Что привело к распаду Великой Тартарии - Империи монголов (внутренние противоречия, как факторы раскола)

27 4503

Империи рождаются, процветают и... бывает, что умирают, а бывает, что преображаются. На протяжении истории человечества мы наблюдаем две, параллельно существующие, развивающиеся по-своему культуры, или, если хотите, цивилизации людские. Это путь развития осёдлых народов и народов кочевых. Нам известны империи образованные осёдлыми народами. И известны империи, образованные народами кочевыми. Очень интересны внутренние факторы развития империй кочевников и распада их, ибо империи кочевников, живут по-своему.

Предлагаю выдержки из книги Чху-ченга "Распад Монгольской империи"

"...В 1933 году вышла в свет книга «История Монгольской народной республики», которая была составлена сотрудниками Академий наук СССР и МНР. В ней следующим образом освещаются события, относящиеся ко второй половине XIII века: «причины распада Монгольской империи на отдельные части заключались в отсутствии прочных экономических связей, которые не могла заменить караванная торговля, и в том, что монгольские ханы отдельных улусов в экономическом отношении все больше становились зависимыми от местных феодалов и богатых купцов, на которых они опирались в угнетении и эксплуатации покоренных народов. Местная политика все более отрывала этих ханов как в Золотой Орде, так и в государстве хулагидов от далекого хана, который занимался в основном имперскими и, вполне естественно, собственно монгольскими делами, а не делами отдаленных улусов. Связь между ханами вскоре стала чисто номинальной». В целом, соглашаясь с основными положениями данной интерпретации, хотелось бы несколько дополнить и расширить ее. Например, вне поля зрения авторов данного фундаментального труда остались демографические аспекты и проблемы.

Как известно, монголы, ушедшие завоевывать другие страны, потеряли между собой прочные экономические связи. Ибо значительное число монгольских племен навсегда покинуло свою родину и рассеялось во вновь образованных улусах на территории покоренных ими стран. Значительная часть их во втором и последующих поколениях растворилась в чужой им этнической среде. Такое обстоятельство также привело к ослаблению экономического потенциала самой Монголии. Кроме того, огромная добыча, которую получило монгольское воинство в результате захватнических войн Чингисхана, его сыновей и внуков, не обогащала монгольский народ в целом, а обогащала лишь военно-командную и административную верхушку, то есть монгольских даругачи, баскаков и т.д. Это было связано с разрушением традиционного родового строя и новых, феодальных отношений, установленных самим Чингисханом. В Монголию же поступала лишь малая часть этих богатств, которая, по сути дела, и не могла укрепить производительные силы страны. Огромное завоевание, дальние походы и длительные по времени войны не только не принесли никаких экономических доходов монгольскому народу, а наоборот, существенно ослабили его как экономически, так и демографически. Как видим, после расцвета во второй половине XIII столетия в военно-политическом плане Монголия в течение нескольких последующих столетий продолжала оставаться скотоводческой страной. Иначе говоря, военные и даже административные успехи монголов в регионах, то есть улусах, и империи не отразились па экономической жизни самой Монголии.

...Людские ресурсы самой Монголии были крайне ограничены. Это обстоятельство особенно четко прослеживалось в способности общества выделять мужчин в регулярную армию и обеспечивать одновременно рабочей силой хозяйственную жизнь страны. Чтобы убедиться в этом, обратимся к данным демографии.

Естественно, как численность населения монгольских степей средневековья, так и другие историко-демографические расчеты в известной степени условны... (по самым разным подсчётам она составляла от 700 тыс.чел. до 2.5 млн.чел - Взор)

...Далее, по мнению Б.Ц. Урланиса, на рубеже первого и второго тысячелетия (1000 год н.э.) население Восточной Европы составляло около 9 млн. человек, а на рубеже первой и второй половины второго тысячелетия (1500 год н.э.) оно увеличилось до 15 млн.15 Если предположить равномерность прироста населения на протяжении этого времени, то в первой половине XIII века численность населения Восточной Европы была примерно 12 млн. человек, а это в 4,8 раза больше, чем численность монголов. Этот факт говорит о том, что существующие в исторической традиции представления о монгольской армии как о единоэтнической орде нуждаются в пересмотре... Однако бесспорным остается тот факт, что уход значительного количества мужского населения в дальние походы, их отрыв от родины, как показывают источники, еще более обострили хозяйственную ситуацию в Монголии.

Если ограниченность людских ресурсов представляла собой первую попытку кризиса производительных сил в Монголии, то нехватка естественной жизни была другой серьезной проблемой для монголов. Судя по всему, продуктов питания монголам часто не хватало. Вот что об этом пишет Владимирцов: «...но одним кочевым скотоводческим хозяйством монголы XI-XIII вв. прожить не могли. Недостаток этот пополнялся охотой на всякого рода дичь и отчасти рыбной ловлей, в затруднительных случаях питанием кореньями. Все это лишний раз подтверждает то, что до образования империи Чингисхана скота у монголов, живших на Онону, Керулену и Толе, было немного».

На наш взгляд, проблема заключается и в том, что для нормального функционирования популяций в любых районах земного шара питание должно быть не только белковым, но еще и углеводным. Другими словами, монголам нужны были не только мясо и молоко, которые до сих пор являются главными видами продуктов питания, но и зерновые, хлебные культуры. Судя по всему, во времена образования державы Чингисхана и его походов монголы также остро нуждались в земледельческих продуктах. Правильность такого предположения подтверждается данными по истории других кочевников.

Например, как известно по китайским источникам, древние кочевники (и хунну, и тюрки) постоянно нуждались в продуктах земледелия, а также в текстильных изделиях, в орудиях труда из металла, производившихся в соседних странах. Соприкасаясь с населением Китая, с оседлыми народами Средней Азии, монголы также приобретали у них необходимые им товары в обмен на лошадей и других домашних животных... Так кочевники и оседлые народы, на наш взгляд, осуществляли своеобразный товарообмен, являющийся результатом естественного разделения труда — спутника человеческого прогресса.

Конечно, некоторые источники дают нам сведения о существовании в XIII веке у монголов земледелия... Вместе с тем следует отметить, что продуктов земледелия в самой Монголии всегда не хватало. Голод часто угрожал столице империи - городу Каракорму — как в мирное, так и в военное время. В «Сборнике летописей» описан страх людей перед голодом еще при Угэдэе, когда власть во всей империи была в одних руках. Еще страшнее было в военные времена, особенно в период военных конфликтов между Хубилаем и Ариг-Бугой: «Обычно съестные припасы и питье привозили в город Каракорум на повозках из Китая. Кубилай-каан это запретил, и там начался сильнейший голод и дороговизна».

Каракорум

Говоря об обмене товарами между кочевниками и оседлыми народами, мы должны учитывать и другие нужды номадов, например, их потребность в вооружении... В первой половине XIII века, на наш взгляд, качество и уровень вооружения монголов были не очень высоки. Например, китайский посол XIII века Чжао Хун сообщал, что монголы «для стрел употребляют только костяные наконечники». Другой китайский путешественник того же столетия, Сюй Тин, прибывший в Монголию в 1235-1236 годах, писал, что монголы стали широко пользоваться железным оружием лишь после создания прямой торговли с китайцами и привоза из Средней Азии большого числа ремесленников. Видимо, более прав В.П. Алексеев, который считает, что во время возникновения империи вооружение монголов «оставляло желать лучшего если не в качественном, то в количественном отношении».

Хозяйство монголов до образования единой империи было охарактеризовано Б.Я. Владимирцовым как натуральное, они даже не знали денег. В целом, как показывают письменные источники, кроме традиционного вида хозяйства, то есть животноводства, и обмен, торговля, набеги, войны также являлись с древнейших времен важным источником для добывания дополнительных средств к существованию у кочевников. ...  обмен, торговля, войны, набеги как один из видов занятий и хозяйственной деятельности порождали значительные различия в имущественном положении кочевого населения'’. Конечно, и монголы не были в этом отношении исключением. Поэтому для нас представляет интерес следующий вопрос: Какое влияние оказывали отмеченные производственные способы на жизненный уровень монголов, и как они влияли на распад Монгольской империи?

Прежде всего, рассмотрим проблему, связанную с влиянием набегов и войн на судьбу империи.

Во многих случаях, как отмечал В.В. Бартольд, для кочевников военные набеги были важнее, чем мирная.торговля'’. Это объясняется, вероятно, тем, что выгоды от военных набегов и войн бывает больше, чем прибыль от простой торговли. Кроме того, немаловажен был, на наш взгляд, эффект «быстроты» и «бесплатности» получаемых результатов (людские потери, видимо, мало учитывались). Например, в «Тайной истории монголов» описаны события того времени, когда монголы в 1211 году осаждали Чжун-Ду (ныне Пекин) и когда чжурчжэнцы, уступая им, начали мирные переговоры. Вот как об этом сообщает источник устами визиря Узинской империи: «Дадим же их хану царевну, а военачальникам и ратным людям золота, серебра, тканей и товаров, сколько им под силу увезти». И далее, «согласившись на эти мирные предложения, Чингисхан снял осаду городов и, отозвав войска, ушел... Наши солдаты так нагрузились шелками и вещами, что даже вьюки перевязывали шелковыми кипами».

Кроме того, набеги и войны имели большое значение для политической и административной жизни общества. Вожди кочевников обязаны были заниматься такими видами «производства» и по той причине, что они обеспечивали ханам более устойчивую власть в своих владениях. В этом плане достойны внимания следующие слова Б.Я. Владимирцова: «Необходимость обезопасить свои кочевья от набегов, стремление к наживе путем наездов и необходимость организации облавных охот, в которых обязательно участие значительного числа лиц, все эти нужды степной монгольской аристократии вели к племенным объединениям с ханами во главе». Именно такое «экономическое свойство» В.В. Бартольд считал одной из главных причин быстрого образования обширной кочевой империи. Однако постоянные длительные войны приводили и к другим результатам, часто противоположным, чем ожидаемые.

Если до образования единой империи у монголов в XIII веках наблюдалась уже известная дифференциация в производстве, то такая дифференциация после образования империи, когда войны, завоевания стали постоянными, следовательно, приход военной добычи стал регулярным и значительно большим по объему, резко усилилась. В относительно мирное время, при эпизодических набегах добыча была небольшой и распределялась в первую очередь среди простых воинов. Естественно, военные предводители тоже получали свою долю при дележе добычи, однако такая доля при малых набегах была не очень большой по объему. К тому же в таких набегах принимала участие, надо полагать, не очень большая часть населения.

Однако во время крупных войн, а также в период возникновения и развития империи грабежом занималось почти все кочевое общество страны. Единственное различие заключалось в том, что доля предводителей была значительно больше, чем доля рядового воина. Как известно, предводители получали преимущество при дележе добычи и, кроме того, большие награды от хана. К тому же во время походов монгольские завоеватели брали огромное количество пленных, которых фактически превращали в рабов - собственность военных предводителей, местных администраторов, становившихся далее местными феодалами. И поэтому военные предводители, будущие феодалы, могли лучше охранять добычу, тем самым увеличивать поголовье своего стада.... «имущественная дифференциация в военное время резко усугублялась». И далее: «возникновение империи сопровождалось значительными изменениями в монгольском обществе. Резко усилились имущественная и социальная дифференциация, возросли противоречия между различными социальными слоями». Этим можно объяснить, почему военные конфликты продолжались длительное время на огромной территории империи. Например, феодальные войны после падения Юаньской империи продолжались почти целый век в самой Монголии.

Теперь рассмотрим проблему, связанную с торговлей у монголов. Как известно, интерес к торговле у кочевого общества существовал с древнейших времен. Так, вопросы свободы торговли стали причиной войн, о чем было известно еще во времена Хунну. Между «торговлей» и «войной» существовали своеобразные взаимоотношения... Г.Е. Марков: «Одним из важных в этом смысле факторов были торговые сношения, прерывавшиеся только во время военных действий, как только война сменялась миром, торговля вновь возрождалась». И причина войны между Чингиз-ханом и Хорезм-щахом заключалась в торговых интересах: «Стремление Чингиз-хана вступить в сношения с империей Хорезмшаха вполне объясняется торговыми интересами его влиятельных мусульманских советников».

Свободная торговля как традиционное понятие всегда занимала важное место в экономической жизни кочевых народов, в том числе и у монголов. Она приносила огромную выгоду и государственной власти, так как в пользу казны шли многочисленные пошлины, которые взимались с купцов. Об этом свидетельствуют факты существования специальной налоговой службы в государствах чингисидов. Так, например, в Улусе Джучи были специальные должности, упоминаемые в ханских ярлыках, - таможенники и тартнакчи, то есть таможенных пошлин и рыночных наборов с купцов на ордынских рынках.

Еще до образования империи в Монголию караваны шли из далекого Туркестана; путь по территории Монголии был частью пути международной торговли. После образования и до раскола единой империи караванная торговля между Передней Азией и Китаем получала большое развитие. Она достигла такого уровня, по словам В.В. Бартольда, «какого не имела ни раньше, ни после»"’.

Следует отметить и те различия, которые существовали между улусами империи по отношению к торговым путям. Так, Средняя Азия, которая всегда находилась в руках противников Хубилая, была базой потомков Чагатая и Угэдэя. Она не была такой, как Улус Джучи в Восточной Европе, как Улус Хулагидов на Среднем и как Юаньская династия на Дальнем Востоке, которые имели свои морские и караванные пути и свободные торговые выходы в другие регионы и страны. Средняя Азия фактически зависела от этих регионов Монгольской империи, то есть торговые пути Средней Азии определялись другими государствами. На наш взгляд, забота о свободных торговых путях всегда занимала главное место в политической борьбе у властных структур чагатаевской Средней Азии. Без свободных торговых связей с другими регионами экономике Средней Азии грозила большая беда. Военные конфликты, проходившие в 1260 году, нарушили ход нормальной торговли Средней Азии с другими странами, что незамедлительно отразилось на экономике улуса... мы считаем, что причина его [Ариг-Буги] поражения заключается в нужде и голоде, которые обрушились на Среднюю Азию. Потому что воины Ариг-Буги были вынуждены давать своим коням ячмень вместо пшеницы и хлеба.

Интересны также взаимоотношения между улусами, попавшими в омут междоусобиц. Так, Юаньская династия всегда имела своим союзником Улус Хулагидов. Противники же всегда пытались получать помощь и поддержку из Улуса Джучи. Улус Джучи был своеобразным тылом царевичей Средней Азии, вот почему Хубилай 4 раза отправлял послов к ханам Улуса Джучи, чтобы прервать связь между Улусом Джучи и царевичами из Чагатаева улуса. Если обратиться к примеру с Ариг-Бугой, то очевидно, что без поддержки хана Улуса Джучи Берке, который тогда вел войны с Хулагу, Ариг-Буга не смог бы вести войну с Хубилаем в течение 4 лет (1260-1264). Антихубилаевские действия Хайду и Тувы, которые получали крепкую поддержку со стороны хана Менгу-Тимура, тогдашнего владетеля Улуса Джучи, продолжались почти 36 лет (1268-1304).

Если Ариг-Буга и Хайду считались защитниками традиционной монгольской культуры, ..., то их сторонников, на наш взгляд, следует считать реалистами, стоявшими на позициях свободной торговли. Они не нуждались в политической власти, олицетворенной великоханским престолом. Защищая идею свободной торговли, они пытались улучшить свое экономическое положение. Необходимость в свободной торговле ощущается сильнее после блокирования торговых путей в Среднюю Азию Хубилаем. У царевичей Средней Азии были лишь два варианта: или стать на сторону Ариг-Буги, впоследствии - Хайду и Тувы, или же перейти на сторону Хубилая. Их благосостояние зависело от свободных торговых путей. Этим объясняется и то, что именно накануне окончания продолжавшегося фактически 44 года смутного времени в Средней Азии в 1304 году, то есть после смерти Хайду, всем монгольским государям было сделано предложение восстановить единство империи. Согласно этому предложению, предполагалось создать нечто вроде федерации государств под номинальным главенством китайского императора и установить между государствами право свободной торговли. Видимо, курултай 1260 года, состоявшийся в Китае, признавая законность прав Хубилая, которого другие считали предателем заветов Чингисхана, сильно ограничивал интересы других улусных ханов в области торговли, особенно международной.

Теперь перейдем к проблемам, касающимся социально-экономической жизни монголов того периода. При этом можно выделить следующие вопросы: 1) развитие профессионального купечества и их участие в государственных делах в период правления чингисидов; 2) возникновение тенденции оседлости у монголов и их оседание в городах.

Почему, по какой причине торговля всегда находилась в руках купцов туркестанских и мусульманских, а не в руках самих монголов? Причины не вполне ясны. Возможно, здесь большую роль сыграла былая традиция, согласно которой монголы в прошлом знали лишь обменную форму торговли и не были знакомы с основами денежного обращения. Однако, если до образования империи монголы... не знали денег, то при быстром образовании империи и постоянных войнах монголам были нужны люди, которые хорошо разбирались в финансовых делах. Ведь необходимо было организовать управление империей, создать администрацию. В этой ситуации среднеазиатские купцы, которые по типу культуры были близки к монголам, оказались лучшими кандидатами на финансово-административные должности. Они первоначально имели очень простую задачу - сбор денег в казну империи...

Монеты Берке хана

Купцы в улусах играли важную роль не только в экономической, но и политической жизни, если не в качестве субъектов, то по крайней мере в качестве объектов политических интриг. Например, Хулагу после поражения в 1262 году на Тереке в битве с войском Берке велел перебить всех купцов, прибывших из враждебного государства. Берке ответил на это избиением купцов из государства Хулагу55. Это означало, что велась жестокая война, при которой друг другу наносились экономические удары через резню купцов. 

1 До сих пор нет исследований, в которых бы рассматривалось влияние торговли купеческой среды на политику монгольских ханов и изучалась бы жизнь монгольского народа в различных сферах деятельности. На наш взгляд, торговая деятельность оказала существенное влияние на развитие Монгольской империи. Например, чеканка монет. По мнению Е.Л. Давыдович, монголы не вмешивались в дела денежного обращения в стране. Оно находилось в руках купцов, которые прекрасно понимали значение денег для нормального товарооборота. На первых монетах, появившихся к рубежу 50-60-х годов XIII века и в Улусе Джучи, и в Средней Азии, точнее, в Семиречье (Отрар, Ходжепт, Алмалык, Орда ал-Азам), было отчеканено имя не только великого хана, но и имя халифа ан-Насира. При содействии купеческой среды рос авторитет великого хана и постепенно ликвидировался государственный суверенитет в провинциях империи... «в руках подобных купцов иногда сосредоточивались значительные капиталы. Благодаря этому обстоятельству и благодаря своей сравнительной образованности купцы, конечно, могли оказывать влияние на ханов и через их посредство на народ; кроме того, за буддийскими, несторианскими и мусульманскими купцами, как-всегда, следовали миссионеры их религий». В результате всего этого потомки Чингисхана стали исповедовать либо христианство либо ислам. Другие пытались сохранить традиционные верования. Такой процесс, на наш взгляд, стал причиной раздора и междоусобиц, что сказывалось в дальнейшем на единстве империи.

Таким образом, развитие торговли и укрепление позиции купечества, с одной стороны, способствовали интеграции различных регионов империи, с другой - привели к тому, что они оказались в числе тех причин, которые содействовали укреплению позиции религий в регионах многоэтнической империи. 

Рассмотрим также тенденцию развития городских центров, обусловленного первоначально ввозом ремесленников из завоеванных стран.... «появляются поселения ремесленников разного рода, вывезенных из далеких культурных стран. В Монголии появляются здания и города, и сами монголы частично начинают проживать в городах культурных народов». Тенденция строительства и развития городов у кочевников, видимо, имела место уже во времена Тюркского каганата...

Первый город «Чингкай-Баласагун» был построен по приказу самого Чингисхана около 1219 года перед походом на государство Хорезмшаха. Строительством занимался Чингкай. Город находился на территории сегодняшней Тувы. Жителями города были первоначально 10000 китайских пленных, которые занимались земледелием и ремеслами. Несмотря на то, что сами монголы первоначально еще не проживали в этом городе, пример его строительства оказал влияние на темпы строительства новых городов в других регионах империи. Так во времена царствования Угэдэя сразу были построены три города: Хо-лин (Каракорум) в 1235 году, Сау-лия в 1237 году и Тус-уху в 1238 году. Подробных описаний двух последних городов в литературе нет. Имеются сведения только о Каракоруме, которые дошли до наших дней.

Строительство города Каракорума, безусловно, имело важное экономическое, хозяйственное значение. Кроме того, он являлся политическим и культурным центром Монгольской империи. Гильом де Рубрук, который посетил Каракорум в 1259 году, так описывал этот город: «Там имеются два квартала: один сарацинов, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, и из-за обилия послов; другой квартал китайцев, которые все ремесленники... Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот. У восточных продается пшено и другое зерно, которое однако, редко ввозится; у западных продают баранов и коз; у южных продают быков и повозки; у северных продают коней». Совершенно прав был Б.Я. Владимирцов, который писал, что Монголия оказалась на перекрестке больших торговых путей со столицей Каракорум на р. Орхоне.

Каракорум

Такие города, как Каракорум, играли, безусловно, важную роль в экономической жизни монголов. Об этом свидетельствуют события в Бухаре. В 1238-1239 годах в Бухаре было восстание против монгольского владычества. Великий хан и его окружение, видимо, намеревались как следует наказать, то есть разрушить город повстанцев. Однако находившийся на службе у монголов крупный купец Махмуд Ялавач сумел убедить монголов, в особенности хана Угэдэя, в том, что уничтожение богатого города из-за нескольких мятежников было бы не в интересах правительственной власти. Иначе действовали во времена смут другие ханы и царевичи, для которых были важны сразу получаемые небольшие доходы, чем те, которые могли приносить города за долгий период своего существования . Например, имеются факты, когда сановники Ей-лю Чу-цай убедил Угэдея в том, чтобы сохранить города и их жителей в Северном Китае. Произошло это примерно в 1235 году.

Таким образом, развитие городов и обусловленное этим развитием стремление к высоким доходам, видимо, приводило к изменениям в психологии и культуре монгольских правителей. Процесс этот имел сложный, противоречивый характер, ибо были активные сторонники и противоположной тенденции. Например, известно, что на курултае 1269 году на берегу р. Талас Хайду и его сторонники, проникнутые духом Ясы и степными традициями, изъявили желание жить в горах и степях, а не в городах. Однако при этом они еще не выпускали свои стада на пашни, не брали с жителей ничего, кроме законных податей. И все же после этого курултая Хайду и Тува построили новый город в Фергане - Андижан. Это свидетельствовало о том, что городская жизнь, продукты земледелия, торговые интересы и лучшие условия оседлого быта все же соблазняли и сторонников кочевого образа жизни у монголов. Не могли устоять против этого, как мы убедились, и Хайду, и Тува, выступавшие как активные защитники традиционной культуры. Ибо они также вынуждены были принять новый уклад жизни, постепенно менявший «святые» основы их традиции. На наш взгляд, новый уклад жизни усугубил кризис в среде монголов, когда одни стремились к новому образу жизни, а другие упорно боролись за традиционную культуру. Это, безусловно, наносило вред духовному единству монголов. Следует признать, что проблема, связанная со стремлением людей к новой жизни, и проблема сохранения традиционного уклада остаются повсеместно актуальными до сих пор...

На прилавках Каракорума большинство позеленевших наконечников — подлинные, они тоннами валяются в степи и их находят скотоводы. http://turbina.ru/guide/Karako...

... можно прийти к выводу, что сложные истоки причин распада державы Чингисхана существовали фактически с древнейших времен в укладе жизни самих кочевников и получили ускоренное развитие в эпоху империи. В результате бурного развития военно-политической жизни империи, когда она стала не только многоэтническим в демографическом и религиозном отношениях, но и поликультурным в социальном, экономическом  планах, эти истоковые причины разлада превращались в сложные узлы как этнокультурных, так и политических противоречий.

Усиление социально-экономической дифференциации между различными слоями общества, потребности в развитии свободной торговли, в развитии городов и купечества способствовали изменениям и в сфере психологии духовной культуры монголов. Одновременно между этими различными по форме причинами распада Монгольской империи и социально-экономическими, этнокультурными, и политическими существовала сложная взаимосвязь. Хотя временами трудно выделить из них одну как наиболее существенную, нам все же кажется, что определяющей причиной является социально-экономическая, которая и привела к распаду империи Чингисхана.

Източник:

http://history-library.com/ind...

продолжение следует

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
    • SVD
    • 1 декабря 2016 г. 15:30
    спасибо!
  • https://cont.ws/post/316368 Кондуйское городище
  • +++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!