достигли Томска. Здесь река раздваивается, огибает город с двух сторон, а затем снова сливается, поворачивает на юго-восток я впадает в Обь.

г. Томск

Город расположен красиво — на горе; в нем много богатых людей. Река изобилует различной рыбой. Город богат хлебом, часть его даже вывозят в другие города. В его окрестностях добывают так много пушнины, как ни в каком другом месте Сибири. Встречаются здесь Телантские белки, которые почти в два раза больше обыкновенных и с белоснежным мехом. В окрестных горах добывают свинец, железо и медь. О серебре не слышно, но золото, по словам шведских пленных, кое-где встречается. В могилах находят изображения, сделанные из золота и серебра: птиц, рыб, идолов, украшения для седел, оправу мундштуков, посуду, кольца, серьги, монеты и многие другие вещи 22. Но не все предметы сделаны из золота и серебра, встречаются также изделия из меди и железа. Отсюда можно заключить, что здесь в прежние времена жили, очевидно, другие народы, не те, которые обитают в настоящее время. /л. 14/ Таких вещей у современных жителей нет, из железа у них сделан только котел, а вся остальная утварь — из березовой коры. В этой местности есть, горы, где встречаются различные кристаллические породы, у их подножий попадаются красивые, но недрагоценные камни разных оттенков. Особенно интересны камни, блеском и твердостью превосходящие богемские алмазы. Но мало любителей, желающих подробно исследовать все это.

11-го мы по хорошему санному пути доехали до реки Чулым, очень извилистой и с мутной водой. На этой реке живут чулымские татары. Они мало отличаются от барабинцев. Но возле реки мы нашли только их пустые жилища, так как зимой чулымские татары вместе с женами и детьми уходят на охоту за соболями и другими зверьми. В лесу они питаются мясом убитых зверей, а дома основной пищей у них служит рыба.

После пятидневной езды по лесу 22-го мы прибыли в Енисейск. Город расположен на реке Енисей, которая течет с востока и юго-востока, протекает мимо города с западной стороны, поворачивает затем на север и впадает в Северный Ледовитый океан. Ширина реки у Енисейска с версту, у Мангазеи же и Туруханска ширина ее доходит до 5 верст. В реке водятся всевозможные рыбы, особенно вкусной считается стерлядь — лучшая во всей стране. Пушнина, добываемая в этой местности (соболи, чернобурые и красные лисицы, а также горностаи и белки), хуже, чем в Тобольске, Таре и Томске.

В окрестностях Енисейска и дальше к Мангазее находят удивительные кости. Они встречаются по берегам рек, в пещерах, где обвалилась земля, и по виду похожи на слоновые бивни. Но бивни слонов более изогнуты. /л. 15/ Другая длина, величина и вес этих костей. Мнения старожилов Сибири относительно этих костей различны. Возможно, эти мнения и фантастичны, но, возможно, это и правда. Многие местные жители верят в то, что эти кости пригнаны сюда всемирным потопом, некоторые считают, что это не ноги, зубы и т. д., принадлежащие животному, а кости, самозародившиеся в земле, но это, конечно, глупо, и я отношу это к их фантазии. Есть и такие, которые верят, что когда-то в Сибири, еще до потопа, был жаркий климат и жили слоны. Во время всемирного потопа одни из них утонули, другие вымерли в результате похолодания, а кости их сохранились в почве вечной мерзлоты. Есть еще и такие, которые утверждают, что под землей живет необыкновенно большой зверь, и его называют мамонт, он не переносит солнца и воздуха. На голове у этого мамонта рог, им он роет землю. Рог и является той костью, похожей на бивень слона, о которой говорилось. Встречаются и такие, которые более основательно рассматривают этот вопрос и думают, что это бегемот, о котором в книге Иова (гл. 40, т. 10) написано: «1. Вот бегемот, которого я создал, как и тебя; он ест траву, как вол. 2. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его. 3. Поворачивает хвостом своим, как кедром: жилы же на бедрах его переплетены. 4. Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья. 5. Это — верх путей божиих: только сотворивший его может приблизить к нему меч свой. 6. Горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют. 7. Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах. 8. Тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его. 9. Вот, он пьет из реки, и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. 10. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» 23. /л. 15/

Если верить, что и в наши дни есть в мире такое животное, которое описал Иов, то не следует даже слишком сомневаться в том, что это тот самый мамонт, кости которого находят в Сибири. Коренные зубы у мамонта снаружи как кость, а внутри подобны металлу и тверды, как камень. Так что трудно решить, что это, собственно, такое. Это животное охотно прячется в тени и тине. Именно в подобных местах в Сибири находят «ости мамонта; большей частью их находят у воды и в болотистых местах, поросших кустарником. Далее, если подумать о написанном у Иова, что горы несут ему пищу, а звери там играют, то следует признать, что в Сибири столько гор, ущелий и диких животных, как ни в каком другом месте на земле. Я убежден, что это кости животного, живущего в настоящее время, ибо, по единодушному утверждению многих заслуживающих доверия людей, они сами видели рога, коренные зубы и ребра, на которых еще была свежая кровь и мясо, и что если бы потрудиться, то можно было бы собрать целый скелет. Таким образом, предыдущая идея, что это слоновые бивни, не правильна, тем [491] более что люди, видевшие кости, похожие на бивни, утверждают, что это не бивни, хотя они внутри не слишком от них отличаются, а рога на голове над носом. Изречения Иова полностью совпадают с мнением сибирских жителей об этом животном, там где написано «посмотрите на него собственными глазами» и т. д., так как они тоже говорят, что о» умрет, как только узреет свет или солнце. Но я не встретил ни одного человека, который бы мне сказал, что он видел такое животное.

(продолжение следует)

Примечания

2. Врач Т. Гарвин. Имя врача «Garwin» упоминается только во французском переводе записок Вебера (Ch. W. Weber. Nouveaux memoires sur Cetat l’Elat present de la Grande Russia on de Moscovie. T. 2, Amsterdam — Paris. 1725, c. 122). В других документах врача называли «Tyames Garvin» и «Tomes Kharfin».

3. Телятинский ям находится, вероятно, около Телятинской мели на р. Волге, между устьями рек Тверцы и Шексны (Географическо-статистический словарь Российской империи. Сост. П. Семенов. T. V. СПб., 1885, с. 92).

4. Обнорск — селение на р. Обнори, протекавшей в Вологодской и Ярославской губерниях. На Обноре расположены 67 селений (там же, т. III, с. 579).

5. Сухона — река в Вологодской губернии, один из двух притоков Северной Двины (там же, т. IV, с. 803).

6. Кожино — деревня Архангелогородской губернии.

7. Бобровское — село Архангелогородской губернии.

8. Спасская слобода — село Архангелогородской губернии (там же, т. IV, с. 703).

9. Имеется в виду район с коми-зырянским населением. Название Сирания, возможно, связано либо с р. Сиранска, впадающей в р. Вычегду, либо со словом «зыряне».

10. Деревня Выль на р. Виль, или Выль, в Устьсысольском уезде.

11. Великая Термия — часть Казанской губернии.

12. Вогулы — современные манси.

13. Туринск основан в 1600 г. воеводой Иваном Лихаревым на месте, где прежде стоял древний татарский город Епанчин, близ которого Ермак разбил татар (Географическо-статистический словарь..., т. V, с. 269).

14. Качинская слобода при протоке р. Тобола (там же, т. II, а 466).

15. Каменское — село Тобольской губернии близ р. Туры (там же, т. II, стр. 465).

16. В данном случае Л. Ланг ошибался. Путь показался ему слишком длинным, вероятно, из-за однообразной природы. Расстояние от Тобольска до Тары — немного более 600 км.

17. Татары, жившие в Тобольской губернии, принадлежали к потомкам Кучумовой орды, смешанным с финскими и другими соседними народами (Географическо-статистический словарь..., т. V, стр. 57).

18. Очевидно, Ланг имел в виду очаг.

19. В 1716-1720 гг. началось резкое обострение русско-джунгарских отношений. Первым спорным вопросом был вопрос о ясаке. Цэван-Рабдан возобновил старую практику посылки сборщиков ясака в те районы и волости, которые русские власти считали подвластными России. Местные жители вынуждены были выплачивать вторую дань, чтобы избежать насилия (И. Я. Златкин. История Джунгарского ханства. М., 1964, с. 341; Г. В. Мелихов. Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.). М., 1974, с. 94, 97-98, 125).

20. Л. Ланг в своих записках называл встречавшиеся ему по пути народы Сибири и Восточной Азии татарами. Название «татары» не совпадает с современным употреблением этого слова. Под собирательным именем татар в средние века, подразумевали почти все народы, населявшие с XIII в. земли «от Волги и Урала до Китая и Японии и от Тибета через всю нагорную Азию до Ледовитого океана» (см.: К. Риттер. Землеведение Азии. Т. I. СПб., 1856, с. 666, прим. П. П. Семенова).

21. Остяки — ханты.

22. Белл также сообщает о том, что вблизи Томска местные жители в курганах находят «золото, серебро, медь, дорогие каменья, остатки от сабель и разное оружие оправы с седел и узд, конские кости...». Сам он видел «многие вещицы из оружия и других редкостей, вынутые из их гробов, и между прочим конный истукан во всем вооружении, вылитый из металла, и весьма искусно выработанный... Несколько изображений диких зверьков из чистого золота, перерезанных плашмя, со многими проверченными в них дырками, и которые, конечно, были на украшение колчанов и конские сбруи» (Белевы путешествия..., СПб., 1776. Ч. 1, с. 189-190). Сообщение о различных древностях, найденных в сибирских могилах, мы находим и у Г. Ф. Миллера (Г. Ф. Миллер. История Сибири. Т. I. М. — Л., с. 520-525).

23. Цит. по: Библия, книги священного писания Ветхого и Нового завета (изд. Библейского общества). [Б. м., б. г.], с. 566.

http://www.vostlit.info/Texts/...

Если бы не экспедиции, и не сотрудничество России с соседями, то карты европейские ещё долго были бы такими "Tabula Septentrionalis Russiae, Samoithiae et Tingosiae, quemadmodum ea ab universali Russia Separata et ab Isaaco Massa descripta est"

http://gallica.bnf.fr/ark:/121...

Кроме того, рекомендую карту, которую я изпользовала для показа маршрута Лоренца Ланга, рассмотреть на предмет множества указанных на ней "звёздных" крепостей в нашей России ещё в начале XVIII века.

Сладкая российская безыдейность

В России, как и в любой другой стране (в любом другом обществе), есть люди, не способные самостоятельно рождать идеи. Более того, они не способны воспринимать сложные идеи. Эту свою нес...

Ростислав Ищенко: США уже смирились с тем, что Россия из-за Украины нанесет прямой удар по НАТО

Я еще в конце 2023 года говорил, что 2024 год пройдет относительно спокойно, поскольку мы просто будем добивать Украину. А вот когда мы ее добьем, все начнется. Мы ее добиваем, и уже вс...

Обсудить
  • Не, ну это уже ни в какие ворота не лезет. Памятники Краснову и Маннергейму еще хоть как то объяснить можно, но Матвею Гагарину...., повешенному по суду Царя и Сената с формулировкой "за лихоимство"?! Да, я не нашел в Записках, где эти басурмане описывают визит к Великому Хаму Тартарскому. Что за безобразие!
  • Спасибо, очень интересно!
  • ++++++!!!!!!!!! Очень интересно. Благодарствую!:-)
  • Достойный муж! Описания достаточно краткие, но интересные! Ждём продолжения!
    • SVD
    • 21 октября 2016 г. 10:04
    Интересная информация. Особенно вот тут: "Но не все предметы сделаны из золота и серебра, встречаются также изделия из меди и железа. Отсюда можно заключить, что здесь в прежние времена жили, очевидно, другие народы, не те, которые обитают в настоящее время. /л. 14/ Таких вещей у современных жителей нет, из железа у них сделан только котел, а вся остальная утварь — из березовой коры.". Сразу вспомнилось из Толкина : "...Воздвигались высокие стены, образуя могучие крепости и мощные многобашенные твердыни; их владыки яростно враждовали друг с другом, и юное солнце багрово блистало на жаждущих крови клинках. Победы сменялись разгромами, с грохотом рушились башни, горели горделивые замки и пламя взлетало в небеса. Золото осыпало усыпальницы мертвых царей, смыкались каменные своды, их забрасывали землей, а над прахом поверженных царств вырастала густая трава. С востока приходили кочевники, снова блеяли над гробницами овцы - и опять подступала пустошь. Из дальнего далека надвигалась Необоримая Тьма, и кости хрустели в могилах. Умертвия бродили по пещерам, бренча драгоценными кольцами, и вторя завываниям ветра мертвым звоном золотых ожерелий. А каменные короны на безмолвных холмах осклаблялись в лунном свете, как обломанные белые зубья."